Наверх
18 октября 2021
Без рубрики

Архивная публикация 2011 года: "С вещами на выход"

Россия рискует остаться без независимых АЗС, что приведет к усилению монополизма и росту цен. Ситуация, которая сложилась сегодня на топливном рынке, беспрецедентна. Мы пережили мировой финансовый кризис и не испытывали проблем с моторным топливом. А в этом году стечение ряда обстоятельств привело к катастрофической ситуации. Из-за увеличения налоговой нагрузки - повышения акцизов и налогов на фонд оплаты труда и опережающего роста эксплуатационных расходов - существенно увеличились цены на моторное топливо. Кроме того, большинство нефтеперерабатывающих заводов оказалось не готово к переходу на выпуск топлива более высокого класса. Из-за повышения мировых цен на нефть и нефтепродукты и одновременного административного сдерживания внутренних цен резко повысилась привлекательность экспорта.
Каждый из вышеперечисленных факторов по отдельности не создал бы кризисной ситуации. Однако их сочетание привело к дефициту моторного топлива в стране, особенно остро проявившемуся в тех регионах, где в оптовом звене поставки осуществляются одной или двумя нефтяными компаниями. Другой проблемой стала большая разница в ценах на автозаправочных станциях (АЗС) нефтяных холдингов и независимых участников топливного рынка, не входящих в крупные вертикально-интегрированные компании (ВИНК). Разрыв в ценах крупнооптовых партий, отгружаемых нефтяными компаниями в адрес своих сбытовых структур, и мелкооптовых партий, предлагаемых независимым трейдерам, достигала 5-6 тыс. рублей за тонну. При этом розничные цены на АЗС нефтяных компаний искусственно поддерживались на 2-2,5 рубля за литр ниже цен независимых АЗС. Механизмы биржевых торгов в условиях кратного несоответствия спроса предложению при непрозрачности и аффилированности проводимых сделок оказались несостоятельными.
В результате административно созданных ценовых перекосов розничный топливозаправочный бизнес стал убыточным как для ВИНК, так и для независимых АЗС. Причем для ВИНК убытки сопровождались повышенным ажиотажным спросом из-за низких цен, и в ряде регионов наблюдались проблемы с дополнительными поставками для обеспечения резко возросшего потребления. Убытки розничного сектора крупные нефтяные компании покрывали за счет других видов деятельности.
Независимые же АЗС фактически потеряли конечный экономический смысл ведения бизнеса. Между тем хочу напомнить, что в настоящее время в стране насчитывается, по разным оценкам, примерно 25 тыс. АЗС, торгующих жидким моторным топливом, из которых не менее 16 тыс. принадлежит не зависимым от нефтяных компаний трейдерам. По оценке ФАС, через последние реализуется около 62% от всего объема потребляемого автомобильного топлива. И весь этот сегмент стал убыточным. Это чревато тем, что "независимые" будут уходить с рынка, продавая свои активы нефтяным компаниям, что еще больше усугубит монополизм и топливные проблемы в стране.
На мой взгляд, сегодня необходимо создавать равноправные конкурентные и экономические условия для ведения топливозаправочного бизнеса для всех его действующих субъектов. В том числе за счет вычленения АЗС из состава ВИНК и придания им экономической самостоятельности, чтобы они конкурировали на равных условиях с независимыми АЗС.
Много говорится и о том, что деятельность наших товарно-сырьевых бирж не идеальна. Нужно совершенствовать их работу и реализовывать все производимые объемы топлива именно через эти площадки. Причем участниками торгов должны быть и независимые АЗС, и розничные сети нефтяных компаний. И самое главное, что в дальнейшем просто необходимо исключить любое административное вмешательство в процессы ценообразования на нефтепродукты, приводящее к возникновению противоречий, а также нарушению установившихся логистических взаимосвязей между контрагентами рынка и процедур ведения топливозаправочного бизнеса. В противном же случае отсутствие конкуренции на розничном рынке приведет к тем же проблемам, которые сейчас имеются на монопольных рынках добычи и переработки нефти и оптовом рынке нефтепродуктов.

Оперативные и важные новости в нашем telegram-канале Профиль-News
Больше интересного на канале Дзен-Профиль
Самое читаемое
18.10.2021
17.10.2021