25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2011 года: "С надеждой на прибыль"

Архивная публикация 2011 года: "С надеждой на прибыль"

Рынок корпоративного автострахования давно перестал быть для российских страховщиков золотым дном, но борьба за него продолжается. По предварительным данным Федеральной службы страхового надзора (ФССН), общий объем рынка автострахования (каско и ОСАГО) в корпоративном сегменте составил в прошлом году 186,2 млрд рублей. Суммарные премии по корпоративному автострахованию возросли за 2010 год на 1,1% и составили 44,3 млрд рублей. Рост обеспечили исключительно операции по ОСАГО. Объем рынка корпоративного ОСАГО достиг 16,9 млрд рублей (16,1 млрд рублей в 2009 году). А вот прироста по корпоративному каско в прошлом году не наблюдалось. Динамика премий к уровню предыдущего года составила 99% при объеме страховых премий 27,4 млрд рублей.

Рынок корпоративного автострахования давно перестал быть для российских страховщиков золотым дном, но борьба за него продолжается. По предварительным данным Федеральной службы страхового надзора (ФССН), общий объем рынка автострахования (каско и ОСАГО) в корпоративном сегменте составил в прошлом году 186,2 млрд рублей. Суммарные премии по корпоративному автострахованию возросли за 2010 год на 1,1% и составили 44,3 млрд рублей. Рост обеспечили исключительно операции по ОСАГО. Объем рынка корпоративного ОСАГО достиг 16,9 млрд рублей (16,1 млрд рублей в 2009 году). А вот прироста по корпоративному каско в прошлом году не наблюдалось. Динамика премий к уровню предыдущего года составила 99% при объеме страховых премий 27,4 млрд рублей.

БРЕМЯ НИЗКИХ ЦЕН
Надо заметить, что в целом рынок корпоративного автострахования отличается устойчивостью. Как показывает практика, здесь не бывает резких взлетов и падений. В подтверждение этого продакт-менеджер по автострахованию страховой группы "Уралсиб" Егор Лысой приводит такой пример: даже во время кризиса сборы страховой премии в корпоративном страховании каско и ОСАГО значительно не сократились.
Так, по оценке президента страхового общества "ВЕРНА" Дарюса Балиониса, по итогам 2010 года этот сегмент рынка показал результат, сопоставимый с уровнем 2008 года и даже немного выше. Основная доля сборов приходится на топ-50 страховщиков, что говорит о продолжающейся концентрации рынка.
Весьма скромный прирост сборов эксперты объясняют тем, что на рынке сохраняется устойчивая тенденция к демпингу. "Такое поведение страховых компаний ведет к негативным последствиям на страховом рынке в целом, - сетует Дарюс Балионис. - Часть компаний оказалась в ситуации недобора премий по отношению к предыдущим периодам, что создает дополнительные сложности в связи с необходимостью наращивания капитала в соответствии с новыми требованиями регулятора".
Справедливости ради стоит отметить, что демпингу способствовало падение спроса на страховые услуги в период спада. "Кризисные годы вынудили многие компании экономить и руководствоваться только ценой, выбирая страховую защиту", - рассказывает директор департамента страхования автотранспорта РОСНО Ольга Вересова.

УБЫТКОВ НЕ ИЗБЕЖАТЬ
Для вице-президента по автострахованию "Группы Ренессанс Страхование" Федора Воронина очевидно, что политика страховщиков, которые откровенно демпингуют, чтобы нарастить портфель корпоративных автофлотов, приведет к несоответствию внутренних ресурсов компаний и объема взятых обязательств. При таком подходе к тарификации компании несут большие убытки, что влечет за собой проблемы при урегулировании страховых случаев, отказы и т.д. В результате это приводит к увеличению убыточности не только в отдельных компаниях, но и во всей отрасли.
"О какой прибыли можно говорить? - сокрушается заместитель генерального директора, главный андеррайтер ОАО "САК "Энергогарант" Антон Легчилин. - У 90% страховщиков этот бизнес глубоко убыточный!" Помимо низких цен, по его мнению, к росту убыточности ведут высокие комиссионные вознаграждения посредникам: "В России они доходит до 40%, тогда как в Европе комиссия в два-три раза ниже".
По словам Ольги Вересовой, ключевым фактором роста убыточности сейчас также является рост средней выплаты в связи с инфляцией и увеличением цен на запчасти и ремонт у официальных дилеров. Что интересно, именно из-за этого "Группа Ренессанс Страхование" в кризис не снизила, а, напротив, подняла цены на каско. "Да, мы немного потеряли в продажах, зато сохранили прибыльность бизнеса и репутацию в глазах клиентов, - рассказывает Федор Воронин. - В итоге сейчас, на этапе выхода экономики из кризиса, компания располагает одним из лучших по качеству портфелей с точки зрения соотношения выплат к поступлениям. И у нас нет необходимости "чистить" портфель, повышать тарифы и закручивать гайки в урегулировании".
А вот Егор Лысой считает, что убыточность автострахования характерна в основном для розничного сегмента, где прошлогоднее среднерыночное соотношение выплат к страховым премиям находится на уровне 80%. Среднерыночные же показатели уровня выплат - 58,9% по каско и 42,5% по ОСАГО - в корпоративном сегменте страхования каско и ОСАГО обеспечивают, по его мнению, нормальную рентабельность операций.
"Что касается ОСАГО, то здесь рост убыточности - закономерность, которую все ожидали, - продолжает тему Федор Воронин. - Во-первых, клиенты уже располагают достаточным опытом общения со страховщиками, во-вторых - сказывается инфляция: тарифы по ОСАГО были рассчитаны еще в 2003 году и с того момента серьезно не менялись, а между тем цены на запчасти и стоимость нормо-часов ушли далеко вперед".

САМ СЕБЕ ИНСПЕКТОР
Внесло свою лепту и введение в стране порядка прямого возмещения убытков (ПВУ), после чего убытки стали заявлять намного чаще. В этом месяце исполнилось два года, как в России была запущена система прямого урегулирования. За это время страховщики сумели отработать все необходимые процессы, задействованные в рамках ПВУ. И сейчас доля ПВУ на отечественном страховом рынке составляет около 40% от всех выплат по ОСАГО. В РОСНО, например, этот показатель составляет все 50%, что в компании оценивают как достижение, которое демонстрирует доверие потерпевших к новой процедуре и к их компании в частности.
Кроме того, как отмечает директор департамента по взаимодействию с внешними организациями РОСНО Андрей Афонасьев, за это время страховой рынок заметно очистился от ненадежных и обанкротившихся компаний и стал более цивилизованным. Из 160 страховщиков, которые начали участвовать в системе ПВУ два года назад, сейчас осталось 115.
Предполагается, что к 2012 году будут приняты законодательные изменения, которые сделают ПВУ безальтернативной системой выплат. При этом Антон Легчилин считает, что ПВУ должно быть либо обязательным для всех убытков и клиентов, либо его нужно отменять. "Сейчас существует дикая антиселекция на данном рынке, когда клиентов и потерпевших гоняют туда-сюда в зависимости от суммы убытка, - поясняет эксперт. - Закон должен быть строг и прост и не допускать лазейки для недобросовестных страховщиков и клиентов".
По словам Андрея Афонасьева, действительно сейчас еще существуют небольшие методологические проблемы, которые, правда, решаются в рамках Комитета по разработке процедуры прямого урегулирования ОСАГО и Европротоколу РСА. В частности, основное внимание комитета сегодня сосредоточено на популяризации Евпропротокола среди водителей и подготовке к возможному увеличению лимита выплат по упрощенному оформлению документов без участия сотрудников ГИБДД с 25 тыс. рублей до 50 тыс. рублей. В планах - перевод взаиморасчетов между страховщиками по суброгации на ту же IТ-платформу и те же принципы, что и ПВУ ОСАГО, но эта задача в основном касается страховщиков и практически никак не отразится на обычном страхователе по ОСАГО.

ЕСТЬ КУДА РАСТИ
Что касается перспектив корпоративного автострахования в целом, то заместитель генерального директора компании "КИТ Финанс Страхование" Александр Потитов предполагает, что погоня за низкой ценой, к сожалению, продолжится, но, так как количество страховых компаний неуклонно сокращается, эта тенденция будет сходить на нет. Это, по прогнозам Егора Лысого, может привести в текущем году к небольшому росту рынка корпоративного автострахования, на уровне 3-5%. "Основой роста станет увеличение корпоративного автопарка, ожидаемый запуск "КАМАЗом" собственной программы утилизации и др.", - считает эксперт. Федор Воронин рассчитывает на рост в 15-16%. А произойдет это, по его мнению, за счет оживления автокредитования и увеличения продаж новых машин, в том числе легких коммерческих автомобилей, а также среднетоннажных и тяжелых грузовиков. Положительное влияние окажет и система государственных закупок транспортных средств для муниципальных пассажирских перевозок, учреждений здравоохранения, предприятий коммунального хозяйства и т.п.
С позитивным прогнозом для рынка согласна и Ольга Вересова, только ставку она делает на оживление операций по автолизингу. А вот уменьшить убытки страховщиков в данном сегменте, по ее мнению, поможет пересмотр поправочных коэффициентов по ОСАГО, запланированный на второе полугодие 2011 года. "По ОСАГО нужно срочно исправлять территориальные коэффициенты (в ряде регионов купить полис ОСАГО в нормальной страховой компании практически невозможно, т.к. данный вид страхования там глубоко убыточен), поднимать лимиты по имуществу (ну что такое возмещение в 120 тыс. рублей?), а также гарантировать выплаты родственникам погибших и пострадавшим в нормальном размере (сейчас потерпевшие практически ничего не могут получить)", - добавляет Антон Легчилин. Естественно, из-за этого немного вырастет и стоимость полиса ОСАГО, но иметь низкий лимит страховой защиты и получать только малую часть возмещения понесенных убытков в настоящее время уже недопустимо. "Возможно, что вышеуказанные меры по ОСАГО помогут выйти из пике и страховщикам каско (так как часть убытков будет возмещаться по полисам ОСАГО)", - резюмирует эксперт.

{PAGE}

КАКИЕ ПРОГРАММЫ КОРПОРАТИВНОГО АВТОСТРАХОВАНИЯ ВЫ СЕЙЧАС ПРЕДЛАГАЕТЕ?
ЭКСПЕРТЫ
Ольга ВЕРЕСОВА,
директор департамента страхования автотранспорта РОСНО:
"Наша компания предлагает для корпоративных клиентов страхование каско с гибкой системой тарификации. Мы учитываем особенности парка клиента и предлагаем страховую защиту, максимально отвечающую его потребностям и позволяющую минимизировать возможные расходы. С этого года в РОСНО кардинально усовершенствовано предложение по страхованию спецтехники по каско. У нас также действуют индивидуальные программы для работы с лизинговыми компаниями, учитывающие особенности каждого партнера. По ОСАГО продукт утвержден законодательно, однако существующие страховые лимиты не удовлетворяют потребностям многих страхователей. Специально для корпоративных клиентов РОСНО предлагает уникальный продукт "АГО-Миллион" (расширение лимита ответственности до 1 млн рублей всего за 30 рублей) и "Евросервис" (аварийный комиссар и эвакуатор за 150 рублей)".

Федор ВОРОНИН,
вице-президент по автострахованию "Группы Ренессанс Страхование":
"Как в корпоративном, так и в розничном автостраховании мы отошли от практики предложения клиенту конкретных программ, в которых ему сложно разобраться и сделать правильный для себя выбор. Наше решение - продукт-конструктор, то есть набор базовых и дополнительных сервисных опций, из которых клиент выбирает именно то, что ему нужно, исходя из потребностей бизнеса и бюджета. Сегодня ключевую роль играет не столько сам продукт, сколько подразумеваемый им сервис, в первую очередь в ходе урегулирования убытков, - удобство взаимодействия, скорость и качество согласования убытков и ремонта. И именно на этом мы и делаем акцент в работе как с корпоративными, так и с розничными клиентами. Уже более года у нас работает автоматизированный на базе Siebel процесс урегулирования, который исключает ошибки персонала и нарушение сроков, а также сводит к минимуму количество необходимых визитов в компанию за счет электронного документооборота с клиентом и со СТОА. Кроме того, для крупных корпоративных клиентов мы предоставляем сопровождение договора персональным менеджером".

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».