Сейчас супруги в буквальном смысле неразлучны: за последние три года они ни разу не расстались больше чем на час.Елена Егорова: Андрей сделал мне предложение, когда и у него, и у меня еще были прежние семьи. Я, естественно, далеко не сразу согласилась. Но он своего добивался с чрезвычайным упорством.
...Мы знакомы уже шестнадцать лет. Андрей на десять лет старше меня. Его первая жена дружила с моей старшей сестрой. Я еще училась в школе, а Андрей с женой приезжали к нам на дачу в Переделкино. Потом я вышла замуж, у меня родилась дочка. Я сидела с Машей дома, пока ей не исполнилось шесть лет. Но быть домохозяйкой не в моем характере, к тому же по образованию я экономист -- профессия сейчас весьма актуальная. Так что, когда Андрей предложил мне работать в банке, я с радостью согласилась. А потом начался наш роман.
Чтобы познакомиться со мной поближе, Андрей ввел в банке традицию -- на праздники выезжать всем коллективом на три-четыре дня куда-нибудь за границу. Пока мы не поженились, сотрудники Инфобанка успели побывать в Египте, Италии, Австрии, на Тенерифе.
Андрей Артюшков: Я так переживал, что Лена вначале не хотела выходить за меня замуж, что похудел на 25 килограммов. Это оказалось весьма кстати, так как мой вес в тот момент зашкаливал за сто килограммов.
Ради нее я был буквально готов на подвиги. Она у меня отчаянная. Только дай из ружья пострелять, на мотоцикле или водных лыжах прокатиться или с парашютом прыгнуть. И я вместе с ней прыгал, хотя высоты страшно боюсь.
Е.Е.: Первая жена Андрея много про него рассказывала и не делала никакой тайны из их семейных проблем. Мне казалось, что я очень хорошо представляю себе его характер, достоинства и недостатки. Но оказалось, что недостатков нет вовсе. Во всяком случае, я их не замечаю.
А.А.: Я человек весьма замкнутый, а с Леной мог разговаривать обо всем ночи напролет и не чувствовал никакого дискомфорта. Именно это нас и сблизило. Я уже не говорю о том, что Лена у меня умница и красавица.
Маргарита Озерова: С вас прямо-таки можно писать пособие для молодоженов...
А.А.: Весь секрет в Лене, в ее терпении и понимании. Мой вклад в наше счастье заключается в том, что я оградил жену от материальных проблем. Но это мелочи.
Е.Е.: Просто каждый из нас старается не повторять ошибок, допущенных в предыдущем браке. Мы обходим острые углы, пытаемся меньше ссориться, спорим только по работе.
Кстати, работа нас и сблизила. У нас ведь одно дело на двоих -- всегда есть о чем поговорить. С первым мужем у меня были абсолютно разные профессиональные интересы. Он хирург. Когда я пошла работать, тем для общения стало еще меньше. Он ничего не понимал в банковских делах, его это мало интересовало, а меня раздражало его равнодушие.
М.О.: Как вы с Андреем делите рабочие обязанности?
Е.Е.: Он генератор идей. У него светлая голова, он придумывает новые проекты, ведет переговоры. У меня же хорошо развита интуиция, мне легче организовать работу людей внутри банка.
М.О.: Андрей прислушивается к вашему мнению?
Е.Е.: Да. Но так было не сразу, я этого долго добивалась. Знаете мужчин: им говоришь, а они не слышат. Раз оказываешься права, другой, третий. И только тогда начинают обращать внимание на твои слова.
Для нас бизнес -- это своего рода творчество. Мы уже давно могли бы не работать. Финансовый механизм отлажен. Но как можно сидеть без дела?! Деньги ведь не цель, а средство, "рабочая лопата".
М.О.: Андрей, свою предпринимательскую деятельность вы тоже начинали с банковского бизнеса?
А.А.: Нет. Сначала я организовывал строительные бригады, которые сооружали дачи. Потом, когда Бог дал кооперацию, открыл маленький компьютерный кооперативчик. По образованию я инженер-математик -- это занятие мне было понятно и близко. Из крохотной фирмы, в которой работало пять человек, мы выросли в крупнейшего в России производителя компьютеров. АО "Лэнд" принадлежало три завода, больше тысячи рабочих мест.
Через какое-то время я почувствовал, что мы достигли предела. К тому же финансовый бизнес тогда приносил значительно больше денег, чем любой другой. Мы открыли при "Лэнде" финансовую компанию. Когда заниматься этой деятельностью без банковской лицензии стало невозможно, приобрели Инфобанк. Кроме того, у нас есть большая фондовая компания в Женеве. Так и разрываемся между Россией и Швейцарией, только сейчас из-за кризиса приходится больше времени проводить в Москве.
М.О.: Как ваш банк пережил кризис?
Е.Е.: Потерей килограммов...
А.А.: Как у всех банков, у нас начался отток средств. Но мы не задержали ни одной клиентской проплаты, выполнили все обязательства в срок. Поэтому со временем деньги к нам стали возвращаться. Сейчас положение стабилизировалось.
Мы с Леной по натуре оптимисты. И из кризиса вынесли очень много плюсов. Например, проверили на прочность коллектив. У нас остались самые преданные люди, которые работают не за кусок хлеба, а за идею. Я таких уважаю и готов для них многое сделать.
М.О.: Андрей, какими чертами характера, по вашему мнению, должна обладать бизнес-вумен?
А.А.: Быть рассудительной, уметь аргументировать свое мнение, держать в узде эмоции. Все это Лене удается. Она умеет разрешать конфликтные ситуации и никогда не повышает на людей голос. Оставшись наедине, мы, конечно, можем бурно выяснять отношения. Но на работе это исключено.
Но если быть откровенным до конца, я считаю, что женщинам не стоит заниматься бизнесом. Они обычно не могут полностью посвятить себя работе. А бизнес, как выплавка стали, процесс непрерывный: день пропустишь и сразу что-то потеряешь.
М.О.: А о том, чтобы ребенка родить, вы думаете?
А.А.: Конечно, надо бы завести наследника, чтобы оставить дело в надежных руках. Но знаете, мне очень странно представить, что я утром уеду на работу, а Лена останется дома. За последние три года мы не разлучались больше чем на час.
М.О.: Лена, если вся ваша жизнь посвящена работе, то кто же занимается вашей дочкой?
Е.Е.: Маша живет с бабушкой -- мамой моего первого мужа. По будням мы допоздна пропадаем на работе и просто физически не можем заботиться о ребенке. Так что в полном сборе наша семья бывает только по выходным. Дочка Андрея тоже приезжает. Я воскресная мама.
М.О.: А как у вас складываются отношения со свекровью?
Е.Е.: Мы прекрасно ладим. Ирина Алексеевна видит, что Андрею со мной хорошо, и радуется за сына. Кстати, она тоже работает в банке -- занимается материально-техническим снабжением.
М.О.: Кто ведет домашний бюджет?
А.А.: Лена и мама. У меня денег никогда не бывает. А вот домашними делами я Лене заниматься запрещаю. Она и так работает по двенадцать часов в день. И нагрузки нервные -- не приведи Господь. Так что мы наняли управляющего и домработницу, которая живет на даче, убирает и готовит.
М.О.: Чем занимаетесь в выходные?
Е.Е.: Стараемся вырваться за город, побыть с детьми, погулять, подышать свежим воздухом. Перед сном играем в карты на компьютере.
Любим активный отдых, например горные лыжи, специально ездим в Швейцарию. На даче катаемся на мотоциклах и снегоходах. Ходим на охоту, рыбачим. Есть дивные места для охоты и рыбалки -- Серпуховское хозяйство на территории Приокского заповедника, под Кашином, в Завидове. Ночуем в палатке. Я научилась неплохо стрелять из мелкокалиберной винтовки. Мое любимое место на даче -- охотничий зал, украшенный нашими с Андреем трофеями.
А вот шумные компании, разговоры о тряпках, машинах и бриллиантах не для нас. За рабочий день перед нами проходит такое количество народа, что мы от общения устаем. К тому же мы люди принципиально не выпивающие.
М.О.: Этот дом вы обустраивали сами?
Е.Е.: Нет, он принадлежит маме Андрея. Мы живем здесь, пока строится наш. Рядом, на этом же участке. Я люблю американский стиль -- простор, свет, немного мебели и максимум удобств. Таким наш дом и будет.
М.О.: А в одежде вы тоже берете пример с американцев?
Е.Е.: Любимая моя одежда -- джинсы, свитер и кроссовки. Но положение обязывает. Банковские служащие должны выглядеть строго и элегантно. Я долго подбирала себе гардероб, начинала с "Донны Каран", "Селин" и "Диора". Теперь люблю "Шанель", Жана-Поля Готье. А вот Андрей -- сторонник классического стиля.
М.О.: Лена, в 18 лет вы мечтали о такой благополучной жизни?
Е.Е.: Наверное, да. Я всегда знала, что буду жить хорошо. Впрочем, внимание Андрея и его нежнейшее ко мне отношение иногда удивляют. Ведь знаете, как возникла идея этого интервью? Я бы сама ни за что не согласилась, но Андрей настоял.
В прошлом году вся Москва была увешана рекламными щитами с портретом красивой женщины и надписью: "Я тебя люблю". Один бизнесмен таким вот образом признавался в любви собственной жене. И Андрей загорелся мыслью сделать мне похожий подарок. "Я хочу, чтобы все знали, какая ты хорошая". И я согласилась.
МАРГАРИТА ОЗЕРОВА