Наверх
12 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2002 года: "Самоварный аппарат"

Чем холоднее в России, тем больше в ней пьют — нет, не того, о чем вы подумали, а чая. И чем дальше, тем пьют разборчивее.Надежды и чаяния

Вы, наверное, не догадываетесь, но факт налицо: Россия — одна из ведущих чайных держав мира. Нет, не в том смысле, что наши плодородные нивы приносят небывалые урожаи чайного листа. С этим как раз проблемы — из потребляемого у нас чая местным происхождением могут похвастать лишь 5% (те, кто помнит, что такое грузинский или краснодарский чай, наверняка прибавят: и слава Богу). Остальные «жалкие» 95% привозят из-за границы.
В целом же в мире ежегодно производится более 2,5 млн. тонн чая. Самые пьющие (чай) нации — англичане и ирландцы (китайцев и индусов в расчет не берем, поскольку они потребляют свой, а не завозной чай, к тому же достоверная статистика по внутреннему потреблению по этим странам отсутствует). Так вот, в Великобритании и Ирландии чайного листа в год на душу населения приходится около 3 кг. В бывших колониях Великобритании потребление этого напитка также велико: в Австралии — около 2 кг, в Канаде — около 1 кг. Меньше всего чай пользуется популярностью в Испании и Греции, где его потребление не превышает 20—30 г на человека в год, чуть больше во Франции и Италии — по 50 г. Так что Россия со своим одним «человеко-килограммом» имеет все основания для гордости.
И столь высокие показатели «чаеголизма» у нас довольно стабильны — в последние несколько лет объем отечественного чайного рынка неизменно оценивается в 150—160 тыс. тонн в год.
А вот что касается структуры потребления чая в России, то здесь стабильности меньше, потому как в последние годы россияне постепенно переходят на более дорогой и качественный чай.
Первым делом это заметно по месту на рынке привычного черного чая. С 1998 года его доля в объеме продаж снизилась с 97 до 94% — это за счет повышения популярности чая зеленого и с различными фруктово-цветочными добавками.
Другой пример повышения запросов российского потребителя — рост продаж чая в пакетиках. Наиболее заметно это в крупных городах, где уровень доходов населения выше, а ритм жизни — быстрее. Нам все меньше и меньше хочется возиться с заварочным чайником, когда гораздо проще и быстрее заварить чай в пакетике. И хотя в целом по России доля пакетированного чая пока составляет не более 12%, эксперты рынка полагают, что в ближайшие несколько лет она значительно возрастет: по прогнозам ассоциации «Росчайкофе», в которую входят практически все крупнейшие участники чайного рынка, — до 35%. Надо заметить, что на Западе уже давно оценили преимущества пакетированного чая, и в некоторых странах, например Великобритании, на его долю приходится до 90% продаж.
А так как зеленый чай, равно как и чай в пакетиках, заметно дороже, чем традиционный черный в пачках, то можно утверждать, что на чай в России стали тратить больше денег, чем раньше.
Тот самый, без слона

Крупнейшими игроками отечественного чайного рынка являются компании «Орими Трэйд», «Юнилевер», «Май». Первое место занимает питерская компания «Орими Трэйд» (торговые марки «Принцесса Гита», «Принцесса Канди» и т.д.), на долю которой приходится около 30% рынка. Следом идет транснациональный гигант «Юнилевер» («Липтон», «Брук Бонд», «Беседа»), который занимает 15—16% российского рынка чая. На третьем месте — компания «Май» («Майский чай», «Лисма», ), контролирующая 13—14% рынка.
Основными странами—поставщиками чая в Россию традиционно выступают Цейлон, Индия, Индонезия, Китай, Вьетнам и Великобритания.
Самым крупным импортером чая в Россию всегда была Индия — в последние десять лет она ежегодно поставляла в Россию порядка 100 тыс. тонн. Индийский чай входит в состав таких марок, как «Брук Бонд», «Принцесса Гита», «Липтон Дарджилинг» и др. Однако в последние два года наблюдается тенденция к снижению поставок из Индии. Так, в 2001 году импорт индийского чая составил 68 тыс. тонн, а в нынешнем году, по прогнозам экспертов, он вряд ли превысит 55 тыс. тонн.
Индусов вытесняют цейлонские поставщики. В 2001 году Россия импортировала около 50 тыс. тонн чая из Шри-Ланки (Цейлона), а в этом году, по прогнозу специалистов ассоциации «Росчайкофе», Цейлон займет среди импортеров первое место, поставив нам 60—62 тыс. тонн. Чай из этой страны входит в состав таких марок, как «Принцесса Нури», «Корона Российской империи», «Ахмад Дарджилинг», «Дилма» и др.
Ослабление позиций Индии на российском чайном рынке эксперты связывают с тем, что в последнее время в нашей стране наблюдается устойчивый рост спроса на дорогой чай, в то время как индийские сорта представлены у нас в основном в нижнем ценовом сегменте.
Объемы поставок чая из других стран составляют от 2 до 5 тыс. тонн, а из «экзотических» государств вроде Кении или Малави — и того меньше.
И ты, брутто

Наряду с замещением индийского чая цейлонским на российском чайном рынке наметилась и другая тенденция — рост отечественного производства этого продукта. Впрочем, слова «отечественное производство» в отношении чая не следует понимать буквально. Как уже было сказано, практически весь чай нами импортируется. Отечественным же называют тот, который расфасовывают в России. И его доля за последние годы резко увеличилась.
В апреле 1997 года постановлением правительства в два раза повышены ставки таможенного тарифа на фасованный чай (с 10% до 20%), тогда как пошлина на чай нефасованный осталась прежней (5%).
Для игроков чайного рынка экономически выгоднее стало осуществлять фасовку на территории России. И на сегодняшний день практически все крупные участники рынка имеют фасовочные предприятия внутри страны. По словам генерального директора ассоциации «Росчайкофе» Рамаза Чантурии, в настоящее время на территории России фасуется более 50% чая (7—8 лет назад — не более 10%). И это не предел: по оценкам экспертов, в ближайшие 2—3 года в стране будет фасоваться порядка 70—80% чая.
Один из наиболее ярких примеров перехода от импорта готовой продукции к, образно говоря, «отверточному» производству — история развития компании «Май», которая изначально ориентировалась на импортную расфасованную продукцию, затем создала свой бренд, систему дистрибуции, а потом, потратив свыше $10 млн., построила чаеразвесочную фабрику в городе Фрязино, мощность которой в настоящее время составляет более 50 тыс. тонн чая в год.
В 2001 году свою чаеразвесочную фабрику открыла питерская компания «Орими Трэйд». Производство, в которое было инвестировано также около $10 млн., расположено в поселке «Красная звезда» Ленинградской области.
Помимо российских компаний свое фасовочное производство на территории РФ открывают и западные компании. Так, весной 2002 года транснациональный гигант «Юнилевер» ввел в эксплуатацию чаеразвесочную фабрику в Санкт-Петербурге. Ее мощность составляет 12 тыс. тонн чая в год. Как заявляют в компании, общие инвестиции в проект составили $12 млн.
Инвестиции в местную расфасовку, как уже было сказано, будут осуществляться и дальше: правительство в ближайшие два месяца намерено вдвое увеличить пошлины на импорт уже расфасованного по пакетикам чая. Так что «пакетирование» выгоднее станет осуществлять в России. В ассоциации «Росчайкофе» уверяют, что в результате повышения пошлин розничные цены на чай в пакетиках вряд ли вырастут. Проверить правдивость этих заявлений можно будет уже в будущем году.
Целенаправленные инвестиции в развитие местного чайного производства и увеличение денежной емкости российского рынка сделали последний очень привлекательным для крупнейших мировых производителей. И это — помимо уже отмеченного роста инвестиций — имеет еще одно положительное последствие.
А именно: почти все 90-е годы чай входил в десятку самых подделываемых продуктов питания. Однако в последние два года количество подделок резко сократилось. Если в 1999 году до 40% чая на российском рынке, по оценке и Госторгинспекции, и самих поставщиков легальной продукции, составлял «левый» товар низкого качества, то по итогам первых шести месяцев нынешнего года этот показатель не превышает 3%. По мнению Рамаза Чантурии, теперь качество чайной продукции стало проще контролировать, и причин тому несколько. Во-первых, Государственный таможенный комитет принял ряд мер по ужесточению контроля за поставками чайного сырья на территорию страны. Во-вторых, чайный рынок в настоящее время достаточно структурирован, контролируется ограниченным кругом крупных игроков, которые строго следят за репутацией своей продукции.
Так что есть повод поднять рюмочку чая за их — и наше с вами — здоровье.

Какие компании делят российский чайный рынок (%)*

«Орими Трэйд»27%
«Юнилевер»16%
«Май»14%
«Гранд»8%
«Ахмад»6%
«Дилма»3%
Прочие26%

* По данным Ассоциации «Росчайкофе» на конец 2001 года.

Структура потребления чая в России (%)*

Вид чаяI полугодие 2001I полугодие 2002
По типам чая
Черный91,5%89,8%
Черный ароматизированный4,6%5,1%
Травяной / фруктовый1,2%1,2%
Зеленый2,8%3,9%
По видам расфасовки чая
Одноразовые пакетики13,6%17,4%
Листовой и гранулированный в пачках86,4%82,6%

* По данным AC Nielsen.

Популярные марки чая в 2001 году*

МестоМарка чаяПроцент потребления
Москва
1«Липтон»32,4%
2«Ахмад»32,2%
3«Брук Бонд»27,3%
4«Дилма»25,2%
5«Бодрость»21,8%
6«Беседа»19,6%
7Индийский (отечественной расфасовки)17,4%
Россия
1«Брук Бонд»26,2%
2«Принцесса Гита»22,5%
3«Принцесса Нури»22,1%
4«Принцесса Канди»22,0%
5«Дилма»21,1%
6«Беседа»21,0%
7«Липтон»20,5%

* По данным AC Nielsen.

* По данным Комкон-2.

Опрошенные могли указывать сразу несколько марок чая.

ИРИНА ШАБАНОВА

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK