29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2007 года: "РУНЕТ: КОЛЛЕКЦИЯ «ЛЕТО-2007»"

Архивная публикация 2007 года: "РУНЕТ: КОЛЛЕКЦИЯ «ЛЕТО-2007»"

Российский Интернет, он же Рунет, разменял второй десяток. За это время российская часть Сети перестала быть местом тусовки немногих посвященных. Технология стала обыденной и общедоступной. Миллионы пользователей — теперь это что угодно, но только не тусовка.Поисковики — самые популярные сервисы Рунета. До 5 млн. человек в день используют поиск Яндекса. По данным LiveInternet, они осуществляют до 10 млн. переходов на выданные системой сайты. 4 млн. переходов «раздает» Google, 3 млн. — «Рамблер». До 1 млн. уходят с поиска Mail.Ru (где использованы технологии поиска «Яндекса»).

Многие годы манера работы поисковиков не менялась. Вам выдавали по запросу список ссылок, и все. Ситуация изменилась в последние годы с появлением контекстной рекламы. Теперь пользователю, кроме основной выдачи, предлагают ряд коммерческих объявлений, более или менее соответствующих теме запроса. Однако эта реклама пока лишь дополняет основную картину, не раздражая посетителя и принося поисковикам солидный доход (до 3/4 рекламной выручки «Яндекса» приходится на «контекст»), а рекламодателям — целевых клиентов за разумные деньги.

Развитие поисковиков в ближайшем будущем будет иметь важную тенденцию — они все активнее станут ориентироваться на «социальную» части Сети, то есть на информацию, порождаемую самими пользователями. В 2006 году «Яндекс» запустил свой поиск по блогам и форумам, который в некоторых ситуациях — например, breaking news — на равных конкурирует с обычным поиском и поиском по новостям. Пользователям Сети интересно, что пишут люди о том или ином событии, так как подчас очевидцы дают гораздо больше качественной эксклюзивной информации, чем СМИ.

Кстати, о новостях

Почти победив газеты и даже потеснив ТВ, Рунет стал важнейшей средой распространения новостей. Забавно, но люди читают новости именно «в Интернете» или «на «Яндексе», не различая сайтов. В этом отчасти виноваты новостные агрегаторы — программы-роботы, обрабатывающие тексты новостей. «Яндекс», «Рамблер», Google, Mail.Ru собирают у себя материалы тысяч информационных источников, публикуя анонсы статей и направляя посетителя за полным текстом на сайт-первоисточник.

Агрегаторы, используемые «большой тройкой» Рунета («Яндекс», Mail.Ru, «Рамблер») и их американским конкурентом (Google), недавно пришедшим в Россию, формируют собственную информационную повестку дня. Точно так же, как редакции новостей ТВ-каналов. Потом новости, размещенные на главной странице «Яндекса», одновременно читают тысячи посетителей. Сетевые СМИ пытаются соответствовать и дают материалы по заданной агрегаторами (то есть наиболее читаемой) повестке очередного дня. Типичный случай положительной обратной связи — такой механизм сам себя раскручивает.

Например, замечено, что «Яндекс» живо интересуется кончиной деятелей культуры, даже если умер актер, игравший эпизодические роли или никому не известный певец. Вынося новость в список главных, портал провоцирует интернет-СМИ на новые сообщения в духе «Умер великий актер» или «Скончался легендарный рок-музыкант», на поверку оказывающиеся обманкой, — подавляющее большинство читателей знать не знают об указанных личностях, но проворно щелкают по заголовкам.

Несомненный лидер индустрии новостей в Рунете — холдинг «РБК». Его первый успех приходится на август 1998 года. Тогда, в разгар кризиса, rbc.ru отдавал в открытый доступ прежде платные экономические новости и аналитику. С тех пор — вот уже чуть ли не 10 лет — и остается самым посещаемым ресурсом.

На базе успешного «материнского» сайта были запущены тематические проекты-сателлиты — массовая (читай: желтая) интернет-газета «Утро.ру», сайт об IT Cnews, AutoNews. И только после успеха онлайн-проектов стартовали бумажная газета, ежемесячный журнал и телеканал РБК ТВ. А также ряд развлекательных проектов, главным из которых является LovePlanet — сайт знакомств, за считанные месяцы собравший миллионы анкет за счет беспрецедентной по масштабам рекламной кампании. Холдинг купил также старейший из «гигантов» информационного Рунета — сайт Anekdot.Ru.

Многобложие

«Социальный» Рунет не является монолитным, более того — он состоит из нескольких принципиально различных сообществ. Так было всегда: еще до массового развития блогинга существовали сотни популярных форумов и почтовых рассылок. Эти тусовки редко пересекались, а встречаясь, удивлялись: вроде на одном огороде и удобрениях выросли, но сходства не больше чем в огурце, помидоре и картошке. Однако с развитием массовых блогерских сообществ лидеры определились: ими стали LiveJournal и LiveInternet.

Точнее так — LiveInternet, а потом уже всем известный LiveJournal. Именно LiveInternet является сегодня самым массовым и самым активным блогосервисом в Рунете. По данным «Яндекса», в нем состоят более 680 тыс. пользователей, оставившие в день написания статьи 52 тыс. записей. Для сравнения — в ЖЖ, то есть LiveJournal, 525 тыс. авторов и 45 тыс. записей. Разница, которой еще в начале 2007 года не было (сервисы шли «ноздря в ноздрю») очевидна: весной 2007 года LiveInternet стал лидером «социального» Рунета, оставаясь при этом в тени общественного внимания.

СМИ не раз писали об истории появления и становления LiveJournal в России. Осенью газеты и журналы, не говоря о сайтах, пестрели сообщениями о том, что Александр Мамут купил права на русскоязычный ЖЖ у американского создателя сервиса Брэда Фицпатрика, передав их под управление медиа-бизнесмена Эндрю Полсона и одного из наиболее известных деятелей Рунета Антона Носика. ЖЖ попал в эпицентр общественного внимания, тогда как о LiveInternet не говорил и не писал никто. Но его история не менее интересна.

«Мы создали Li.ru лет пять назад как точку входа для прочих сервисов. У меня тогда не было денег, а хотелось сделать масштабный сетевой проект без рекламы, за счет пользователей своего же популярного проекта. Была хорошая система статистики, нужно было привлечь к ней внимание, и я решил сделать это за счет блогов», — рассказывает Герман Клименко, владелец LiveInternet, известный интернет-предприниматель еще первой волны.

Спортивного интереса в соревновании с ЖЖ Клименко, на словах, не имеет: «Мне непринципиально, кто из нас выше. Важна тенденция, именно поэтому необходимо, чтобы критерии подсчета были одинаковыми. Поэтому для измерения я использую счетчик по блогам «Яндекса», но беру не абсолютные цифры, а колебания за 3—4 месяца. В 2007 году наш рост действительно превышает рост ЖЖ». Вообще, по словам Клименко, его проект вырос «в три раза за год, хотя хочется в пять раз, но и так неплохо».

Самое интересное с культурной точки зрения в LiveInternet — контингент пользователей, сотни тысяч «лирушников» (от Li.ru). В массе своей это подростки, обсуждающие свойственные возрасту проблемы и явления, тогда как в ЖЖ это в основном офисные работники. Из отличий в социальном составе блогеров логично следуют кардинально отличающиеся языки (каждый из которых при этом и близко не похож ни на одну известную доселе сетевую вариацию письменного русского) и мировоззрения.

Показательный пример. 22 марта в страшной автокатастрофе погиб рэппер Ратмир Шишков, участник одной из «Фабрик звезд». 19-летний исполнитель был кумиром для ровесников-лирушников, особенно женского пола, и красной тряпкой для более взрослых и якобы интеллектуальных ЖЖ-шников, которым он казался «мажором», ничем не заслужившим своего положения (Ратмир ездил на представительском «мерседесе» и получал солидные гонорары за выступления).

Разница в реакции блогеров оказалась ошеломляющей. Весь LiveInternet был буквально залит слезами: тысячи «лирушников» разместили в своих журналах портреты Шишкова с крайне эмоциональными похоронными комментариями. ЖЖ-шники не замедлили с ответом: циничные тексты о смерти чужого кумира моментально прокатились по многим, в том числе весьма популярным дневникам. Тому способствовали обстоятельства смерти — в аварии был виноват водитель автомобиля — но основным объектом насмешек стали «детки из Li.ru».

Возникла парадоксальная ситуация: в пятерке самых популярных блогозаписей, составляемой «Яндексом», соседствовали посты из Li.ru и усмешки из ЖЖ. На несколько дней смерть далеко не самого известного в мире шоу-бизнеса человека стала самым популярной темой в Рунете, причем постепенно крен от комментариев новости сместился к обсуждению блогерами собственного поведения.

Скорее всего, подобные столкновения кита и слона будут повторяться и дальше. Хоть лирушники и ЖЖ-шники стараются блогерствовать обособленно, они все равно существуют в одном сетевом пространстве. Метко сказал об этом один журналист: «Сейчас над лирушниками все смеются, потому что им 15 лет и соответствующий интеллект. Посмотрим, что будет, когда дети вырастут, — к своему LiveInternet они привязаны намертво. Будет не до смеха».

Вызовы реалу

«ЖЖ изначально создавался силами журналистов и общественных деятелей. Там многие решают свои профессиональные задачи, как, например, депутаты Александр Лебедев или Евгений Ройзман. В LiveInternet тоже есть два десятка чиновников, но они приходят туда в личное время за общением», — говорит Герман Клименко и добавляет: «Например, я с удовольствием читаю ЖЖ, но не пишу туда, потому что работы в моей жизни и так достаточно. В Li.ru сидят целые школы, общаются, разговаривают. Это прежде всего для общения, а не для работы».

Действительно, если пользователи Li.ru редко делают общественные или политические заявления (можно вспомнить разве что скандал с женой водочного олигарха Юрия Шефлера), то ЖЖ-шники делают это постоянно, причудливо мешая в одном котле политику, журналистику, общественную и благотворительную деятельность. Здесь можно отметить два наиболее ярких случая последнего времени — «Новгородское дело» и «Химкинский скандал».

В Новгороде молодую мать Антонину Федорову обвиняют в попытке убийства собственной трехлетней дочери, горячо ею любимой. Арест, несколько недель в СИЗО. С момента «посадки» Антонины ее муж и друзья начали масштабную кампанию в Интернете с требованием выпустить девушку со слабым здоровьем из изолятора до судебного заседания. Под давлением созданного таким образом общественного мнения следователи уступили.

Скандал вокруг перезахоронения героев Великой Отечественной войны в Химках получился хотя и менее масштабным, но, пожалуй, даже более показательным. СМИ сообщили, что тела воинов эксгумировали ради продажи земли. Популярный блогер Рустем Адагамов съездил в Химки и привез ошеломляющий репортаж: СМИ врут, на самом деле администрация и общество «Ритуал» решили перенести мемориал из неудачного места (почти обочина Ленинградки, гробы лежат на подземных коммуникациях) в парк на Аллею героев. Разумный план. Но СМИ не умолкали: на радио «Эхо Москвы» в новостных передачах сообщали прежнюю информацию, а в авторских — обсуждался произвол властей, которые «ничем не лучше эстонских». «Эху» активно ассистировали «Новые известия». Выступление блогеров против СМИ не увенчалось успехом — газеты не вышли с опровержением, а журналисты не извинились. Но стало ясно: часть блогосферы может, консолидировавшись, превратиться в медийное оружие и влиять на общественное мнение.

Очевидно, что влияние блогосферы, и прежде всего политически активного ЖЖ, будет только усиливаться. Наступит время, когда под давлением сетевой общественности СМИ будут приносить извинения за фактические ошибки, а политики приведут свои программы в соответствие с пожеланиями интернетчиков — иначе проиграют конкурентам. Одновременно подрастут миллионы пользователей «поколения LiveInternet», которое способно к консолидации. В отличие от ЖЖ, в котором единство невозможно в принципе, — всегда найдется равная по активности партия с прямо противоположной позицией.

Это будет новый, удивительный сетевой мир.

Российский Интернет, он же Рунет, разменял второй десяток. За это время российская часть Сети перестала быть местом тусовки немногих посвященных. Технология стала обыденной и общедоступной. Миллионы пользователей — теперь это что угодно, но только не тусовка.Поисковики — самые популярные сервисы Рунета. До 5 млн. человек в день используют поиск Яндекса. По данным LiveInternet, они осуществляют до 10 млн. переходов на выданные системой сайты. 4 млн. переходов «раздает» Google, 3 млн. — «Рамблер». До 1 млн. уходят с поиска Mail.Ru (где использованы технологии поиска «Яндекса»).

Многие годы манера работы поисковиков не менялась. Вам выдавали по запросу список ссылок, и все. Ситуация изменилась в последние годы с появлением контекстной рекламы. Теперь пользователю, кроме основной выдачи, предлагают ряд коммерческих объявлений, более или менее соответствующих теме запроса. Однако эта реклама пока лишь дополняет основную картину, не раздражая посетителя и принося поисковикам солидный доход (до 3/4 рекламной выручки «Яндекса» приходится на «контекст»), а рекламодателям — целевых клиентов за разумные деньги.

Развитие поисковиков в ближайшем будущем будет иметь важную тенденцию — они все активнее станут ориентироваться на «социальную» части Сети, то есть на информацию, порождаемую самими пользователями. В 2006 году «Яндекс» запустил свой поиск по блогам и форумам, который в некоторых ситуациях — например, breaking news — на равных конкурирует с обычным поиском и поиском по новостям. Пользователям Сети интересно, что пишут люди о том или ином событии, так как подчас очевидцы дают гораздо больше качественной эксклюзивной информации, чем СМИ.

Кстати, о новостях

Почти победив газеты и даже потеснив ТВ, Рунет стал важнейшей средой распространения новостей. Забавно, но люди читают новости именно «в Интернете» или «на «Яндексе», не различая сайтов. В этом отчасти виноваты новостные агрегаторы — программы-роботы, обрабатывающие тексты новостей. «Яндекс», «Рамблер», Google, Mail.Ru собирают у себя материалы тысяч информационных источников, публикуя анонсы статей и направляя посетителя за полным текстом на сайт-первоисточник.

Агрегаторы, используемые «большой тройкой» Рунета («Яндекс», Mail.Ru, «Рамблер») и их американским конкурентом (Google), недавно пришедшим в Россию, формируют собственную информационную повестку дня. Точно так же, как редакции новостей ТВ-каналов. Потом новости, размещенные на главной странице «Яндекса», одновременно читают тысячи посетителей. Сетевые СМИ пытаются соответствовать и дают материалы по заданной агрегаторами (то есть наиболее читаемой) повестке очередного дня. Типичный случай положительной обратной связи — такой механизм сам себя раскручивает.

Например, замечено, что «Яндекс» живо интересуется кончиной деятелей культуры, даже если умер актер, игравший эпизодические роли или никому не известный певец. Вынося новость в список главных, портал провоцирует интернет-СМИ на новые сообщения в духе «Умер великий актер» или «Скончался легендарный рок-музыкант», на поверку оказывающиеся обманкой, — подавляющее большинство читателей знать не знают об указанных личностях, но проворно щелкают по заголовкам.

Несомненный лидер индустрии новостей в Рунете — холдинг «РБК». Его первый успех приходится на август 1998 года. Тогда, в разгар кризиса, rbc.ru отдавал в открытый доступ прежде платные экономические новости и аналитику. С тех пор — вот уже чуть ли не 10 лет — и остается самым посещаемым ресурсом.

На базе успешного «материнского» сайта были запущены тематические проекты-сателлиты — массовая (читай: желтая) интернет-газета «Утро.ру», сайт об IT Cnews, AutoNews. И только после успеха онлайн-проектов стартовали бумажная газета, ежемесячный журнал и телеканал РБК ТВ. А также ряд развлекательных проектов, главным из которых является LovePlanet — сайт знакомств, за считанные месяцы собравший миллионы анкет за счет беспрецедентной по масштабам рекламной кампании. Холдинг купил также старейший из «гигантов» информационного Рунета — сайт Anekdot.Ru.

Многобложие

«Социальный» Рунет не является монолитным, более того — он состоит из нескольких принципиально различных сообществ. Так было всегда: еще до массового развития блогинга существовали сотни популярных форумов и почтовых рассылок. Эти тусовки редко пересекались, а встречаясь, удивлялись: вроде на одном огороде и удобрениях выросли, но сходства не больше чем в огурце, помидоре и картошке. Однако с развитием массовых блогерских сообществ лидеры определились: ими стали LiveJournal и LiveInternet.

Точнее так — LiveInternet, а потом уже всем известный LiveJournal. Именно LiveInternet является сегодня самым массовым и самым активным блогосервисом в Рунете. По данным «Яндекса», в нем состоят более 680 тыс. пользователей, оставившие в день написания статьи 52 тыс. записей. Для сравнения — в ЖЖ, то есть LiveJournal, 525 тыс. авторов и 45 тыс. записей. Разница, которой еще в начале 2007 года не было (сервисы шли «ноздря в ноздрю») очевидна: весной 2007 года LiveInternet стал лидером «социального» Рунета, оставаясь при этом в тени общественного внимания.

СМИ не раз писали об истории появления и становления LiveJournal в России. Осенью газеты и журналы, не говоря о сайтах, пестрели сообщениями о том, что Александр Мамут купил права на русскоязычный ЖЖ у американского создателя сервиса Брэда Фицпатрика, передав их под управление медиа-бизнесмена Эндрю Полсона и одного из наиболее известных деятелей Рунета Антона Носика. ЖЖ попал в эпицентр общественного внимания, тогда как о LiveInternet не говорил и не писал никто. Но его история не менее интересна.

«Мы создали Li.ru лет пять назад как точку входа для прочих сервисов. У меня тогда не было денег, а хотелось сделать масштабный сетевой проект без рекламы, за счет пользователей своего же популярного проекта. Была хорошая система статистики, нужно было привлечь к ней внимание, и я решил сделать это за счет блогов», — рассказывает Герман Клименко, владелец LiveInternet, известный интернет-предприниматель еще первой волны.

Спортивного интереса в соревновании с ЖЖ Клименко, на словах, не имеет: «Мне непринципиально, кто из нас выше. Важна тенденция, именно поэтому необходимо, чтобы критерии подсчета были одинаковыми. Поэтому для измерения я использую счетчик по блогам «Яндекса», но беру не абсолютные цифры, а колебания за 3—4 месяца. В 2007 году наш рост действительно превышает рост ЖЖ». Вообще, по словам Клименко, его проект вырос «в три раза за год, хотя хочется в пять раз, но и так неплохо».

Самое интересное с культурной точки зрения в LiveInternet — контингент пользователей, сотни тысяч «лирушников» (от Li.ru). В массе своей это подростки, обсуждающие свойственные возрасту проблемы и явления, тогда как в ЖЖ это в основном офисные работники. Из отличий в социальном составе блогеров логично следуют кардинально отличающиеся языки (каждый из которых при этом и близко не похож ни на одну известную доселе сетевую вариацию письменного русского) и мировоззрения.

Показательный пример. 22 марта в страшной автокатастрофе погиб рэппер Ратмир Шишков, участник одной из «Фабрик звезд». 19-летний исполнитель был кумиром для ровесников-лирушников, особенно женского пола, и красной тряпкой для более взрослых и якобы интеллектуальных ЖЖ-шников, которым он казался «мажором», ничем не заслужившим своего положения (Ратмир ездил на представительском «мерседесе» и получал солидные гонорары за выступления).

Разница в реакции блогеров оказалась ошеломляющей. Весь LiveInternet был буквально залит слезами: тысячи «лирушников» разместили в своих журналах портреты Шишкова с крайне эмоциональными похоронными комментариями. ЖЖ-шники не замедлили с ответом: циничные тексты о смерти чужого кумира моментально прокатились по многим, в том числе весьма популярным дневникам. Тому способствовали обстоятельства смерти — в аварии был виноват водитель автомобиля — но основным объектом насмешек стали «детки из Li.ru».

Возникла парадоксальная ситуация: в пятерке самых популярных блогозаписей, составляемой «Яндексом», соседствовали посты из Li.ru и усмешки из ЖЖ. На несколько дней смерть далеко не самого известного в мире шоу-бизнеса человека стала самым популярной темой в Рунете, причем постепенно крен от комментариев новости сместился к обсуждению блогерами собственного поведения.

Скорее всего, подобные столкновения кита и слона будут повторяться и дальше. Хоть лирушники и ЖЖ-шники стараются блогерствовать обособленно, они все равно существуют в одном сетевом пространстве. Метко сказал об этом один журналист: «Сейчас над лирушниками все смеются, потому что им 15 лет и соответствующий интеллект. Посмотрим, что будет, когда дети вырастут, — к своему LiveInternet они привязаны намертво. Будет не до смеха».

Вызовы реалу

«ЖЖ изначально создавался силами журналистов и общественных деятелей. Там многие решают свои профессиональные задачи, как, например, депутаты Александр Лебедев или Евгений Ройзман. В LiveInternet тоже есть два десятка чиновников, но они приходят туда в личное время за общением», — говорит Герман Клименко и добавляет: «Например, я с удовольствием читаю ЖЖ, но не пишу туда, потому что работы в моей жизни и так достаточно. В Li.ru сидят целые школы, общаются, разговаривают. Это прежде всего для общения, а не для работы».

Действительно, если пользователи Li.ru редко делают общественные или политические заявления (можно вспомнить разве что скандал с женой водочного олигарха Юрия Шефлера), то ЖЖ-шники делают это постоянно, причудливо мешая в одном котле политику, журналистику, общественную и благотворительную деятельность. Здесь можно отметить два наиболее ярких случая последнего времени — «Новгородское дело» и «Химкинский скандал».

В Новгороде молодую мать Антонину Федорову обвиняют в попытке убийства собственной трехлетней дочери, горячо ею любимой. Арест, несколько недель в СИЗО. С момента «посадки» Антонины ее муж и друзья начали масштабную кампанию в Интернете с требованием выпустить девушку со слабым здоровьем из изолятора до судебного заседания. Под давлением созданного таким образом общественного мнения следователи уступили.

Скандал вокруг перезахоронения героев Великой Отечественной войны в Химках получился хотя и менее масштабным, но, пожалуй, даже более показательным. СМИ сообщили, что тела воинов эксгумировали ради продажи земли. Популярный блогер Рустем Адагамов съездил в Химки и привез ошеломляющий репортаж: СМИ врут, на самом деле администрация и общество «Ритуал» решили перенести мемориал из неудачного места (почти обочина Ленинградки, гробы лежат на подземных коммуникациях) в парк на Аллею героев. Разумный план. Но СМИ не умолкали: на радио «Эхо Москвы» в новостных передачах сообщали прежнюю информацию, а в авторских — обсуждался произвол властей, которые «ничем не лучше эстонских». «Эху» активно ассистировали «Новые известия». Выступление блогеров против СМИ не увенчалось успехом — газеты не вышли с опровержением, а журналисты не извинились. Но стало ясно: часть блогосферы может, консолидировавшись, превратиться в медийное оружие и влиять на общественное мнение.

Очевидно, что влияние блогосферы, и прежде всего политически активного ЖЖ, будет только усиливаться. Наступит время, когда под давлением сетевой общественности СМИ будут приносить извинения за фактические ошибки, а политики приведут свои программы в соответствие с пожеланиями интернетчиков — иначе проиграют конкурентам. Одновременно подрастут миллионы пользователей «поколения LiveInternet», которое способно к консолидации. В отличие от ЖЖ, в котором единство невозможно в принципе, — всегда найдется равная по активности партия с прямо противоположной позицией.

Это будет новый, удивительный сетевой мир.

Анонимность в Сети фиктивна

Могут ли проконтролировать Интернет российские спецслужбы? Теоретически — да, на деле — нет. МВД и ФСБ стараются наладить контроль трафика в Рунете. У спецслужб есть для этого технологии, люди и оборудование.

Поиск ключевых слов (таковым может быть, например, Glock 26 — модель якобы керамического пистолета, не обнаруживаемого металлоискателями) во всем объеме передаваемых по Сети данных — задача запредельной сложности. Работает двухступенчатый фильтр: сначала подозрительные тексты фиксирует компьютер, а затем их проверяет оператор. Подвергнуть такой процедуре весь Рунет невозможно.

Ситуация сродни легенде о тотальном прослушивании телефонов в СССР. Простейшие расчеты показывают, что для такового потребовалось бы 10% населения страны.

США создали планетарную систему технической разведки «Эшелон» (проект начат в 1947 году), которая теоретически может прослушивать телефоны по всему миру. Даже если и может — ну и что? Обработать такой массив данных все равно нельзя. Специалисты «Эшелона» признают, что качественно использовать удается лишь 5—10% полученной информации. Переговоры террористов перед атакой 11 сентября 2001 года были записаны, однако их прослушали уже после теракта.

Аналогичная ситуация с Рунетом. Можно ввести технические ограничения, как в Китае, когда большая часть ресурсов просто недоступна пользователю. В этом случае объем информации, которую необходимо проанализировать, радикально уменьшается и, возможно, поддается контролю. Тем не менее и здесь останутся слабые места. Как сообщил «Профилю» один из офицеров ФСБ, «мы физически не можем отслеживать весь трафик. Например, отслеживать обмен между игроками сетевой игрушки практически невозможно, а если для вопросов использовать одну игру, а для ответов чат другой игры, то получить связный диалог и раскрыть злоумышленников просто нереально».

Но у онлайн-контролеров есть одна немаловажная и совершенно реальная возможность, о которой надо знать любителям анонимно хулиганить в Интернете. Запись на форуме, электронное письмо, сообщение в ICQ — эти следы пребывания в Сети замести нельзя. Установить, откуда оставивший их человек вышел в Сеть, можно почти всегда.

Максим Агарков

Живая смерть

«Я умираю. Физически. Я выпил огромную дозу снотворных пилюль и коротаю последние минуты жизни этим письмом к тебе. Это не шутка и не розыгрыш. Это чистая правда. И когда я расскажу о причинах, побудивших меня принять такое решение, ты все поймешь, должна понять». Цитирую письмо, полгода назад полученное от ЖЖ-френда по имени А.

Мы жили в разных городах и никогда не встречались. Познакомились в LiveJournal, обменялись почтовыми адресами. А. комментировал мои дневниковые записи, восхищался моим стилем и тем, что я, как и он, люблю Джеймса Джойса. Собственно, это роковое письмо с заголовком La petite mort («маленькая смерть») начиналось с подробного анализа моей дипломной работы о Джойсе и вдруг закончилось предсмертной запиской.

Я немедленно написала А. Он не ответил до сих пор, и в его блоге нет новых записей. Немного успокоившись, я подумала, что самое непонятное в этой истории — причина, по которой А. решил сообщить мне о своей смерти тогда, когда ничего изменить невозможно. Если эта смерть не выдумка, то зачем ему захотелось вовлечь меня в нее? Еще А. написал: «Я просто хочу, чтобы ты запомнила меня, запомнила, что я существовал, любил тебя, пытался творить, пытался сделать что-то для искусства. Я хочу остаться воспоминанием в тебе». По-моему, перед смертью такие e-mail не пишут.

Может быть, это была проверка идиотским розыгрышем моей литературной оснащенности? Хрестоматийный же сюжет. Помните, например, развязку «Гранатового браслета»: «...От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. Дай Бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу. Целую Ваши руки».

По прошествии полугода я думаю, что А. жив. Слишком уж ЖЖ-блог еще одной почитательницы Джойса напоминает его стиль письма.

Дарья Белозерова

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама