Наверх
16 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2010 года: "РУССКИЕ СТЕНЫ ДЛЯ КРУПНОГО БИЗНЕСА"

Хорошо организованные деловые кварталы, отвечающие требованиям экологичности и энергоэффективности, — это возможность повысить привлекательность российских мегаполисов для международных компаний.    В октябрьском исследовании международной консалтинговой компании в сфере недвижимости Cushman & Wakefield, посвященном привлекательности для бизнеса городов Европы, Москва заняла «традиционное» для себя 33-е место из 36 воз-можных (32-е — в 2009 году). Такая скромная оценка — безусловный повод для обсуждения условий прихода лидеров мирового бизнеса в российские города.
   
НЕ В ПЕРВОЙ ДЕСЯТКЕ
   Согласно опросу Cushman & Wakefield, ключевыми факторами привлекательности города для бизнеса, по мнению 500 топ-менеджеров европейских компаний, являются: легкий доступ к рынкам, потребителям или клиентам, наличие квалифицированно-го персонала, качество телекоммуникаций, транспортное сообщение с другими го-родами и странами, соотношение цена-качество офисов. Оценки, полученные Моск-вой по этим критериям, увы, не оптимистичны. По легкости доступа к рынкам столица России, претендующая на будущий статус глобальной финансовой столицы, оказалась на 19-м месте, по персоналу — на 34-м, по коммуникациям — на 33-м, по тран-спорту — на 31-м, а по качеству офисов — на предпоследнем, 35-м месте.
   На протяжении двадцати лет существования рейтинга Cushman & Wakefield привлекательность российской столицы только снижалась. В подобные рейтинги из рос-сийских городов чаще всего попадает Москва, и, не-смотря на всю привлекатель-ность растущего российского рынка, она ни разу не оказывалась выше третьего десятка городов-участников исследования. Не бывает в таких рейтингах ни Санкт-Петербурга, ни Екатеринбур-га, ни городов-миллионни-ков, расположенных в Центральной России, Поволжье или в Сибири. Дело здесь не в предвзятости оценщиков, а в объективной неприспособленности российских городов для ведения бизнеса.
   «Действующие по всему ми-ру международные компании, которые, как правило, связаны с нефтяным и газовым бизнесом, готовы отправить-ся хоть на край света, чтобы работать и производить, — говорит руководитель немец-кого архитектурного бюро Willen Associates Architekten Юрген Виллен. — Россия должна быть готова к глобальной конкуренции. Но большая проблема вашей страны заключается в неус-тойчивости развития». Российские города повсеместно отличает высокая транспорт-ная загруженность, высокий уровень экологических проблем и отсутствие современ-ных офисных зданий, отвечающих актуальным требованиям по экологичности и энергоэффективности.
   
СИТИ КАК ПРИМАНКА
   И все же международные компании заинтересованы в размещении своих компаний в России, что подтверждает лидерство Москвы в рейтинге самых перспективных городов для ведения бизнеса по версии Cushman & Wakefield.
   Понимание современной философии офисного строительства могло бы существенно подтолкнуть процесс. «Частью современной бизнес-культуры таких международных компаний, как British Petroleum, Mercedes или Toyota, является принцип: если им нужен офис, то он должен быть «зеленым», то есть экологичным, энергоэффективным, — говорит Юрген Виллен. — А такие офисы сегодня в России тяжело найти.
   Русские считают: если мне нужно «зеленое» здание, то я могу посадить пару деревь-ев, покрасить стены в зеленый цвет — и это сработает». В Европе начали задумываться над этим еще в 1960-х годах, и, чтобы это стало общим правилом, потребовалось 40-50 лет. «Нельзя сказать, что Россия справится с этой задачей за три-четыре года, но именно в этом направлении нужно развиваться», — отмечает немецкий архитектор.
   Другая важная проблема наших мегаполисов — от-сутствие качественной тран-спортной инфраструктуры: российские города никогда не строились с учетом растущего трафика, в результате чего крупные города в часы пик встают в одну большую пробку.
   Новый московский градо-начальник, Сергей Собянин, едва вступив в должность, уже назвал комплекс «Моск-ва-Сити» «градостроительной ошибкой», указав на транспортную и инфраструктур-ную недостаточность. Именно в этом — отсутствии парковок, транспортных развя-зок, внимания к экологии проекта — новый градоначальник видит причину того, что Москва-Сити не решает задачу обеспечения столицы офисами мирового класса.
   
БЛИЖЕ К БУДУЩЕМУ
    Если Москва по праву давно считается финансовым и деловым центром страны, то Санкт-Петербург — единственный и по духу, и по местоположению европейский город России — пока не попадает в поле зрения европейского бизнеса. Несмотря на весь свой логистический потенциал (наличие водных путей и близость к границе с Евросоюзом), всего 4 из 500 опрошенных европейс-ких компаний намерены в ближайшие 5 лет развивать свой бизнес в городе на Неве.
   Сегодня, по мнению многих экспертов, Петербург превра-тился в музей под открытым небом. Выбор между «музы-кой, застывшей в камне» и европейским уровнем мега-полиса, притягивающего европейских бизнесменов, не очевиден. «К сожалению, в Санкт-Петербурге нет ни неф-ти, ни крупных финансовыхпотоков, — объясняет происходящее генеральный ди-ректор Knight Frank в Санкт-Петербурге Олег Барков. — Город воспринимается многими горожанами исключи-тельно как исторический и культурный центр, а новые девелоперские проекты — как посягательство на национальное наследие».
   Вот уже несколько лет не смолкают ожесточенные дис-куссии вокруг проекта строительства делового района «Охта центр», который был обнародован после того, как группа «Газпром» объявила о готовности вести из города на Неве значительную часть своего бизнеса. Камнем прет-кновения стало место, кото-рое выбрано для развития делового квартала, организованного вокруг высотного здания в 389 м.
   Знакомые с географией Пе-тербурга знают, что район Ох-ты сегодня по большей части — унылая промзона, отделенная от кварталов исторической застройки естественной преградой — руслом Невы. Огромные пространства, ко-торые в советское время занимали высокотехнологичные предприятия, заполнены нефункциональными, серыми «осколками» былого могущества.
   У района масса плюсов для развития в качестве современного делового квартала, считает генеральный директор девелоперской компании «Арена» Павел Бондаренко. «Он даже сейчас очень серь-езно инженерно обеспечен, — продолжает специалист. — Кроме того, здесь пять выездов на кольцевую дорогу, рядом проходит транзитная магистраль, обеспечивающая легкий доступ к выезду из города. В районе может развиваться водный транспорт, а расширение существующих дорог даст возможность уре-гулировать вопросы логис-тики». При этом, по его мне-нию, появление в этом районе крупной компании дало бы толчок созданию инфраструктуры нового поколения. «Охта центр» задумывался как ядро, вокруг которого должна складываться зона деловой активности.
   «В Париже раньше тоже отказывались от высотных зданий, — говорит глава архитектурного бюро Valode & Pistre Жан Пистр, чье бюро проектирует нескольких высоток в парижском Ла-Дефанс. — Но в последние годы тенденции в архитектуре, градостроительстве и планировании территорий смещаются в сторону высотного строительства». В мире идет «негласное состязание столиц — у кого лучше, современнее и выше офисы транснациональных корпораций», признает архитектор, отмечая, что появ-ление деловых районов неподалеку от исторических центров городов — это скорее норма, чем исключение.
   Если расстояние от будущей башни «Охта центра» (396 м) до Петропавловского собора — 5120 м по прямой, то башня «Монпарнас» в деловом районе Парижа Ла-Дефанс (высота — 210 м) находится в 2367 м от собора Парижс-кой Богоматери, 144-метро-вая башня «Торе Акбар» в Барселоне построена в 1284 м от знаменитого собора Саграда де Фамилия, а знаменитый лондонский «огурец» (180-метровая башня «30 Сейнт Мери Екс») — так и вовсе в 700 м от Тауэра.
   Рейтинги привлекательнос-ти городов для бизнеса — это своего рода компас для международных компаний. Но пока его стрелка не показывает в сторону российских городов.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK