Четыре героя челябинской деловой элиты -- люди разные, как виды бизнеса, которые они возглавляют. От степенного "красного директора" до агрессивного радикала, которого из собственного кабинета выводили в наручниках.Хозяин медной горы
13 октября 1998 года был 50-летний юбилей у Виктора Рашникова -- генерального директора Магнитогорского металлургического комбината (ММК), депутата Законодательного собрания Челябинской области, президента областного Союза промышленников и предпринимателей, президента хоккейного клуба "Металлург".
С утра поздравители шли непрерывным потоком. Желающих засвидетельствовать почтение было так много, что каждой делегации организаторы отводили 2--3 минуты, не больше.
На торжественный ужин в честь юбиляра (столы накрыли в большом челябинском Дворце культуры имени Орджоникидзе) явились губернатор челябинской области Петр Сумин, президент Башкортостана Муртаза Рахимов, бывший первый вице-премьер правительства Виктор Христенко, деловые партнеры комбината из Германии, местные депутаты, силовики и прочая магнитогорская элита.
Терпеливо дождавшись окончания поздравительных речей, юбиляр отметил: "Я прекрасно понимаю, что все вы приехали не просто к Виктору Рашникову, а именно к директору Магнитогорского металлургического комбината".
Действительно, Магнитка -- то, вокруг чего крутится вся деловая жизнь региона. В счет налоговых отчислений в областной бюджет в Магнитогорске силами комбината строится новая взлетно-посадочная полоса, отвечающая мировым стандартам. Обещают, что скоро на ней будут приземляться "боинги".
Говорят также, что отчасти на личные деньги Рашникова возводилась и горнолыжная трасса с искусственным снегом в Абзаково, что в окрестностях Магнитогорска. Катер, который берут напрокат за символическую плату отдыхающие на местной "Ривьере" -- Банном озере, тоже куплен на деньги местных бизнесменов, включая Рашникова.
О личной жизни гендиректора ММК Виктора Рашникова известно немногое. Родился в 1948 году в семье рабочего Магнитогорского металлургического завода. Отец и мать не имели даже среднего специального образования, не то что высшего. Виктор же поступил в техникум, затем в Магнитогорский горно-металлургический институт. Экзамены и зачеты давались с трудом, отличником Рашников никогда не был и не стесняется признаться, что образование получил неважное.
Правда, это не помешало ему недавно защитить докторскую диссертацию по металлургическому производству. Защиту приурочили как раз к 50-летию диссертанта. Разумеется, все прошло удачно, под аплодисменты. Ученый совет можно понять: такой человек!
Городская квартира семьи Рашниковых -- в центре Магнитогорска, на проспекте Металлургов в престижном "сталинском" доме. Виктор Рашников женат, имеет двух взрослых дочерей, есть внуки. Семья живет весьма скромно, без шумных появлений в свете. Перед фото- и телекамерами Рашников чувствует себя неуютно -- операторы никак не могут поймать нужный ракурс.
Во время поездки президента Ельцина в Германию летом 1998 года в составе многочисленной делегации были и представители Магнитки. Тогда немцы подписали соглашение о предоставлении комбинату синдицированного кредита в DM956 млн.
Однако грянуло 17 августа. Первый транш кредита ЕБРР в $10 млн. застрял в Инкомбанке. Из этой суммы, по неофициальным данным, $8 млн. банк забрал в счет погашения своего кредита комбинату, выделенного ранее. Остальные два миллиона долларов просто зависли на счетах.
В сентябре новая напасть: неожиданно заявил претензии на 23-процентный государственный пакет акций комбината Павел Рабин, известный в области предприниматель, председатель совета директоров ООО "Регистратор Чел" (бывший реестродержатель акций ОАО ММК). Он считает, что государственный пакет должен быть передан в управление независимому реестродержателю, то есть ему.
Рашникова попытка завладеть собственностью комбината заставила действовать с максимальной активностью. Подготовленное им обращение на имя президента РФ без колебаний подписали восемь руководителей Уральского региона, включая президента Башкирии. Губернаторы просят главу государства "принять меры к сохранению государственного контроля и управления над пакетом акций комбината, закрепленного в федеральной собственности, с возможностью последующей передачи его в управление администрации Челябинской области". В Москве обращение поддержали первый вице-премьер Юрий Маслюков и спикер Государственной думы Геннадий Селезнев. Судя по всему, пакет ММК, на радость генеральному директору, не уйдет к частнику.
Взрыв на макаронной фабрике
"Этот хлеб мы испекли для вас". С плакатов на прохожих смотрит улыбающееся молодое лицо правильной формы, с большими выразительными глазами. Челябинские женщины иначе как красавчиком его не зовут. Он -- это хлебный магнат Челябинска Михаил Юревич, председатель совета директоров АО "Макфа" (официальное название челябинской макаронной фабрики), Сосновского комбината хлебопродуктов и АО "Хлебокомбинат N1".
Звезда Михаила Юревича, самого молодого из известных предпринимателей Челябинской области, взошла в 1995 году. Сколотив первоначальный капитал на оптовой торговле питанием, несколько молодых энергичных ребят из фирмы "Темп ЛТД" во главе с 27-летним Юревичем решили, что торговать хорошо, а производить будет еще лучше.
Первым объектом их коммерческого интереса стала Челябинская макаронная фабрика. Контрольный пакет акций фирма "Темп ЛТД" скупила легко в том числе у рабочих: народ рад был расстаться с бумажками за "живые" деньги, пожилой директор тоже не особенно сопротивлялся скупке. Директору дали доработать и с почетом проводили на пенсию. И тогда на фабрике воцарился Юревич со своими "мальчиками".
Однако повели себя "мальчики" не по-детски жестко. Лишних уволили без сантиментов. Квартиры, которые строили на деньги фабрики для рабочих, решили бесплатно не отдавать. Была громкая история, с судами и истериками. В результате достигли согласия. Деньги новоселы все же платят, но в рассрочку. Словом, всем дали понять, что старая жизнь кончилась.
Уже очень скоро в городе заговорили о Юревиче и чудесах на макаронной фабрике. На фоне других, разоряющихся производств АО "Макфа" жила нормально -- людям платили стабильную зарплату. Впрочем, менеджеры среднего звена давно уже сидят на окладах 2--3 тысячи рублей в месяц. Не удивительно, что кое у кого возникает соблазн взять мзду у оптовика за предоставление скидки. Но если до хозяина доходят слухи, что кто-то из его подчиненных берет взятки, тут же засылается проверка. Уличенных моментально увольняют. Формулировка: "по собственному желанию". Говорят, не было случая, чтобы кто-то посмел отказаться написать такое заявление.
Свою наступательную позицию на рынке Юревич подкрепляет агрессивной рекламной кампанией. Работает на него целая промоушн-служба во главе с популярным в городе радио- и телеведущим. Однако, не надеясь даже на это, Михаил Юревич, по неофициальным данным, прикупил недавно четверть акций городской газеты "Вечерний Челябинск". Теперь "Вечерка" исправно рассказывает обо всех благодеяниях хлебного магната.
Разумеется, при такой раскрутке о богатстве Юревича слагают легенды: говорят о счетах в иностранных банках, о заграничных виллах и пентхаусах. Достоверно же известно, что у Юревича имеется квартира площадью около 100 кв.м в новом доме (в том же доме, предположительно, поселятся экс-губернатор области Вадим Соловьев, нынешние руководители области на уровне заместителей губернатора и вице-мэров города).
Перед народом и на официальных мероприятиях Юревич появляется в дорогих двубортных костюмах. На работе предпочитает джемпер бежевого цвета в английском стиле, не стесняющий движений, но подчеркивающий фигуру. Джинсы, туфли, галстуки -- все подобрано со вкусом. Стрижка тоже всегда в порядке -- за этим следит личный мастер.
К своему здоровью Юревич относится внимательно -- даже в офисе стоят фильтры для очистки воды, пищу готовит специальный повар. Из автомобилей предпочитает джипы. Зимой Юревич передвигается на Land Cruiser. За рулем -- водитель. За машиной шефа на отечественной "девятке" -- два охранника. Летом хлебный магнат ездит на Volvo.
Юревичу везет. Так, в августе прошлого года примерно за неделю до краха банка СБС-АГРО Юревич перевел деньги фирмы в Сбербанк. "Разведка работает",-- так прокомментировал он свой поступок.
Вечера Юревич предпочитает проводить с друзьями на дискотеках и в престижных ночных клубах Челябинска. Жены у Юревича нет, так что он самый завидный жених области. Тем не менее о его бурных романах ничего не слышно. Даже отдыхать председатель совета директоров трех преуспевающих предприятий отправляется чаще всего в компании друзей -- сокурсников по Челябинскому политехническому институту.
Челябинский связной
Сорокавосьмилетний Анатолий Уфимкин, генеральный директор Челябинского ОАО "Связьинформ", может носить один и тот же пиджак пару недель кряду -- до тех пор, пока не возмутится жена. Стрижется в ближайшей парикмахерской у мастера, который свободен. Накричать на провинившегося подчиненного может запросто, но быстро отходит. В сущности, такие приступы гнева относительно безобидны -- по запальчивости он еще никого не уволил.
Дом главы "Связьинформа" -- в селе Долгодеревенское, что в двадцати минутах езды от Челябинска. Не слишком престижно, но зато у самого леса -- чисто и спокойно.
Добирается на работу он, как правило, на собственном джипе Toyota рrado. У жены? Тамары, сотрудницы компании "Челябинская сотовая связь", тоже есть автомобиль -- "восьмерка", но пользуется она ею крайне редко.
У четы Уфимкиных, что отметили 10 февраля серебряную свадьбу, две взрослые замужние дочери. Старшая работает в компании отца юрисконсультом, младшая заканчивает юридический факультет Челябинского госуниверситета. Оба зятя генерального директора "Связьинформа", как говорят местные жители, "из простых". У одного отец военный, у другого -- инженер, ныне на пенсии. Все друзья Уфимкина имеют многолетний "стаж" дружбы: они вместе с того самого времени, как приехали в Челябинск по распределению после Куйбышевского института связи.
В будни Уфимкин трудится по 12--14 часов, на рабочем месте по многолетней привычке появляется раньше всех минут на 30--40. В субботу тоже работает, но только до обеда. В воскресенье любит поспать. Не прочь попариться в бане, после которой, разумеется, принимает рюмку-другую водки. Любимый тост в застолье -- "За благополучие клиентов".
Даже в послекризисные времена название "Связьинформ" звучит в Челябинской области как синоним благополучия и успеха. Устроиться сюда на работу практически невозможно. Больше года назад закончен всякий прием, а до того на одно вакантное место претендовало 5--6 человек. Средний заработок в "Связьинформе" в минувшем году превысил 1,5 тысячи рублей.
Успех компании позволяет ее генеральному директору держаться независимо даже от властей. Эта уверенность позволила главе "Связьинформа" в прошедшем году попытаться добиться невозможного -- заставить государство платить по своим счетам и компенсировать связистам их многочисленные потери от льготников. Таковых среди абонентов телефонной сети области больше половины. Только за прошлый год "Связьинформ" недополучил из-за льгот около 39 млн. рублей.
Уфимкин пригрозил руководителям предприятий, не платящих по счетам, что начнет их повальное отключение. От слов перешли к делу. Телефоны злостных неплательщиков замолкли. В ответ администрация и особенно прокоммунистически настроенное руководство областного Законодательного собрания показали, кто в доме хозяин.
Был разработан проект постановления "О регулировании деятельности естественных монополий". Связистам напомнили о высоких тарифах на их услуги, о сверхрентабельности отрасли. Главный смысл документа: вы богатые, вот и поделитесь. Пришлось Уфимкину отступить.
Зато весной прошлого года "Связьинформу" удалось увести свои капиталы в зону льготного налогообложения -- в закрытый город Трехгорный. На каких условиях губернатор Петр Сумин отпустил связистов в офф-шорную зону -- тайна.
Зато, по данным налоговых органов, консолидированный бюджет области недополучил в 1998 году от ушедшего в офф-шорную зону "Связьинформа" около 40 млн. "новых" рублей.
Правда, за счет сбереженных от уплаты в федеральный бюджет денег "Челябинсксвязьинформ" обязался закупить цифровые телефонные станции (которые, кстати, производятся в Трехгорном) для строительства новых объектов на территории области.
Кузнец своего счастья
Валерий Гартунг -- генеральный директор АО "Челябинский кузнечно-прессовый завод" (ЧКПЗ), депутат Государственной думы. Депутатский иммунитет Гартунгу оказался весьма кстати.
Но обо всем по порядку. А начиналось все в 1982 году, когда выпускник Челябинского политехнического института устроился мастером на ЧКПЗ. Затем стал начальником участка и сделал свой участок лучшим. "Светило" стать начальником цеха, но назначили другого. "Мне это показалось несправедливым, и я ушел",-- рассказывает Гартунг (тогда он еще не мог предположить, что через семь лет станет владельцем этого завода). Ушел тренером в спортклуб, так как занимался троеборьем. Там понадобилось оборудовать зал тренажерами. Решил организовать небольшую бригаду -- все-таки инженер. Сначала сделали себе спортивный зал. Спрос на тренажеры стремительно рос -- появился кооператив. Так в апреле 1989 года Валерий Гартунг стал предпринимателем.
Фирма развивалась. Гартунг арендовал участок в прессовом цехе ЧКПЗ и стал делать крылья для автомобиля "Урал". Наконец, взяв в 1989 году кредит в 40 млн. рублей -- почти миллион долларов в те времена, Гартунг купил специальный пресс, что дало возможность повысить качество деталей в несколько раз и получить заказы от ряда автомобильных заводов, в первую очередь УралАЗа. Появившиеся деньги вкладывались в акции различных предприятий, в том числе ЧКПЗ. В какой-то момент Гартунг стал владельцем 51-процентного пакета.
На заводе Гартунга рабочие получают зарплату без задержек. Правда, в среднем она составляет всего около 1000 рублей. При этом Гартунг занимается благотворительностью. Ему может позвонить директор школы и пожаловаться: мол, лопнула батарея, а новую купить не на что. Через несколько часов в школу привезут радиатор, да еще дадут несколько штук про запас.
Энергичный и напористый Гартунг в свои 38 лет выглядит на 25: он спортсмен и даже чемпион России по спортивному троеборью. И по сей день, где бы ни находился, Гартунг ежедневно занимается в спортивном зале, не пьет и не курит.
У него двухуровневая квартира в Челябинске и кирпичный трехэтажный загородный дом с участком земли, позволяющим выкопать пруд и разводить рыб -- это мечта хозяина. Ездит Гартунг в "ауди", хотя, по собственному признанию, больше любит "мерседес".
Кампания по выборам в Государственную думу в декабре 1997 года прославила молодого предпринимателя. Избиратели до сих пор припоминают своего рода радиосериал под названием "Прокурор области Анатолий Брагин против Валерия Гартунга".
Прокурор рассказывал об уголовном деле, где фигурировал директор и кандидат в депутаты Гартунг. Речь шла о двух десятках автомобилей "КамАЗ", которые были переданы в залог за кредит, взятый некой фирмой у Токобанка, а затем похищены. Гартунга прокурор обвинял в причастности к хищениям.
Следствие по делу велось шумное -- как-то в разгар рабочего дня генерального директора завода увели из его кабинета в наручниках на глазах у всего коллектива. В офисе, на городской квартире и в загородном доме Гартунга прошли обыски. Hесколько часов длился допрос. Все местные СМИ сообщили об этом. Акция правоохранительных органов носила условное название "Криминал во власть не пройдет!". Но арестовать Гартунга не смогли: он уже обладал неприкосновенностью кандидата в депутаты.
А прокурор Брагин рассказывал радиослушателям, как Гартунг во время обыска пытался "уничтожить путем поедания" некоторые компрометирующие его фотографии. На следующее утро в этой же программе Валерий Гартунг парировал: "...правоохранительные органы ангажированы областной властью, которая хочет провести в Думу своего кандидата; что же касается поедания фотографий, я предпочитаю экологически чистые продукты. Фотобумага к ним не относится".
Избиратели отреагировали на все это правильно -- уже в первом туре голосования Гартунг имел колоссальное преимущество, во втором победил с результатом 43%. Его ближайший соперник едва набрал 9,5% голосов. Более того, состоявшиеся после выборов судебные разбирательства принесли новую победу Гартунгу -- Анатолий Брагин не смог доказать обвинение.
Став депутатом Госдумы, Валерий Гартунг остался генеральным директором ЧКПЗ на общественных началах -- от управления заводом не отошел, но зарплату получать перестал. Связывая свое будущее исключительно с бизнесом, тем не менее в Госдуму Гартунг намерен баллотироваться и на второй срок. Сам он объясняет это тем, что как демократ (у Гартунга были дружеские отношения с Галиной Старовойтовой) должен противостоять коммунистам и не допустить левого реванша.
В Челябинске же говорят, что Гартунгу как человеку, так много ссорившемуся с правоохранительными органами, депутатская неприкосновенность жизненно необходима.
Рейтинг бизнес-лидеров Челябинской области
| Место | Бизнес-лидер | Приблизительный объем активов всех контролируемых предприятий | Состав и сфера деятельности контролируемых предприятий |
|---|---|---|---|
| 1 | Виктор Рашников | $1,5 млрд. | ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат", ЗАО "Русская металлургическая компания", "Южуралавтобан" (ремонт и строительство дорог), компания "Русский хлеб", "Абзаково" -- оздоровительно-спортивный комплекс, всего около 100 дочерних предприятий |
| 2 | Анатолий Уфимкин | $500 млн. | ОАО "Челябинсксвязьинформ", Связьбанк, ЗАО "Южно-Уральский сотовый телефон", ассоциация "Канал-ТВ", АО "Казачий торговый дом", негосударственный пенсионный фонд "Связист" |
| 3 | Валерий Гартунг | $300 млн. | ОАО "Челябинский кузнечно-прессовый завод", ОАО УралАЗ, медицинские страховые компании АМЕСК и "Южный Урал". |
| 4 | Михаил Юревич | $30 млн. | АО "Макфа", ОАО "Сосновский комбинат хлебопродуктов", АО "Хлебокомбинат N1" |
РИММА АЛЫМОВА