25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2009 года: "Русский пай"

Архивная публикация 2009 года: "Русский пай"

Мало кто может сказать сегодня, сколько реально стоит кусок российской земли. В ближайшее десятилетие ныне феноменально дешевая земля может подорожать в десятки раз. В «шоколаде» будет тот, кто успеет войти в рынок раньше других. Президент Медведев не так давно заявил: «У нас сегодня нет общего понимания того, каким земельным фондом мы обладаем. Кадастровый учет не поставлен, инвентаризации земли не происходит, у нас нет рыночной оценки земли».
И в самом деле, несмотря на прошедшие с момента развала СССР почти два десятка лет, земля до сих пор остается, по сути, в государственно-колхозной собственности. Отсутствуют самые необходимые атрибуты рынка — единая полноценная информационная база, четко прописанная процедура оценки земли, современный институт оценщиков, а также выстроенная система правовых отношений между участниками сектора.
Узаконенная путаница

Земельный кодекс РФ предполагает, что земля и постройки на ней — это единый объект недвижимости, который должен быть зарегистрирован в едином реестре. Но в настоящее время есть целых три основные базы, которые содержат данные о земельных участках и объектах недвижимости: давно существующий государственный земельный кадастр, база БТИ и база регистрационной палаты при Мин-юсте. По словам главы комитета Госдумы РФ по собственности Виктора Плескачевского, в недавнем прошлом провалилась попытка свести все эти три базы воедино — выяснилось, что критически не совпадают границы участков, неточно описаны объекты, здания и наделы «налезают» друг на друга. А ведь каждая из этих баз вполне может стать весомым аргументом в суде, поскольку каждая создавалась федеральным органом. То есть каждый объект и земельный участок в России находятся под риском спора.
Путаница уже попортила нервы гражданам, которые, желая зарегистрировать свои права на участок и собрав необходимые для регистрации документы, слышали: в регистрации отказано из-за того, что сведения разных ведомств противоречат друг другу.
В свое время Роснедвижимость создала макет базы данных, которая могла бы разрешить тупиковую ситуацию. Предполагалось, что в ней постепенно путем уточнений и исправлений сформируются реальные данные, и за 5—10 лет мы бы получили работоспособную информационную систему. Но идея осталась нереализованной.
С 1 марта текущего года три службы (Росрегистрацию, Роснедвижимость и Роскартографию) «слили» в одно ведомство — Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Однако проблему несовпадения баз автоматически это не решило. Единый кадастр нужно будет создавать заново, а за его основу будет взята база Федеральной регистрационной службы (Росрегистрация), к которой присоединят данные о правах на землю из базы Роснедвижимости.
Идея единого кадастра недвижимости родилась еще в начале этого десятилетия, однако соответствующий закон был принят только в июле 2007 года (№221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»). Предполагается, что его реализация позволит к 2011 году сформировать полноценную информационную базу по земле, объектам недвижимости и их собственникам. Однако и эксперты, и чиновники пока скептически оценивают ближайшие перспективы кадастрового учета — слишком большая работа предстоит.
Ускорить создание единого кадастра недвижимости, по мнению Виктора Плескачевского, должно формирование института независимых кадастровых инженеров, объединенных в саморегулируемые организации (СРО). Кадастровый инженер не только соединит в себе функции сотрудника БТИ и землемера, но и будет фигурой процессуальной — он сможет на месте решать споры между владельцами граничащих участков и строений по установленной форме. Это разгрузит суды и существенно ускорит процесс формирования кадастра. Также институт кадастровых инженеров поможет решить весьма злободневный вопрос снижения цен на услуги по землеустройству и техинвентаризации — прежде всего за счет здоровой конкуренции.
Однако первые специалисты нового типа должны появиться на рынке только в следующем году, и до сих пор, по словам Плескачевского, еще не проработаны многие моменты, которые позволят кадастровому инженеру полноценно работать на рынке.
Проблемы оценки

Мало кто может сказать сегодня, сколько реально стоит кусок российской земли. В ближайшее десятилетие ныне феноменально дешевая земля может подорожать в десятки раз. В «шоколаде» будет тот, кто успеет войти в рынок раньше других. Президент Медведев не так давно заявил: «У нас сегодня нет общего понимания того, каким земельным фондом мы обладаем. Кадастровый учет не поставлен, инвентаризации земли не происходит, у нас нет рыночной оценки земли».
И в самом деле, несмотря на прошедшие с момента развала СССР почти два десятка лет, земля до сих пор остается, по сути, в государственно-колхозной собственности. Отсутствуют самые необходимые атрибуты рынка — единая полноценная информационная база, четко прописанная процедура оценки земли, современный институт оценщиков, а также выстроенная система правовых отношений между участниками сектора.
Узаконенная путаница


Земельный кодекс РФ предполагает, что земля и постройки на ней — это единый объект недвижимости, который должен быть зарегистрирован в едином реестре. Но в настоящее время есть целых три основные базы, которые содержат данные о земельных участках и объектах недвижимости: давно существующий государственный земельный кадастр, база БТИ и база регистрационной палаты при Мин-юсте. По словам главы комитета Госдумы РФ по собственности Виктора Плескачевского, в недавнем прошлом провалилась попытка свести все эти три базы воедино — выяснилось, что критически не совпадают границы участков, неточно описаны объекты, здания и наделы «налезают» друг на друга. А ведь каждая из этих баз вполне может стать весомым аргументом в суде, поскольку каждая создавалась федеральным органом. То есть каждый объект и земельный участок в России находятся под риском спора.
Путаница уже попортила нервы гражданам, которые, желая зарегистрировать свои права на участок и собрав необходимые для регистрации документы, слышали: в регистрации отказано из-за того, что сведения разных ведомств противоречат друг другу.
В свое время Роснедвижимость создала макет базы данных, которая могла бы разрешить тупиковую ситуацию. Предполагалось, что в ней постепенно путем уточнений и исправлений сформируются реальные данные, и за 5—10 лет мы бы получили работоспособную информационную систему. Но идея осталась нереализованной.
С 1 марта текущего года три службы (Росрегистрацию, Роснедвижимость и Роскартографию) «слили» в одно ведомство — Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Однако проблему несовпадения баз автоматически это не решило. Единый кадастр нужно будет создавать заново, а за его основу будет взята база Федеральной регистрационной службы (Росрегистрация), к которой присоединят данные о правах на землю из базы Роснедвижимости.
Идея единого кадастра недвижимости родилась еще в начале этого десятилетия, однако соответствующий закон был принят только в июле 2007 года (№221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»). Предполагается, что его реализация позволит к 2011 году сформировать полноценную информационную базу по земле, объектам недвижимости и их собственникам. Однако и эксперты, и чиновники пока скептически оценивают ближайшие перспективы кадастрового учета — слишком большая работа предстоит.
Ускорить создание единого кадастра недвижимости, по мнению Виктора Плескачевского, должно формирование института независимых кадастровых инженеров, объединенных в саморегулируемые организации (СРО). Кадастровый инженер не только соединит в себе функции сотрудника БТИ и землемера, но и будет фигурой процессуальной — он сможет на месте решать споры между владельцами граничащих участков и строений по установленной форме. Это разгрузит суды и существенно ускорит процесс формирования кадастра. Также институт кадастровых инженеров поможет решить весьма злободневный вопрос снижения цен на услуги по землеустройству и техинвентаризации — прежде всего за счет здоровой конкуренции.
Однако первые специалисты нового типа должны появиться на рынке только в следующем году, и до сих пор, по словам Плескачевского, еще не проработаны многие моменты, которые позволят кадастровому инженеру полноценно работать на рынке.
Проблемы оценки

©

Переоценка объектов недвижимости должна максимально приблизить кадастровую цену земли к рыночной, но отсутствие четкой системы оценки позволяет на законных основаниях варьировать стоимость минимум на 30% в ту или иную сторону. Она может завышаться в 10—20 раз (особенно в крупных городах с развитым бизнесом) — в целях повышения земельного налога. Может и занижаться — например, при продаже государственной недвижимости или снижении налогов для «своих» бизнесменов.
Поэтому формирование рыночной цены на землю (которая учитывается при кадастровой переоценке) вещь в суровой реальности достаточно условная. Известны случаи, когда после переоценки кадастровая стоимость земли вырастала в 360 (!) раз. Понятно, что автоматически пропорционально увеличивается земельный налог. «В идеале местные органы самоуправления после получения новых кадастровых оценок должны самым тщательным образом заняться, что называется, «настройкой» земельного налога — оценить его адекватность, сбалансировать интересы местного бюджета и самых разных групп налогоплательщиков, дифференцировать ставки, но зачастую на это просто не хватает времени», — говорит директор АНО «Институт проблем регистрации, оценки и налогообложения недвижимости» Наталья Тахтарова.
В качестве пострадавшей стороны чаще всего выступают владельцы земельных участков, но оспорить кадастровую оценку в суде практически невозможно, протестные дела, признают практикующие юристы, выигрываются, как правило, только на основе формальных нарушений, допущенных оценщиками (неправильное оформление документов и пр.).
«Общая методика оценки как таковая есть, но нет маркеров, которые могут быть использованы в ней. Такими маркерами прежде всего являются рыночные цены, но как быть, если за последнее время сделки с землей на данной территории не совершались? Нет и четко прописанной техники процедуры оценки, многие факторы оценщик учитывает на свое усмотрение, главное, чтобы конечная оценка не слишком отличалась от установок заказчика, в лице которого выступают местные власти», — говорит руководитель департамента «Недвижимость. Земля. Строительство» юридической фирмы «Вегас-Лекс» Юрий Борисенко. Эксперт вспоминает, как он попросил оценщика ГУП ФКЦ «Земля» (организация при Роскадастре, которая занимается оценкой в регионах) объяснить, почему в расчетах кадастровой оценки были использованы те или иные коэффициенты и откуда были взяты цифры, но полноценного и вразумительного ответа так и не добился.
Как правило, наиболее ярко все несовершенство нынешних земельных отношений проявляется в ситуациях, связанных с изъятием и выкупом земель. Экономические и правовые интересы сторон заплетаются в такой тугой узел, распутать который с позиций действующего законодательства практически невозможно.
{PAGE}
Подобные споры велись при изъятии земельных участков в Сочи для возведения олимпийских объектов, при строительстве 4-го транспортного кольца в Москве и ЦКАД в Подмосковье, строительных работах в Бутово и реализации различных девелоперских проектов на муниципальных землях.
«В ситуациях выкупа земли под федеральное и муниципальное строительство владелец земли, как правило, еще более уязвим. Оспорить цену, установленную для выкупа, в суде практически невозможно, поскольку суд будет принимать сторону административных органов», — считает Юрий Борисенко.
В непростом положении при выкупе оказываются и сами оценщики, зачастую не обладающие достаточной квалификацией и знанием рынка, а тем более судебной практикой по земельным спорам (которая в таких случаях важна не меньше, чем знание оценочной методики). Кроме того, проблем добавляют противоречащие друг другу требования закона, путаница в терминах и т.д.
«Если рассмотреть ситуацию с оценкой в Сочи, то корректно обосновать рыночную стоимость с учетом требований Федеральных стандартов оценки (ФСО), теории оценки и законодательства практически невозможно, — считает зампред экспертного совета СРО оценщиков «Сибирь» профессор Сергей Коростелев. — Всегда будет возможность оспорить это обоснование в судебном порядке. При этом всегда кто-то из участников сделки будет обделен и понесет убытки. Либо будут недовольны собственники и землепользователи, либо будет нанесен ущерб государству от завышенной компенсации».
Все проблемы оценки на сегодня это, по сути, болезнь роста, обусловленная неразвитостью рынка. Когда на рынке будет накоплена информация о сделках с землей, станет меньше лазеек для манипуляций при расчетах кадастровой стоимости. Правда, в том случае, если вся информация о сделках будет открытой и достоверной, — а полностью «прозрачные» сделки на рынке земли большая редкость.
Налетай, пока дешево
Сама процедура оформления в собственность сложна (нужно посетить как минимум три различные организации), растянута по времени (от нескольких месяцев до года) и дорога. Только межевание в среднем по России, по данным экспертов, стоит от 15 тыс. до 20 тыс. рублей за гектар. А регистрация земельного участка может обойтись в 20—50 тыс. рублей плюс 15—25 тыс. рублей уйдет на получение кадастрового паспорта.
Таких денег у большинства россиян, которые могли бы стать собственниками земли, нет. А посему мечта властей — вовлечь в гражданский оборот как можно больше земельных участков, сформировав тем самым цивилизованный рынок земли, — пока остается мечтой. Предельные уровни расценок на межевание административным путем пытались вводить в большинстве регионов России, однако землемеры с легкостью обходят эти препоны, добавляя в нагрузку к межеванию обязательный пакет «консалтинговых» услуг. Тем же, кто все-таки решил зарегистрировать свое право на землю, деваться некуда — чиновники сами признаются, что рынок землеустроительных услуг на местах монополизирован.
Земельная реформа идет не первый год, но все попытки власти сотворить из обывателя полноценного землевладельца так и не увенчались успехом. По разным оценкам, через кадастровый учет прошло всего 30—40% российских земель. Основные ресурсы сельхозземель сосредоточены у
12 млн бывших колхозников в виде паев (по данным Минсельхоза — 91,5% земель сельхозназначения общей площадью 110,1 млн га), которые не имеют привязки к конкретному земельному участку. Из этих 12 млн человек зарегистрировали свои права пока только 400 тыс. собственников. «Всего 0,6% сельхозугодий, используемых сельхозорганизациями, находится у них в собственности, 83% — арендуется у собственников земельных долей, 16% — у государства и муниципалитетов. 83% бывших земель колхозов и совхозов в настоящее время используется сельскохозяйственными организациями без оформления и государственной регистрации», — приводит данные гендиректор координационного аналитического центра АПК Павел Винтовкин.
Однако на рынок земли все чаще заглядываются инвесторы — как частные, так и корпоративные. Ведь земля — это потенциально один из самых емких и перспективных инструментов для размещения финансовых ресурсов.
Павел Винтовкин говорит, что в ближайшие 3—7 лет средняя стоимость российской земли может вырасти в 2—3 раза. Многие эксперты строят еще более смелые прогнозы — в 10—25 раз. Земля в России очень дешева: летом прошлого года цены на крупные участки сельхозназначения варьировались в диапазоне от $100 до $1000 за 1 га, а предложения концентрировались в диапазоне $500—800, в особо интересных для производства регионах — до $3000. Верхняя граница диапазона относится к землям со свидетельством о праве собственности.
По грубым оценкам, российские сельхозземли дешевле земель Восточной Европы в пять раз, а если сравнивать со странами с давно сложившимся институтом ценообразования, разрыв будет больше: по сравнению с США наши земли недооценены в 10 раз, со странами ЕС-15 — в 30 (!) раз.
Утверждения эти отнюдь не голословные. Земля как средство производства с каждым годом становится все более востребованной, учитывая растущую потребность в продовольствии и сельхозсырье. Мировой рынок сельхозземель рос в последние 30 лет, и темпы этого роста только ускорялись.
Россия обладает одним из крупнейших в мире запасов сельхозугодий — 132 млн га (США — 187 млн га, Индия — 169 млн га). При этом качество российских плодородных земель находится на одном уровне с землями ведущих мировых сельхозпроизводителей, а земли Черноземья существенно превосходят по природному плодородию и запасам продуктивности любые мировые аналоги (насколько они эффективно используются — это другой вопрос).
Бизнесмены это прекрасно понимают, и интерес бизнеса к земле растет, причем за два последних докризисных года спросом пользуются не только участки, расположенные вокруг крупных населенных пунктов, но и удаленные от городов территории.
Компании скупают земли в разных целях. Первая — это размещение временно свободных средств, поскольку земля — один из самых стабильных активов в неспокойное время. Вторая — скупка земель в интересах крупных агрохолдингов. Третья — в интересах иностранных компаний (российский Земельный кодекс запрещает владеть землями сельхозназначения иностранным гражданам и компаниям, а также российским компаниям, если иностранцам принадлежит в них более 50%). Оценить, какая доля земель сельхозназначения находится в руках профильных, аграрных инвесторов, а какая — в руках спекулянтов, сложно. Большинство игроков стараются не раскрывать информацию о своих латифундиях, из-за этого данных о реальных собственниках крупных земельных банков не существует.
«В последние годы объем сельхозугодий, находящихся под контролем (чаще в виде долгосрочной аренды) агрохолдингов или всевозможных земельных фондов, существенно вырос, однако их доля — менее 7% от общей площади, — говорит Павел Винтовкин. — По разным оценкам, общая площадь пашни сельхозугодий под контролем этих структур составляет 10—12 млн га. На 30 агрохолдингов, каждый из которых контролирует более чем по 100 тыс. га, суммарно приходится около
7 млн га сельхозугодий». При этом, отмечает эксперт, компании, ориентированные на иностранных инвесторов, контролируют не более 0,8 млн га.
В последние два года управляющие и инвестиционные компании стали активно использовать землю как финансовый инструмент, «упаковывая» ее в земельные ЗПИФы. Большинство ЗПИФов недвижимости на стадии start-up создаются под конкретных крупных инвесторов (как физических, так и юридических лиц) и крупных агрокомпаний. В дальнейшем паи ЗПИФов могут пройти процедуру листинга на бирже, и при размещении их смогут приобретать институциональные инвесторы (банки, инвестиционные фонды, страховые компании и т.д.) и обычные граждане.
По словам гендиректора УК «Эверест Эссет Менеджмент» Ивана Гелюты, основная идея создания земельных ЗПИФов в том, что на фоне роста потребления продовольствия и цен на него будет расти потребность в сельхозземлях, что приведет к росту арендных ставок на землю. При наличии арендаторов земельные угодья способны приносить инвесторам фонда стабильную долгосрочную прибыль.
Но ажиотажного интереса к земельным ПИФам в период упадка финансовых рынков пока не наблюдается, хотя управляющие прогнозируют: после кризиса и земля, и земельные ПИФы станут одними из самых востребованных активов.
Пока же земельный рынок в сравнении с другими странами пока в самом начале своего развития, а сама земля еще не стала полноценным и сверхвостребованным товаром. Ситуация во многом напоминает времена ваучерной приватизации 90-х годов, когда людям сложно было понять, сколько же на самом деле стоит «общенародная собственность».
По этой же схеме, скорее всего, и будет развиваться рынок — в наибольшем выигрыше окажется тот, кто поспеет к разделу земельного пирога чуть раньше других.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».