Наверх
20 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2011 года: "С годами крупнее"

Все больше российских компаний осознают важность информационных технологий для развития бизнеса. Это позволило ИТ-рынку практически вернуться к докризисным показателям.   Окончательных результатов по итогам 2011 года на отечественном ИТ-рынке, естественно, пока еще нет. Игроки рынка, опрошенные «Профилем», оперируют данными аналитиков и дают свои прогнозы. Так, согласно исследованию IDC, в 2011 году расходы на информационные технологии (ИТ) в долларовом выражении увеличатся на 13,3% по сравнению с 2010 годом, а наибольший темп роста покажет сегмент ИТ-услуг (свыше 20%). Аналитики считают, что более 15% прироста будет иметь сегмент ПО, а следующую позицию займет сегмент оборудования.
   В дальнейшем, как предполагают эксперты IDC, расходы на ИТ в России будут расти ежегодно в среднем на 11,6% и в 2015 году составят $41,1 млрд.
   На рост в вилке 12-15% рассчитывает большинство участников рынка. «Однако, если брать срез по проектам, которые вели в этом году интеграторы из топ-10 рынка, полагаю, что прогнозируемые на этот год результаты могут быть и более высокими», — уточняет генеральный директор «СИТРОНИКС Информационные Технологии» в России Мария Юргелас. В подтверждение она приводит данные своей компании: «По итогам девяти месяцев 2011 года по выручке «СИТРОНИКС ИТ» выросла на 48% относительно аналогичного показателя за прошлый год. В третьем квартале мы продемонстрировали рост на 90% по сравнению с показателем за третий квартал прошлого года, что стало следствием более высокого, чем ожидалось, уровня продаж оборудования».
   По мнению председателя совета директоров «Инлайн Груп» Вадима Афанасьева, ИТ-рынок в целом вернулся сейчас на докризисный уровень. В компаниях, у которых высока доля услуг, рост, по его словам, составил около 40%.
   «Примерно с весны 2011 года мы наблюдаем оживление активности — имеющиеся наши заказчики начали запуск новых проектов, масштаб их также стал постепенно восстанавливаться, — рассказывает директор по развитию бизнеса компании «ФОРС» Николай Зезюлинский. — Наверное, можно говорить о том, что предкризисный уровень уже достигнут и наметился постепенный рост».
   «Это как вопрос о средней температуре по больнице, — добавляет генеральный директор Fujitsu в России и СНГ Виталий Фридлянд, — так как разные сегменты выросли по-разному — от 10 до 30%. При этом если смотреть на полный спектр использования ИТ в России, то видно, что прошедший год характеризовался ростом комплексных проектов в среднем и малом бизнесе. Этот сегмент воспринял уже как необходимость применение ИТ в своей каждодневной деятельности. Здесь рост, по моим ощущениям и анализу данных, около 35%». Растут пока, по его словам, сегмент Hardware и сервисные услуги. Акцент на слове «пока» эксперт делает не случайно: «При нынешней нестабильности в Европе, да и у нас после свистопляски с выборами уверенности в так называемой благоприятной обстановке у коммерческих и бюджетных заказчиков не прибавилось».
   О том, что отдельные сегменты российского корпоративного ИТ-рынка действительно могут вырасти на 30% и более по сравнению с прошлым годом, говорит и президент компании «Ай-Теко» Шамиль Шакиров. Так, по его словам, значительно вырос и стал существенно более зрелым рынок ИТ в государственном секторе. Крупные компании, относящиеся к «голубым фишкам», инициировали или вели в уходящем году знаковые общекорпоративные проекты внедрения ERP-систем.
   «Как раз в сегменте интегрированных систем управления предприятием рынок вернулся к докризисным объемам уже в 2010 году ($649 млн против $606 млн в 2008 году)», — уточняет генеральный директор SAP СНГ Игорь Богачев. Новые точки роста в 2011 году эксперт связывает с развитием «облачных» технологий, мобильных приложений и ростом интереса к инструментам бизнес-аналитики.
   «Число запланированных внедрений бизнес-приложений, по данным аналитиков, увеличилось почти в три раза по сравнению с предыдущим годом, составив пятую долю от всех предполагаемых ИТ-проектов», — дополняет Николай Зезюлинский. Также, по словам специалиста «ФОРС», заметно выросло число проектов, связанных с управлением и оптимизацией бизнес-процессов и управлением ИТ-активами. Интерес к этим направлениям в кризис резко усилился и теперь, видимо, находит реализацию в запланированных инициативах. Очень динамично на протяжении нескольких последних лет развивается рынок информационной безопасности, виртуализации и систем хранения данных. Заказчики, по его мнению, стали проявлять все больший интерес к «облачным» сервисам. Многие уже готовы рассматривать вариант аренды вычислительных мощностей вместо капитальных инвестиций в собственную инфраструктуру.
   «Тенденция «мобилизации» корпоративных информационных систем, перемещения инфраструктуры и приложений в «облака» стала, на мой взгляд, необратимой для российского рынка, — продолжает тему Шамиль Шакиров. — Сервисная модель ИТ, о которой много говорили в прошедшие годы, наконец-то начала «материализовываться» в нашей стране».
   Свое мнение на этот счет у Виталия Фридлянда: «Если в 2010 году только из утюга не говорилось о так называемых «облаках», то в 2011 году пошли первые внедренческие проекты, где высветились предполагаемые ранее подводные камни. Из стадии безудержного оптимизма и видения «облачных» решений как панацеи рынок постепенно переходит к прагматическим запросам и разумным сочетаниям как частных и гибридных «облаков», так и локального использования ЦОДов». Истина, по словам гендиректора Fujitsu в России и СНГ, по-прежнему где-то посередине.
   Конечно, предстоит еще доработать законодательные нормы в отношении ответственности за безопасность данных, работоспособность системы, которую несет хостинг-провайдер, и многие другие организационные и правовые вопросы, но несомненно то, по словам Николая Зезюлинского, что в недалеком будущем «облачные» вычисления возглавят топ-список технологических трендов.
   Сейчас, по словам директора по региональному развитию сети Stack Data Network Сергея Зайцева, ИТ-специалисты активно обсуждают проблему обеспечения информационной безопасности и способы преодоления инфраструктурных ограничений, которые серьезно сдерживают выход отечественной ИТ-отрасли на качественно новый уровень. Всем уже очевидно, что «облака», привязанные к решениям нескольких вендоров, — это лишь частный случай, который хорош только на первом этапе. Для полноценного доступа к возможностям «облачных» решений и виртуальных сред нужен инфраструктурный базис, способный адаптироваться к специфике разных решений как сегодняшнего, так и завтрашнего дня. Одним из практических ответов на эту проблему стало, например, комплексное решение Stack.КУБ, на основе которого уже создаются новые модульные дата-центры (МДЦ) сети Stack Data Network.
   А вот генеральный директор «Энвижн Груп» Алексей Тарасенко одним из основных драйверов деловой активности в отечественной ИТ-отрасли в 2011 году считает государственный сектор. В частности, реализацию масштабной долгосрочной программы «Информационное общество». Если раньше в рамках программы «Электронная Россия» решались вопросы внутренней автоматизации ведомств, то сейчас все инициативы государства направлены на преобразование нашего общества и повышение качества жизни жителей страны за счет внедрения информационных технологий. В итоге удалось достичь существенных результатов. Проект «Электронное правительство», по его мнению, стал самой масштабной информационной системой, внедряемой в нашей стране.
   «Центр Сколково, универсальная электронная карта, программы по энергоэффективности и даже не имеющие прямого отношения к ИТ Олимпиада-2014 и чемпионат мира по футболу 2018 года — все эти проекты требуют соответствия информационных и технологических сервисов общемировым стандартам, — высказывается по теме президент группы «Астерос» Михаил Эренбург. — Эти факторы стимулировали развитие как всего российского ИТ-рынка, так и корпоративного сегмента в частности».
   Большие потребности в ИТ-решениях наши эксперты также наблюдали у финансовых институтов, ритейлеров и в энергетике. Российские заказчики, по словам Алексея Тарасенко, также начинают доверять и аутсорсингу сервисной ИТ-инфраструктуры. «Это привело к существенному росту данного сегмента рынка, — поясняет он. — Наша компания заключила ряд крупных сервисных контрактов с ведущими операторами связи, банками и энергетическими компаниями». Существенно вырос спрос и на ИТ-консалтинг. Топ-менеджер «Энвижн Груп» связывает это с продолжающимся «взрослением» отечественного ИТ-рынка в целом, что выражается в повышении спроса на сложные комплексные решения, которые требуют серьезной проработки, анализа бизнес-задач и переформулирования их в требования для разработчиков.
   Как добавляет Игорь Богачев, требования клиентов стали более четкими, реалистичными, ориентированными на развитие бизнеса и его стабильность. Компании исходят при выборе решений не из стоимости лицензий, а из комплекса факторов — окупаемость, эффективность, совокупная стоимость владения.
   «С одной стороны, 2011 год стал для многих компаний переломным в осознании роли ИТ для бизнеса и новых моделей организации ИТ, — продолжает тему Михаил Эренбург. — Зато с другой — рынок продолжает расти все-таки не за счет новых технологий. Большинство компаний по-прежнему консервативны в отношении того, как развивать корпоративные ИТ. Поэтому революции в перераспределении сегментов ИТ-рынка не было. В этом году мы наблюдали только первые зачатки будущих изменений».
   Вадим Афанасьев, к примеру, отмечает также серьезное развитие ИТ в области ритейла. Этот сегмент рынка переоснащался в области ИТ довольно интенсивно. «В 2010 году ритейлеры успели сделать очень много, поэтому текущий год не был таким уж бурным, как сразу после кризиса», — отмечает председатель совета директоров «Инлайн Груп».
   Мы спросили у наших экспертов, какие события они считают самыми значимыми в 2011 году. По словам Марии Юргелас, основной рыночный тренд — укрупнение. Это касается укрупнения масштабов бизнеса заказчиков за счет процессов слияний и поглощений, укрупнения бизнеса интеграторов за счет объединения в консорциумы и альянсы для обеспечения выполнения задач заказчиков и, наконец, укрупнения самих интеграционных проектов, которые становятся все более комплексными и территориально распределенными. «Важной тенденцией являются процессы консолидации, которые происходят на ИТ-рынке в России, — вторит коллеге президент группы компаний «ЛАНИТ» Георгий Генс. — Я оцениваю этот тренд как позитивный, потому что в результате могут появиться действительно очень крупные и мощные игроки — компании мирового уровня».
   Правда, подобные процессы, по мнению Марии Юргелас, приводят к нехватке профессиональных кадров — консультантов, инженеров — для реализации столь масштабных проектов. Выход она видит в синергии, объединении практик и компетенций игроков ИТ-рынка для обеспечения совместного участия в проектах, совместных продаж, исходя из имеющихся возможностей каждого участника, начиная от политического влияния и заканчивая ресурсами и требуемыми компетенциями.
   Георгий Генс также считает кадровую проблему одной из самых болезненных для ИТ-рынка. «В ближайшие годы дефицит кадров может стать основным тормозом развития нашей отрасли, — поясняет он. — Уровень спроса на ИТ-специалистов вернулся на докризисный уровень». Ситуация осложняется тем, что сейчас число выпускников вузов по тем специальностям, которые в принципе могут быть востребованы в ИТ-отрасли, сокращается.
   

   ЭКСПЕРТЫ
   Игорь Богачев,
   генеральный директор SAP СНГ
   «Летом этого года впервые в истории SAP заседание совета директоров корпорации прошло в России. Это показатель важности рынка России и СНГ для развития бизнеса SAP. Встреча состоялась в Санкт-Петербурге и была посвящена стратегии развития бизнеса SAP в России — мы подготовили весьма амбициозный, но вполне обоснованный план и получили его одобрение у совета директоров. С учетом этих планов SAP СНГ будет реализовывать стратегические планы роста: развивать новые технологии, усиливать свои позиции в сегменте среднего и малого бизнеса, продолжать стратегические проекты с крупными компаниями. Также на этой встрече было принято решение поддержать государственный инновационный проект Сколково: в 2012 году там начнет работу SAP Lab — лаборатория новых технологий и научных разработок».
   
   Алексей Тарасенко,
   генеральный директор «Энвижн Груп»
   «В 2011 году мы поставили задачу стать для наших заказчиков компанией «первого выбора». Мы хотим, чтобы наши клиенты не задумывались о том, какие еще компании могут предложить им аналогичные услуги. Они должны знать о бесспорных преимуществах «Энвижн Груп», реализованных проектах, ставших визитной карточкой компании. С этой целью мы успешно провели реорганизацию компании, построив ее по отраслевому принципу. Новая организационная структура дает возможность быстро масштабировать бизнес под изменение спроса на определенном рыночном сегменте, эффективно развивать отраслевые экспертизы.
   Мы сделали бренд компании более запоминающимся. Теперь он символизирует как высокую интенсивность роста «Энвижн Груп», так и те преимущества, которые приносят информационные технологии в бизнес наших заказчиков: возможность развиваться активнее, эффективнее, быстрее конкурентов. Более яркие, активные цвета и образ самой быстрой птицы на Земле — стрижа — как нельзя точно передают наш стиль ведения бизнеса: быть в авангарде, быстрее других реагировать на меняющиеся запросы рынка, формируя тенденции в сфере технологических решений.
   В наших планах на 2012 год — укрепление взаимодействия со стратегическими заказчиками, среди которых можно выделить «Ростелеком», Росатом, РЖД, ФСК «ЕЭС», «ВымпелКом», «ЛУКОЙЛ», Газпромбанк, а также выход на новые рынки. Мы ставим задачу по увеличению бизнеса в следующем году не менее чем на 20-25%. Задача решаемая, для этого у нас есть необходимые ресурсы и предпосылки».
   
   Сергей Зайцев,
   директор по региональному развитию сети Stack Data Network
   «Основным результатом уходящего года мы считаем полное завершение работ по апробации и патентованию комплексного решения нового поколения Stack.КУБ. Благодаря этому появилась возможность начать во втором полугодии строительство двух модульных дата-центров сети Stack Data Network. Масштаб данного проекта оценивается не столько в количественных показателях, сколько в его значимости для ИТ-рынка в целом. Хотя само по себе наращивание мощностей сети на более чем 1800 стоек, способных принять нагрузку до 40 кВт без риска перегрева в серверном отсеке, свидетельствует о серьезных профессиональных амбициях компании, но куда более важным являются открывающиеся перед клиентами SDN возможности по снятию ИТ-ограничений в развитии своих бизнес-инициатив. Кроме того, модульная технология Stack.КУБ позволяет вводить мощности последовательно. Это дает возможность уйти от общепринятой практики встраивания в стоимость услуг затрат на поддержание площадей, построенных «на вырост». Запуск обеих площадок намечен на первое полугодие 2012 года».
   
   Шамиль Шакиров,
   президент компании «Ай-Теко»
   «Для «Ай-Теко» 2011 год cтал годом укрепления наших позиций на российском рынке как ведущей сервисной ИТ-компании. Мы вывели на рынок ряд инновационных продуктов: SAP, документооборот и систему управления производственными процессами на iPad, а также предлагаем клиентам уникальную «облачную» среду общей емкостью более 1000 виртуальных серверов. В полтора раза выросло направление аутсорсинга. Более 600 сотрудников и около 100 сервисных партнеров обеспечивают полный спектр услуг сервиса и аутсорсинга по всей России. Мы модернизировали наш центр обработки вызовов, внедрили новую автоматизированную систему управления обслуживанием, создали систему обучения и сертификации сервисного персонала. И, наконец, в этом году вступил в силу ГОСТ Р ИСО/МЭК 20000 «Информационная технология. Менеджмент услуг», национальный стандарт России в сфере ИТ-сервисов, который разработали наши консультанты».
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK