Наверх
18 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "«Русская мафия»: сделано в Голливуде"

Самый верный признак того, что какое-то явление превратилось в социокультурный миф, — утилизация его Голливудом. Это своеобразный сертификат общественного признания. И «русская мафия» его успешно получила, сделавшись устойчивым голливудским штампом.Произошло это на заре перестройки, когда в «Красной жаре» (Уолтер Хилл, 1988) Арнольд Шварценеггер в роли русского милиционера Ивана Данко ловил банду русско-грузинских торговцев наркотиками. Так русская мафия в качестве киношной страшилки пришла на смену кровавым чекистам из фильмов про Джеймса Бонда — генералам Пушкину и Гоголю.

Вообще, мафия как таковая — вечная голливудская тема. В американском кино — а значит, и в сознании всего «свободного мира» — бывает мафия итальянская, китайско-гонконгская, японская, латиноамериканская и вот теперь русская. Причем каждая из них имеет устойчивый образ: итальянская — бутлегерство и игорный бизнес начала века, латиноамериканская — наркотики, азиатская — экзотические притоны и хореографические композиции в стиле Джеки Чана и Брюса Ли. А вот «русская мафия», подобно русской душе, оказывается гремучей смесью всего на свете: тут и наркотики, и торговля оружием, и проституция, и бог знает что еще. И это немудрено. Все вышеперечисленные национальные разновидности организованной преступности давно уже стали частью американского общества и воспринимаются соответственно — как деталь привычного, устойчивого, вполне уютного мира, вроде чайна-таунов или пиццерий. А вот «русская мафия», как вообще все русское в новейшей истории, — это часть пугающего варварского мира, несущего хаос, а значит, и угрозу в рациональную, налаженную западную цивилизацию.

В сознании голливудских продюсеров (и, следовательно, в их фильмах) все смешалось: исламский терроризм, балканская война в недавнем прошлом, «русская мафия» (да еще с Чечней в придачу) — и стало частью единого, враждебного Америке мира, лежащего где-то на Востоке. Именно так все и обстоит, например, в «Миротворце» (Мими Ледер, 1997), где Джордж Клуни с Николь Кидман спасают мир от ядерного конфликта, который чуть не произошел благодаря русским торговцам оружием (главного играет звероподобный Александр Балуев, вполне способный привести в трепет любую американскую домохозяйку).

Единственная на сегодняшний день более-менее известная попытка использовать бренд «русская мафия» за пределами экшна — «Именинница» (Джез Баттерворт, 2001), опять же с Николь Кидман в главной роли. Фильм — черная комедия. Тут представлен весь букет бытовых культурных стереотипов о нас — от водки до русских проституток. Героиня Кидман, русская девушка Надя с не самой, очевидно, безупречной репутацией, посылает известно на какие три буквы (причем по-русски) своего жениха, ее кузены-сутенеры ходят в трениках, золотых цепях и кожаных пальто на голое тело, пьют водку из горла и чуть что хватаются за оружие. Видимо, как бы ни цивилизовывались наши отечественные бандиты, им так и суждено остаться среди самых варварских русских образов Голливуда — где-то между медведями и матрешками.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK