Архивная публикация 2008 года: "Рожденный летать может ездить"
Чтобы компенсировать волатильность рынка военных заказов, предприятия российского опк целенаправленно расширяют свой бизнес в более стабильные по генерации денежных потоков гражданские сегменты бизнеса.
«Только не пишите о конверсии! — взмолился пресс-секретарь корпорации «Аэрокосмическое оборудование» Николай Валуев. — Иначе читатели могут вспомнить «конверсионный» опыт некоторых предприятий, выпускавших титановые лопаты по цене спортивного велосипеда. То, что мы делаем, это диверсификация бизнеса». С 2001 года крупнейший российский производитель оборудования и систем для военной и гражданской авиации, ПВО и космоса начал осваивать производство комплектующих для автомобильной промышленности. Семь лет спустя продукция для автопрома составляет уже 20% от общего объема производства корпорации «Аэрокосмическое оборудование», а в производстве новых видов продукции доля этого сегмента превысила 64%.
Корпорация «Аэрокосмическое оборудование» стала одной из первых интегрированных компаний, которые государство в начале века начало создавать из разрозненных предприятий стратегически важных отраслей для формирования единого центра ответственности за расходование целевого финансирования и выполнение госзаказа. Впервые о плане создания компании российской авионики было упомянуто в утвержденной в 1998 году ФЦП по реструктуризации и конверсии оборонно-промышленного комплекса. Однако формально компания появилась лишь в 2000 году под названием ОАО «Корпорация «Аэрокосмическое оборудование». В 2001 году постановлением правительства была принята федеральная целевая программа по реформированию ВПК на 2002—2006 годы, которая предусматривала расширение корпорации за счет включения в нее еще 30 предприятий российского авиаприборостроительного комплекса. У некоторых из вошедших в корпорацию авиаприборостроительных предприятий были частные акционеры, но они предпочли пожертвовать контролем над отдельными активами в пользу государства, которое получило в объединенной компании 51%. По данным корпорации, группа «Аэрокосмическое оборудование» (КАО) занимает 60% отечественного рынка авиаприборостроения. В 2003 году группа подписала соглашение о создании альянса еще с одним крупным производителем авионики — компанией «Авиаприбор-Холдинг», а также с корпорацией «Авионика». Эти три участника альянса практически полностью контролируют данный сегмент рынка. По итогам 2006 года объем выручки «Аэрокосмического оборудования» составил $730 млн. Около 10% выручки корпорация инвестирует в НИОКР с целью сохранения конкурентоспособности своей техники.
В 1999 году доля продукции для авиапрома корпорации «Аэрокосмическое оборудование» составляла 97%, при этом 90% объема производства приходилось на военные заказы. Акционеры КАО решили, что для поддержания стабильности бизнеса нужно войти в один из сегментов по производству гражданской продукции. Перебрали массу различных вариантов, например производство интеллектуальной кухонной техники, однако остановились на выпуске продукции медицинского профиля и производстве автокомпонентов. По словам гендиректора ОАО «Корпорация «Аэрокосмическое оборудование» Сергея Бодрунова, предполагается, что к 2015 году доля «неавиационной» продукции в структуре производства должна достичь 40—45%.
Поточный эксклюзив
Выход в автопром авиаприборостроители начали с производства на недозагруженных заказами от авиапрома предприятиях комплектующих для коммерческих автотранспортных средств, в частности антиблокировочных систем (АБС). Через некоторое время КАО столкнулась с проблемой несовпадения масштабов производства в автопроме и авиапроме. Конвейерное производство автокомпонентов должно работать безостановочно, но ведь время от времени технологические линии предприятий «Аэрокосмического оборудования» должны быть загружены заказами для военной авиации. Для решения проблемы КАО поделила активы на три группы: оборудование, которое используется для нужд авиационной промышленности мало; оборудование, изъятие которого под выпуск другой продукции для авиапрома критично; и оборудование, которое для эффективного производства автокомпонентов только необходимо купить. Для первой группы была изменена диспетчеризация оборудования и разработан план производства авиационных изделий «про запас». Во второй группе, наоборот, приоритет остался за авиапромом, а продукцию для автопрома изготавливали во время «окон». Чтобы сформировать логистические схемы поставок автокомплектующих, создать системы гарантийного обслуживания и сервиса, производственная корпорация реструктурировала бизнес. Заводские подразделения, которые работали на автопром, были выделены в отдельные компании (подробнее об этом Сергей Бодрунов рассказал в интервью «Профилю») под управлением субхолдинговой компании ЗАО «ЦК МФПГ «Аэрокосмическое оборудование», централизовавшей разработку и производство автокомпонентов, организацию их испытаний, сертификацию и логистику. После этого корпорация фактически стала группой, в которой под зонтичным брендом разные компании производят продукцию нескольких рыночных сегментов. С 2003 года КАО начала поставлять автокомпоненты (системы АБС/ПБС, цифровые тахометры, навигационные устройства, датчики) потребителям. С прошлого года группа решила войти в сегмент производства автокомпонентов для легкового автотранспорта через приобретение технологий и готовых отраслевых активов, а также через строительство новых предприятий. Представители «Аэрокосмического оборудования» считают, что мощности группы позволяют освоить серийное производство автокомпонентов в пределах нескольких сот тысяч единиц в год, а в ближайшие годы работающие в России иностранные автоконцерны большие объемы производить и не будут. Расположение большинства предприятий КАО в Северо-Западном федеральном округе определило географию автокомпонентного бизнеса для легкового автопрома. Предполагается, что он будет обслуживать автоконцерны, работающие в «российском Детройте» — Санкт-Петербургском автомобильном кластере. В 2007 году по инициативе КАО и других производителей автокомпонентов СЗФО была создана Санкт-Петербургская ассоциация производителей автокомпонентов (СПбАПАК), в которую сейчас входит более 60 предприятий. У СПбАПАК есть свой фонд поддержки инвестпроектов в сфере производства автокомпонентов. Ассоциация планирует развивать в индустриальных парках нескольких промзон Северной Пальмиры кластер производителей автокомплектующих. Сейчас разрабатывается мастер-план парка, а к середине 2012 года кластер может выпустить продукцию. Помимо этого группа «Аэрокосмическое оборудование» приобрела хорватский холдинг по производству автокомпонентов AD Plastik и начала производство пластиковых деталей автомобильного интерьера и экстерьера на базе технологий поглощенной компании. В России производство пластиковых деталей будет налажено на заводе, который компания строит в Усть-Луге. Также с лета прошлого года в рамках совместных предприятий группа строит три завода по производству автокомпонентов вместе с иностранными партнерами — обладателями технологий.
«Успех компании в производстве автокомпонентов зависит от того, сможет ли она обеспечить конкурентоспособные качество и цену продукта, — говорит глава Национальной ассоциации производителей автокомпонентов (НАПАК) Михаил Блохин. — Корпорация купила технологии и компетенции хорватского холдинга AD Plastik, и, если станет использовать импортное сырье, надлежащее качество обеспечено. Теперь дело за ценой». При этом Михаил Блохин считает, что «Аэрокосмическое оборудование» сможет занять нишу производителя автокомпонентов второго-третьего уровня. Вице-президент Общества авиастроителей России Александр Котенков отмечает, что помимо «Аэрокосмического оборудования» в сегмент автопрома вышли и другие предприятия авиастроения: «В 2007 году в авиапроме произведено 20 гражданских самолетов и 85 вертолетов. Это лучший результат за последние 15 лет, но и это ничтожные цифры по сравнению с тем, что когда-то ежегодно строилось 800 и более самолетов и вертолетов, в том числе 100 магистральных. А компаниям надо как-то накапливать средства для развития и техперевооружения». Помимо производства автокомпонентов авиаторы также освоили и другие отрасли, генерирующие стабильный приток средств. Например, двигателестроители выпускают газотурбинные установки по производству тепловой и электроэнергии, которые стали оптимальным вариантом для сырьевых компаний, разрабатывающих отдаленные от электросетей месторождения, у строителей и энергетиков.
Таблица 1 Крупнейшие российские предприятия ОПК по итогам 2006 года
Место в рейтинге авиапрома | Место в рейтинге предприятий ОПК | Место в рейтинге машиностроительных компаний | Место в рейтинге "Эксперт-400" | Компания | Объем реализации в 2006 году (млн руб.) | Объем реализации в 2005 году (млн руб.) | Темп прироста (%) |
- | 1 | 6 | 58 | Концерн ПВО "Алмаз-Антей" | 62 170,4 | 50 252,5 | 23,7 |
- | 2 | 12 | 128 | "Оборонпром" | 22 899 | 20 569,8 | 11,3 |
1 | 3 | 13 | 129 | НПК "Иркут" | 22 625 | 20 133,8 | 12,4 |
2 | 4 | 16 | 153 | АХК "Сухой" | 19 488,3 | 15 898,8 | 22,6 |
3 | 5 | 17 | 158 | Корпорация "Аэрокосмическое оборудование" | 19 220,9 | 16 548,5 | 16,1 |
4 | 6 | 18 | 162 | Корпорация ТРВ | 18 696,3 | 12 880,9 | 45,1 |
Источник: Рейтинговое агентство "Эксперт РА" |
Таблица 2 Рэнкинг предприятий авиационной промышленности России (по РСБУ)
№ | Компания | Выручка от реализации (млн руб.), 2006 | Выручка от реализации (млн руб.), 2005 | Чистая прибыль/убыток (млн руб.), 2006 | Чистая прибыль/убыток (млн руб.), 2005 | Доля гражданской продукции (%), 2006 | Доля гражданской продукции (%), 2005 |
1 | Российский авиаприборостроительный альянс* | 25 403 | 21 368,4 | 3318,6 | 1729,9 | 38,4 | 36 |
2 | ОАО "АХК "Сухой"** | 19 553 | 15 907,6 | 727 | 229,3 | 15,7 | 7 |
3 | ОАО "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение" | 18 967 | 12 888,3 | 1485 | 332,4 | 5 | 5,5 |
4 | ОАО "НПК "Иркут"*** | 16 882,5 | 7987,4 | 1138,4 | -725,2 | 2 | 2 |
5 | ФГУП "РСК "МиГ" | 15 963,3 | 6995,3 | 818,7 | 126,8 | 1,5 | 0,7 |
6 | ОАО "Уфимское моторостроительное ПО" | 14 995,5 | 10 458,4 | 1486 | 1025,3 | 3,7 | 5 |
7 | ОАО "Вертолеты России" | 14 685 | - | Нет данных | - | 100 | - |
8 | ФГУП "ММПП "Салют" | 11 200 | 11 397 | 253,5 | 149,3 | 17,5 | 12,7 |
9 | ОАО "Роствертол" | 6083,9 | 4703,4 | 312,8 | 304,6 | 15 | 15 |
10 | ОАО "НАЗ "Сокол" | 3812,3 | 1280 | 25 | -354 | 15 | 34,6 |
* Включая группу предприятий корпорации "Аэрокосмическое оборудование" и холдинговую компанию "Авиаприбор-Холдинг". | |||||||
** Включая ОАО "ОКБ Сухого", ОАО КнААПО и ОАО НАПО. | |||||||
*** Включая ОАО "ОКБ Яковлева", ОАО "ТАНТК им. Бериева" и аффилированные структуры. | |||||||
**** Включая дочерние предприятия и аффилированные структуры. | |||||||
Источник: Центр анализа стратегий и технологий |
Чтобы компенсировать волатильность рынка военных заказов, предприятия российского опк целенаправленно расширяют свой бизнес в более стабильные по генерации денежных потоков гражданские сегменты бизнеса.
«Только не пишите о конверсии! — взмолился пресс-секретарь корпорации «Аэрокосмическое оборудование» Николай Валуев. — Иначе читатели могут вспомнить «конверсионный» опыт некоторых предприятий, выпускавших титановые лопаты по цене спортивного велосипеда. То, что мы делаем, это диверсификация бизнеса». С 2001 года крупнейший российский производитель оборудования и систем для военной и гражданской авиации, ПВО и космоса начал осваивать производство комплектующих для автомобильной промышленности. Семь лет спустя продукция для автопрома составляет уже 20% от общего объема производства корпорации «Аэрокосмическое оборудование», а в производстве новых видов продукции доля этого сегмента превысила 64%.
Корпорация «Аэрокосмическое оборудование» стала одной из первых интегрированных компаний, которые государство в начале века начало создавать из разрозненных предприятий стратегически важных отраслей для формирования единого центра ответственности за расходование целевого финансирования и выполнение госзаказа. Впервые о плане создания компании российской авионики было упомянуто в утвержденной в 1998 году ФЦП по реструктуризации и конверсии оборонно-промышленного комплекса. Однако формально компания появилась лишь в 2000 году под названием ОАО «Корпорация «Аэрокосмическое оборудование». В 2001 году постановлением правительства была принята федеральная целевая программа по реформированию ВПК на 2002—2006 годы, которая предусматривала расширение корпорации за счет включения в нее еще 30 предприятий российского авиаприборостроительного комплекса. У некоторых из вошедших в корпорацию авиаприборостроительных предприятий были частные акционеры, но они предпочли пожертвовать контролем над отдельными активами в пользу государства, которое получило в объединенной компании 51%. По данным корпорации, группа «Аэрокосмическое оборудование» (КАО) занимает 60% отечественного рынка авиаприборостроения. В 2003 году группа подписала соглашение о создании альянса еще с одним крупным производителем авионики — компанией «Авиаприбор-Холдинг», а также с корпорацией «Авионика». Эти три участника альянса практически полностью контролируют данный сегмент рынка. По итогам 2006 года объем выручки «Аэрокосмического оборудования» составил $730 млн. Около 10% выручки корпорация инвестирует в НИОКР с целью сохранения конкурентоспособности своей техники.
В 1999 году доля продукции для авиапрома корпорации «Аэрокосмическое оборудование» составляла 97%, при этом 90% объема производства приходилось на военные заказы. Акционеры КАО решили, что для поддержания стабильности бизнеса нужно войти в один из сегментов по производству гражданской продукции. Перебрали массу различных вариантов, например производство интеллектуальной кухонной техники, однако остановились на выпуске продукции медицинского профиля и производстве автокомпонентов. По словам гендиректора ОАО «Корпорация «Аэрокосмическое оборудование» Сергея Бодрунова, предполагается, что к 2015 году доля «неавиационной» продукции в структуре производства должна достичь 40—45%.
Поточный эксклюзив
Выход в автопром авиаприборостроители начали с производства на недозагруженных заказами от авиапрома предприятиях комплектующих для коммерческих автотранспортных средств, в частности антиблокировочных систем (АБС). Через некоторое время КАО столкнулась с проблемой несовпадения масштабов производства в автопроме и авиапроме. Конвейерное производство автокомпонентов должно работать безостановочно, но ведь время от времени технологические линии предприятий «Аэрокосмического оборудования» должны быть загружены заказами для военной авиации. Для решения проблемы КАО поделила активы на три группы: оборудование, которое используется для нужд авиационной промышленности мало; оборудование, изъятие которого под выпуск другой продукции для авиапрома критично; и оборудование, которое для эффективного производства автокомпонентов только необходимо купить. Для первой группы была изменена диспетчеризация оборудования и разработан план производства авиационных изделий «про запас». Во второй группе, наоборот, приоритет остался за авиапромом, а продукцию для автопрома изготавливали во время «окон». Чтобы сформировать логистические схемы поставок автокомплектующих, создать системы гарантийного обслуживания и сервиса, производственная корпорация реструктурировала бизнес. Заводские подразделения, которые работали на автопром, были выделены в отдельные компании (подробнее об этом Сергей Бодрунов рассказал в интервью «Профилю») под управлением субхолдинговой компании ЗАО «ЦК МФПГ «Аэрокосмическое оборудование», централизовавшей разработку и производство автокомпонентов, организацию их испытаний, сертификацию и логистику. После этого корпорация фактически стала группой, в которой под зонтичным брендом разные компании производят продукцию нескольких рыночных сегментов. С 2003 года КАО начала поставлять автокомпоненты (системы АБС/ПБС, цифровые тахометры, навигационные устройства, датчики) потребителям. С прошлого года группа решила войти в сегмент производства автокомпонентов для легкового автотранспорта через приобретение технологий и готовых отраслевых активов, а также через строительство новых предприятий. Представители «Аэрокосмического оборудования» считают, что мощности группы позволяют освоить серийное производство автокомпонентов в пределах нескольких сот тысяч единиц в год, а в ближайшие годы работающие в России иностранные автоконцерны большие объемы производить и не будут. Расположение большинства предприятий КАО в Северо-Западном федеральном округе определило географию автокомпонентного бизнеса для легкового автопрома. Предполагается, что он будет обслуживать автоконцерны, работающие в «российском Детройте» — Санкт-Петербургском автомобильном кластере. В 2007 году по инициативе КАО и других производителей автокомпонентов СЗФО была создана Санкт-Петербургская ассоциация производителей автокомпонентов (СПбАПАК), в которую сейчас входит более 60 предприятий. У СПбАПАК есть свой фонд поддержки инвестпроектов в сфере производства автокомпонентов. Ассоциация планирует развивать в индустриальных парках нескольких промзон Северной Пальмиры кластер производителей автокомплектующих. Сейчас разрабатывается мастер-план парка, а к середине 2012 года кластер может выпустить продукцию. Помимо этого группа «Аэрокосмическое оборудование» приобрела хорватский холдинг по производству автокомпонентов AD Plastik и начала производство пластиковых деталей автомобильного интерьера и экстерьера на базе технологий поглощенной компании. В России производство пластиковых деталей будет налажено на заводе, который компания строит в Усть-Луге. Также с лета прошлого года в рамках совместных предприятий группа строит три завода по производству автокомпонентов вместе с иностранными партнерами — обладателями технологий.
«Успех компании в производстве автокомпонентов зависит от того, сможет ли она обеспечить конкурентоспособные качество и цену продукта, — говорит глава Национальной ассоциации производителей автокомпонентов (НАПАК) Михаил Блохин. — Корпорация купила технологии и компетенции хорватского холдинга AD Plastik, и, если станет использовать импортное сырье, надлежащее качество обеспечено. Теперь дело за ценой». При этом Михаил Блохин считает, что «Аэрокосмическое оборудование» сможет занять нишу производителя автокомпонентов второго-третьего уровня. Вице-президент Общества авиастроителей России Александр Котенков отмечает, что помимо «Аэрокосмического оборудования» в сегмент автопрома вышли и другие предприятия авиастроения: «В 2007 году в авиапроме произведено 20 гражданских самолетов и 85 вертолетов. Это лучший результат за последние 15 лет, но и это ничтожные цифры по сравнению с тем, что когда-то ежегодно строилось 800 и более самолетов и вертолетов, в том числе 100 магистральных. А компаниям надо как-то накапливать средства для развития и техперевооружения». Помимо производства автокомпонентов авиаторы также освоили и другие отрасли, генерирующие стабильный приток средств. Например, двигателестроители выпускают газотурбинные установки по производству тепловой и электроэнергии, которые стали оптимальным вариантом для сырьевых компаний, разрабатывающих отдаленные от электросетей месторождения, у строителей и энергетиков.
Таблица 1 Крупнейшие российские предприятия ОПК по итогам 2006 года
Место в рейтинге авиапрома | Место в рейтинге предприятий ОПК | Место в рейтинге машиностроительных компаний | Место в рейтинге "Эксперт-400" | Компания | Объем реализации в 2006 году (млн руб.) | Объем реализации в 2005 году (млн руб.) | Темп прироста (%) |
- | 1 | 6 | 58 | Концерн ПВО "Алмаз-Антей" | 62 170,4 | 50 252,5 | 23,7 |
- | 2 | 12 | 128 | "Оборонпром" | 22 899 | 20 569,8 | 11,3 |
1 | 3 | 13 | 129 | НПК "Иркут" | 22 625 | 20 133,8 | 12,4 |
2 | 4 | 16 | 153 | АХК "Сухой" | 19 488,3 | 15 898,8 | 22,6 |
3 | 5 | 17 | 158 | Корпорация "Аэрокосмическое оборудование" | 19 220,9 | 16 548,5 | 16,1 |
4 | 6 | 18 | 162 | Корпорация ТРВ | 18 696,3 | 12 880,9 | 45,1 |
Источник: Рейтинговое агентство "Эксперт РА" |
Таблица 2 Рэнкинг предприятий авиационной промышленности России (по РСБУ)
№ | Компания | Выручка от реализации (млн руб.), 2006 | Выручка от реализации (млн руб.), 2005 | Чистая прибыль/убыток (млн руб.), 2006 | Чистая прибыль/убыток (млн руб.), 2005 | Доля гражданской продукции (%), 2006 | Доля гражданской продукции (%), 2005 |
1 | Российский авиаприборостроительный альянс* | 25 403 | 21 368,4 | 3318,6 | 1729,9 | 38,4 | 36 |
2 | ОАО "АХК "Сухой"** | 19 553 | 15 907,6 | 727 | 229,3 | 15,7 | 7 |
3 | ОАО "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение" | 18 967 | 12 888,3 | 1485 | 332,4 | 5 | 5,5 |
4 | ОАО "НПК "Иркут"*** | 16 882,5 | 7987,4 | 1138,4 | -725,2 | 2 | 2 |
5 | ФГУП "РСК "МиГ" | 15 963,3 | 6995,3 | 818,7 | 126,8 | 1,5 | 0,7 |
6 | ОАО "Уфимское моторостроительное ПО" | 14 995,5 | 10 458,4 | 1486 | 1025,3 | 3,7 | 5 |
7 | ОАО "Вертолеты России" | 14 685 | - | Нет данных | - | 100 | - |
8 | ФГУП "ММПП "Салют" | 11 200 | 11 397 | 253,5 | 149,3 | 17,5 | 12,7 |
9 | ОАО "Роствертол" | 6083,9 | 4703,4 | 312,8 | 304,6 | 15 | 15 |
10 | ОАО "НАЗ "Сокол" | 3812,3 | 1280 | 25 | -354 | 15 | 34,6 |
* Включая группу предприятий корпорации "Аэрокосмическое оборудование" и холдинговую компанию "Авиаприбор-Холдинг". | |||||||
** Включая ОАО "ОКБ Сухого", ОАО КнААПО и ОАО НАПО. | |||||||
*** Включая ОАО "ОКБ Яковлева", ОАО "ТАНТК им. Бериева" и аффилированные структуры. | |||||||
**** Включая дочерние предприятия и аффилированные структуры. | |||||||
Источник: Центр анализа стратегий и технологий |
Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».