Наверх
11 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2011 года: "Шаг назад, два вперед"

Ценам на бензин приказано остановиться. На некоторое время административного ресурса хватит. А что потом?   Владимир Путин грозно потребовал от нефтяников ответа, с чего это вдруг цены на бензин опять понеслись вверх, и поручил Федеральной антимонопольной службе (ФАС) разобраться. ФАС была давно к этому готова и немедленно возбудила новые дела против нефтяных компаний. История повторяется с завидной регулярностью, и исход дела очевиден. Антимонопольная служба, скорее всего, назначит очередные миллиардные штрафы, цены на короткое время немного откатятся назад, но затем цифры на ценниках АЗС вновь начнут меняться в сторону увеличения. Ведь ни один из фундаментальных факторов, подталкивающих рост цен, не устранен. А в последнее время к ним добавился еще и резко возросший спрос на моторное топливо.
   
ВОЗБУЖДЕНИЕ «НЕФТЯНКИ»  


ФАС возбудила дела в отношении трех нефтяных компаний — «ЛУКОЙЛа», «Роснефти» и «Газпром нефти». Служба усматривает в их действиях признаки установления и поддержания монопольно высоких цен, изъятия товара из обращения, создания дискриминационных условий при поставках топлива. Есть у ФАС претензии и к тому, каким образом торгуют компании на биржах. Недостаточный объем предложения, нерегулярность продаж, крупные адресные сделки, которые не позволяют получить рыночные котировки по нефтепродуктам, — все это также вменяется в вину компаниям. К ТНК-ВР, «Сургутнефтегазу» и «Башнефти» претензии тоже есть — их считают компаниями, коллективно доминировавшими на рынке нефтепродуктов в 2010 году.
   В ФАС «Профилю» пояснили, что еще в конце прошлого года направили в адрес восьми нефтяных «сестер» письмо с просьбой разъяснить причины необоснованно высоких темпов повышения цен на топливо, а также предупредили о возможных последствиях. Несмотря на это, цены продолжали расти: с октября 2010 года по конец января 2011 года больше всего подорожали зимнее дизельное топливо и авиакеросин — на 53% и 30% соответственно. Бензин тоже дорожал, хотя и не такими темпами.
   Рост цен вызывал бурное негодование автомобилистов и все больше беспокоил власти. В правительстве прошло несколько совещаний на эту тему, на которые приглашали главу ФАС Игоря Артемьева. По информации «Профиля», ведомство ждало только отмашки главы правительства, и отмашка последовала. Владимир Путин жестко «проехался» по нефтяным компаниям. «По данным Минэнерго и ФАС, получается, что более 50% в увеличении цены приходится на так называемый фактор роста спроса. Именно этим объясняют рост цен представители нефтяных компаний. С этим, вы понимаете, никто не может согласиться. Такая постановка вопроса может привести к оправданию дефицита, а затем, на втором этапе, и к его искусственному созданию. Не хотелось бы думать, что причина скачка цен такая банальная — просто грубо извлечь необоснованную максимальную прибыль», — заявил премьер-министр на совещании по ТЭКу.
   Впрочем, в данном случае вряд ли стоит упрекать премьера в пренебрежении базовыми принципами рыночной экономики. Наш топливный рынок монополизирован, на нем по-прежнему доминируют пять вертикально интегрированных нефтяных компаний, и ни о какой конкуренции не может быть и речи. Плюс к этому налоговая составляющая в цене топлива очень высока — примерно 60%. При этом отечественные цены на нефть привязаны к мировым, а те все это время показывали восходящую динамику. То есть существуют все условия, чтобы цены росли, а если работает еще и фактор спроса, то рассчитывать на другое развитие ситуации тем более не приходится. Проблема в том, что свободный рынок нефтепродуктов в России очень мал, говорит директор по развитию ИАЦ «Кортес» Павел Строков. Туда уходит то, что остается после того, как нефтяные компании поставят топливо на свои АЗС, отгрузят его потребителям по прямым договорам, «заправят» государственные структуры, отправят его на экспорт. Неудивительно, что резкий скачок спроса ведет к неизбежному росту цен вначале на независимых АЗС, а затем и на всех остальных.
   
ПУСТЫЕ ХЛОПОТЫ  
Спрос на нефтепродукты подскочил в последнем квартале прошлого года из-за ожидания роста цен в 2011 году. Причина — повышение акцизов и снижение экспортных пошлин на светлые нефтепродукты. Все хотели успеть купить подешевле, и ситуация развивалась по принципу снежного кома. Так, возросший спрос на зимний дизель привел к напряженности в сегменте авиакеросина, поскольку дизельное топливо состоит из него процентов на 40%, поясняет Павел Строков. Спрос был почти ажиотажным, рассказали нам в одной из нефтекомпаний. По данным нефтяников, в последнем квартале на внутренний рынок было поставлено в среднем на 13% больше дизельного топлива и керосина, чем в 2009 году. Например, «Газпром нефть», один из основных производителей авиакеросина в России, в декабре 2010 года увеличила поставки на внутренний рынок на 28% по сравнению с декабрем 2009 года и на 8% по сравнению с ноябрем 2010 года. Поставки зимнего дизельного топлива на внутренний рынок выросли в декабре прошлого года на 56% по сравнению с декабрем 2009-го и на 38% в сравнении с ноябрем 2010 года.
   Поскольку проявления монополизма очевидны, говорит Павел Строков, то у ФАС будут все основания наложить на нефтяников очередные миллиардные штрафы. Другое дело, к чему это приведет.
   «Возможные штрафы не сильно скажутся на финансовых показателях компаний», — говорит аналитик Банка Москвы Денис Борисов. Действительно, максимальную сумму по предыдущим делам 2008-2009 годов заплатила «Роснефть» — 2 млрд рублей, то есть менее $70 млн. Между тем ее выручка от реализации нефтепродуктов внутри страны в 2008 году составила $14,16 млрд, а в 2009-м — $8,63 млрд.
   После разноса на совещании по развитию ТЭКа в Петербурге Владимир Путин расставил точки над i уже в Москве, на заседании президиума правительства. «Эти решения (по снижению цен на топливо. — «Профиль») должны быть доведены до логического завершения, то есть деньги не должны оставаться в карманах компаний, а потребители должны почувствовать снижение цен», — потребовал премьер-министр. Сомнений в том, что так и будет, ни у кого нет.
   Министр энергетики Сергей Шматко доложил, что «Роснефть» и «ЛУКОЙЛ» снизили отпускные цены на дизельное топливо на 1 тыс. рублей за тонну, «Газпром нефть» и ТНК-BP — на 1,5 тыс., «Сургутнефтегаз» — на 2 тыс. рублей за тонну. И, по словам замглавы ФАС Владимира Цыганова, в некоторых регионах это уже отразилось на рознице. Например, топливо подешевело в Астраханской, Ярославской, Оренбургской и Волгоградской областях, поскольку там «расположены основные нефтеперерабатывающие заводы, и реакция по снижению цен должна быть быстрой». В Москве в четверг прошлой недели, по его словам, на заправках цены снизились на 0,5-1 рубль.
   Но эффект от такого «ручного» управления может быть только временным. Понятно, что в предвыборный период «ручник» будет включаться не раз, да и что будет потом, предсказать нетрудно. ФАС сейчас заново взялась за разработку формулы цены, на основании которой служба будет проверять, обоснованно или нет компании поднимают тарифы. Она будет вновь привязана к мировым ценам, но за вычетом расходов на транспортировку, налогов и сборов. Может быть внедрен некий суррогатный вариант, который соединит в себе формулу цены и биржевые торги. В этом случае по формуле будет вычисляться начальная цена торгов, ФАС будет устанавливать границы повышения/понижения котировок и спрашивать потом с компаний, если они за эти границы выйдут. Но все эти ухищрения хороши в качестве инструмента давления на нефтяные компании — на розничные цены они повлияют мало.
   «Надо понять одну простую вещь — дешевого бензина больше не будет», — говорит Павел Строков. Нынешний уровень цен может измениться только в одном случае — если они достигнут такого уровня, что потребители станут ограничивать себя в приобретении топлива», — подчеркивает эксперт. Пока же растущие ценники никого не останавливают. Спрос на автомобили растет на десятки процентов. По итогам 2010 года, продажи новых авто выросли в России на 30%. Ассоциация европейского бизнеса прогнозирует, что в целом в текущем году продажи могут вырасти на 18% и составить 2,24 млн автомобилей. Все это подогревает спрос на топливо, в то время как рынок остается монополизированным.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK