Наверх
16 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2007 года: "РУНЕТ: КОЛЛЕКЦИЯ «ЛЕТО-2007»"

Российский Интернет, он же Рунет, разменял второй десяток. За это время российская часть Сети перестала быть местом тусовки немногих посвященных. Технология стала обыденной и общедоступной. Миллионы пользователей — теперь это что угодно, но только не тусовка.Поисковики — самые популярные сервисы Рунета. До 5 млн. человек в день используют поиск Яндекса. По данным LiveInternet, они осуществляют до 10 млн. переходов на выданные системой сайты. 4 млн. переходов «раздает» Google, 3 млн. — «Рамблер». До 1 млн. уходят с поиска Mail.Ru (где использованы технологии поиска «Яндекса»). 

Многие годы манера работы поисковиков не менялась. Вам выдавали по запросу список ссылок, и все. Ситуация изменилась в последние годы с появлением контекстной рекламы. Теперь пользователю, кроме основной выдачи, предлагают ряд коммерческих объявлений, более или менее соответствующих теме запроса. Однако эта реклама пока лишь дополняет основную картину, не раздражая посетителя и принося поисковикам солидный доход (до 3/4 рекламной выручки «Яндекса» приходится на «контекст»), а рекламодателям — целевых клиентов за разумные деньги.

Развитие поисковиков в ближайшем будущем будет иметь важную тенденцию — они все активнее станут ориентироваться на «социальную» части Сети, то есть на информацию, порождаемую самими пользователями. В 2006 году «Яндекс» запустил свой поиск по блогам и форумам, который в некоторых ситуациях — например, breaking news — на равных конкурирует с обычным поиском и поиском по новостям. Пользователям Сети интересно, что пишут люди о том или ином событии, так как подчас очевидцы дают гораздо больше качественной эксклюзивной информации, чем СМИ.

Кстати, о новостях

Почти победив газеты и даже потеснив ТВ, Рунет стал важнейшей средой распространения новостей. Забавно, но люди читают новости именно «в Интернете» или «на «Яндексе», не различая сайтов. В этом отчасти виноваты новостные агрегаторы — программы-роботы, обрабатывающие тексты новостей. «Яндекс», «Рамблер», Google, Mail.Ru собирают у себя материалы тысяч информационных источников, публикуя анонсы статей и направляя посетителя за полным текстом на сайт-первоисточник.

Агрегаторы, используемые «большой тройкой» Рунета («Яндекс», Mail.Ru, «Рамблер») и их американским конкурентом (Google), недавно пришедшим в Россию, формируют собственную информационную повестку дня. Точно так же, как редакции новостей ТВ-каналов. Потом новости, размещенные на главной странице «Яндекса», одновременно читают тысячи посетителей. Сетевые СМИ пытаются соответствовать и дают материалы по заданной агрегаторами (то есть наиболее читаемой) повестке очередного дня. Типичный случай положительной обратной связи — такой механизм сам себя раскручивает.

Например, замечено, что «Яндекс» живо интересуется кончиной деятелей культуры, даже если умер актер, игравший эпизодические роли или никому не известный певец. Вынося новость в список главных, портал провоцирует интернет-СМИ на новые сообщения в духе «Умер великий актер» или «Скончался легендарный рок-музыкант», на поверку оказывающиеся обманкой, — подавляющее большинство читателей знать не знают об указанных личностях, но проворно щелкают по заголовкам.

Несомненный лидер индустрии новостей в Рунете — холдинг «РБК». Его первый успех приходится на август 1998 года. Тогда, в разгар кризиса, rbc.ru отдавал в открытый доступ прежде платные экономические новости и аналитику. С тех пор — вот уже чуть ли не 10 лет — и остается самым посещаемым ресурсом.

На базе успешного «материнского» сайта были запущены тематические проекты-сателлиты — массовая (читай: желтая) интернет-газета «Утро.ру», сайт об IT Cnews, AutoNews. И только после успеха онлайн-проектов стартовали бумажная газета, ежемесячный журнал и телеканал РБК ТВ. А также ряд развлекательных проектов, главным из которых является LovePlanet — сайт знакомств, за считанные месяцы собравший миллионы анкет за счет беспрецедентной по масштабам рекламной кампании. Холдинг купил также старейший из «гигантов» информационного Рунета — сайт Anekdot.Ru.

Многобложие

«Социальный» Рунет не является монолитным, более того — он состоит из нескольких принципиально различных сообществ. Так было всегда: еще до массового развития блогинга существовали сотни популярных форумов и почтовых рассылок. Эти тусовки редко пересекались, а встречаясь, удивлялись: вроде на одном огороде и удобрениях выросли, но сходства не больше чем в огурце, помидоре и картошке. Однако с развитием массовых блогерских сообществ лидеры определились: ими стали LiveJournal и LiveInternet. 

Точнее так — LiveInternet, а потом уже всем известный LiveJournal. Именно LiveInternet является сегодня самым массовым и самым активным блогосервисом в Рунете. По данным «Яндекса», в нем состоят более 680 тыс. пользователей, оставившие в день написания статьи 52 тыс. записей. Для сравнения — в ЖЖ, то есть LiveJournal, 525 тыс. авторов и 45 тыс. записей. Разница, которой еще в начале 2007 года не было (сервисы шли «ноздря в ноздрю») очевидна: весной 2007 года LiveInternet стал лидером «социального» Рунета, оставаясь при этом в тени общественного внимания. 

СМИ не раз писали об истории появления и становления LiveJournal в России. Осенью газеты и журналы, не говоря о сайтах, пестрели сообщениями о том, что Александр Мамут купил права на русскоязычный ЖЖ у американского создателя сервиса Брэда Фицпатрика, передав их под управление медиа-бизнесмена Эндрю Полсона и одного из наиболее известных деятелей Рунета Антона Носика. ЖЖ попал в эпицентр общественного внимания, тогда как о LiveInternet не говорил и не писал никто. Но его история не менее интересна.

«Мы создали Li.ru лет пять назад как точку входа для прочих сервисов. У меня тогда не было денег, а хотелось сделать масштабный сетевой проект без рекламы, за счет пользователей своего же популярного проекта. Была хорошая система статистики, нужно было привлечь к ней внимание, и я решил сделать это за счет блогов», — рассказывает Герман Клименко, владелец LiveInternet, известный интернет-предприниматель еще первой волны. 

Спортивного интереса в соревновании с ЖЖ Клименко, на словах, не имеет: «Мне непринципиально, кто из нас выше. Важна тенденция, именно поэтому необходимо, чтобы критерии подсчета были одинаковыми. Поэтому для измерения я использую счетчик по блогам «Яндекса», но беру не абсолютные цифры, а колебания за 3—4 месяца. В 2007 году наш рост действительно превышает рост ЖЖ». Вообще, по словам Клименко, его проект вырос «в три раза за год, хотя хочется в пять раз, но и так неплохо». 

Самое интересное с культурной точки зрения в LiveInternet — контингент пользователей, сотни тысяч «лирушников» (от Li.ru). В массе своей это подростки, обсуждающие свойственные возрасту проблемы и явления, тогда как в ЖЖ это в основном офисные работники. Из отличий в социальном составе блогеров логично следуют кардинально отличающиеся языки (каждый из которых при этом и близко не похож ни на одну известную доселе сетевую вариацию письменного русского) и мировоззрения. 

Показательный пример. 22 марта в страшной автокатастрофе погиб рэппер Ратмир Шишков, участник одной из «Фабрик звезд». 19-летний исполнитель был кумиром для ровесников-лирушников, особенно женского пола, и красной тряпкой для более взрослых и якобы интеллектуальных ЖЖ-шников, которым он казался «мажором», ничем не заслужившим своего положения (Ратмир ездил на представительском «мерседесе» и получал солидные гонорары за выступления). 

Разница в реакции блогеров оказалась ошеломляющей. Весь LiveInternet был буквально залит слезами: тысячи «лирушников» разместили в своих журналах портреты Шишкова с крайне эмоциональными похоронными комментариями. ЖЖ-шники не замедлили с ответом: циничные тексты о смерти чужого кумира моментально прокатились по многим, в том числе весьма популярным дневникам. Тому способствовали обстоятельства смерти — в аварии был виноват водитель автомобиля — но основным объектом насмешек стали «детки из Li.ru». 

Возникла парадоксальная ситуация: в пятерке самых популярных блогозаписей, составляемой «Яндексом», соседствовали посты из Li.ru и усмешки из ЖЖ. На несколько дней смерть далеко не самого известного в мире шоу-бизнеса человека стала самым популярной темой в Рунете, причем постепенно крен от комментариев новости сместился к обсуждению блогерами собственного поведения.

Скорее всего, подобные столкновения кита и слона будут повторяться и дальше. Хоть лирушники и ЖЖ-шники стараются блогерствовать обособленно, они все равно существуют в одном сетевом пространстве. Метко сказал об этом один журналист: «Сейчас над лирушниками все смеются, потому что им 15 лет и соответствующий интеллект. Посмотрим, что будет, когда дети вырастут, — к своему LiveInternet они привязаны намертво. Будет не до смеха».

Вызовы реалу

«ЖЖ изначально создавался силами журналистов и общественных деятелей. Там многие решают свои профессиональные задачи, как, например, депутаты Александр Лебедев или Евгений Ройзман. В LiveInternet тоже есть два десятка чиновников, но они приходят туда в личное время за общением», — говорит Герман Клименко и добавляет: «Например, я с удовольствием читаю ЖЖ, но не пишу туда, потому что работы в моей жизни и так достаточно. В Li.ru сидят целые школы, общаются, разговаривают. Это прежде всего для общения, а не для работы». 

Действительно, если пользователи Li.ru редко делают общественные или политические заявления (можно вспомнить разве что скандал с женой водочного олигарха Юрия Шефлера), то ЖЖ-шники делают это постоянно, причудливо мешая в одном котле политику, журналистику, общественную и благотворительную деятельность. Здесь можно отметить два наиболее ярких случая последнего времени — «Новгородское дело» и «Химкинский скандал».

В Новгороде молодую мать Антонину Федорову обвиняют в попытке убийства собственной трехлетней дочери, горячо ею любимой. Арест, несколько недель в СИЗО. С момента «посадки» Антонины ее муж и друзья начали масштабную кампанию в Интернете с требованием выпустить девушку со слабым здоровьем из изолятора до судебного заседания. Под давлением созданного таким образом общественного мнения следователи уступили. 

Скандал вокруг перезахоронения героев Великой Отечественной войны в Химках получился хотя и менее масштабным, но, пожалуй, даже более показательным. СМИ сообщили, что тела воинов эксгумировали ради продажи земли. Популярный блогер Рустем Адагамов съездил в Химки и привез ошеломляющий репортаж: СМИ врут, на самом деле администрация и общество «Ритуал» решили перенести мемориал из неудачного места (почти обочина Ленинградки, гробы лежат на подземных коммуникациях) в парк на Аллею героев. Разумный план. Но СМИ не умолкали: на радио «Эхо Москвы» в новостных передачах сообщали прежнюю информацию, а в авторских — обсуждался произвол властей, которые «ничем не лучше эстонских». «Эху» активно ассистировали «Новые известия». Выступление блогеров против СМИ не увенчалось успехом — газеты не вышли с опровержением, а журналисты не извинились. Но стало ясно: часть блогосферы может, консолидировавшись, превратиться в медийное оружие и влиять на общественное мнение.

Очевидно, что влияние блогосферы, и прежде всего политически активного ЖЖ, будет только усиливаться. Наступит время, когда под давлением сетевой общественности СМИ будут приносить извинения за фактические ошибки, а политики приведут свои программы в соответствие с пожеланиями интернетчиков — иначе проиграют конкурентам. Одновременно подрастут миллионы пользователей «поколения LiveInternet», которое способно к консолидации. В отличие от ЖЖ, в котором единство невозможно в принципе, — всегда найдется равная по активности партия с прямо противоположной позицией.

Это будет новый, удивительный сетевой мир.

Анонимность в Сети фиктивна

Могут ли проконтролировать Интернет российские спецслужбы? Теоретически — да, на деле — нет. МВД и ФСБ стараются наладить контроль трафика в Рунете. У спецслужб есть для этого технологии, люди и оборудование.

Поиск ключевых слов (таковым может быть, например, Glock 26 — модель якобы керамического пистолета, не обнаруживаемого металлоискателями) во всем объеме передаваемых по Сети данных — задача запредельной сложности. Работает двухступенчатый фильтр: сначала подозрительные тексты фиксирует компьютер, а затем их проверяет оператор. Подвергнуть такой процедуре весь Рунет невозможно.

Ситуация сродни легенде о тотальном прослушивании телефонов в СССР. Простейшие расчеты показывают, что для такового потребовалось бы 10% населения страны.

США создали планетарную систему технической разведки «Эшелон» (проект начат в 1947 году), которая теоретически может прослушивать телефоны по всему миру. Даже если и может — ну и что? Обработать такой массив данных все равно нельзя. Специалисты «Эшелона» признают, что качественно использовать удается лишь 5—10% полученной информации. Переговоры террористов перед атакой 11 сентября 2001 года были записаны, однако их прослушали уже после теракта.

Аналогичная ситуация с Рунетом. Можно ввести технические ограничения, как в Китае, когда большая часть ресурсов просто недоступна пользователю. В этом случае объем информации, которую необходимо проанализировать, радикально уменьшается и, возможно, поддается контролю. Тем не менее и здесь останутся слабые места. Как сообщил «Профилю» один из офицеров ФСБ, «мы физически не можем отслеживать весь трафик. Например, отслеживать обмен между игроками сетевой игрушки практически невозможно, а если для вопросов использовать одну игру, а для ответов чат другой игры, то получить связный диалог и раскрыть злоумышленников просто нереально».

Но у онлайн-контролеров есть одна немаловажная и совершенно реальная возможность, о которой надо знать любителям анонимно хулиганить в Интернете. Запись на форуме, электронное письмо, сообщение в ICQ — эти следы пребывания в Сети замести нельзя. Установить, откуда оставивший их человек вышел в Сеть, можно почти всегда.

Максим Агарков

Живая смерть

«Я умираю. Физически. Я выпил огромную дозу снотворных пилюль и коротаю последние минуты жизни этим письмом к тебе. Это не шутка и не розыгрыш. Это чистая правда. И когда я расскажу о причинах, побудивших меня принять такое решение, ты все поймешь, должна понять». Цитирую письмо, полгода назад полученное от ЖЖ-френда по имени А.

Мы жили в разных городах и никогда не встречались. Познакомились в LiveJournal, обменялись почтовыми адресами. А. комментировал мои дневниковые записи, восхищался моим стилем и тем, что я, как и он, люблю Джеймса Джойса. Собственно, это роковое письмо с заголовком La petite mort («маленькая смерть») начиналось с подробного анализа моей дипломной работы о Джойсе и вдруг закончилось предсмертной запиской.

Я немедленно написала А. Он не ответил до сих пор, и в его блоге нет новых записей. Немного успокоившись, я подумала, что самое непонятное в этой истории — причина, по которой А. решил сообщить мне о своей смерти тогда, когда ничего изменить невозможно. Если эта смерть не выдумка, то зачем ему захотелось вовлечь меня в нее? Еще А. написал: «Я просто хочу, чтобы ты запомнила меня, запомнила, что я существовал, любил тебя, пытался творить, пытался сделать что-то для искусства. Я хочу остаться воспоминанием в тебе». По-моему, перед смертью такие e-mail не пишут.

Может быть, это была проверка идиотским розыгрышем моей литературной оснащенности? Хрестоматийный же сюжет. Помните, например, развязку «Гранатового браслета»: «…От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. Дай Бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу. Целую Ваши руки».

По прошествии полугода я думаю, что А. жив. Слишком уж ЖЖ-блог еще одной почитательницы Джойса напоминает его стиль письма.

Дарья Белозерова

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK