Архивная публикация 2006 года: "Сборище интеллектуалов"
C 29 ноября по 3 декабря в ЦДХ пройдет VIII Международная ярмарка интеллектуальной литературы Non/fiction: последняя возможность для читателей купить все самое интересное, что было издано в минувшем году.Международная ярмарка интеллектуальной литературы Non/fiction в Центральном Доме художника в этом году пройдет в восьмой раз, но кажется, что история этого мероприятия гораздо длиннее.
Мало кто помнит, что Non/fiction родилась, по существу, как частная инициатива небольших издательств (для маленьких издательств это был шанс собраться вместе и не затеряться, как это бывает на крупных ярмарках), как выставка для «своего круга» читателей. Все-таки книга по определению вещь домашняя, интимная, индивидуальная. Она сама избирает себе читателя. Вот эти «избранные» и приходят на Non/fiction, в большой книжный клуб. В ЦДХ читатель встречает автора, и они, как правило, здороваются друг с другом. Получается, что друг с другом раскланиваются почти все. Редкий случай единения и узнавания. Последнее, конечно, особенно важно. Скажем, господин Павловский, из года в год приходящий в ЦДХ, чтобы себя показать и книжки посмотреть, может, конечно, жаловаться, что не хватает умных книг — по истории, социологии, политике и т.д. Но ведь за всем этим на самом деле — стремление утвердиться в интеллектуальной среде.
Поэтому не стоит удивляться, что из года в год без особой шумихи рейтинг Non/fiction растет, растет и безусловный интерес иностранных издателей, авторов, журналистов. Для них-то как раз Non/fiction существует «раньше» прочих книжных ярмарок.
Давно уже никого не пугает и не удивляет название форума. Ни выражение «интеллектуальная литература», ни non/fiction. Кстати, слэш в написании — важная деталь и означает, что на выставке представлена как художественная, так и не художественная литература, то есть собственно non-fiction. В этом визуальном (и не только) единстве выражена позиция книжной ярмарки: противопоставление «интеллектуального», «умного» «популярному» и «доступному» отдает ханжеством. Почему «популярное» не может быть «умным»? Что означают требования быть «ближе к народу»? То есть быть «поглупее»?
В реальности массовая, доступная литература уже перестает быть массовой в прямом смысле этого слова, да и в смысле тиражей тоже. Политика издательств (даже крупных) ориентирована на увеличение количества наименований, продиктована стремлением занять все ниши книжного рынка.
Нечаянный успех
В этом году в Non/fiction примут участие 240 экспонентов из 16 стран. Почетным гостем ярмарки будет Израиль, кроме того, прибудет представительная делегация из Скандинавских стран: норвежские писатели Хербьерг Вассму (автор известного романа «Мир Софии»), Рой Якобсен (совсем недавно вышел удивительный роман этого писателя «Чистая вода») и Юстейн Гордер; шведская писательница Аника Тор, швед Юн Айвиде Линдквист и финские авторы Чель Вестё и Даниэль Кац, а также другие. Приедет даже знаменитый английский драматург Том Стоппард. Да что там Стоппард — Чингиз Айтматов посетит Non/fiction. Этого раньше вообще невозможно было вообразить.
Что ж удивляться, что и в России выставка наконец-то получила и официальное признание: ярмарка проходит под патронажем Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации Москвы. И понятно почему. Нынешний год объявлен Годом чтения. Нужны какие-то действия и акции: на Non/fiction пройдет целый ряд семинаров, «круглых столов», конференций в рамках программы «Культура чтения». В том числе, скажем, и такая: «Формирование национальной программы поддержки чтения: цели и задачи». Звучит завлекательно, правда?
Разумеется, и самая большая, самая официальная литературная премия — «Большая книга» — не обошла своим вниманием Non/fiction. На ярмарке запланирована встреча с финалистами «Большой книги». Это помимо того, что, как всегда, будут объявлены лауреаты премии Андрея Белого (первой независимой литературной премии в России), премий имени Мориса Ваксмахера и Поля Леруа-Болье (они учреждены посольством Франции в Москве), премии «Человек книги» (вручается книгоиздателям и книготорговцам). А кроме того, на ярмарке впервые пройдет вручение премии «Бизнес-книга» — за лучшие переводные и отечественные издания в области деловой литературы, а также премии «БУКБЕРИ за лучший дизайн книги-2006».
И это лишь некоторые пункты программы ярмарки, интересные для профессионалов, для книжных и околокнижных людей. Но ведь есть еще различные специальные проекты, мероприятия для публики, встречи, чтения, презентации, кулуарные разговоры, наконец.
Кроме того, есть даже две как бы самостоятельные ярмарки в рамках Non/fiction. Одна посвящена антикварной книге, другая — книжной иллюстрации (параллельно пройдут Книжная антикварная ярмарка и выставка «Книга Художника»).
И вдруг выясняется, что для многих, прежде всего небольших, издательств участвовать в Non/fiction гораздо выгоднее, чем в Московской международной книжной ярмарке на ВВЦ, особенно для тех, кто заинтересован в контактах с иностранцами. Кроме того, на ярмарке издатели могут почерпнуть для себя массу полезного: например, послушать лекцию президента Международной ассоциации книготорговцев Джона Мака Нами о «проблеме дигитализации книг« (преобразование книг в цифровой формат).
Но все-таки ярмарка Non/fiction в первую очередь ориентируется не на издательский бизнес (и не скрывает этого), а на читающую публику. Именно здесь есть шанс приобрести не только книжную новинку, но и те книги, которых уже нет в книжных магазинах по тем или иным причинам (это книги небольших издательств или книги, вышедшие несколько лет назад). Скажем, безусловный интеллектуальный бестселлер — замечательные воспоминания художника Эдуарда Качергина «Ангелова кукла» (СПб.: Издательство Ивана Лимбаха), вышедшие уже вторым изданием, — год назад можно было купить только здесь. Как и добрый десяток других десяток книг, заслуживших репутацию интеллектуальных. Конечно, новинок будет немного — обычно издатели сразу отдают их в магазин. Но восполнить образовавшиеся пробелы на книжных полках вполне реально: запаситесь рюкзаком — и вперед. n
C 29 ноября по 3 декабря в ЦДХ пройдет VIII Международная ярмарка интеллектуальной литературы Non/fiction: последняя возможность для читателей купить все самое интересное, что было издано в минувшем году.Международная ярмарка интеллектуальной литературы Non/fiction в Центральном Доме художника в этом году пройдет в восьмой раз, но кажется, что история этого мероприятия гораздо длиннее.
Мало кто помнит, что Non/fiction родилась, по существу, как частная инициатива небольших издательств (для маленьких издательств это был шанс собраться вместе и не затеряться, как это бывает на крупных ярмарках), как выставка для «своего круга» читателей. Все-таки книга по определению вещь домашняя, интимная, индивидуальная. Она сама избирает себе читателя. Вот эти «избранные» и приходят на Non/fiction, в большой книжный клуб. В ЦДХ читатель встречает автора, и они, как правило, здороваются друг с другом. Получается, что друг с другом раскланиваются почти все. Редкий случай единения и узнавания. Последнее, конечно, особенно важно. Скажем, господин Павловский, из года в год приходящий в ЦДХ, чтобы себя показать и книжки посмотреть, может, конечно, жаловаться, что не хватает умных книг — по истории, социологии, политике и т.д. Но ведь за всем этим на самом деле — стремление утвердиться в интеллектуальной среде.
Поэтому не стоит удивляться, что из года в год без особой шумихи рейтинг Non/fiction растет, растет и безусловный интерес иностранных издателей, авторов, журналистов. Для них-то как раз Non/fiction существует «раньше» прочих книжных ярмарок.
Давно уже никого не пугает и не удивляет название форума. Ни выражение «интеллектуальная литература», ни non/fiction. Кстати, слэш в написании — важная деталь и означает, что на выставке представлена как художественная, так и не художественная литература, то есть собственно non-fiction. В этом визуальном (и не только) единстве выражена позиция книжной ярмарки: противопоставление «интеллектуального», «умного» «популярному» и «доступному» отдает ханжеством. Почему «популярное» не может быть «умным»? Что означают требования быть «ближе к народу»? То есть быть «поглупее»?
В реальности массовая, доступная литература уже перестает быть массовой в прямом смысле этого слова, да и в смысле тиражей тоже. Политика издательств (даже крупных) ориентирована на увеличение количества наименований, продиктована стремлением занять все ниши книжного рынка.
Нечаянный успех
В этом году в Non/fiction примут участие 240 экспонентов из 16 стран. Почетным гостем ярмарки будет Израиль, кроме того, прибудет представительная делегация из Скандинавских стран: норвежские писатели Хербьерг Вассму (автор известного романа «Мир Софии»), Рой Якобсен (совсем недавно вышел удивительный роман этого писателя «Чистая вода») и Юстейн Гордер; шведская писательница Аника Тор, швед Юн Айвиде Линдквист и финские авторы Чель Вестё и Даниэль Кац, а также другие. Приедет даже знаменитый английский драматург Том Стоппард. Да что там Стоппард — Чингиз Айтматов посетит Non/fiction. Этого раньше вообще невозможно было вообразить.
Что ж удивляться, что и в России выставка наконец-то получила и официальное признание: ярмарка проходит под патронажем Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации Москвы. И понятно почему. Нынешний год объявлен Годом чтения. Нужны какие-то действия и акции: на Non/fiction пройдет целый ряд семинаров, «круглых столов», конференций в рамках программы «Культура чтения». В том числе, скажем, и такая: «Формирование национальной программы поддержки чтения: цели и задачи». Звучит завлекательно, правда?
Разумеется, и самая большая, самая официальная литературная премия — «Большая книга» — не обошла своим вниманием Non/fiction. На ярмарке запланирована встреча с финалистами «Большой книги». Это помимо того, что, как всегда, будут объявлены лауреаты премии Андрея Белого (первой независимой литературной премии в России), премий имени Мориса Ваксмахера и Поля Леруа-Болье (они учреждены посольством Франции в Москве), премии «Человек книги» (вручается книгоиздателям и книготорговцам). А кроме того, на ярмарке впервые пройдет вручение премии «Бизнес-книга» — за лучшие переводные и отечественные издания в области деловой литературы, а также премии «БУКБЕРИ за лучший дизайн книги-2006».
И это лишь некоторые пункты программы ярмарки, интересные для профессионалов, для книжных и околокнижных людей. Но ведь есть еще различные специальные проекты, мероприятия для публики, встречи, чтения, презентации, кулуарные разговоры, наконец.
Кроме того, есть даже две как бы самостоятельные ярмарки в рамках Non/fiction. Одна посвящена антикварной книге, другая — книжной иллюстрации (параллельно пройдут Книжная антикварная ярмарка и выставка «Книга Художника»).
И вдруг выясняется, что для многих, прежде всего небольших, издательств участвовать в Non/fiction гораздо выгоднее, чем в Московской международной книжной ярмарке на ВВЦ, особенно для тех, кто заинтересован в контактах с иностранцами. Кроме того, на ярмарке издатели могут почерпнуть для себя массу полезного: например, послушать лекцию президента Международной ассоциации книготорговцев Джона Мака Нами о «проблеме дигитализации книг« (преобразование книг в цифровой формат).
Но все-таки ярмарка Non/fiction в первую очередь ориентируется не на издательский бизнес (и не скрывает этого), а на читающую публику. Именно здесь есть шанс приобрести не только книжную новинку, но и те книги, которых уже нет в книжных магазинах по тем или иным причинам (это книги небольших издательств или книги, вышедшие несколько лет назад). Скажем, безусловный интеллектуальный бестселлер — замечательные воспоминания художника Эдуарда Качергина «Ангелова кукла» (СПб.: Издательство Ивана Лимбаха), вышедшие уже вторым изданием, — год назад можно было купить только здесь. Как и добрый десяток других десяток книг, заслуживших репутацию интеллектуальных. Конечно, новинок будет немного — обычно издатели сразу отдают их в магазин. Но восполнить образовавшиеся пробелы на книжных полках вполне реально: запаситесь рюкзаком — и вперед. n
Выбор «Профиля»: «Биография Лондона» Питера Акройда и «Стамбул. Город воспоминаний» нобелевского лауреата Орхана Памука (Издательство Ольги Морозовой). «Итальянская кухня. История одной культуры» Альберто Каппати, Массимо Монтанари «Новое литературное обозрение». «Казан, мангал и другие мужские удовольствия» Сталика Ханкашиева («КоЛибри»). «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Тома Стоппарда («Иностранка», серия «Иллюминатор»). История литературы Древнего Рима в 3-х томах («Латинский кабинет Юрия Шичалина»). «Мифы Древней Греции» Роберта Грейвса («У-Фактория»). «Основные течения в еврейской мистике» Гршома Шолема («Гешарим — Мосты культуры»). «Сравнительные жизнеописания» Плутарха («Б.С.Г.-Пресс», серия «История для юных»). «Россия и Франция. Дипломаты. Литераторы. Шпионы» Веры Мильчиной («Гиперион»). |
Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».