24 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2006 года: "Санкт-ксенофобство"

Архивная публикация 2006 года: "Санкт-ксенофобство"

После громких преступлений, совершенных за последние годы в Санкт-Петербурге на расовой почве, некоторые стали говорить о нем как о городе, где процветают экстремистские молодежные группировки. Корреспондент «Профиля» попытался на месте разобраться, кто в Питере считает себя скинхедами, насколько они опасны и как с ними бороться. Двадцатилетний кениец Амаду завлекает посетителей в Музей шоколада на Невском проспекте. На нем белый камзол, стилизованный под петровские времена, который резко контрастирует с черной кожей африканца. Музей закрывается в 10 вечера, и Амаду едет в съемную квартиру на окраине города. Последние месяцы только на машине, которая подвозит его прямо к подъезду.
— Если денег на машину нет, стараюсь поехать на маршрутке, она ближе всего к дому останавливается, — говорит Амаду, который уже третий год учится в Санкт-Петербурге на экономиста. — Поздно вечером вообще стараюсь на улицу не выходить. Если надо куда-то пойти, то идем обычно вдвоем или втроем. Я с другими кенийскими студентами снимаю квартиру. В принципе, днем, особенно в центре, довольно безопасно. Хотя пару лет назад можно было свободно пойти в ночной клуб. Сейчас же мы туда ходить не решаемся.
Амаду сталкивался со скинхедами два раза в жизни. Оба случая произошли в районе метро «Озерки». Это спальный район на севере Петербурга. Поскольку Амаду был с друзьями, дело ограничилось словесной перепалкой, после которой бритоголовые, оскорбив африканцев, ретировались. Им было лет по 14—15, утверждает Амаду.
Сверхчеловеки
В Озерках нарисованные баллончиками и маркерами свастики и надписи Whitepower и Skins встречаются на многих домах и в подъездах. Да и если приехать в этот район днем, найти скинхеда не составит труда. Тяжелые ботинки-«гады» и черные куртки-бомберы на многих подростках, возвращающихся из школы.
— Но это не настоящие скины, — говорит 16-летний Никита Норсеев, ученик 86-й школы Петроградского района. Он живет в Озерках. — Скорее, хулиганы — им все равно, кого бить. Они не убивают. Могут нерусских попинать «гадами» по спине, припугнуть. Это как мода. Если ты надел рэпперские брюки и купил один диск какой-нибудь группы, это еще не значит, что ты стал настоящим рэппером. Я года два с такими скинами тусовался и многое про них знаю. Они, например, весь наш проспект Луначарского поделили на сферы влияния. И сами друг с другом часто бьются. Если зайдут не на свою территорию, получат от таких же скинов. Еще они, конечно же, воюют с рэпперами. Мы вот недавно скинов сами били, когда их мало, то можно побороться. Они на одного нашего во дворе наехали, денег хотели. Похоже, наркоманы были, но не из нашего района.
По оценкам Никиты, среди питерских подростков 9—11-х классов считают себя скинами примерно 30%. Так, из 18 парней в Никитином классе 5 человек не стесняются приходить на занятия в бомберах и «гадах», бреют голову под 5 миллиметров. Учителя на такой прикид никакого внимания не обращают.
На Северном рынке в Озерках работает много азербайджанцев и таджиков. Они очень часто становятся объектом нападения подростков.
— Меня уже два раза грабили, — говорит 30-летний азербайджанец Рустам, приехавший в Питер два года назад. Он встает за прилавок в 7 утра, когда нужно раскладывать товар, и заканчивает работу в 8 часов вечера. Заработанное посылает семье в Баку. — И оба раза нападали малолетки в бомберах. «Черным» обзывали, говорили, чтобы я катился к себе на Кавказ, хотя я из Закавказья. Но им разницы нет. Они толпой налетают. Досталось мне сильно, попинали, избили, телефон отобрали, но в милицию я не обращался. Какой смысл, если у нас такие случаи чуть ли не каждый день происходят? Часто приходят бить нас специально. Милиции же не видно. Хотя, с другой стороны, тут и стычки скинов со скейтерами случаются. Чуть ли не стенка на стенку идут.
Самое интересное, что в павильоне Рустама помимо прочей одежды и обуви продаются ботинки-«гады» и куртки-бомберы.
— А когда скины приходят за покупками, не оскорбляют вас, не угрожают? — спрашиваю продавца.
— Нет, они же знают, что рынок охраняется.
— А вообще, нет угрызений совести, что этими же ботинками вас могут избить или земляков?
— Это бизнес. Такие ботинки очень хорошо идут. Спрос есть.
После закрытия рынка продавцы обычно выходят по нескольку человек, стараясь обходить группы тусующейся на скамейках и детских площадках молодежи лет 15—17.
— Эти хоть и не скины, могут просто по пьяни налететь и побить, — объясняет Рустам. — Просто хулиганы.
Вожди
Выйти на скинов оказалось делом непростым. Понадобилось целых четыре дня эсэмэсок и общения по электронной почте, чтобы договориться о встрече в кафе недалеко от метро «Озерки». Трое молодых людей с нормальными прическами пришли тем не менее в форменном прикиде.
— Вообще-то мы сейчас одеваемся обычно. Это специально для вас надели сегодня бомберы, — сразу пояснил 18-летний Артем, студент Санкт-Петербургского университета. Он — идейный вдохновитель и самый старший в этой группе. Другим членам по 15—17 лет. — Сейчас менты обращают на нас слишком много внимания, поэтому гораздо лучше шифроваться, чтобы участковый не беспокоил.
— К тебе уже приходил?
— Пока нет. Мы, скажем так, второе звено. Первое — это малолетки, их среди скинов большинство. Мы их не уважаем, потому что мы сами бьемся за идею. Просто в городе все больше и больше «черных» становится… Но максимум, что мы можем сделать, — только избить, провести, скажем так, профилактическую работу, чтобы они побыстрее убрались. Кстати, многие уже уехали. У нас семья таджиков снимала в подъезде квартиру, человек 30, наверное, жили. Грязи от них было! Так они сразу же свалили, когда мы им свастику нарисовали на двери. Но это самый простой вариант. Часто они не понимают слов и намеков, поэтому приходится действовать жестче.
— А сколько человек у вас в группе?
— У нас, собственно, и не группа, названия нет. Организованные группы, которые круче нас, конечно, сейчас все под наблюдением милиции. Вот они были способны на убийства. Но там все «старшаки» — лет от 20 и выше. У них все серьезно, идеология разработана. Мы же просто, если есть где-то проблемы, созваниваемся с друзьями, собираем сколько нужно людей и решаем эту проблему.
— А что за проблемы?
— Ну, например, как с таджиками.
— Со всеми нерусскими воюете?
— Нет, только с теми, кто плохо себя ведет, выпендривается на наших. В принципе, иностранцы, наверное, тоже тут нужны, но пусть не забывают, что они в гостях.
— Ну а к антифашистам, которые против скинов выступают, у вас какое отношение?
— Мы их не замечаем. Идейно я с ними не согласен.
Кто их лечит?
ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области наблюдает за 20 группировками экстремистского толка, о которых говорил Артем. Под оперативным наблюдением находятся 1400 человек, входящих в банды скинхедов. Вообще же, общее число активных скинхедов — около 18 тыс. человек.
— Главная цель нашей работы — разобщение и деидеологизация таких групп, — сказал «Профилю» оперативник, работающий с бритоголовыми. — То есть мы предотвращаем вступление новых членов, пополнение рядов. Участковые проводят с ними беседы. Не знаю, насколько они эффективны. Многое же идет от бытового национализма взрослых. Подростки это все видят и перенимают. Да, количество зарегистрированных преступлений в отношении иностранцев выросло в 2005 году более чем в 2 раза. То есть в 2004 году было 510 преступлений, а в прошлом уже 1073. Но отмечу, и по городу общий рост преступности более 60%! Большинство преступлений против иностранных граждан — корыстные, то есть кража и разбой. Преступники считают, что иностранцы богаче наших соотечественников.
Преступления же против личности, в том числе на национальной почве, составляют в статистике преступлений против иностранцев 5–7%. В прошлом году у нас убили кенийского студента. Это сделала группа подвыпившей молодежи,которая шла за очередной порцией пива. Студент попался им по дороге. Не думаю, что цвет кожи сильно повлиял на решение этих молодцов избить человека. Им деньги были нужны,так что встреться им славянин,он тоже получил бы.
По мнению милиции, рост преступности в городе произошел из-за того, что вневедомственная охрана в 2004 году была переведена на новый способ финансирования.
— Раньше это была богатая служба, у них было много патрулей и имелась договоренность, что они патрулируют не только по маршруту своих объектов, но и в микрорайонах, — объяснили «Профилю» в пресс-службе ГУВД. — Теперь же в спальных районах милиционера вечером и ночью не найдешь. Да и некомплект патрульно-постовой службы составляет 50%. Приходится брать на работу женщин, которых самих надо защищать. Так что ночью в городе опасно для всех: и для русских, и для нерусских.
В ГУВД уверены, что справиться с проблемой роста движения скинхедов можно только на федеральном уровне.
— Это должен быть такой же размах, как при борьбе с наркоманией, чтобы были задействованы СМИ, образование. Мы же не можем запретить тем же подросткам покупать бомберы и носить тяжелые ботинки. Вы тогда первые напишете, что мы попираем права человека и демократию. К тому же признать какое-либо молодежное неформальное объединение экстремистским может только суд.
Правительство многонационального города пока пытается бороться с ростом ксенофобии по-своему, через взаимопроникновение культур. Так, 30 апреля в БКЗ«Октябрьский» прошел гала-концерт фестиваля коллективов национально-культурных обществ Санкт-Петербурга «Возьмемся за руки, друзья!». В это же время совсем недалеко от концертного зала, на Московском вокзале, питерская милиция пыталась предотвратить стычки между футбольными фанатами «Спартака» и «Зенита», проигравшего в тот день с крупным счетом. 50% молодых фанатов в Питере причисляют себя одновременно и к скинхедам.
На многонациональном концерте атмосфера была праздничной, но о последних убийствах говорили в кулуарах представители почти всех землячеств.
— Буряты в Петербурге уже давно живут. Я, например, 30 лет назад приехала, — рассказала «Профилю» Цырендари Самбуева, вице-президент общества бурятской культуры «Ая-Ганга». — Среди нас люди творческих профессий, много врачей и педагогов. Так что в Питере нас уважают. Хотя иногда назовут в троллейбусе «узкоглазой», но я на это внимания уже давно не обращаю и детям своим советую делать то же самое. Дураков среди любого народа достаточно, а скинхеды — это же в основном люмпены. Вот у сына были проблемы в младшей школе, обзывали его, он переживал, но потом все как-то нормализовалось. А земляки, кто приезжает сейчас, иногда с опаской по улицам ходят. Но в любом городе надо знать, где можно ходить, а где нельзя. Я думаю, проблема со скинхедами в Петербурге есть, но не уверена, что в Москве или в любом другом крупном городе России ее нет.
Воронежские скины залегли на дно
На минувшей неделе в Воронеже в магазине «ДиВиДи-бункер», что в переходе напротив цирка, сотрудники милиции в ходе проверочных закупок изъяли более ста аудио- и видео- «самиздатовских» компакт-дисков, содержавших клипы и записи, пропагандирующие расизм и фашизм. Вот лишь некоторые названия песнопений — «Россия для русских», «Кровь наших врагов», «Нас не остановишь», «Моя борьба» (со словами «Майн кампф, майн кампф» в припеве).
По данному факту прокуратура возбудила уголовное дело по ст. 282 ч. 1 УК РФ «Разжигание межнациональной и религиозной розни» — первое, как сказал нам прокурор Ленинского района Владимир Грицутенко, в истории воронежской прокуратуры. Наряду с дисками изъяты «Майн кампф» и сборник речей Геббельса, нацистский флаг и символика экстремистских организаций. Помимо «ДиВиДи-бункера» выявили еще две торговые точки, распространявшие нацистскую агитпродукцию. Говорят, произведена она в основном в Москве.
«Наезд» властей на экстремистские группировки в Воронеже — это, как выразился один из наших собеседников, прямой результат команды «фас», последовавшей от президента страны. Была создана и межведомственная комиссия при губернаторе по борьбе с ксенофобией и экстремизмом, и карать за соответствующие преступления стали жестко (за убийство гвинейского студента суд дал главному обвиняемому 19 лет).
Другие изменения в Воронеже хотя и зримые, но не столь однозначные. Так, надпись на одной из остановок на ул. Выборгская — «Чурки, вон из города!» — через неделю после убийства перуанского студента была закрашена другой, почти библейской надписью — «Бог сказал — любите иностранцев».
На прилавках магазинов «Майн кампф» из раздела «Книги по истории» перекочевала в места менее заметные, но по-прежнему, как утверждают продавцы, пользуется стабильным спросом.
Зато на развалах появилась новая брошюра — «Как стать фюрером», напечатанная в одной из частных типографий Воронежской области.
Китайские студенты, стремясь расположить к себе местное население, активно готовят для воронежцев премьеру национальной оперы. Лидеры же африканских общин на пресс-конференции заявили, что и без помощи российских властей готовы собственными усилиями (цитата) «обустроить город».
Однако подобная общественная активность иностранных студентов нравится далеко не всем. В частной беседе один из бывших авторитетных бойцов-скинхедов (себя он именует «Апостол») заметил: «Никакого, даже минимального самоуправления иностранцам позволять нельзя. На их самоуправление наши парни ответят самоуправством». Тот же Апостол утверждает, что основные силы воронежских скинов (а они в городе объединены в 4—5 бригад по 20 бойцов в каждой) сейчас стараются не высовываться, проявляя себя лишь во время футбольных матчей местной команды «Факел». «Никто не хочет попасть под горячую руку и оказаться стрелочником», — говорит Апостол. А самые разворотливые на своей «нелегальности» умудряются даже заработать. Одни из них в полном антураже устраивают показательно-договорные драки, снимают их на видео и за солидную плату размещают эти фильмы в Интернете. Другие «зашибают копейку» на продаже символики или содержат специализированные тату-салоны.

Евгений Верлин, Валерий Мальцев, руководитель экспертной группы «Проекты управления репутацией» (Воронеж)

После громких преступлений, совершенных за последние годы в Санкт-Петербурге на расовой почве, некоторые стали говорить о нем как о городе, где процветают экстремистские молодежные группировки. Корреспондент «Профиля» попытался на месте разобраться, кто в Питере считает себя скинхедами, насколько они опасны и как с ними бороться. Двадцатилетний кениец Амаду завлекает посетителей в Музей шоколада на Невском проспекте. На нем белый камзол, стилизованный под петровские времена, который резко контрастирует с черной кожей африканца. Музей закрывается в 10 вечера, и Амаду едет в съемную квартиру на окраине города. Последние месяцы только на машине, которая подвозит его прямо к подъезду.
— Если денег на машину нет, стараюсь поехать на маршрутке, она ближе всего к дому останавливается, — говорит Амаду, который уже третий год учится в Санкт-Петербурге на экономиста. — Поздно вечером вообще стараюсь на улицу не выходить. Если надо куда-то пойти, то идем обычно вдвоем или втроем. Я с другими кенийскими студентами снимаю квартиру. В принципе, днем, особенно в центре, довольно безопасно. Хотя пару лет назад можно было свободно пойти в ночной клуб. Сейчас же мы туда ходить не решаемся.
Амаду сталкивался со скинхедами два раза в жизни. Оба случая произошли в районе метро «Озерки». Это спальный район на севере Петербурга. Поскольку Амаду был с друзьями, дело ограничилось словесной перепалкой, после которой бритоголовые, оскорбив африканцев, ретировались. Им было лет по 14—15, утверждает Амаду.
Сверхчеловеки
В Озерках нарисованные баллончиками и маркерами свастики и надписи Whitepower и Skins встречаются на многих домах и в подъездах. Да и если приехать в этот район днем, найти скинхеда не составит труда. Тяжелые ботинки-«гады» и черные куртки-бомберы на многих подростках, возвращающихся из школы.
— Но это не настоящие скины, — говорит 16-летний Никита Норсеев, ученик 86-й школы Петроградского района. Он живет в Озерках. — Скорее, хулиганы — им все равно, кого бить. Они не убивают. Могут нерусских попинать «гадами» по спине, припугнуть. Это как мода. Если ты надел рэпперские брюки и купил один диск какой-нибудь группы, это еще не значит, что ты стал настоящим рэппером. Я года два с такими скинами тусовался и многое про них знаю. Они, например, весь наш проспект Луначарского поделили на сферы влияния. И сами друг с другом часто бьются. Если зайдут не на свою территорию, получат от таких же скинов. Еще они, конечно же, воюют с рэпперами. Мы вот недавно скинов сами били, когда их мало, то можно побороться. Они на одного нашего во дворе наехали, денег хотели. Похоже, наркоманы были, но не из нашего района.
По оценкам Никиты, среди питерских подростков 9—11-х классов считают себя скинами примерно 30%. Так, из 18 парней в Никитином классе 5 человек не стесняются приходить на занятия в бомберах и «гадах», бреют голову под 5 миллиметров. Учителя на такой прикид никакого внимания не обращают.
На Северном рынке в Озерках работает много азербайджанцев и таджиков. Они очень часто становятся объектом нападения подростков.
— Меня уже два раза грабили, — говорит 30-летний азербайджанец Рустам, приехавший в Питер два года назад. Он встает за прилавок в 7 утра, когда нужно раскладывать товар, и заканчивает работу в 8 часов вечера. Заработанное посылает семье в Баку. — И оба раза нападали малолетки в бомберах. «Черным» обзывали, говорили, чтобы я катился к себе на Кавказ, хотя я из Закавказья. Но им разницы нет. Они толпой налетают. Досталось мне сильно, попинали, избили, телефон отобрали, но в милицию я не обращался. Какой смысл, если у нас такие случаи чуть ли не каждый день происходят? Часто приходят бить нас специально. Милиции же не видно. Хотя, с другой стороны, тут и стычки скинов со скейтерами случаются. Чуть ли не стенка на стенку идут.
Самое интересное, что в павильоне Рустама помимо прочей одежды и обуви продаются ботинки-«гады» и куртки-бомберы.
— А когда скины приходят за покупками, не оскорбляют вас, не угрожают? — спрашиваю продавца.
— Нет, они же знают, что рынок охраняется.
— А вообще, нет угрызений совести, что этими же ботинками вас могут избить или земляков?
— Это бизнес. Такие ботинки очень хорошо идут. Спрос есть.
После закрытия рынка продавцы обычно выходят по нескольку человек, стараясь обходить группы тусующейся на скамейках и детских площадках молодежи лет 15—17.
— Эти хоть и не скины, могут просто по пьяни налететь и побить, — объясняет Рустам. — Просто хулиганы.
Вожди
Выйти на скинов оказалось делом непростым. Понадобилось целых четыре дня эсэмэсок и общения по электронной почте, чтобы договориться о встрече в кафе недалеко от метро «Озерки». Трое молодых людей с нормальными прическами пришли тем не менее в форменном прикиде.
— Вообще-то мы сейчас одеваемся обычно. Это специально для вас надели сегодня бомберы, — сразу пояснил 18-летний Артем, студент Санкт-Петербургского университета. Он — идейный вдохновитель и самый старший в этой группе. Другим членам по 15—17 лет. — Сейчас менты обращают на нас слишком много внимания, поэтому гораздо лучше шифроваться, чтобы участковый не беспокоил.
— К тебе уже приходил?
— Пока нет. Мы, скажем так, второе звено. Первое — это малолетки, их среди скинов большинство. Мы их не уважаем, потому что мы сами бьемся за идею. Просто в городе все больше и больше «черных» становится… Но максимум, что мы можем сделать, — только избить, провести, скажем так, профилактическую работу, чтобы они побыстрее убрались. Кстати, многие уже уехали. У нас семья таджиков снимала в подъезде квартиру, человек 30, наверное, жили. Грязи от них было! Так они сразу же свалили, когда мы им свастику нарисовали на двери. Но это самый простой вариант. Часто они не понимают слов и намеков, поэтому приходится действовать жестче.
— А сколько человек у вас в группе?
— У нас, собственно, и не группа, названия нет. Организованные группы, которые круче нас, конечно, сейчас все под наблюдением милиции. Вот они были способны на убийства. Но там все «старшаки» — лет от 20 и выше. У них все серьезно, идеология разработана. Мы же просто, если есть где-то проблемы, созваниваемся с друзьями, собираем сколько нужно людей и решаем эту проблему.
— А что за проблемы?
— Ну, например, как с таджиками.
— Со всеми нерусскими воюете?
— Нет, только с теми, кто плохо себя ведет, выпендривается на наших. В принципе, иностранцы, наверное, тоже тут нужны, но пусть не забывают, что они в гостях.
— Ну а к антифашистам, которые против скинов выступают, у вас какое отношение?
— Мы их не замечаем. Идейно я с ними не согласен.
Кто их лечит?
ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области наблюдает за 20 группировками экстремистского толка, о которых говорил Артем. Под оперативным наблюдением находятся 1400 человек, входящих в банды скинхедов. Вообще же, общее число активных скинхедов — около 18 тыс. человек.
— Главная цель нашей работы — разобщение и деидеологизация таких групп, — сказал «Профилю» оперативник, работающий с бритоголовыми. — То есть мы предотвращаем вступление новых членов, пополнение рядов. Участковые проводят с ними беседы. Не знаю, насколько они эффективны. Многое же идет от бытового национализма взрослых. Подростки это все видят и перенимают. Да, количество зарегистрированных преступлений в отношении иностранцев выросло в 2005 году более чем в 2 раза. То есть в 2004 году было 510 преступлений, а в прошлом уже 1073. Но отмечу, и по городу общий рост преступности более 60%! Большинство преступлений против иностранных граждан — корыстные, то есть кража и разбой. Преступники считают, что иностранцы богаче наших соотечественников.
Преступления же против личности, в том числе на национальной почве, составляют в статистике преступлений против иностранцев 5–7%. В прошлом году у нас убили кенийского студента. Это сделала группа подвыпившей молодежи,которая шла за очередной порцией пива. Студент попался им по дороге. Не думаю, что цвет кожи сильно повлиял на решение этих молодцов избить человека. Им деньги были нужны,так что встреться им славянин,он тоже получил бы.
По мнению милиции, рост преступности в городе произошел из-за того, что вневедомственная охрана в 2004 году была переведена на новый способ финансирования.
— Раньше это была богатая служба, у них было много патрулей и имелась договоренность, что они патрулируют не только по маршруту своих объектов, но и в микрорайонах, — объяснили «Профилю» в пресс-службе ГУВД. — Теперь же в спальных районах милиционера вечером и ночью не найдешь. Да и некомплект патрульно-постовой службы составляет 50%. Приходится брать на работу женщин, которых самих надо защищать. Так что ночью в городе опасно для всех: и для русских, и для нерусских.
В ГУВД уверены, что справиться с проблемой роста движения скинхедов можно только на федеральном уровне.
— Это должен быть такой же размах, как при борьбе с наркоманией, чтобы были задействованы СМИ, образование. Мы же не можем запретить тем же подросткам покупать бомберы и носить тяжелые ботинки. Вы тогда первые напишете, что мы попираем права человека и демократию. К тому же признать какое-либо молодежное неформальное объединение экстремистским может только суд.
Правительство многонационального города пока пытается бороться с ростом ксенофобии по-своему, через взаимопроникновение культур. Так, 30 апреля в БКЗ«Октябрьский» прошел гала-концерт фестиваля коллективов национально-культурных обществ Санкт-Петербурга «Возьмемся за руки, друзья!». В это же время совсем недалеко от концертного зала, на Московском вокзале, питерская милиция пыталась предотвратить стычки между футбольными фанатами «Спартака» и «Зенита», проигравшего в тот день с крупным счетом. 50% молодых фанатов в Питере причисляют себя одновременно и к скинхедам.
На многонациональном концерте атмосфера была праздничной, но о последних убийствах говорили в кулуарах представители почти всех землячеств.
— Буряты в Петербурге уже давно живут. Я, например, 30 лет назад приехала, — рассказала «Профилю» Цырендари Самбуева, вице-президент общества бурятской культуры «Ая-Ганга». — Среди нас люди творческих профессий, много врачей и педагогов. Так что в Питере нас уважают. Хотя иногда назовут в троллейбусе «узкоглазой», но я на это внимания уже давно не обращаю и детям своим советую делать то же самое. Дураков среди любого народа достаточно, а скинхеды — это же в основном люмпены. Вот у сына были проблемы в младшей школе, обзывали его, он переживал, но потом все как-то нормализовалось. А земляки, кто приезжает сейчас, иногда с опаской по улицам ходят. Но в любом городе надо знать, где можно ходить, а где нельзя. Я думаю, проблема со скинхедами в Петербурге есть, но не уверена, что в Москве или в любом другом крупном городе России ее нет.
Воронежские скины залегли на дно
На минувшей неделе в Воронеже в магазине «ДиВиДи-бункер», что в переходе напротив цирка, сотрудники милиции в ходе проверочных закупок изъяли более ста аудио- и видео- «самиздатовских» компакт-дисков, содержавших клипы и записи, пропагандирующие расизм и фашизм. Вот лишь некоторые названия песнопений — «Россия для русских», «Кровь наших врагов», «Нас не остановишь», «Моя борьба» (со словами «Майн кампф, майн кампф» в припеве).
По данному факту прокуратура возбудила уголовное дело по ст. 282 ч. 1 УК РФ «Разжигание межнациональной и религиозной розни» — первое, как сказал нам прокурор Ленинского района Владимир Грицутенко, в истории воронежской прокуратуры. Наряду с дисками изъяты «Майн кампф» и сборник речей Геббельса, нацистский флаг и символика экстремистских организаций. Помимо «ДиВиДи-бункера» выявили еще две торговые точки, распространявшие нацистскую агитпродукцию. Говорят, произведена она в основном в Москве.
«Наезд» властей на экстремистские группировки в Воронеже — это, как выразился один из наших собеседников, прямой результат команды «фас», последовавшей от президента страны. Была создана и межведомственная комиссия при губернаторе по борьбе с ксенофобией и экстремизмом, и карать за соответствующие преступления стали жестко (за убийство гвинейского студента суд дал главному обвиняемому 19 лет).
Другие изменения в Воронеже хотя и зримые, но не столь однозначные. Так, надпись на одной из остановок на ул. Выборгская — «Чурки, вон из города!» — через неделю после убийства перуанского студента была закрашена другой, почти библейской надписью — «Бог сказал — любите иностранцев».
На прилавках магазинов «Майн кампф» из раздела «Книги по истории» перекочевала в места менее заметные, но по-прежнему, как утверждают продавцы, пользуется стабильным спросом.
Зато на развалах появилась новая брошюра — «Как стать фюрером», напечатанная в одной из частных типографий Воронежской области.
Китайские студенты, стремясь расположить к себе местное население, активно готовят для воронежцев премьеру национальной оперы. Лидеры же африканских общин на пресс-конференции заявили, что и без помощи российских властей готовы собственными усилиями (цитата) «обустроить город».
Однако подобная общественная активность иностранных студентов нравится далеко не всем. В частной беседе один из бывших авторитетных бойцов-скинхедов (себя он именует «Апостол») заметил: «Никакого, даже минимального самоуправления иностранцам позволять нельзя. На их самоуправление наши парни ответят самоуправством». Тот же Апостол утверждает, что основные силы воронежских скинов (а они в городе объединены в 4—5 бригад по 20 бойцов в каждой) сейчас стараются не высовываться, проявляя себя лишь во время футбольных матчей местной команды «Факел». «Никто не хочет попасть под горячую руку и оказаться стрелочником», — говорит Апостол. А самые разворотливые на своей «нелегальности» умудряются даже заработать. Одни из них в полном антураже устраивают показательно-договорные драки, снимают их на видео и за солидную плату размещают эти фильмы в Интернете. Другие «зашибают копейку» на продаже символики или содержат специализированные тату-салоны.

Евгений Верлин, Валерий Мальцев, руководитель экспертной группы «Проекты управления репутацией» (Воронеж)

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».