Наверх
23 января 2020
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2002 года: "Сети расставлены"

Пустые полки магазинов, продукты по талонам, крылатая фраза тетеньки продавщицы «двести грамм колбасы в одни руки» — все это осталось в далеком прошлом. Отечественная торговля добралась-таки до «продуктовых оазисов» цивилизации — супермаркетов. Торговые сети активно вытесняют оптовые рынки и готовятся к экспансии в регионы.В последний год во многих крупных городах нашей необъятной Родины начался бум на развитие розничных сетей. Только в Москве появилось пять новых — «Столица», «Пятерочка», «Гастроном-Эконом», Спар, Метро Кэш энд Кэрри. Кстати, открытие последней стало свидетельством того, что к развитию этого бизнеса в России начали проявлять интерес и иностранные инвесторы. Российские олигархи также интересуются розничной торговлей — в начале этого года компания ЮКОС приобрела контрольный пакет акций сети «Копейка», а холдинг «Планета Менеджмент Сервис», открывший сеть «Гастроном-Эконом», тесно связан с акционерами «Сибнефти».
Лидером по количеству торговых точек в столице является сеть «Перекресток» — 38 торговых точек, включая 8 дискаунтеров и 30 супермаркетов. Второе место занимает «Дикси» — 30 точек. Третье делят «Копейка» и «Пятерочка» — по 26 дискаунтеров (дискаунтеры — магазины, представляющие довольно ограниченный ассортимент по «скидочным» ценам, которые зачастую ниже цен не только в супермаркетах, но и на продуктовых рынках) Всего же, по данным компании IRG, в первом полугодии 2002 года Москве работало порядка 20 продуктовых сетей, объединяющих 297 розничных торговых точек различного формата.
И все же для жителей такого мегаполиса, как Москва, это очень мало. По сравнению с европейскими городами, Москва отстает лет на 7-8. Так, на тысячу человек в Варшаве приходится 214 кв. метров торговых площадей, в Лондоне — 275 кв. метров, в Париже — 398 кв. метров. В столице России, в зависимости от района, — от 20 до 150 кв. метров.
Как считает генеральный директор центра исследований Российской ассоциации маркетинга Владислав Цветков, в районах массовой застройки на торговые площади выделяется катастрофически мало места. По его мнению, правительство Москвы в первую очередь поддерживает строительство гипермаркетов, рассчитанных на тех, кто закупается впрок «по-крупному», имеет машину и может позволить себе потратить уйму времени. Однако такой формат удобен не для всех. Многие предпочитают супермаркеты, где можно быстро купить все необходимое по дороге с работы.
Мотивация московских властей проста и понятна. Гипермаркеты помогают «сжить со свету» открытые рынки. Во-первых потому, что гипермаркеты предлагают покупателю широкий ассортимент продуктов мелким оптом и по низкой цене, которая вполне сопоставима с ценой на оптовом рынке. Во-вторых гипермаркеты расположены в основном на окраинах города — ровно там же, где «обитают» рынки. Свежий пример — открывшийся в конце августа торговый центр французской компании Аuchan, который находится на Осташковском шоссе, вблизи Мытищинской ярмарки. Цены в нем примерно такие же, как на этой самой ярмарке.
Как считает старший консультант компании БКГ Римма Чайникова, в свое время создание открытых рынков было необходимо. Уровень благосостояния населения был достаточно низким, поэтому народ в основном предпочитал покупать продукты и товары первой необходимости на открытых рынках, где цены были значительно ниже магазинных. Кроме того, на тот момент на рынке не было игроков, способных создать полноформатную сеть магазинов. Как только они появились, началась «ценовая война», которую сетевые магазины, похоже, выигрывают. Сейчас доля продаж на оптовых рынках постепенно уменьшается. В основном, правда, это касается крупных городов — в целом же по России она пока остается довольно значительной.
В компании IRG считают, что сетей, подобных таким как «Пятерочка», Копейка» в масштабах всей страны немного. Несмотря на все нарекания по поводу качества продаваемой на оптовых рынках продукции, на их долю приходится около 25% покупок в Москве и более 50% — в провинции. Однако по мере увеличения количества супермаркетов, способных составить ценовую конкуренцию открытым рынкам, будет естественно уменьшаться количество последних и в провинции.
Надо отметить, что в свое время рынки, в отличие от магазинов, никаких налогов в бюджет не платили, поэтому и стоимость товаров было низкой. Теперь же все торговые точки обязаны иметь кассовые аппараты, вести отчетность и платить налоги — естественно, что цены на рынках и в магазинах практически сравнялись. Кроме того, раньше магазины, которые были в меньшинстве, не имели оптовых скидок, а сейчас сети супермаркетов или гипермаркетов требуют от своих поставщиков серьезных скидок, тем самым получая возможность снижать цены и у себя.
Недостатки открытых рынков известны — качество продукции оставляет желать лучшего, нередко можно встретить просроченный товар. Кроме того, много претензий к таким торговым точкам и у санэпидемнадзора, и у правоохранительных органов. Как заявил глава департамента потребительского рынка и услуг Москвы Владимир Малышков, рынки на которых будут неоднократно выявлены грубые нарушения правил торговли, будут ликвидироваться. К грубым нарушениям относятся торговля контрафактной и фальсифицированной продукцией, товарами без документов, а также присутствие иногородних работников без соответствующего оформления.
Однако, это все же формальный повод для закрытия открытых рынков. На самом деле администрации города выгоднее заменить рынки супермаркетами из экономических соображений. Во-первых, от «цивилизованных» магазинов больше налоговых поступлений в бюджет. Во-вторых, возведение новых супермаркетов — это заказы строительным организациям, инвестиции в развитие инфраструктуры и так далее.
Затишье перед битвой

Несмотря на то, что российский розничный рынок не насытится еще несколько лет, конкуренция на нем уже очень острая. По оценкам экспертов исследовательского агентства MAGRAM Marcet Research, ежегодно объем площадей торговых комплексов в России увеличивается в 2 раза. Эта тенденция должна сохраниться и в будущем году.
«Интенсивный захват территорий начался с конца 1999 — середины 2000 годов, — говорит директор по маркетингу компании БКГ Дмитрий Журавков. — Сейчас появляются первые признаки затихания. Торговые площади востребованы, покупатели на места есть, но теперь это уже не интенсивная скупка престижных метров по любым ценам, а приобретение площадей в соответствии со строгим экономическим расчетом».
Вроде бы еще год назад все игроки рынка твердили о катастрофической нехватке площадей, о необходимости возведения новых торговых центров. Теперь же эксперты говорят о том, что скорее всего ставки на аренду будут снижаться. Тем более, что многие «сетевики» предпочитают строиться сами. Особенно это касается западных компаний.
Появление последних на российском рынке, безусловно, добавляет остроты конкуренции. Это при том, что пока иностранные сети представлены только двумя игроками. В 2001 году появилась оптовая сеть Metro Cach & Carry, а в нынешнем открыла первый гипермаркет французская сеть Auchan. Остальные пока присматриваются к российскому рынку. Тем не менее, многие отечественные компании заговорили об экспансии в Россию транснациональных монстров.
Некоторые наблюдатели высказывают опасения, что российский ритейл не сможет достойно конкурировать с крупными иностранными сетями, так как по сравнению с последними отечественные «сетевики» стеснены в средствах. Некоторые игроки, не особо уверенные в своих силах, даже выдвигали предложения о введении ограничений для иностранцев на законодательном уровне. Однако введение протекционистских мер поддержано не было. Поэтому в ожидании прихода транснациональных корпораций, работники «сетевой» торговли пытаются подготовиться своими силами — стараются увеличить количество магазинов, освоить новые ниши. Например, сеть гипермаркетов «Рамстор», выступавшая под лозунгом: «Рамстор» — город товаров», открыла небольшие супермаркеты. А «Седьмой континент» планирует охватить, помимо розничной, еще и оптовую торговлю.
Обострившаяся конкуренция неизбежно приведет к тому, что в ближайшее время «сетевики» пойдут в регионы, где эта ниша пока более-менее свободна. Так, по словам заместителя генерального директора сети «Седьмой континент» Валентина Запевалова, в конце 2003 года откроется первый гипермаркет в Санкт-Петербурге. Кроме того, компания присматривается к таким городам как Екатеринбург, Тюмень, Сургут, Нижний Новгород. Вероятнее всего, «Седьмой континет» будет заключать франчайзинговые соглашения, то есть продавать право на использование своей марки (как это сделала голландская Spar). «Мы очень серьезно подходим к этому вопросу и предъявляем высокие требования, ведь репутация известной марки дорогого стоит, а значит какой-либо ущерб, нанесенный имиджу фирмы скажется на репутации компании», — говорит Запевалов.
С интересом в регионы смотрят и другие игроки рынка, такие как «Рамстор», «Перекресток», «Патерсон». Региональные же сети, напротив, строят планы по выходу на столичный рынок — например, сеть»Магнит» (Краснодар). Еще одной сетью, начавшей работу в Москве в 2001 году, стала питерская «Пятерочка». В настоящий момент питерская сеть насчитывает 41 магазин в столице и 73 универсама у себя в Санкт-Петербурге. Руководство сети также интересуется торговыми площадями Екатеринбурга.
Очевидно, что разрастание сетей и вытеснение оптовых рынков выгодно потребителю. Ведь, как уже было сказано, супермаркеты и дискаунтеры предлагают конкурентные оптовым рынкам цены и несравнимо лучшие условия обслуживания. Однако понятно и другое — появление иностранцев и сетевиков из центра в провинции целиком зависит от уровня благосостояния населения. Поэтому жители большинства некрупных городов и городишек еще долго, приезжая в Москву, будут ходить на экскурсию не только в Третьяковку, но и в «Седьмой континент».

Оборот крупнейших розничных сетей (млн. долл. США)*

Розничная сеть20002001
«Рамстор»130315
«Перекресток»156220
«Пятерочка»90200
«Седьмой континент»130195
«Копейка»60115

* По данным IRG.

Рейтинг крупнейших мировых сетей в 2001 году*

МестоКомпанияСтранаОбъем продаж (млрд. евро)
1Wall-MartСША243,28
2CarrefourФранция69,486
3AholdНидерланды66,59
4KrogerСША55,95
5MetroГермания49,52

* По данным M+M Planet Retail.

Сети супермаркетов в Москве (по состоянию на апрель 2002)*

«Перекресток»38
«Дикси»30
«Копейка»26 + 2 строятся
«Пятерочка»26
«Седьмой континент»23
«Юнисам»21
«Столица»19
Бин19
«Нестеровский»15
«Продмак»13
«Рамстор»13
«Продмикс»11
«Патэрсон»10
«12 месяцев»8 + 2 строятся
«Авоська»8
«Гастроном-Эконом»4
«Азбука Вкуса»4
Спар3
«Цезарь-Парк»3
«Метро Кэш энд Керри»2

* По данным IRG.

* По данным IRG.

Где жители российских городов покупают продукты (%)

ГородОптовые рынки/ЯрмаркиПродовольственные магазиныКиоскиСупермаркеты
Санкт-Петербург40331017
Екатеринбург3035530
Новосибирск523738
Нижний Новгород6020515
Владивосток50202010
Ярославль60201010
Курск35151040
Тверь4535155
Тула30401020

* По данным M+M Planet Retail.

ИРИНА ШАБАНОВА

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK