23 апреля 2024
USD 89,69 EUR 99,19
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2002 года: "Сентиментальное поздравление"

Архивная публикация 2002 года: "Сентиментальное поздравление"

В последние годы все советы по поводу новогодних поздравлений заканчиваются призывом быть искренними и вкладывать в них побольше души. Новогодняя открытка, написанная от руки и посланная обыкновенной почтой, -- универсальное воплощение этого совета.Электронная почта жизнь, конечно, облегчила, но порядком обезличила, вызвала дефицит душевности. Старожилы уверяют, что написание и получение новогодних открыток -- особый род удовольствия. Испытать его можно прямо сейчас. Правда, в несколько уцененном варианте. Потому что многочисленные открытки с намеком на юмор с напечатанными в типографии пожеланиями счастья и удачи в новом году, а также репринтные открытки со старинными сюжетами, коими полны сейчас магазины, лишены былой романтики. Но писать открытки все равно стоит. Как заметил остроумный Честертон еще в начале ХХ века: "Из всех романтических действий нам осталось два: жениться и опустить письмо -- ведь романтично лишь то, что непоправимо..."
Открытка вообще и рождественская в частности прошли славный путь от скромных маркированных бланков до многокрасочных художественных произведений. Предтечей открыток были маленькие гравюры на религиозные темы, которые в эпоху Средневековья монахи продавали прихожанам и паломникам, а те, в свою очередь, презентовали родне на Рождество и Пасху.
В 1843 году в Англии бизнесмен Генри Коул заказал иллюстратору Джону Хорсли картиночку размером 12х7 см. На ней была изображена большая семья, сидящая за роскошным праздничным столом, по бокам от стола располагались нищие, которым добропорядочное семейство жертвовало еду и одежду. Коул был предприимчивым бизнесменом: он попросил художника отпечатать картинку тиражом 1 тыс. экземпляров и продал их по цене шиллинг за штуку. Это-то и было внове. Рождественские картинки англичане посылали друг другу и раньше, но никому не приходило в голову множить их типографским способом и пускать в продажу. Так родилась традиция: сегодня английская почта пересылает 160 млн. рождественских открыток в год. А экземпляр первой открытки Коула в ноябре 2001-го был продан на аукционе почти за $30 тыс.
В США традиция стартовала 1875 году: издатель Луи Пранг провел общенациональный конкурс на лучший дизайн рождественской открытки. Усовершенствование и удешевление почтовой системы позволили рассылать их во все точки планеты. Президент Джордж Буш и его супруга Лора отправляют сегодня 200 тыс. официальных "президентских" рождественских открыток: все они белого цвета, украшены официальной печатью президента и содержат пожелания здоровья и счастья.
В России, как и в США, так называемые открытые письма появились в начале 1870-х годов, причем монополию на производство бланков государство долгое время сохраняло за собой. Бланки были абсолютно белыми, без рисунков. Красочные открытки импортировали из Европы, в основном из Англии. Купцы закупали карточки с рисунком, а пожелания дописывали сами, от руки. Hand-made производство стоило дорого, открытки считались ценным подарком: ими украшали интерьер, вставляли в специальные альбомы, наклеивали на шкатулки с драгоценностями.
В 1894 году министр внутренних дел генерал-адъютант С. Тимашев разрешил выпуск красочных открыток внутри страны. Открытки пользовались бешеной популярностью и сразу стали предметом коллекционирования. Для их изготовления применяли хромолитографию и фотографию, иногда украшали позолотой и блестками. В каталоге издательства "Рассвет", к примеру, перечислены следующие виды рождественских открыток: "рельефные, изящной работы", "эмаль с золотом", "аристократические, на лучшем полотняном картоне в стиле модерн", "бромосеребряные", "плюшевые", "настоящие гравюрные с золотым обрезом".
В сюжетах преобладали русские мотивы: святочные гадания, лошадки, заснеженные елочки, летящие сани, тройки. "Мы наконец можем поздравить родных и знакомых не открыткой с изображением обрядов из немецкой жизни, -- писал издатель, -- а русской, где все так близко нам и дорого и полно воспоминаний о заветах старины". Но и западной продукции в России продавалось немало. Западные открытки изображали ангелочков, ковчеги ("не вредящие православному глазу"), немецких трубочистов и гномов, свинок и такс, а также французских прелестниц с бутылками шампанского. Верхом безвкусицы считались фотооткрытки с целующимися парами и розовощекими детишками.
После октября 1917 года выпуск поздравительных открыток в России был прекращен. Рождество и Пасху власть запретила, а открытки со слоганом "С Первым годом Октябрьской годовщины!" не нашли спроса на рынке. Двадцатые годы ушли на то, чтобы изъять у букинистов дореволюционные запасы. Рождественская открытка оказалась под запретом: во-первых, она пропагандировала религиозные ценности, во-вторых, чаще всего имела марку с Николаем I или Александром III. Но даже когда на чистой открытке "С Новым годом" был изображен не евангельский ангел, а амурчик или воин времен Первой мировой -- продукция считалась безвкусной, буржуазной и чуждой советскому человеку. Только в 1942 году нашли здоровый компромисс: начали выпускать открытки "С Новым годом!" и к 7 ноября. Безобидные же рождественские карточки продолжали считаться социально опасными -- как, скажем, Библия или Фрейд. Даже когда в перестройку в библиотеках ликвидировали спецхраны, об открытках не вспомнили. Ситуацию поломала волна стихийной кооперации. Первые переизданные дореволюционные рождественские открытки появились в магазинах лишь в 1991 году.
Любая копия, конечно, хуже оригинала, но все равно -- живая открытка остается живой. А в этом году является еще и признаком определенного эстетства.

Благодарим магазин "Букинист" за предоставленную коллекцию рождественских открыток XIX--XX веков.

В последние годы все советы по поводу новогодних поздравлений заканчиваются призывом быть искренними и вкладывать в них побольше души. Новогодняя открытка, написанная от руки и посланная обыкновенной почтой, -- универсальное воплощение этого совета.Электронная почта жизнь, конечно, облегчила, но порядком обезличила, вызвала дефицит душевности. Старожилы уверяют, что написание и получение новогодних открыток -- особый род удовольствия. Испытать его можно прямо сейчас. Правда, в несколько уцененном варианте. Потому что многочисленные открытки с намеком на юмор с напечатанными в типографии пожеланиями счастья и удачи в новом году, а также репринтные открытки со старинными сюжетами, коими полны сейчас магазины, лишены былой романтики. Но писать открытки все равно стоит. Как заметил остроумный Честертон еще в начале ХХ века: "Из всех романтических действий нам осталось два: жениться и опустить письмо -- ведь романтично лишь то, что непоправимо..."

Открытка вообще и рождественская в частности прошли славный путь от скромных маркированных бланков до многокрасочных художественных произведений. Предтечей открыток были маленькие гравюры на религиозные темы, которые в эпоху Средневековья монахи продавали прихожанам и паломникам, а те, в свою очередь, презентовали родне на Рождество и Пасху.

В 1843 году в Англии бизнесмен Генри Коул заказал иллюстратору Джону Хорсли картиночку размером 12х7 см. На ней была изображена большая семья, сидящая за роскошным праздничным столом, по бокам от стола располагались нищие, которым добропорядочное семейство жертвовало еду и одежду. Коул был предприимчивым бизнесменом: он попросил художника отпечатать картинку тиражом 1 тыс. экземпляров и продал их по цене шиллинг за штуку. Это-то и было внове. Рождественские картинки англичане посылали друг другу и раньше, но никому не приходило в голову множить их типографским способом и пускать в продажу. Так родилась традиция: сегодня английская почта пересылает 160 млн. рождественских открыток в год. А экземпляр первой открытки Коула в ноябре 2001-го был продан на аукционе почти за $30 тыс.

В США традиция стартовала 1875 году: издатель Луи Пранг провел общенациональный конкурс на лучший дизайн рождественской открытки. Усовершенствование и удешевление почтовой системы позволили рассылать их во все точки планеты. Президент Джордж Буш и его супруга Лора отправляют сегодня 200 тыс. официальных "президентских" рождественских открыток: все они белого цвета, украшены официальной печатью президента и содержат пожелания здоровья и счастья.

В России, как и в США, так называемые открытые письма появились в начале 1870-х годов, причем монополию на производство бланков государство долгое время сохраняло за собой. Бланки были абсолютно белыми, без рисунков. Красочные открытки импортировали из Европы, в основном из Англии. Купцы закупали карточки с рисунком, а пожелания дописывали сами, от руки. Hand-made производство стоило дорого, открытки считались ценным подарком: ими украшали интерьер, вставляли в специальные альбомы, наклеивали на шкатулки с драгоценностями.

В 1894 году министр внутренних дел генерал-адъютант С. Тимашев разрешил выпуск красочных открыток внутри страны. Открытки пользовались бешеной популярностью и сразу стали предметом коллекционирования. Для их изготовления применяли хромолитографию и фотографию, иногда украшали позолотой и блестками. В каталоге издательства "Рассвет", к примеру, перечислены следующие виды рождественских открыток: "рельефные, изящной работы", "эмаль с золотом", "аристократические, на лучшем полотняном картоне в стиле модерн", "бромосеребряные", "плюшевые", "настоящие гравюрные с золотым обрезом".

В сюжетах преобладали русские мотивы: святочные гадания, лошадки, заснеженные елочки, летящие сани, тройки. "Мы наконец можем поздравить родных и знакомых не открыткой с изображением обрядов из немецкой жизни, -- писал издатель, -- а русской, где все так близко нам и дорого и полно воспоминаний о заветах старины". Но и западной продукции в России продавалось немало. Западные открытки изображали ангелочков, ковчеги ("не вредящие православному глазу"), немецких трубочистов и гномов, свинок и такс, а также французских прелестниц с бутылками шампанского. Верхом безвкусицы считались фотооткрытки с целующимися парами и розовощекими детишками.

После октября 1917 года выпуск поздравительных открыток в России был прекращен. Рождество и Пасху власть запретила, а открытки со слоганом "С Первым годом Октябрьской годовщины!" не нашли спроса на рынке. Двадцатые годы ушли на то, чтобы изъять у букинистов дореволюционные запасы. Рождественская открытка оказалась под запретом: во-первых, она пропагандировала религиозные ценности, во-вторых, чаще всего имела марку с Николаем I или Александром III. Но даже когда на чистой открытке "С Новым годом" был изображен не евангельский ангел, а амурчик или воин времен Первой мировой -- продукция считалась безвкусной, буржуазной и чуждой советскому человеку. Только в 1942 году нашли здоровый компромисс: начали выпускать открытки "С Новым годом!" и к 7 ноября. Безобидные же рождественские карточки продолжали считаться социально опасными -- как, скажем, Библия или Фрейд. Даже когда в перестройку в библиотеках ликвидировали спецхраны, об открытках не вспомнили. Ситуацию поломала волна стихийной кооперации. Первые переизданные дореволюционные рождественские открытки появились в магазинах лишь в 1991 году.

Любая копия, конечно, хуже оригинала, но все равно -- живая открытка остается живой. А в этом году является еще и признаком определенного эстетства.


Благодарим магазин "Букинист" за предоставленную коллекцию рождественских открыток XIX--XX веков.

ЛЮДМИЛА ЛУНИНА

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».