17 апреля 2024
USD 93.59 +0.15 EUR 99.79 +0.07
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2002 года: "Русь, сдавайся!"

Архивная публикация 2002 года: "Русь, сдавайся!"

В этом году в шестнадцати регионах России зачисление в вузы происходит по итогам единого госэкзамена (ЕГЭ), выпускники же из других регионов пока сдают вступительные экзамены "по старинке". Однако в ближайшие несколько лет ситуация изменится -- эксперимент по введению ЕГЭ охватит всю страну. В условиях, когда государство решило модернизировать всю систему высшей школы, будущим студентам остается лишь рассчитывать на то, что, вслед за формой, изменится и содержание.Стратегические разработки

Несколько лет назад возглавляемый тогда Германом Грефом Центр стратегических разработок подготовил программу реформирования российского образования. В частности, было предложено осуществить ряд нововведений, направленных на модернизацию высшей школы.
В соответствии с планом к 2005 году планируется полностью отменить систему "двойных" -- выпускных школьных и вступительных вузовских -- экзаменов.
Вместо них выпускники школ должны будут, по мысли разработчиков, сдавать единый для всей страны государственный экзамен, который должен проводиться в виде тестов. Впрочем, в Минобразования слово "тесты" не любят -- предпочитают называть их "контрольно-измерительными материалами" или просто КИМ. Они состоят из заданий трех уровней. В первой части выпускникам-абитуриентам нужно будет выбрать один правильный ответ из предложенных вариантов (например, из тестов по истории -- "Куликовская битва произошла в: а) 1223, б) 1240, в) 1380, г) 1480 году"). Во второй части ответ на вопрос придется писать самостоятельно -- в виде одного-двух слов, комбинации цифр или формулы (например, вписать пропущенную фамилию, прочитав отрывок из воспоминаний воспитанника Царскосельского лицея М.А. Корфа и определив, о ком идет речь: "В Лицее ... решительно ничему не учился, но там и тогда уже блистал своим дивным талантом. Вспыльчивый до бешенства, вечно рассеянный, вечно погруженный в поэтические мечтания, с необузданными африканскими страстями..."). В третьей -- самой сложной части -- учащимся предстоит справиться с творческим заданием и дать развернутый ответ "в свободной форме" (например, "объяснить, в чем заключались характерные черты общественного сознания советских людей в первые годы после Великой Отечественной войны").
По итогам ЕГЭ абитуриент будет получать определенное количество баллов (по стобалльной системе), после чего сможет разослать свои документы в любые вузы страны и дома ждать результатов зачисления. Каждый вуз установит свою планку проходных баллов и сообщит абитуриенту, подходит он для обучения в данном учебном заведении или нет.
Предполагается, что уровень знаний, соответствующий первой группе заданий, даст возможность выпускнику поступать лишь в техникумы и ПТУ, второй группе -- в обычные вузы, всем трем группам -- даже в престижные столичные университеты.
Плоды просвещения

По мнению реформаторов, введение единого госэкзамена сразу даст несколько положительных результатов.
Во-первых, позволит хотя бы отчасти искоренить коррупцию среди вузовских преподавателей, часто занимающихся "гарантированным репетиторством". Иначе говоря, натаскивающих абитуриента на поступление в "свой" вуз и страхующих их от провала за счет связей в приемной комиссии. По разным подсчетам, в целом по стране объем таких замысловатых взяток сопоставим с ежегодным бюджетом высшей школы и колеблется в пределах $0,5--2 млн.
Во-вторых, ЕГЭ дает возможность "объективно оценивать знания каждого учащегося", а заодно -- и эффективность работы школ. При этом справедливо предполагается, что ныне выставляемые в аттестат оценки -- вещь сугубо субъективная. Известно, что в ряде школ выпуск медалистов негласно производится на коммерческой основе. Поэтому аттестаты вообще предлагается отменить, сами тесты кодировать, чтобы никто из проверяющих не знал, чью работу он проверяет, экзаменационные материалы -- развозить по школам в час "X" под охраной ОМОНа и таким же способом в запечатанных конвертах переправлять выполненные задания в центры тестирования.
Кроме того, известно, что сейчас "пятерочные" знания, полученные в элитной столичной спецшколе, отнюдь не эквивалентны "пятерочным" знаниям выпускника малокомплектной сельской школы, где физику, историю, биологию, а заодно и французский язык зачастую ведет один и тот же учитель, например физкультуры. По замыслу авторов реформы, ЕГЭ с его общими для всех требованиями должен дать реальную картину знаний в целом по стране. При этом провинциальные школьники будут избавлены от дорогостоящих поездок в города на сдачу вступительных экзаменов. А выпускников из глухой глубинки будут доставлять в места проведения ЕГЭ на специально выделяемом транспорте.
В планы модернизации входит также изменение принципов финансирования государственной высшей школы. Вместо тотального финансирования "по валу" -- выделения на обучение каждого студента равных бюджетных крох -- предлагается ввести дифференцированную систему. Каждый абитуриент, сдавший ЕГЭ, получит на руки сертификат государственных именных финансовых обязательств (ГИФО), размер которых будет зависеть от количества баллов, "заработанных" на едином экзамене. Это своего рода "образовательный ваучер": чем лучше сдашь экзамен, тем больше денег получишь на обучение. По прошлогодним прикидкам Минобразования самый "дорогой" сертификат "А+" (90--100 баллов) должен соответствовать сумме в 25--30 тыс. руб. в год, а самый "дешевый" -- "Г" (менее 20 баллов) -- вообще не будет подкреплен бюджетным финансированием.
Помимо ГИФО предполагается также выдавать образовательные кредиты -- возвратные бюджетные ссуды, выделяемые на учебу студентов. При этом студент сможет не возвращать полученные от государства деньги в том случае, если по окончании вуза проработает нужное количество лет, например, учителем в сельской школе или агрономом в совхозе. Тем самым государство намерено решить проблему привлечения специалистов в "непрестижные" сферы народного хозяйства, в которые, после отмены обязательного распределения, выпускника вуза и калачом не заманишь.
На рассмотрении правительства находится вопрос о повышении "денежного довольствия" студентов и преподавателей. Вполне возможно, что с января или с сентября следующего года стипендии возрастут в 1,5--2 раза. Однако получать их, скорее всего, будут только отличники. "Хорошистам", которые сейчас имеют право на двухсотрублевую стипендию, придется либо "подтянуться", либо остаться без вспомоществования. Кроме того, должны появиться и так называемые социальные стипендии -- их, независимо от успеваемости, будут платить материально не обеспеченным студентам. Преподавателям тоже обещают поднять жалованье. Вероятно, им повысят надбавки за ученую степень (сейчас надбавки составляют 300 руб. у кандидата, и 500 -- у доктора наук). При этом возрастут и оклады (у доктора наук с нынешних 3,5 до 5--6 тыс. руб).
Тревога за завтрашний день

Впрочем, реформаторские намерения чиновников вызывают серьезные нарекания со стороны преподавательского корпуса.
Главные возражения касаются тестового принципа экзаменовки. Ведь успешно сданный тест, считают оппоненты, это лишь результат механического заучивания фактов. По их мнению, российская система образования (и дореволюционная, и советская, и постсоветская), в отличие, скажем, от американской, всегда делала упор на всестороннее развитие способностей учащегося.
Критики проводимой реформы, по сути дела, выступают против "усредниловки". Не случайно большая часть оппонентов -- это ректоры и преподаватели "элитных" вузов, всегда выделявшихся из общей массы не только высокими проходными баллами, но и качеством подготовки студентов. Они заявляют, что "средняя температура по больнице" в виде результатов тестирования -- отнюдь не показатель учебной пригодности абитуриента. Скорее, наоборот, успешно прошедший тестирование выпускник в их восприятии -- "середнячок", умеющий выполнять лишь стандартизированные задания. О его творческих способностях или учебных навыках по итогам теста судить невозможно, заявляют они. Кроме того, введение тестирования в глазах академической профессуры прочно ассоциируется с попытками американизации образования, окончательной утратой достижений национальной высшей школы.
Помимо этого ректоров, несомненно, тревожат и возможные негативные последствия "кадрового характера". В случае, если в результате введения ЕГЭ вузы потеряют возможность влиять на набор студентов, на повестку дня встанут вопросы материального обеспечения преподавателей. Ведь многие из них вынуждены "добирать" к мизерным бюджетным жалованьям прибавку подработками в виде "гарантированного репетиторства". И многие ректоры вынуждены закрывать на это глаза. Иначе как удержать в вузе, например, доцента иняза, владеющего иностранными языками и получающего несколько тысяч рублей официальной зарплаты? Скорее всего, ректоры престижных вузов не рассчитывают на серьезные финансовые вливания в виде ГИФО.
Исключения из правил

Претензии ректоров "элитных" вузов, имеющих выход на влиятельные властные структуры и даже "на самый верх", заставляют Минобразования искать компромиссы. Уже сейчас можно говорить, что единым госэкзамен будет лишь условно. Особые правила приема студентов сохранят, например, ведущие вузы страны. Каким будет перечень этих учебных заведений, пока не ясно (это во-многом зависит от лоббистских возможностей каждого ректора). Однако очевидно, что "островки вузовской науки" типа московского и питерского госуниверситетов, языковые и "специальные" вузы (например, МГИМО, а также Бауманский, московский Физтех и другие вузы, где готовят специалистов, в том числе, узкого, часто стратегического профиля) потребуют для себя исключений из правил. То же самое случится и с творческими вузами: зачислять на основе тестов на худграф, в Консерваторию или, например, в ГИТИС -- дело абсолютно безнадежное. И с этим, похоже, согласны инициаторы модернизации высшей школы.
Поэтому, судя по всему, модернизация высшей школы -- вне зависимости от позиций радикальных реформаторов -- станет итогом серьезного компромисса. И чиновникам все-таки придется прислушаться к мнению ведущих вузов страны. Ведь обновление принципов зачисления в высшие учебные заведения, равно как и реформа системы их финансирования, -- хоть и самая заметная, но все-таки малая часть модернизации. Понятно, что этим дело ограничиться не может -- потребуется обновление самого содержания образования. Иначе говоря, того, что и как преподавать. А в этом деле одними циркулярами не обойтись: потребуется прорыв в технологиях обучения, понадобится освоение новых, современных направлений и специальностей. Поэтому власть вынуждена будет считаться со "спецами", тем более что многие их аргументы вполне разумны. Вопрос лишь в том, сколько времени займет процесс "притирки" позиций. Пока же очевидно, что до тех пор, покуда участники образовательного процесса не договорятся, многим из нынешних абитуриентов все-таки придется учиться в вузах в "экспериментальном режиме".

За сколько можно стать студентом в российских регионах?

В этом году в шестнадцати регионах России зачисление в вузы происходит по итогам единого госэкзамена (ЕГЭ), выпускники же из других регионов пока сдают вступительные экзамены "по старинке". Однако в ближайшие несколько лет ситуация изменится -- эксперимент по введению ЕГЭ охватит всю страну. В условиях, когда государство решило модернизировать всю систему высшей школы, будущим студентам остается лишь рассчитывать на то, что, вслед за формой, изменится и содержание.Стратегические разработки


Несколько лет назад возглавляемый тогда Германом Грефом Центр стратегических разработок подготовил программу реформирования российского образования. В частности, было предложено осуществить ряд нововведений, направленных на модернизацию высшей школы.

В соответствии с планом к 2005 году планируется полностью отменить систему "двойных" -- выпускных школьных и вступительных вузовских -- экзаменов.

Вместо них выпускники школ должны будут, по мысли разработчиков, сдавать единый для всей страны государственный экзамен, который должен проводиться в виде тестов. Впрочем, в Минобразования слово "тесты" не любят -- предпочитают называть их "контрольно-измерительными материалами" или просто КИМ. Они состоят из заданий трех уровней. В первой части выпускникам-абитуриентам нужно будет выбрать один правильный ответ из предложенных вариантов (например, из тестов по истории -- "Куликовская битва произошла в: а) 1223, б) 1240, в) 1380, г) 1480 году"). Во второй части ответ на вопрос придется писать самостоятельно -- в виде одного-двух слов, комбинации цифр или формулы (например, вписать пропущенную фамилию, прочитав отрывок из воспоминаний воспитанника Царскосельского лицея М.А. Корфа и определив, о ком идет речь: "В Лицее ... решительно ничему не учился, но там и тогда уже блистал своим дивным талантом. Вспыльчивый до бешенства, вечно рассеянный, вечно погруженный в поэтические мечтания, с необузданными африканскими страстями..."). В третьей -- самой сложной части -- учащимся предстоит справиться с творческим заданием и дать развернутый ответ "в свободной форме" (например, "объяснить, в чем заключались характерные черты общественного сознания советских людей в первые годы после Великой Отечественной войны").

По итогам ЕГЭ абитуриент будет получать определенное количество баллов (по стобалльной системе), после чего сможет разослать свои документы в любые вузы страны и дома ждать результатов зачисления. Каждый вуз установит свою планку проходных баллов и сообщит абитуриенту, подходит он для обучения в данном учебном заведении или нет.

Предполагается, что уровень знаний, соответствующий первой группе заданий, даст возможность выпускнику поступать лишь в техникумы и ПТУ, второй группе -- в обычные вузы, всем трем группам -- даже в престижные столичные университеты.

Плоды просвещения


По мнению реформаторов, введение единого госэкзамена сразу даст несколько положительных результатов.

Во-первых, позволит хотя бы отчасти искоренить коррупцию среди вузовских преподавателей, часто занимающихся "гарантированным репетиторством". Иначе говоря, натаскивающих абитуриента на поступление в "свой" вуз и страхующих их от провала за счет связей в приемной комиссии. По разным подсчетам, в целом по стране объем таких замысловатых взяток сопоставим с ежегодным бюджетом высшей школы и колеблется в пределах $0,5--2 млн.

Во-вторых, ЕГЭ дает возможность "объективно оценивать знания каждого учащегося", а заодно -- и эффективность работы школ. При этом справедливо предполагается, что ныне выставляемые в аттестат оценки -- вещь сугубо субъективная. Известно, что в ряде школ выпуск медалистов негласно производится на коммерческой основе. Поэтому аттестаты вообще предлагается отменить, сами тесты кодировать, чтобы никто из проверяющих не знал, чью работу он проверяет, экзаменационные материалы -- развозить по школам в час "X" под охраной ОМОНа и таким же способом в запечатанных конвертах переправлять выполненные задания в центры тестирования.

Кроме того, известно, что сейчас "пятерочные" знания, полученные в элитной столичной спецшколе, отнюдь не эквивалентны "пятерочным" знаниям выпускника малокомплектной сельской школы, где физику, историю, биологию, а заодно и французский язык зачастую ведет один и тот же учитель, например физкультуры. По замыслу авторов реформы, ЕГЭ с его общими для всех требованиями должен дать реальную картину знаний в целом по стране. При этом провинциальные школьники будут избавлены от дорогостоящих поездок в города на сдачу вступительных экзаменов. А выпускников из глухой глубинки будут доставлять в места проведения ЕГЭ на специально выделяемом транспорте.

В планы модернизации входит также изменение принципов финансирования государственной высшей школы. Вместо тотального финансирования "по валу" -- выделения на обучение каждого студента равных бюджетных крох -- предлагается ввести дифференцированную систему. Каждый абитуриент, сдавший ЕГЭ, получит на руки сертификат государственных именных финансовых обязательств (ГИФО), размер которых будет зависеть от количества баллов, "заработанных" на едином экзамене. Это своего рода "образовательный ваучер": чем лучше сдашь экзамен, тем больше денег получишь на обучение. По прошлогодним прикидкам Минобразования самый "дорогой" сертификат "А+" (90--100 баллов) должен соответствовать сумме в 25--30 тыс. руб. в год, а самый "дешевый" -- "Г" (менее 20 баллов) -- вообще не будет подкреплен бюджетным финансированием.

Помимо ГИФО предполагается также выдавать образовательные кредиты -- возвратные бюджетные ссуды, выделяемые на учебу студентов. При этом студент сможет не возвращать полученные от государства деньги в том случае, если по окончании вуза проработает нужное количество лет, например, учителем в сельской школе или агрономом в совхозе. Тем самым государство намерено решить проблему привлечения специалистов в "непрестижные" сферы народного хозяйства, в которые, после отмены обязательного распределения, выпускника вуза и калачом не заманишь.

На рассмотрении правительства находится вопрос о повышении "денежного довольствия" студентов и преподавателей. Вполне возможно, что с января или с сентября следующего года стипендии возрастут в 1,5--2 раза. Однако получать их, скорее всего, будут только отличники. "Хорошистам", которые сейчас имеют право на двухсотрублевую стипендию, придется либо "подтянуться", либо остаться без вспомоществования. Кроме того, должны появиться и так называемые социальные стипендии -- их, независимо от успеваемости, будут платить материально не обеспеченным студентам. Преподавателям тоже обещают поднять жалованье. Вероятно, им повысят надбавки за ученую степень (сейчас надбавки составляют 300 руб. у кандидата, и 500 -- у доктора наук). При этом возрастут и оклады (у доктора наук с нынешних 3,5 до 5--6 тыс. руб).

Тревога за завтрашний день


Впрочем, реформаторские намерения чиновников вызывают серьезные нарекания со стороны преподавательского корпуса.

Главные возражения касаются тестового принципа экзаменовки. Ведь успешно сданный тест, считают оппоненты, это лишь результат механического заучивания фактов. По их мнению, российская система образования (и дореволюционная, и советская, и постсоветская), в отличие, скажем, от американской, всегда делала упор на всестороннее развитие способностей учащегося.

Критики проводимой реформы, по сути дела, выступают против "усредниловки". Не случайно большая часть оппонентов -- это ректоры и преподаватели "элитных" вузов, всегда выделявшихся из общей массы не только высокими проходными баллами, но и качеством подготовки студентов. Они заявляют, что "средняя температура по больнице" в виде результатов тестирования -- отнюдь не показатель учебной пригодности абитуриента. Скорее, наоборот, успешно прошедший тестирование выпускник в их восприятии -- "середнячок", умеющий выполнять лишь стандартизированные задания. О его творческих способностях или учебных навыках по итогам теста судить невозможно, заявляют они. Кроме того, введение тестирования в глазах академической профессуры прочно ассоциируется с попытками американизации образования, окончательной утратой достижений национальной высшей школы.

Помимо этого ректоров, несомненно, тревожат и возможные негативные последствия "кадрового характера". В случае, если в результате введения ЕГЭ вузы потеряют возможность влиять на набор студентов, на повестку дня встанут вопросы материального обеспечения преподавателей. Ведь многие из них вынуждены "добирать" к мизерным бюджетным жалованьям прибавку подработками в виде "гарантированного репетиторства". И многие ректоры вынуждены закрывать на это глаза. Иначе как удержать в вузе, например, доцента иняза, владеющего иностранными языками и получающего несколько тысяч рублей официальной зарплаты? Скорее всего, ректоры престижных вузов не рассчитывают на серьезные финансовые вливания в виде ГИФО.

Исключения из правил


Претензии ректоров "элитных" вузов, имеющих выход на влиятельные властные структуры и даже "на самый верх", заставляют Минобразования искать компромиссы. Уже сейчас можно говорить, что единым госэкзамен будет лишь условно. Особые правила приема студентов сохранят, например, ведущие вузы страны. Каким будет перечень этих учебных заведений, пока не ясно (это во-многом зависит от лоббистских возможностей каждого ректора). Однако очевидно, что "островки вузовской науки" типа московского и питерского госуниверситетов, языковые и "специальные" вузы (например, МГИМО, а также Бауманский, московский Физтех и другие вузы, где готовят специалистов, в том числе, узкого, часто стратегического профиля) потребуют для себя исключений из правил. То же самое случится и с творческими вузами: зачислять на основе тестов на худграф, в Консерваторию или, например, в ГИТИС -- дело абсолютно безнадежное. И с этим, похоже, согласны инициаторы модернизации высшей школы.

Поэтому, судя по всему, модернизация высшей школы -- вне зависимости от позиций радикальных реформаторов -- станет итогом серьезного компромисса. И чиновникам все-таки придется прислушаться к мнению ведущих вузов страны. Ведь обновление принципов зачисления в высшие учебные заведения, равно как и реформа системы их финансирования, -- хоть и самая заметная, но все-таки малая часть модернизации. Понятно, что этим дело ограничиться не может -- потребуется обновление самого содержания образования. Иначе говоря, того, что и как преподавать. А в этом деле одними циркулярами не обойтись: потребуется прорыв в технологиях обучения, понадобится освоение новых, современных направлений и специальностей. Поэтому власть вынуждена будет считаться со "спецами", тем более что многие их аргументы вполне разумны. Вопрос лишь в том, сколько времени займет процесс "притирки" позиций. Пока же очевидно, что до тех пор, покуда участники образовательного процесса не договорятся, многим из нынешних абитуриентов все-таки придется учиться в вузах в "экспериментальном режиме".


За сколько можно стать студентом в российских регионах?

ГородаРасценки на услуги репетиторов во время вступительных экзаменов -- май--июнь (за 1 час)Число репетиторов -- преподаватели вузов (%)Число абитуриентов, пользовавшихся при поступлении в вузы услугами репетиторов (%)Число выпускников, поступивших в столичные вузы (%)Примерная стоимость затрат на подготовку к поступлению в вуз (оплата услуг репетитора, приобретение учебников, взятки)Наиболее престижные профессии

Казань--Около 3050--80 000--100 000 руб.юрист, филолог, медик, экономист, менеджер

Курск200--350 руб.75353--58000--30 000 руб.юрист, экономист, менеджер государственного и муниципального управления, программист, стоматолог.

Оренбург90 руб. (математика, русский яз.); 200 руб. (ин. яз.)70401020 000--60 000 руб.экономист, врач-педиатр, стоматолог, фармацевт, переводчик ин. языков, историк, юрист, агроном

Ростов$5--1070--20$2000--20 000юрист, экономист

Самара300 руб.(литература, русский яз., математика); 350--500 руб. (ин. яз.)8070510 000 руб. -- $5000--

Санкт-Петербург120--400 руб.10----$1000--10 000юрист, финансист, экономист, менеджер, программист

Саратов----705$1000--5000экономист, финансист, филолог, журналист, геолог, программист, стоматолог

Ставрополь50--250 руб.60303$9000юрист, программист, переводчик ин. языков, финансист, бухгалтер

Томск100--150 руб.; 500 руб. (юриспруденция)905055000--40 000 руб.юрист, экономист, менеджер, социолог, политолог, переводчик ин. языков

Ульяновск200--250 руб.40855$730--3660экономист, юрист, медик, лингвист, экономист, таможенник, переводчик ин. языков

ВЛАДИМИР РУДАКОВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».