24 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 1999 года: "Сделано в России?"

Архивная публикация 1999 года: "Сделано в России?"

Не исключено, что дагестанские события были изначально спланированы Кремлем для предвыборных политических маневров или вовсе заказаны в экстремистских центрах Иордании и Саудовской Аравии, которым Басаев и Хаттаб подчиняются напрямую.По сценарию Басаева

На минувшей неделе на заседании Совета безопасности в Кремле рассматривалась ситуация в Дагестане. А незадолго до этого президент РФ Борис Ельцин перед телекамерами обрушился с грозными попреками на военных, обозвав их разгильдяями.
При этом армия воюет пусть не слишком умело, но по-честному. Другое дело, что по сценарию, который ей не известен. Известен же он Басаеву и Хаттабу.
Они устроили заваруху в Цумадинском и Ботлихском районах -- под натиском федеральных сил ушли в Чечню. Только президент и премьер раздали солдатам и офицерам заслуженные награды -- на карте боевых действий возникла Кадарская зона. Уже был близок конец карамахинских ваххабитов, как более полутора тысяч боевиков почти без единого выстрела вошли в Новолакский и Казбеговский районы, захватив около десятка сел.
Штаб Басаева действует хитро: в одном месте сковывает основные силы российских войск, проводя разведку боем, чтобы выяснить их мобилизационную готовность, мобильность и боевую выучку, в других готовится к открытию нового "фронта". Российская армия все время оказывается в роли догоняющей.
Кстати, общеупотребительные по отношению к противнику определения "бандиты", "бандформирования", "террористы", по сути, может, и верные, сослужили военным плохую службу. По Сеньке и шапка, решили, видимо, российские полевые генералы. И избрали тактику, типичную для внутренних войск. Те, используя всю мощь своего вооружения, уничтожают и рассеивают врага, а затем контроль над территорией переходит к МВД.
Дальше все известно: заставы, блокпосты, патрули на дорогах, проверка паспортов. Но в том-то и дело, что боевики Басаева и Хаттаба к началу военной операции в Дагестане уже были сбиты в регулярную армию, их действия направляли не паханы, а профессиональный, почти армейский штаб. В этом случае доверять "освобожденную" территорию немногочисленным, неспособным перекрыть все направления ударов подразделениям МВД -- верх беспечности.
Не хватает только трехлинейки

Сегодня счет отстрелянным по воинам ислама ракетам, снарядам, минам, патронам, гранатам, а также сброшенным на их головы авиабомбам идет на сотни тонн. Но почему превращаются в прах дома местных жителей, а опорные пункты и огневые точки боевиков вновь оживают, как только войска пытаются войти в разбомбленные села? Почему российская армия для поражения противника на обратных скатах высот применяет не "интеллектуальные" ракеты, способные самостоятельно выбрать цель, не "Смерчи" и "Ураганы", а минометы образца 1943 года? Почему басаевские снайперы отстреливают российских солдат и офицеров, а те не имеют ни единого "антиснайпера" -- уникального лазерного прибора, способного обнаружить и ослепить в радиусе одного километра любого, кто пользуется оптическим прицелом? Где знаменитые "Черные акулы" -- вертолеты, способные действовать в горах намного эффективнее, чем старенькие "Ми-24"? Где новинка российского танкостроения -- ракетно-пушечный танк Т-90С?
И генералы, руководящие дагестанской операцией, могут сделать для своих бойцов только одно: сутками молотить из орудий по площадям (в переводе с военного это, по большому счету, означает куда попало) и бросать на позиции боевиков самолеты и вертолеты штурмовой авиации. В надежде, что количество огня рано или поздно перерастет в качество и шансы бойцов остаться живыми в наземном бою хоть немного возрастут.
Все это потому, что новейшему оружию, способному сберечь сотни солдатских жизней, Москва предпочла старое -- из соображений экономии. У Кремля впереди президентские выборы, на которые нужно много денег, а их и без того не хватает.
Но это так, к слову. Если уж говорить о политике, то обнаруживаются и вовсе странные вещи.
Войну заказывали?

Странно, что война идет целый месяц, число погибших с обеих сторон приблизилось, по неофициальной информации, к тысяче человек, потрачены десятки миллиардов рублей -- а президент воюющей страны, он же верховный главнокомандующий, едва нашел время, чтобы обсудить это дело на Совете безопасности. Один иностранный военный атташе потрясенно рассказывал корреспонденту Агентства военных новостей: "В Дагестане война, а я на празднике Военно-Воздушного Флота в подмосковном Тушине вижу начальника вашего Генштаба генерала армии Анатолия Квашнина. Довольный жизнью, со сверкающей улыбкой, он направо и налево раздает интервью, купается во всеобщем внимании. Если бы подобную войну вела моя страна, начальник Генштаба с первых же дней был бы в зоне боевых действий со своими генералами и офицерами".
Странно, что два года в Дагестане вооруженные ваххабиты спокойно и открыто превращали два села -- Кара-Махи и Чабан-Махи -- в укрепрайоны. И никто их не трогал.
Странно, что задолго до вторжения в Дагестан из Чечни спецслужбы, информагентства, газеты, радио, телевидение, жители приграничных с Чечней сел, да чуть ли не каждый прохожий говорили о скоплении вооруженных людей на чечено-дагестанской границе и их готовности эту границу перейти. И ничего. Агентство военных новостей, сообщая в те дни о концентрации двухтысячной группировки в Чечне вблизи Новолакского района Дагестана, приводило утверждения сотрудников дагестанского МВД о том, что граница здесь практически открыта. Ее держали лишь два спецбатальона МВД и местные ополченцы. Они не получили подкрепления даже тогда, когда исламисты уже орудовали в селах Новолакского района.
Президент Ингушетии Руслан Аушев на днях спросил по ТВ: "Почему бандформированиям дали проникнуть на территорию республики, почему не были заняты господствующие высоты на административных границах?"
А почему на высшем военно-политическом уровне не было дано "добро" на обещанные министром внутренних дел Владимиром Рушайло превентивные удары по скоплениям боевиков на территории Чечни? Почему Басаеву и Хаттабу дали уйти, после того как их отряд был разбит в Ботлихском районе?
Возможно, потому, что Кремль всегда держал про запас фактор чеченской (чечено-исламской) угрозы и его главных фигурантов -- на случай если понадобится маленькая победоносная война для укрепления режима и обеспечения преемственности власти. Или просто резкая дестабилизация, чтобы, предположим, ввести ЧП и отменить какие-нибудь выборы.
Не исключено, что дагестанские события были изначально спланированы Кремлем для предвыборных политических маневров, а после спровоцированы силовыми действиями МВД на границе с Чечней или вовсе заказаны в экстремистских центрах Иордании и Саудовской Аравии, которым Басаев и Хаттаб подчиняются напрямую.
При этом неизвестно, насколько далеко зашла самодеятельность чеченских командиров и входили ли в первоначальный план взрывы в Москве -- в торговом комплексе в Охотном ряду и в жилом доме в Печатниках (кстати, лидер ЛДПР Владимир Жириновский заверил "Профиль", что теракты в столице станут явлением регулярным).
Все идет по плану

Как утверждает депутат Госдумы от Дагестана Сергей Ришульский, в Дагестане почти уверены, что эта война не что иное, как большая кремлевская игра.
"В Дагестане все больше авторитетных людей считают, что Кремль затеял нечистую игру, чтобы на волне этих трагических событий кто-то поднял свой авторитет или можно было показать, что власть еще в состоянии что-то сделать. По поводу введения под этим предлогом ЧП ради отмены парламентских выборов могу сказать: если бы дагестанцы повели себя пассивно или стали бы хоть немного поддерживать бандитов, то все шло бы к чрезвычайному положению. Но дагестанцы выступили на стороне метрополии и на нынешнем этапе сломали этот план".
Между тем вполне может статься, что в результате вышеописанных дедовских методов ведения войны жители уничтоженных бомбардировками дагестанских сел со временем поведут себя иначе.
И тогда дальнейшие действия Кремля, возможно, будут выглядеть так, как их описывает зампредседателя думского комитета по безопасности Мухарбек Аушев: "Чеченцев из дагестанских сел выбьют и выбросят за Терек. Думские выборы отменят, потому что никого из кремлевской тусовки не устраивает приход Лужкова и Примакова. В лучшем случае выборы в Думу пройдут вместе с президентскими в будущем году. За это время порвут на части блок "Отечество" -- "Вся Россия". Без боя власть они не отдадут, а будут проводить в президенты человека, который устраивает "семью",-- это может быть и нынешний премьер Владимир Путин. В этом случае Путину надо сейчас добиться кавказской победы, чтобы поднять свой рейтинг и доказать, что он способен жестко руководить страной".
"Профиль": А что будет потом, когда дагестанцы окончательно поймут, что их облапошили?
М.А.: Сегодня об этом просто не думают. Хотя помните, как, сохраняя себя, сдали Советский Союз? Почему бы сегодня не сдать Дагестан ради сохранения своей власти в России?

Не исключено, что дагестанские события были изначально спланированы Кремлем для предвыборных политических маневров или вовсе заказаны в экстремистских центрах Иордании и Саудовской Аравии, которым Басаев и Хаттаб подчиняются напрямую.По сценарию Басаева


На минувшей неделе на заседании Совета безопасности в Кремле рассматривалась ситуация в Дагестане. А незадолго до этого президент РФ Борис Ельцин перед телекамерами обрушился с грозными попреками на военных, обозвав их разгильдяями.

При этом армия воюет пусть не слишком умело, но по-честному. Другое дело, что по сценарию, который ей не известен. Известен же он Басаеву и Хаттабу.

Они устроили заваруху в Цумадинском и Ботлихском районах -- под натиском федеральных сил ушли в Чечню. Только президент и премьер раздали солдатам и офицерам заслуженные награды -- на карте боевых действий возникла Кадарская зона. Уже был близок конец карамахинских ваххабитов, как более полутора тысяч боевиков почти без единого выстрела вошли в Новолакский и Казбеговский районы, захватив около десятка сел.

Штаб Басаева действует хитро: в одном месте сковывает основные силы российских войск, проводя разведку боем, чтобы выяснить их мобилизационную готовность, мобильность и боевую выучку, в других готовится к открытию нового "фронта". Российская армия все время оказывается в роли догоняющей.

Кстати, общеупотребительные по отношению к противнику определения "бандиты", "бандформирования", "террористы", по сути, может, и верные, сослужили военным плохую службу. По Сеньке и шапка, решили, видимо, российские полевые генералы. И избрали тактику, типичную для внутренних войск. Те, используя всю мощь своего вооружения, уничтожают и рассеивают врага, а затем контроль над территорией переходит к МВД.

Дальше все известно: заставы, блокпосты, патрули на дорогах, проверка паспортов. Но в том-то и дело, что боевики Басаева и Хаттаба к началу военной операции в Дагестане уже были сбиты в регулярную армию, их действия направляли не паханы, а профессиональный, почти армейский штаб. В этом случае доверять "освобожденную" территорию немногочисленным, неспособным перекрыть все направления ударов подразделениям МВД -- верх беспечности.

Не хватает только трехлинейки


Сегодня счет отстрелянным по воинам ислама ракетам, снарядам, минам, патронам, гранатам, а также сброшенным на их головы авиабомбам идет на сотни тонн. Но почему превращаются в прах дома местных жителей, а опорные пункты и огневые точки боевиков вновь оживают, как только войска пытаются войти в разбомбленные села? Почему российская армия для поражения противника на обратных скатах высот применяет не "интеллектуальные" ракеты, способные самостоятельно выбрать цель, не "Смерчи" и "Ураганы", а минометы образца 1943 года? Почему басаевские снайперы отстреливают российских солдат и офицеров, а те не имеют ни единого "антиснайпера" -- уникального лазерного прибора, способного обнаружить и ослепить в радиусе одного километра любого, кто пользуется оптическим прицелом? Где знаменитые "Черные акулы" -- вертолеты, способные действовать в горах намного эффективнее, чем старенькие "Ми-24"? Где новинка российского танкостроения -- ракетно-пушечный танк Т-90С?

И генералы, руководящие дагестанской операцией, могут сделать для своих бойцов только одно: сутками молотить из орудий по площадям (в переводе с военного это, по большому счету, означает куда попало) и бросать на позиции боевиков самолеты и вертолеты штурмовой авиации. В надежде, что количество огня рано или поздно перерастет в качество и шансы бойцов остаться живыми в наземном бою хоть немного возрастут.

Все это потому, что новейшему оружию, способному сберечь сотни солдатских жизней, Москва предпочла старое -- из соображений экономии. У Кремля впереди президентские выборы, на которые нужно много денег, а их и без того не хватает.

Но это так, к слову. Если уж говорить о политике, то обнаруживаются и вовсе странные вещи.

Войну заказывали?


Странно, что война идет целый месяц, число погибших с обеих сторон приблизилось, по неофициальной информации, к тысяче человек, потрачены десятки миллиардов рублей -- а президент воюющей страны, он же верховный главнокомандующий, едва нашел время, чтобы обсудить это дело на Совете безопасности. Один иностранный военный атташе потрясенно рассказывал корреспонденту Агентства военных новостей: "В Дагестане война, а я на празднике Военно-Воздушного Флота в подмосковном Тушине вижу начальника вашего Генштаба генерала армии Анатолия Квашнина. Довольный жизнью, со сверкающей улыбкой, он направо и налево раздает интервью, купается во всеобщем внимании. Если бы подобную войну вела моя страна, начальник Генштаба с первых же дней был бы в зоне боевых действий со своими генералами и офицерами".

Странно, что два года в Дагестане вооруженные ваххабиты спокойно и открыто превращали два села -- Кара-Махи и Чабан-Махи -- в укрепрайоны. И никто их не трогал.

Странно, что задолго до вторжения в Дагестан из Чечни спецслужбы, информагентства, газеты, радио, телевидение, жители приграничных с Чечней сел, да чуть ли не каждый прохожий говорили о скоплении вооруженных людей на чечено-дагестанской границе и их готовности эту границу перейти. И ничего. Агентство военных новостей, сообщая в те дни о концентрации двухтысячной группировки в Чечне вблизи Новолакского района Дагестана, приводило утверждения сотрудников дагестанского МВД о том, что граница здесь практически открыта. Ее держали лишь два спецбатальона МВД и местные ополченцы. Они не получили подкрепления даже тогда, когда исламисты уже орудовали в селах Новолакского района.

Президент Ингушетии Руслан Аушев на днях спросил по ТВ: "Почему бандформированиям дали проникнуть на территорию республики, почему не были заняты господствующие высоты на административных границах?"

А почему на высшем военно-политическом уровне не было дано "добро" на обещанные министром внутренних дел Владимиром Рушайло превентивные удары по скоплениям боевиков на территории Чечни? Почему Басаеву и Хаттабу дали уйти, после того как их отряд был разбит в Ботлихском районе?

Возможно, потому, что Кремль всегда держал про запас фактор чеченской (чечено-исламской) угрозы и его главных фигурантов -- на случай если понадобится маленькая победоносная война для укрепления режима и обеспечения преемственности власти. Или просто резкая дестабилизация, чтобы, предположим, ввести ЧП и отменить какие-нибудь выборы.

Не исключено, что дагестанские события были изначально спланированы Кремлем для предвыборных политических маневров, а после спровоцированы силовыми действиями МВД на границе с Чечней или вовсе заказаны в экстремистских центрах Иордании и Саудовской Аравии, которым Басаев и Хаттаб подчиняются напрямую.

При этом неизвестно, насколько далеко зашла самодеятельность чеченских командиров и входили ли в первоначальный план взрывы в Москве -- в торговом комплексе в Охотном ряду и в жилом доме в Печатниках (кстати, лидер ЛДПР Владимир Жириновский заверил "Профиль", что теракты в столице станут явлением регулярным).

Все идет по плану


Как утверждает депутат Госдумы от Дагестана Сергей Ришульский, в Дагестане почти уверены, что эта война не что иное, как большая кремлевская игра.

"В Дагестане все больше авторитетных людей считают, что Кремль затеял нечистую игру, чтобы на волне этих трагических событий кто-то поднял свой авторитет или можно было показать, что власть еще в состоянии что-то сделать. По поводу введения под этим предлогом ЧП ради отмены парламентских выборов могу сказать: если бы дагестанцы повели себя пассивно или стали бы хоть немного поддерживать бандитов, то все шло бы к чрезвычайному положению. Но дагестанцы выступили на стороне метрополии и на нынешнем этапе сломали этот план".

Между тем вполне может статься, что в результате вышеописанных дедовских методов ведения войны жители уничтоженных бомбардировками дагестанских сел со временем поведут себя иначе.

И тогда дальнейшие действия Кремля, возможно, будут выглядеть так, как их описывает зампредседателя думского комитета по безопасности Мухарбек Аушев: "Чеченцев из дагестанских сел выбьют и выбросят за Терек. Думские выборы отменят, потому что никого из кремлевской тусовки не устраивает приход Лужкова и Примакова. В лучшем случае выборы в Думу пройдут вместе с президентскими в будущем году. За это время порвут на части блок "Отечество" -- "Вся Россия". Без боя власть они не отдадут, а будут проводить в президенты человека, который устраивает "семью",-- это может быть и нынешний премьер Владимир Путин. В этом случае Путину надо сейчас добиться кавказской победы, чтобы поднять свой рейтинг и доказать, что он способен жестко руководить страной".

"Профиль": А что будет потом, когда дагестанцы окончательно поймут, что их облапошили?

М.А.: Сегодня об этом просто не думают. Хотя помните, как, сохраняя себя, сдали Советский Союз? Почему бы сегодня не сдать Дагестан ради сохранения своей власти в России?

ИНЕССА СЛАВУТИНСКАЯ, ЮРИЙ ГЛАДКЕВИЧ (Агентство военных новостей)

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».