Рынок корпоративного автострахования давно перестал быть для российских страховщиков золотым дном, но борьба за него продолжается. По предварительным данным Федеральной службы страхового надзора (ФССН), общий объем рынка автострахования (каско и ОСАГО) в корпоративном сегменте составил в прошлом году 186,2 млрд рублей. Суммарные премии по корпоративному автострахованию возросли за 2010 год на 1,1% и составили 44,3 млрд рублей. Рост обеспечили исключительно операции по ОСАГО. Объем рынка корпоративного ОСАГО достиг 16,9 млрд рублей (16,1 млрд рублей в 2009 году). А вот прироста по корпоративному каско в прошлом году не наблюдалось. Динамика премий к уровню предыдущего года составила 99% при объеме страховых премий 27,4 млрд рублей.
БРЕМЯ НИЗКИХ ЦЕН
Надо заметить, что в целом рынок корпоративного автострахования отличается устойчивостью. Как показывает практика, здесь не бывает резких взлетов и падений. В подтверждение этого продакт-менеджер по автострахованию страховой группы "Уралсиб" Егор Лысой приводит такой пример: даже во время кризиса сборы страховой премии в корпоративном страховании каско и ОСАГО значительно не сократились.
Так, по оценке президента страхового общества "ВЕРНА" Дарюса Балиониса, по итогам 2010 года этот сегмент рынка показал результат, сопоставимый с уровнем 2008 года и даже немного выше. Основная доля сборов приходится на топ-50 страховщиков, что говорит о продолжающейся концентрации рынка.
Весьма скромный прирост сборов эксперты объясняют тем, что на рынке сохраняется устойчивая тенденция к демпингу. "Такое поведение страховых компаний ведет к негативным последствиям на страховом рынке в целом, - сетует Дарюс Балионис. - Часть компаний оказалась в ситуации недобора премий по отношению к предыдущим периодам, что создает дополнительные сложности в связи с необходимостью наращивания капитала в соответствии с новыми требованиями регулятора".
Справедливости ради стоит отметить, что демпингу способствовало падение спроса на страховые услуги в период спада. "Кризисные годы вынудили многие компании экономить и руководствоваться только ценой, выбирая страховую защиту", - рассказывает директор департамента страхования автотранспорта РОСНО Ольга Вересова.
УБЫТКОВ НЕ ИЗБЕЖАТЬ
Для вице-президента по автострахованию "Группы Ренессанс Страхование" Федора Воронина очевидно, что политика страховщиков, которые откровенно демпингуют, чтобы нарастить портфель корпоративных автофлотов, приведет к несоответствию внутренних ресурсов компаний и объема взятых обязательств. При таком подходе к тарификации компании несут большие убытки, что влечет за собой проблемы при урегулировании страховых случаев, отказы и т.д. В результате это приводит к увеличению убыточности не только в отдельных компаниях, но и во всей отрасли.
"О какой прибыли можно говорить? - сокрушается заместитель генерального директора, главный андеррайтер ОАО "САК "Энергогарант" Антон Легчилин. - У 90% страховщиков этот бизнес глубоко убыточный!" Помимо низких цен, по его мнению, к росту убыточности ведут высокие комиссионные вознаграждения посредникам: "В России они доходит до 40%, тогда как в Европе комиссия в два-три раза ниже".
По словам Ольги Вересовой, ключевым фактором роста убыточности сейчас также является рост средней выплаты в связи с инфляцией и увеличением цен на запчасти и ремонт у официальных дилеров. Что интересно, именно из-за этого "Группа Ренессанс Страхование" в кризис не снизила, а, напротив, подняла цены на каско. "Да, мы немного потеряли в продажах, зато сохранили прибыльность бизнеса и репутацию в глазах клиентов, - рассказывает Федор Воронин. - В итоге сейчас, на этапе выхода экономики из кризиса, компания располагает одним из лучших по качеству портфелей с точки зрения соотношения выплат к поступлениям. И у нас нет необходимости "чистить" портфель, повышать тарифы и закручивать гайки в урегулировании".
А вот Егор Лысой считает, что убыточность автострахования характерна в основном для розничного сегмента, где прошлогоднее среднерыночное соотношение выплат к страховым премиям находится на уровне 80%. Среднерыночные же показатели уровня выплат - 58,9% по каско и 42,5% по ОСАГО - в корпоративном сегменте страхования каско и ОСАГО обеспечивают, по его мнению, нормальную рентабельность операций.
"Что касается ОСАГО, то здесь рост убыточности - закономерность, которую все ожидали, - продолжает тему Федор Воронин. - Во-первых, клиенты уже располагают достаточным опытом общения со страховщиками, во-вторых - сказывается инфляция: тарифы по ОСАГО были рассчитаны еще в 2003 году и с того момента серьезно не менялись, а между тем цены на запчасти и стоимость нормо-часов ушли далеко вперед".
САМ СЕБЕ ИНСПЕКТОР
Внесло свою лепту и введение в стране порядка прямого возмещения убытков (ПВУ), после чего убытки стали заявлять намного чаще. В этом месяце исполнилось два года, как в России была запущена система прямого урегулирования. За это время страховщики сумели отработать все необходимые процессы, задействованные в рамках ПВУ. И сейчас доля ПВУ на отечественном страховом рынке составляет около 40% от всех выплат по ОСАГО. В РОСНО, например, этот показатель составляет все 50%, что в компании оценивают как достижение, которое демонстрирует доверие потерпевших к новой процедуре и к их компании в частности.
Кроме того, как отмечает директор департамента по взаимодействию с внешними организациями РОСНО Андрей Афонасьев, за это время страховой рынок заметно очистился от ненадежных и обанкротившихся компаний и стал более цивилизованным. Из 160 страховщиков, которые начали участвовать в системе ПВУ два года назад, сейчас осталось 115.
Предполагается, что к 2012 году будут приняты законодательные изменения, которые сделают ПВУ безальтернативной системой выплат. При этом Антон Легчилин считает, что ПВУ должно быть либо обязательным для всех убытков и клиентов, либо его нужно отменять. "Сейчас существует дикая антиселекция на данном рынке, когда клиентов и потерпевших гоняют туда-сюда в зависимости от суммы убытка, - поясняет эксперт. - Закон должен быть строг и прост и не допускать лазейки для недобросовестных страховщиков и клиентов".
По словам Андрея Афонасьева, действительно сейчас еще существуют небольшие методологические проблемы, которые, правда, решаются в рамках Комитета по разработке процедуры прямого урегулирования ОСАГО и Европротоколу РСА. В частности, основное внимание комитета сегодня сосредоточено на популяризации Евпропротокола среди водителей и подготовке к возможному увеличению лимита выплат по упрощенному оформлению документов без участия сотрудников ГИБДД с 25 тыс. рублей до 50 тыс. рублей. В планах - перевод взаиморасчетов между страховщиками по суброгации на ту же IТ-платформу и те же принципы, что и ПВУ ОСАГО, но эта задача в основном касается страховщиков и практически никак не отразится на обычном страхователе по ОСАГО.
ЕСТЬ КУДА РАСТИ
Что касается перспектив корпоративного автострахования в целом, то заместитель генерального директора компании "КИТ Финанс Страхование" Александр Потитов предполагает, что погоня за низкой ценой, к сожалению, продолжится, но, так как количество страховых компаний неуклонно сокращается, эта тенденция будет сходить на нет. Это, по прогнозам Егора Лысого, может привести в текущем году к небольшому росту рынка корпоративного автострахования, на уровне 3-5%. "Основой роста станет увеличение корпоративного автопарка, ожидаемый запуск "КАМАЗом" собственной программы утилизации и др.", - считает эксперт. Федор Воронин рассчитывает на рост в 15-16%. А произойдет это, по его мнению, за счет оживления автокредитования и увеличения продаж новых машин, в том числе легких коммерческих автомобилей, а также среднетоннажных и тяжелых грузовиков. Положительное влияние окажет и система государственных закупок транспортных средств для муниципальных пассажирских перевозок, учреждений здравоохранения, предприятий коммунального хозяйства и т.п.
С позитивным прогнозом для рынка согласна и Ольга Вересова, только ставку она делает на оживление операций по автолизингу. А вот уменьшить убытки страховщиков в данном сегменте, по ее мнению, поможет пересмотр поправочных коэффициентов по ОСАГО, запланированный на второе полугодие 2011 года. "По ОСАГО нужно срочно исправлять территориальные коэффициенты (в ряде регионов купить полис ОСАГО в нормальной страховой компании практически невозможно, т.к. данный вид страхования там глубоко убыточен), поднимать лимиты по имуществу (ну что такое возмещение в 120 тыс. рублей?), а также гарантировать выплаты родственникам погибших и пострадавшим в нормальном размере (сейчас потерпевшие практически ничего не могут получить)", - добавляет Антон Легчилин. Естественно, из-за этого немного вырастет и стоимость полиса ОСАГО, но иметь низкий лимит страховой защиты и получать только малую часть возмещения понесенных убытков в настоящее время уже недопустимо. "Возможно, что вышеуказанные меры по ОСАГО помогут выйти из пике и страховщикам каско (так как часть убытков будет возмещаться по полисам ОСАГО)", - резюмирует эксперт.
{PAGE}
КАКИЕ ПРОГРАММЫ КОРПОРАТИВНОГО АВТОСТРАХОВАНИЯ ВЫ СЕЙЧАС ПРЕДЛАГАЕТЕ? ЭКСПЕРТЫ Ольга ВЕРЕСОВА, директор департамента страхования автотранспорта РОСНО: "Наша компания предлагает для корпоративных клиентов страхование каско с гибкой системой тарификации. Мы учитываем особенности парка клиента и предлагаем страховую защиту, максимально отвечающую его потребностям и позволяющую минимизировать возможные расходы. С этого года в РОСНО кардинально усовершенствовано предложение по страхованию спецтехники по каско. У нас также действуют индивидуальные программы для работы с лизинговыми компаниями, учитывающие особенности каждого партнера. По ОСАГО продукт утвержден законодательно, однако существующие страховые лимиты не удовлетворяют потребностям многих страхователей. Специально для корпоративных клиентов РОСНО предлагает уникальный продукт "АГО-Миллион" (расширение лимита ответственности до 1 млн рублей всего за 30 рублей) и "Евросервис" (аварийный комиссар и эвакуатор за 150 рублей)". Федор ВОРОНИН, |