29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2006 года: "Северный заход"

Архивная публикация 2006 года: "Северный заход"

«Роснефть» хочет вернуться в Арктику. При помощи британской ВР государственная нефтяная компания может потеснить в северных морях своего главного конкурента — «Газпром».Государственные нефтегазовые монстры взялись, пожалуй, за последнюю из еще не поделенных между ними территорий — арктический шельф. В последнее время участились конфликты, связанные с немногочисленными арктическими недропользователями, появляются сообщения, что ведутся переговоры, тема которых — продажа активов и заключение соглашений по совместной реализации проектов в Арктике. Самым убедительным доказательством того, что российские чиновники и госкомпании обратили пристальное внимание на северные моря, служит угроза отзыва лицензий на два месторождения у ЗАО «Синтезнефтегаз» (входит в группу «Синтез»).

Практика показывает, что угроза отзыва лицензий на освоение месторождений зачастую возникает там, где сталкиваются интересы частных недропользователей и госкомпаний.

Между тем шельф Арктики остается самым малоизученным нефтегазовым регионом России.

Пустынная Арктика

Арктический шельф включает в себя шельфы Чукотского, Восточно-Сибирского, Лаптевых, Карского, Баренцева и Белого морей, общая площадь составляет более 4,5 млн. кв. км. К нему относятся и проливы — Карские ворота, Вилькицкого, Дмитрия Лаптева, Лонга идр. Наиболее изученной в настоящее время является Западная Арктика — шельфы Баренцева и Карского морей. Разведанные запасы углеводородов в этом регионе составляют 8,2 млрд. тонн условного топлива (у.т.), ресурсы — около 56 млрд. тонн у.т. Остальной Север практически не изучен, поэтому о запасах речь не идет. Ресурсы Северного Ледовитого океана составляют 10 млрд. тонн у.т., Восточной Арктики — 11,6 млрд. тонн у.т., Чукотского моря — 1,5 млрд. тонн у.т.

По количеству недропользователей Арктику можно назвать практически пустым регионом. К настоящему времени выдано всего около 20 лицензий на геологическое изучение, а также с совмещенным правом пользования (так называемые сквозные — на поиск, разведку и разработку) на месторождения Западной Арктики. Около 20% запасов этого региона до сих пор находится в нераспределенном фонде. В остальных частях арктического шельфа распределение участков под разведку не проводилось.

Самым крупным недропользователем Арктики является «Газпром», которому принадлежат лицензии на богатейшие из открытых в этом регионе месторождений — Штокмановское газоконденсатное в Баренцевом море (запасы около 4 трлн. куб. м газа) и Приразломное нефтяное в Печорском море (запасы нефти — более 83 млн. тонн). В этом году «Газпром» решил разрабатывать Штокман самостоятельно, без иностранных инвесторов, поэтому эксперты затрудняются назвать дату ввода месторождения в промышленную эксплуатацию. Начало освоения Приразломного месторождения запланировано на 2009 год.

Кроме «Газпрома», арктический шельф осваивают группа «Синтез» и несколько ФГУПов. Компаниям группы «Синтез» принадлежат лицензии на Пахтусовский и Адмиралтейский участки в Баренцевом море и Медынско-Варандейский и Колоколморский участки в Печорском море. Пока «Синтез» занимался только сейсморазведкой, бурение первой поисковой скважины запланировано на следующий год на Пахтусовском участке. Отметим, что лицензии на оба участка в Печорском море принадлежат ЗАО «Арктикшельфнефтегаз», учрежденному на паритетных началах компанией «Промышленные инвестиции» (подконтрольна группе «Синтез») и ФГУП «Арктикморнефтегазразведка» (подчинено Роснедрам). Однако недавно Росимущество изъяло 50% акций «Арктикшельфнефтегаза» из ведения ФГУПа, после чего на рынке сразу заговорили о том, что теперь партнером «Синтеза» в проектах освоения участков шельфа Печорского моря станет или «Роснефть», или «Газпром».

Богатый шельф

Таким образом, геологоразведочные работы на шельфе Западной Арктики в настоящее время мизерны по объему, а в Восточной Арктике и вовсе не ведутся. Между тем Россия в ближайшие несколько лет столкнется с критической необходимостью освоения новых территорий, перспективных на нефть и газ.

По данным Минприроды, более 75% месторождений нефти и газа на суше уже вовлечены в освоение. При этом средняя выработанность месторождений приближается к 50%. Средние запасы одного открываемого на суше месторождения по сравнению с 1975 годом снизились в пять раз. По оценке ведомства, дефицит качественных месторождений углеводородов может уже к 2015 году привести к исчерпанию рентабельных запасов нефти.

Если в мире на морскую добычу нефти приходится около трети всего ее объема, то Россия извлекает углеводороды лишь на шельфе Сахалина — и то с проблемами. В Минприроды обращают внимание, что Россия приступила к изучению шельфа одновременно с Норвегией. Сейчас Норвегия ежегодно добывает в Северном море более 250 млн. тонн углеводородов. Добыча же в Баренцевом и Карском морях не ведется вовсе.

Одна из причин такого отставания — технологическая сложность и высокая стоимость шельфовых проектов. При подготовке «Концепции геологического изучения и освоения ресурсов нефти и газа» делалась оценка инвестиций, согласно ей в Западной Арктике (Баренцево, Печорское, Карское моря) на стадии геологического изучения и поисков месторождений необходимые вложения составят $4—5 млрд. Из них государство до 2020 года планирует вложить всего $400—450 млн. Стадия освоения месторождений потребует уже $50—80 млрд.

Учитывая ограничения на участие иностранного капитала в разработке крупных месторождений нефти и газа, найти такие деньги российским властям и госкомпаниям будет достаточно сложно. Еще год назад основную ставку чиновники делали на режим соглашений о разделе продукции. Предлагалось даже создать специальную компанию, которая будет от имени России участвовать во всех шельфовых проектах вместе с иностранцами. Однако в этом году власти резко разочаровались в режиме СРП — у всех трех реализуемых в России проектов (Харьягинское месторождение в Ханты-Мансийском автономном округе, проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2») возникли проблемы с экологами и надзорными органами.

В Минприроды «Профилю» сообщили, что «министерство рассматривает режим СРП как инструмент, который можно использовать в отдельных случаях, однако этот механизм нуждается в существенной доработке, в том числе в части разработки условий самих соглашений, контроля за их исполнением как по физическим объемам запланированных и выполненных работ, так и по экономическим параметрам. Кроме того, министерство считает своевременным и целесообразным использование договорных отношений между государством и пользователем недр. Этот механизм прописан в проекте нового закона «О недрах».

Битва за будущее

Очевидно, что поднимать сложную, но очень перспективную арктическую целину, а также привлекать к проектам инвесторов и подрядчиков будет поручено «Роснефти» или «Газпрому». Вопрос лишь в том, кому именно. До сих пор «Роснефть», будучи занята сначала покупкой основной добывающей «дочки» опального ЮКОСа — «Юганскнефтегаза», а потом собственным IPO, добровольно уступала «Газпрому» северные территории.

Напомним, что «Роснефть», нуждаясь в деньгах на покупку «Юганскнефтегаза», сама продала «Газпрому» за $1,7 млрд. 50% акций «Севморнефтегаза» — компании, которой принадлежат лицензии на Штокман и Приразломное. С тех пор государственная нефтекомпания никак не представлена на северном шельфе. Учитывая перспективность региона, вряд ли ее это может не волновать.

Разобравшись со своими долгами при помощи IPO, «Роснефть» вновь обратила свой взор на север. Однако, хотя ситуация с погашением кредитов для компании в настоящее время не критическая, у «Роснефти» есть масса других проектов, в которые необходимо уже сейчас вкладывать деньги, причем свои собственные или заемные. Это, например, активы ЮКОСа, которые вот-вот будут выставлены на продажу, или нефтеперерабатывающие заводы, которых «Роснефти» так не хватает.

Поэтому инвестировать в разведку и разработку месторождений арктического шельфа госкомпания будет, скорее всего, «чужими руками». Кстати, недавно «Роснефть» подписала с британской ВР меморандум о совместных исследованиях в Арктическом регионе. Хотя никакой конкретики пока нет, эксперты уверены, что «Роснефть» станет сотрудничать с ВР по «сахалинской схеме» — британская компания за 49% участия будет финансировать разведку на свой страх и риск. Затраченные деньги вернутся ей лишь в том случае, если будут обнаружены промышленные запасы углеводородов.

В данном случае позиция «Роснефти», которая благодаря британскому нефтегазовому гиганту сможет воспользоваться не только зарубежными инвестициями, но и технологиями, гораздо выигрышней позиции «Газпрома», который, напомним, уже отказался от привлечения иностранных партнеров к освоению Штокмановского месторождения. Газовому монстру придется самостоятельно искать средства и подрядчиков на освоение сложных шельфовых месторождений. Учитывая текущие обязательства и массу дорогостоящих проектов, удержать контроль над Арктикой ему будет нелегко. Но в его руках самое весомое оружие — административный ресурс. Хотя тем же самым ресурсом может похвастаться и «Роснефть». Так что исход арктической битвы, где у каждой из сторон будет своя тактика, предсказать пока сложно.

«Роснефть» хочет вернуться в Арктику. При помощи британской ВР государственная нефтяная компания может потеснить в северных морях своего главного конкурента — «Газпром».Государственные нефтегазовые монстры взялись, пожалуй, за последнюю из еще не поделенных между ними территорий — арктический шельф. В последнее время участились конфликты, связанные с немногочисленными арктическими недропользователями, появляются сообщения, что ведутся переговоры, тема которых — продажа активов и заключение соглашений по совместной реализации проектов в Арктике. Самым убедительным доказательством того, что российские чиновники и госкомпании обратили пристальное внимание на северные моря, служит угроза отзыва лицензий на два месторождения у ЗАО «Синтезнефтегаз» (входит в группу «Синтез»).

Практика показывает, что угроза отзыва лицензий на освоение месторождений зачастую возникает там, где сталкиваются интересы частных недропользователей и госкомпаний.

Между тем шельф Арктики остается самым малоизученным нефтегазовым регионом России.

Пустынная Арктика

Арктический шельф включает в себя шельфы Чукотского, Восточно-Сибирского, Лаптевых, Карского, Баренцева и Белого морей, общая площадь составляет более 4,5 млн. кв. км. К нему относятся и проливы — Карские ворота, Вилькицкого, Дмитрия Лаптева, Лонга идр. Наиболее изученной в настоящее время является Западная Арктика — шельфы Баренцева и Карского морей. Разведанные запасы углеводородов в этом регионе составляют 8,2 млрд. тонн условного топлива (у.т.), ресурсы — около 56 млрд. тонн у.т. Остальной Север практически не изучен, поэтому о запасах речь не идет. Ресурсы Северного Ледовитого океана составляют 10 млрд. тонн у.т., Восточной Арктики — 11,6 млрд. тонн у.т., Чукотского моря — 1,5 млрд. тонн у.т.

По количеству недропользователей Арктику можно назвать практически пустым регионом. К настоящему времени выдано всего около 20 лицензий на геологическое изучение, а также с совмещенным правом пользования (так называемые сквозные — на поиск, разведку и разработку) на месторождения Западной Арктики. Около 20% запасов этого региона до сих пор находится в нераспределенном фонде. В остальных частях арктического шельфа распределение участков под разведку не проводилось.

Самым крупным недропользователем Арктики является «Газпром», которому принадлежат лицензии на богатейшие из открытых в этом регионе месторождений — Штокмановское газоконденсатное в Баренцевом море (запасы около 4 трлн. куб. м газа) и Приразломное нефтяное в Печорском море (запасы нефти — более 83 млн. тонн). В этом году «Газпром» решил разрабатывать Штокман самостоятельно, без иностранных инвесторов, поэтому эксперты затрудняются назвать дату ввода месторождения в промышленную эксплуатацию. Начало освоения Приразломного месторождения запланировано на 2009 год.

Кроме «Газпрома», арктический шельф осваивают группа «Синтез» и несколько ФГУПов. Компаниям группы «Синтез» принадлежат лицензии на Пахтусовский и Адмиралтейский участки в Баренцевом море и Медынско-Варандейский и Колоколморский участки в Печорском море. Пока «Синтез» занимался только сейсморазведкой, бурение первой поисковой скважины запланировано на следующий год на Пахтусовском участке. Отметим, что лицензии на оба участка в Печорском море принадлежат ЗАО «Арктикшельфнефтегаз», учрежденному на паритетных началах компанией «Промышленные инвестиции» (подконтрольна группе «Синтез») и ФГУП «Арктикморнефтегазразведка» (подчинено Роснедрам). Однако недавно Росимущество изъяло 50% акций «Арктикшельфнефтегаза» из ведения ФГУПа, после чего на рынке сразу заговорили о том, что теперь партнером «Синтеза» в проектах освоения участков шельфа Печорского моря станет или «Роснефть», или «Газпром».

Богатый шельф

Таким образом, геологоразведочные работы на шельфе Западной Арктики в настоящее время мизерны по объему, а в Восточной Арктике и вовсе не ведутся. Между тем Россия в ближайшие несколько лет столкнется с критической необходимостью освоения новых территорий, перспективных на нефть и газ.

По данным Минприроды, более 75% месторождений нефти и газа на суше уже вовлечены в освоение. При этом средняя выработанность месторождений приближается к 50%. Средние запасы одного открываемого на суше месторождения по сравнению с 1975 годом снизились в пять раз. По оценке ведомства, дефицит качественных месторождений углеводородов может уже к 2015 году привести к исчерпанию рентабельных запасов нефти.

Если в мире на морскую добычу нефти приходится около трети всего ее объема, то Россия извлекает углеводороды лишь на шельфе Сахалина — и то с проблемами. В Минприроды обращают внимание, что Россия приступила к изучению шельфа одновременно с Норвегией. Сейчас Норвегия ежегодно добывает в Северном море более 250 млн. тонн углеводородов. Добыча же в Баренцевом и Карском морях не ведется вовсе.

Одна из причин такого отставания — технологическая сложность и высокая стоимость шельфовых проектов. При подготовке «Концепции геологического изучения и освоения ресурсов нефти и газа» делалась оценка инвестиций, согласно ей в Западной Арктике (Баренцево, Печорское, Карское моря) на стадии геологического изучения и поисков месторождений необходимые вложения составят $4—5 млрд. Из них государство до 2020 года планирует вложить всего $400—450 млн. Стадия освоения месторождений потребует уже $50—80 млрд.

Учитывая ограничения на участие иностранного капитала в разработке крупных месторождений нефти и газа, найти такие деньги российским властям и госкомпаниям будет достаточно сложно. Еще год назад основную ставку чиновники делали на режим соглашений о разделе продукции. Предлагалось даже создать специальную компанию, которая будет от имени России участвовать во всех шельфовых проектах вместе с иностранцами. Однако в этом году власти резко разочаровались в режиме СРП — у всех трех реализуемых в России проектов (Харьягинское месторождение в Ханты-Мансийском автономном округе, проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2») возникли проблемы с экологами и надзорными органами.

В Минприроды «Профилю» сообщили, что «министерство рассматривает режим СРП как инструмент, который можно использовать в отдельных случаях, однако этот механизм нуждается в существенной доработке, в том числе в части разработки условий самих соглашений, контроля за их исполнением как по физическим объемам запланированных и выполненных работ, так и по экономическим параметрам. Кроме того, министерство считает своевременным и целесообразным использование договорных отношений между государством и пользователем недр. Этот механизм прописан в проекте нового закона «О недрах».

Битва за будущее

Очевидно, что поднимать сложную, но очень перспективную арктическую целину, а также привлекать к проектам инвесторов и подрядчиков будет поручено «Роснефти» или «Газпрому». Вопрос лишь в том, кому именно. До сих пор «Роснефть», будучи занята сначала покупкой основной добывающей «дочки» опального ЮКОСа — «Юганскнефтегаза», а потом собственным IPO, добровольно уступала «Газпрому» северные территории.

Напомним, что «Роснефть», нуждаясь в деньгах на покупку «Юганскнефтегаза», сама продала «Газпрому» за $1,7 млрд. 50% акций «Севморнефтегаза» — компании, которой принадлежат лицензии на Штокман и Приразломное. С тех пор государственная нефтекомпания никак не представлена на северном шельфе. Учитывая перспективность региона, вряд ли ее это может не волновать.

Разобравшись со своими долгами при помощи IPO, «Роснефть» вновь обратила свой взор на север. Однако, хотя ситуация с погашением кредитов для компании в настоящее время не критическая, у «Роснефти» есть масса других проектов, в которые необходимо уже сейчас вкладывать деньги, причем свои собственные или заемные. Это, например, активы ЮКОСа, которые вот-вот будут выставлены на продажу, или нефтеперерабатывающие заводы, которых «Роснефти» так не хватает.

Поэтому инвестировать в разведку и разработку месторождений арктического шельфа госкомпания будет, скорее всего, «чужими руками». Кстати, недавно «Роснефть» подписала с британской ВР меморандум о совместных исследованиях в Арктическом регионе. Хотя никакой конкретики пока нет, эксперты уверены, что «Роснефть» станет сотрудничать с ВР по «сахалинской схеме» — британская компания за 49% участия будет финансировать разведку на свой страх и риск. Затраченные деньги вернутся ей лишь в том случае, если будут обнаружены промышленные запасы углеводородов.

В данном случае позиция «Роснефти», которая благодаря британскому нефтегазовому гиганту сможет воспользоваться не только зарубежными инвестициями, но и технологиями, гораздо выигрышней позиции «Газпрома», который, напомним, уже отказался от привлечения иностранных партнеров к освоению Штокмановского месторождения. Газовому монстру придется самостоятельно искать средства и подрядчиков на освоение сложных шельфовых месторождений. Учитывая текущие обязательства и массу дорогостоящих проектов, удержать контроль над Арктикой ему будет нелегко. Но в его руках самое весомое оружие — административный ресурс. Хотя тем же самым ресурсом может похвастаться и «Роснефть». Так что исход арктической битвы, где у каждой из сторон будет своя тактика, предсказать пока сложно.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама