Наверх
8 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2008 года: "Самолет"

В продаже появился новый Saab 9-3. Судя по модели, марка успешно преодолевает кризис и готова снова производить культовые автомобили.

   Машины этой марки стоят особняком в автомобильном мире. Они изготавливаются инженерами с авиационными корнями, а это всегда успех в автостроении — вспомним BMW, Spyker и другие бренды. В итоги практически каждый Saab становился явлением. Тридцать лет назад завод впервые в мире применил турбонаддув, и его автомобили стали «самолетами» на земле. Они летали, демонстрируя прогресс, безопасность и безупречность во всем. Машины меняли сознание владельцев и тянули их за собой. Например, мотор стоял вперед коробкой и сцеплением, что в разы повышало ремонтопригодность и обслуживание. А капот открывался вперед «крылом», как на гоночных машинах. Посадка водителя с самых первых «саабов» была идеальная и как за штурвалом. Из самолетостроения пришли и светящиеся зеленым циферблаты, и обозначения кнопок. Марка не старалась быть массовой, и на ее машинах ездила (и ездит) определенная категория людей — нестандартно мыслящих, творческих, утонченных, стильных.
   Однако когда в 1993-м вышел очередной «900-й», а затем в 1998-м первый «9-3», многие «саабисты» покупать эти автомобили перестали. Машины потеряли индивидуальность. Концерн General Motors, купивший Saab, решил их унифицировать, поставить в ряд с другими, подчинить вдохновение и восторг создателей разуму и рентабельности торговцев. Машины стали делать на одной платформе с Opel, Pontiac и Holden, и марка чуть не загнулась. Говорили о том, что ее закроют вовсе.
   И вот нынешняя генерация. Она показывает, что Saab все же выжил: сохранил в себе первооснову и возвращается к истокам. Он не прогнулся под американцев ни в дизайне, ни в моторах, ни в отделке, ни в настройках того, что, собственно, и называется автомобилем, и снова становится интересен поклонникам.
   

Максимальное приближение
   Самый эффектный в новом ряду — Saab 9-3 Sport Combi в комплектации Aero с турбомотором 2,8 литра мощностью 250 л.с. Знакомый по старым моделям расплющенный капот и поднятая корма, подчеркнутая восходящей линией окон. Ощущение огромности автомобиля — он и в самом деле просторен. Опустившись в кресло, практически сразу находишь себе удобную посадку. Отменная обзорность. Ее ныне дополняет парктроник, но это, скорее, дань моде: смотреть при движении назад ничто не мешает. Все те же зеленая подсветка, шрифты циферблатов и надписей, изображения на органах управления, повернутое к водителю торпедо. И ключ зажигания между кресел вместо ставших уже пресловутыми кнопок «старт» на панели. Все тот же узнаваемый, четко работающий «климат», когда теплый воздух идет строго в ноги, а холодный гуляет у головы, оставляя ее ясной и бодрой. Теперь он раздельный. Двухцветный салон и высококачественные материалы отделки, точно пригнанные детали. Осталась и кнопка отключения ненужной информации приборов в дальней дороге в темноте — nightpanel. Все культовые черты старых «саабов» новая модель сохранила, но стала современной. Теперь в передней отделке обилие хрома. Совсем не следовать моде Saab все же не рискнул, надо потакать американскому рынку и американским вкусам. Отсюда и «брови» в фарах. Но у Saab они, слава богу, не смотрятся дешевым украшательством, а вполне стильны и уместны.
   

Меняет мышление
   Лозунг Saab: Move your mind — «Меняет ваше мышление». И новый «9-3» начинен «умностями» под завязку, начиная с ключа зажигания, который, по сути, дистанционный пульт управления, и кончая сетками и крючками в багажнике. Если температура воздуха меняется в интервале от минус трех до плюс трех, предупреждение о возможном гололеде на дороге включается, даже если его принудительно убрали кнопкой nightpanel. Омыватель фар работает вместе с омывателем лобового стекла, но через 0,6 секунды и вместе с пятой по счету промывкой. Или сразу, если прошло более двух минут с промывки последней. А когда омывающей жидкости остается литр — омывание фар блокируется: все экономится для главного стекла.
   Задний «дворник» обязательно махнет при включении задней передачи. Сложенные на парковке зеркала разложатся сами, как только скорость превысит 30 км/ч. Причем правое еще умеет смотреть на заднее колесо и что под ним и само встает в исходное положение, если проехать 20 м вперед. Адаптивные фары следуют вслед за рулем и без водителя подстраивают силу освещения в пути в зависимости от погодных условий — тумана, мороси, снегопада, скорости и общей освещенности и загрязненности. А если из строя выходит лампа стоп-сигнала, ее функцию берет на себя лампа заднего хода, а компьютер сообщает водителю о неисправности.
   «Умной» стала и автоматическая коробка. Подходящее под стиль водителя переключение передач выбирается само и так, чтобы избежать ненужных повышений и понижений скорости и нежелательного возрастания температуры в коробке. Автомат словно понимает, что будет делать водитель в следующий момент, и заранее к этому готовится. В итоге передачи переключаются плавно, неощутимо и без задержек, как это делал бы опытный гонщик. Сенсорный дисплей позволяет управлять бортовым компьютером пальцами. Не знаешь, как перевести время, «щелкни» ногтем по цифре, и она поменяется. А выбранная громкость звука поддерживается постоянной, несмотря на разную скорость автомобиля и шум в салоне. Автомобилем можно управлять и голосом. Причем на четырех языках (кроме русского, увы) и ставить слова в любом порядке, и даже пользоваться сленгом («дай-ка» вместо «включи») — машина все равно поймет, чего от нее хотят.
   

Истребитель
   Однако к фирменным свойствам «саабов» я бы прежде всего отнес прекрасную управляемость и умение повышать эмоциональный тонус сидящего за рулем, в каком бы настроении тот ни находился. «Саабы» созданы для движения, скоростей и путешествий, наслаждения от вождения. Мне и в прежних моделях нравился подхват, когда появились моторы turbo. Нынешний «9-3» ускоряется, причем с любой скорости, с еще большим оттоком крови от головы и возникновением восторга. Таких «выстрелов» нет, пожалуй, ни у одного нынешнего автомобиля, включая BMW. У нового «9-3» все тот же четкий, острый руль, буквально посылающий автомобиль в повороты. Машина следует за рулем беспрекословно и точно. Причем доворачивать в процессе захода в вираж можно смело. Автомобиль удержится на траектории с запасом уверенности. Это свойство было присуще «саабам» всегда. Правда, теперь водителю помогают электронные системы Traction Control и ESP, которые отстроены безукоризненно. Управление машиной на скорости вызывает привычную для «саабов» жажду рулить еще и еще. При этом у нового «9-3» есть кнопка настройки спортивного режима, которая добавляет драйва процентов на тридцать. Настоящий спортивный универсал, не уступающий в практичности и вместительности семейным минивэнам. А вскоре появится и вовсе улетный вариант в 280 л.с. и полным приводом.
   Новая модель осталась и самой бесшумной на рынке. На любой скорости и при любом нажатии педали газа — даже в пол — мотора практически не слышно, как будто машине все дается легко и с большим запасом. Еще одна фамильная черта марки — безопасность. Все модификации Saab 9-3 — Sport Sedan, Sport Combi и кабриолет — получили по 5 звезд от независимых экспертов EuroNCAP. При этом, как и те, давние модели, новый «9-3» не оставляет равнодушным на дороге никого, вызывая повсеместный интерес, словно он — Aston Martin.
   Единственный недостаток этой мощной машины (хотя у Saab 9-3 самые экономичные в классе моторы) — расход топлива. При поездках по городу и в «трафиках» она поедает не менее 18 л на 100 км. Но при драйве с включенным турбо и на огромных скоростях расход падает до 14—15 литров. Знаменитый Saab 99 Turbo 1976 года тоже отличался тем, что расходовал уйму (по тем временам) топлива — 14 л на 100 км. Помимо цены это был второй его недостаток. Нынешние «саабы» и с ценой расправились лихо. Это еще один плюс в их пользу. Saab в России на 10% дешевле, чем в Европе, именно потому, что GM держит марку на нашем рынке ради полноты ассортимента своих брендов, ничего на ней не стараясь заработать. Saab по-прежнему не стоит у концерна в списке стратегически важных «объектов», хотя еще в начале 90-х на «саабах» ездили чуть ли не все российские банкиры и бомонд. В итоге конкуренты минимум на 250 тыс. рублей дороже. Лишь универсал Subaru Legacy дешевле, но он на 100 л.с. слабее и выглядит простовато. Вот только двигатель у «9-3» теперь не стоит вперед сцеплением. И капот не открывается от лобового стекла. Что-то все-таки уходит навсегда.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK