24 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2003 года: "Русский замах"

Архивная публикация 2003 года: "Русский замах"

На западные земли регулярно высаживается десант российской культуры. Провожают их и встречают с разными чувствами.Патриотизм на самом-то деле чувство хорошее. Но не тот, агрессивный, который сводится к бесхитростному "не доставайся же ты никому". Имеется в виду, например, недовольство широких слоев общественности тем, что наши футболисты зарабатывают большие деньги на Западе (между прочим, потому, что в России им столько не платят) или что наши режиссеры работают над сценарием фильма в светлой комнате в видом на Ривьеру (а не на обшарпанной подмосковной даче с видом на давно не крашенный забор).
Творческие люди, как известно, всегда были "гражданами мира", еще задолго до того, как слово "космополитизм" прочно вошло в обиход и стало одним из символов нового времени. Бунин или Шмелев не стали меньше чувствовать Россию, когда уехали за границу. Более того, созданные в тот период вещи считаются именно русским литературным наследием.
Понятно, что утечка мозгов может привести (если уже не привела) к аварийной ситуации в отечественной науке, но люди, которые занимаются творчеством, напротив, только зарабатывают очки своей же стране. Ясно, что наши люди в Голливуде думают, в первую очередь, о своем и своей семьи благосостоянии, но уважающая себя страна может, наверное, позволить ее отдельным представителям такую роскошь.
Основания для здорового патриотизма дают сами же иностранцы -- тот же "Солярис" наглядно показал, как можно снять плохое кино на хорошей и дорогой технике со спецэффектами и как -- кино вечное на негладкой пленке "Свема". Чем не повод для радости? Но, судя по всему, "наши" очевидные преимущества удовлетворения не приносят. Напротив, появляется малоприличное ощущение, что "мы тут, с краешку" на фоне "их" талантов, гениальность которых измеряется уровнем кассовых сборов. Но созерцание действительности из дальнего угла зачастую приводит к всплескам патриотизма в самом неожиданном месте: ну и что, что русский мюзикл "Чикаго" с треском рассыпается на части, зато наш Киркоров будет дублировать их Ричарда Гира в киномюзикле "Чикаго", который в 13 номинациях выдвинут на "Оскар".
Начало этого года прошло под знаменем победоносного шествия по Европе группы "Тату" и торжественного выдвижения в номинанты на премию "Грэмми" аж четырех наших музыкантов. Причем, скажем, о Башмете и Ростроповиче, которые уже давно приучили строптивых соотечественников к той мысли, что на Западе они "свои" не меньше, чем у себя дома, говорили во вторую очередь, а вот о группе "Берингов пролив", сумевшей прорваться в, как говорят, "самую американскую" номинацию -- "Музыка в стиле кантри", -- много и однообразно. Редкая телепрограмма и печатное издание не пересказали одни и те же факты о простых ребятах из Обнинска, которые двенадцать лет шли к признанию и вот теперь дошли.
Наконец состоялось и вручение премий, анонсируемое по Первому каналу как "русский прорыв". Правда, отчего-то в трансляции стыдливо обошли стороной вручение премий в тех номинациях, где выдвигались, но ничего, к сожалению, не получили наши. То есть, очевидно, ход мысли организаторов трансляции был примерно такой: "Нашим все равно Грэмми не дали, так чего же эфирное время занимать?" С тех пор ни слова о милых ребятах из Обнинска, об их тернистой дороге к мечте.
Все или ничего -- это по-нашему. Ребятами этими теперь наверняка займутся грамотные заокеанские продюсеры, которые знают о том, что поражение с помощью определенных усилий и вложений в состоянии превратиться в победу.
Победителей, как известно, не судят, и пророков в своем отечестве нет. Но "своих" ведь можно любить просто за то, что они -- "свои".

На западные земли регулярно высаживается десант российской культуры. Провожают их и встречают с разными чувствами.Патриотизм на самом-то деле чувство хорошее. Но не тот, агрессивный, который сводится к бесхитростному "не доставайся же ты никому". Имеется в виду, например, недовольство широких слоев общественности тем, что наши футболисты зарабатывают большие деньги на Западе (между прочим, потому, что в России им столько не платят) или что наши режиссеры работают над сценарием фильма в светлой комнате в видом на Ривьеру (а не на обшарпанной подмосковной даче с видом на давно не крашенный забор).

Творческие люди, как известно, всегда были "гражданами мира", еще задолго до того, как слово "космополитизм" прочно вошло в обиход и стало одним из символов нового времени. Бунин или Шмелев не стали меньше чувствовать Россию, когда уехали за границу. Более того, созданные в тот период вещи считаются именно русским литературным наследием.

Понятно, что утечка мозгов может привести (если уже не привела) к аварийной ситуации в отечественной науке, но люди, которые занимаются творчеством, напротив, только зарабатывают очки своей же стране. Ясно, что наши люди в Голливуде думают, в первую очередь, о своем и своей семьи благосостоянии, но уважающая себя страна может, наверное, позволить ее отдельным представителям такую роскошь.

Основания для здорового патриотизма дают сами же иностранцы -- тот же "Солярис" наглядно показал, как можно снять плохое кино на хорошей и дорогой технике со спецэффектами и как -- кино вечное на негладкой пленке "Свема". Чем не повод для радости? Но, судя по всему, "наши" очевидные преимущества удовлетворения не приносят. Напротив, появляется малоприличное ощущение, что "мы тут, с краешку" на фоне "их" талантов, гениальность которых измеряется уровнем кассовых сборов. Но созерцание действительности из дальнего угла зачастую приводит к всплескам патриотизма в самом неожиданном месте: ну и что, что русский мюзикл "Чикаго" с треском рассыпается на части, зато наш Киркоров будет дублировать их Ричарда Гира в киномюзикле "Чикаго", который в 13 номинациях выдвинут на "Оскар".

Начало этого года прошло под знаменем победоносного шествия по Европе группы "Тату" и торжественного выдвижения в номинанты на премию "Грэмми" аж четырех наших музыкантов. Причем, скажем, о Башмете и Ростроповиче, которые уже давно приучили строптивых соотечественников к той мысли, что на Западе они "свои" не меньше, чем у себя дома, говорили во вторую очередь, а вот о группе "Берингов пролив", сумевшей прорваться в, как говорят, "самую американскую" номинацию -- "Музыка в стиле кантри", -- много и однообразно. Редкая телепрограмма и печатное издание не пересказали одни и те же факты о простых ребятах из Обнинска, которые двенадцать лет шли к признанию и вот теперь дошли.

Наконец состоялось и вручение премий, анонсируемое по Первому каналу как "русский прорыв". Правда, отчего-то в трансляции стыдливо обошли стороной вручение премий в тех номинациях, где выдвигались, но ничего, к сожалению, не получили наши. То есть, очевидно, ход мысли организаторов трансляции был примерно такой: "Нашим все равно Грэмми не дали, так чего же эфирное время занимать?" С тех пор ни слова о милых ребятах из Обнинска, об их тернистой дороге к мечте.

Все или ничего -- это по-нашему. Ребятами этими теперь наверняка займутся грамотные заокеанские продюсеры, которые знают о том, что поражение с помощью определенных усилий и вложений в состоянии превратиться в победу.

Победителей, как известно, не судят, и пророков в своем отечестве нет. Но "своих" ведь можно любить просто за то, что они -- "свои".

НАТАЛЬЯ ЩЕРБАНЕНКО

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».