Наверх
10 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2010 года: "СЧЕТ, ПОЖАЛУЙСТА"

Минфин предлагает отменить льготы по налогу на имущество естественных монополий. К чему это может привести?    Правило «что хорошо для естественных монополий, то хорошо для России», похоже, будет подвергнуто сомнению. Сначала Минфин инициировал индексацию НДПИ на газ на 61%, наверстав «простой» ставки этого налога с 2005 года, а потом предложил отменить льготу по уплате налога на имущество, которая распространяется на инфраструктуру естественных монополий. В результате под ударом окажется не один только «Газпром», но и «Тран-снефть», и Федеральная сетевая компания (ФСК), владеющая электросетями, и РЖД. Что происходит?
   
АТАКА МИНФИНА 
  В Минфине всегда считали налоговые льготы фискальными дырами. В стимулирующий потенциал льгот в ве-домстве традиционно не верят. И вполне логично, что министр финансов Алексей Кудрин продвигает теперь идею унификации уплаты налога на имущество и ликвидации льгот.
   Однако в этой инициативе есть два принципиально новых элемента. Первый со-стоит в том, что Минфин вступает в открытый конфликт сразу со всеми естественными монополиями. А это чревато разнообразными политическими последствиями. Второй — в том, что в выигрыше оказывается отнюдь не федеральный бюджет. Налог на имущество поступает в региональные бюджеты. Строго говоря, федеральная льгота по региональному налогу — нонсенс, который наконец-то предлагается ус-транить. Налог без изъятий возвращается на региональный уровень.
   Проект Минфина предлагает двигаться к стандартной ставке налога на имущество (2,2% от его среднегодовой стоимости) поэтапно: с 2012 года регионы смогут вводить налог на инфраструктуру по ставке, не превышающей 1,1%, а c 2013-го — 2,2%. Регионы замерли в счастливом ожидании: по подсчетам Минфина, их бюджеты пополнятся на 59,7 млрд рублей в 2012 году и на 118 млрд рублей в 2013-м.
   
ИНФРАСТРУКТУРНАЯ МИНА  
 Напрашивается вопрос: если выиграет Минфин, то что же произойдет с самой «естественно монопольной» инфраструктурой? Ее расширение и так всегда было очень затратным делом, снятие налоговых льгот процесс еще больше затормозит.
   Возьмем для примера трубу «Транснефти». В компании уже заявляют о том, что уплата налога за ее трубное имущество по ставке 1,1% в 2012 году приведет к росту тарифа на прокачку. Сейчас тариф в среднем составляет 4% от стоимости нефти, а поднимется до 7%. А это, в свою очередь, значит, что рентабельными останутся только крупные и уже активно разрабатываемые месторождения. Часть же месторождений, где добыча требует дополнительных затрат, отсекается от трубы. Лоббисты нефтяников уже пугают власть — мол, новый налог может сократить экспорт нефти и, соответственно, доходы федерального бюджета.
   Но те же аргументы можно прочитать совсем иначе. Сам факт повышения налогового бремени на естественные монополии, и в частности на «Транснефть», безотносительно к тому, какие цели ставил перед собой Минфин, могут и должны сказаться на структуре российской экономики. Согласимся с нефтяниками — новый налог оставит часть нефтяных ресурсов страны невостребованными. Но так ли это плохо? В конце концов, что такое диверсификация производства — мантра, священный гимн или все-таки задача, за которую пора взяться? А она как раз и состоит в отходе от экономики трубы. Уменьшение опоры на нефтяной экспорт и нефтяные доходы будет стимулировать диверсификацию, а если какая-то часть нефтяных ресурсов останется нетронутой для будущих поколений, то в этом плюсов гораздо больше, чем минусов.
   С другой стороны, не стоит совсем уж сбрасывать со счетов инвестиционные возмож-ности государства. Напомним, Минэкономразвития вы-двинуло идею создания государственного инвестиционного фонда в 20 млрд рублей. Заявленная цель — поддержка развития инфраструктуры с активным привлечением частного капитала. Так что можно уверенно утверждать: «инфраструктурный налог» катастрофы не вызовет.
   
КОНТРАТАКА МОНОПОЛИСТОВ 
  Диверсификация диверсифи-кацией, но инициатива Мин-фина затронет каждого. Конечно, естественные монополии и их лоббисты сделают все, чтобы потопить предложения Минфина. Вся игра еще впереди, но пока из правительства слышны только одобрительные отзывы. К тому же следует учесть, что у инициативы Минфина есть и изрядный предвыборный потенциал. Финансовая поддержка регионов будет не последним аргументом как на парламентских, так и на президентских выборах. Так что шансы на успех у предложений Минфина достаточно велики.
   Это отнюдь не означает, что монополисты готовы сложить оружие. В первую очередь они будут стремиться переложить свои платежи на конечных потребителей, то есть на тарифы за свои услуги. Пример «Транснефти» уже был приведен.
   В ФСК рассуждают так: стоимость активов компании оценивается в 647,6 млрд рублей, 1,1% от этой суммы составит около 6,5 млрд рублей. В рамках же действующей для ФСК тарифной системы налоговые платежи, как уверяют в компании, полностью компенсируются в тарифах. Таким образом, в 2012 году 6,5 млрд рублей ФСК твердо намерена возвратить себе через тарифный рост. А расценки ФСК, в свою очередь, будут выдавливать вверх платежи за электроэнергию как со стороны предприятий, так и со стороны граждан.
   ОАО «Российские железные дороги» стремится к тому же, что и ФСК, но здесь нет правовой базы автоматического переноса новых затрат на тарифы. Поэтому железнодорожники осторожнее, они говорят, что новый налог «в конечном счете будет переложен на потребителей». До сих пор правительство стойко не соглашалось на рост тарифов ОАО «РЖД», предпочитая компенсировать убытки госмонополии прямыми субсидиями из федерального бюджета — так, в 2011 году компания полу-чит из бюджета 75 млрд рублей. Однако вряд ли с 2012 года эта практика будет продолжена — Минфин может не согласиться компенсировать федеральными средствами уплату региональных налогов. Так что следует ждать взлета цен на грузовые и пассажирские перевозки.
   «Газпром» хранит гордое молчание, но можно не сомневаться, что и он мобилизует мощный лоббистский потенциал и тоже постарается переложить новый налог на потребителей. А это значит, что вверх могут пойти не только тарифы за прокачку. Новый налог, учитывая непрозрачность «Газпрома», вполне может поднять цены на газ, если это произойдет, то дополнительное ускоре-ние получат тарифы на электроэнергию и в целом на ус-луги ЖКХ.
   Таким образом, естественные монополии в едином строю бросятся на штурм правительства и Федеральной службы по тарифам, требуя повышения своих расценок, с хорошими шансами на ус-пех. Есть и второй фронт. Раз новым налогом распоряжаются регионы, то в их власти и предоставлять налоговые льготы. Значит, с не меньшим упорством монополисты будут штурмовать губернаторов.
   Но как бы ни развивались события, можно с большой долей уверенности предполагать, что повышение налогового давления на естественные монополии практически неизбежно вызовет рост тарифов и новую волну инфляции в стране.
   

   В Минфине всегда считали налоговые льготы фискальными дырами. В стимулирующий потенциал льгот в ведомстве традиционно не верят. И вполне логично, что министр финансов Алексей Кудрин продвигает теперь идею унификации уплаты налога на имущество естественных монополий. Однако монополисты просто так не сдадутся. В первую очередь они будут стремиться переложить свои платежи на ко-нечных потребителей, то есть на тарифы за свои услуги. Газовики, нефтяники, железнодорожники бросятся на штурм правительства и Федеральной службы по тарифам, требуя повышения своих расценок, с хорошими шансами на успех. А раз новым налогом распоряжаются регионы, то в их власти и пре-доставлять налоговые льготы. Значит, с не меньшим упорством монополисты будут штурмовать губернаторов.
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK