28 марта 2024
USD 92.59 +0.02 EUR 100.27 -0.14
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2011 года: "Шедевр за две копейки"

Архивная публикация 2011 года: "Шедевр за две копейки"

В России за реставрацию произведений искусства берутся все кому не лень. Общая сумма ежегодно проводимых в России тендеров на реставрацию музейных предметов, по моему ощущению, не превышает 200 миллионов рублей. Это сравнительно немного. Но даже из этого "немного" на спасение произведений искусства реально расходуется в лучшем случае половина. Остальное оседает в карманах товарищей Бендеров от реставрации, каковых сегодня предостаточно.
Из почти четырех тысяч зарегистрированных реставрационных фирм профессионально работать могут не больше двадцати. Потому что отреставрировать шедевр могут только высококвалифицированные специалисты в приспособленных помещениях с соответствующим температурно-влажностным режимом хранения, несколькими степенями защиты от хищения, c оборудованными мастерскими, лабораториями. Работы должны проводиться под пристальным наблюдением Реставрационного совета, контролирующего каждый шаг реставратора. Не многие реставрационные организации удовлетворяют вышеперечисленным требованиям.
У нас же миллионные тендеры на реставрацию икон XVI-XIX веков выигрывают ИЧП, зарегистрированные по месту прописки. И произведение темперной живописи с многовековой историей реставрируется у кого-то на кухне. Помимо ИЧП часто победителями становятся "бумажные" ООО, которые активизируются только на время проведения тендера. Большую часть суммы организаторы оставляют себе, а на оставшуюся нанимают художников со Старого Арбата или тех же ИЧП. И вот эти ООО и ИЧП выигрывают до 80% всех тендеров. Причина - пресловутый 94-й ФЗ, в соответствии с которым проводятся и конкурсы на реставрацию в том числе. Основной критерий выбора победителя - цена.
Среднюю стоимость реставрационного тендера назвать сложно. Это может быть и 100 тысяч рублей, и 2 миллиона. Но ни одна серьезная организация не сможет снизить цену больше чем на 10-15%. Ведь сюда закладывается все, включая расходы на поддержание научно-технической базы организации, оборудование, физико-химические исследования, качественные материалы. Более того, крайне сложно назвать точную стоимость реставрации произведения до его предреставрационного исследования. Сколько раз в процессе работы всплывали скрытые повреждения, кратно увеличивавшие затраты. Часто случается, что тендер на предреставрационный научно-исследовательский этап выигрывает профессиональная организация, а в десятки раз более дорогостоящий этап реставрации забирает ООО или ИЧП. Это все равно что тщательно изучить больного и историю его болезни, а операцию доверить врачу, который первый раз этого несчастного в глаза видит.
Результат действия 94-го ФЗ в области реставрации - античные скульптуры с носами, долепленными глиной из магазина, иконы и картины со смытыми слоями авторской живописи, старинная мебель, укрепленная гвоздями из ближайшего хозмага, и т.п. Прокуратура может проверить качество мяса, поставляемого в детские сады, но кто и как проверит процесс и качество реставрации произведения искусства?
В большинстве случаев произведение портится безвозвратно. А реставрация того, что еще можно спасти, значительно усложняется. Поэтому, когда речь идет о наиболее значимых произведениях, многие хранители музеев по личной инициативе идут на фактически противозаконные ухищрения, только чтобы предмет попал в профессиональные руки. Например, накануне тендера обзванивают заявившиеся ИЧП и ООО и мольбами-угрозами уговаривают их взять самоотвод. Что же касается всего остального... Большинство экспонатов, "отреставрированных" ООО и ИЧП, убираются подальше с глаз, в запасники.
Естественно, все всё понимают, но сделать ничего не могут. Министерство культуры просто не имеет права не допускать ООО и ИЧП до конкурса - документы у них в порядке. Ведь открыть реставрационную фирму у нас так же просто, как ларек по ремонту обуви. И вот пока все это будет продолжаться, пока у нас не наступит наконец на законодательном уровне осознание того, что реставрационная и обувная мастерские все-таки разные вещи, мы так и будем из года в год терять произведения искусства. Их у нас, конечно, много, порядка 73 миллионов, но все когда-нибудь заканчивается.

В России за реставрацию произведений искусства берутся все кому не лень. Общая сумма ежегодно проводимых в России тендеров на реставрацию музейных предметов, по моему ощущению, не превышает 200 миллионов рублей. Это сравнительно немного. Но даже из этого "немного" на спасение произведений искусства реально расходуется в лучшем случае половина. Остальное оседает в карманах товарищей Бендеров от реставрации, каковых сегодня предостаточно.
Из почти четырех тысяч зарегистрированных реставрационных фирм профессионально работать могут не больше двадцати. Потому что отреставрировать шедевр могут только высококвалифицированные специалисты в приспособленных помещениях с соответствующим температурно-влажностным режимом хранения, несколькими степенями защиты от хищения, c оборудованными мастерскими, лабораториями. Работы должны проводиться под пристальным наблюдением Реставрационного совета, контролирующего каждый шаг реставратора. Не многие реставрационные организации удовлетворяют вышеперечисленным требованиям.
У нас же миллионные тендеры на реставрацию икон XVI-XIX веков выигрывают ИЧП, зарегистрированные по месту прописки. И произведение темперной живописи с многовековой историей реставрируется у кого-то на кухне. Помимо ИЧП часто победителями становятся "бумажные" ООО, которые активизируются только на время проведения тендера. Большую часть суммы организаторы оставляют себе, а на оставшуюся нанимают художников со Старого Арбата или тех же ИЧП. И вот эти ООО и ИЧП выигрывают до 80% всех тендеров. Причина - пресловутый 94-й ФЗ, в соответствии с которым проводятся и конкурсы на реставрацию в том числе. Основной критерий выбора победителя - цена.
Среднюю стоимость реставрационного тендера назвать сложно. Это может быть и 100 тысяч рублей, и 2 миллиона. Но ни одна серьезная организация не сможет снизить цену больше чем на 10-15%. Ведь сюда закладывается все, включая расходы на поддержание научно-технической базы организации, оборудование, физико-химические исследования, качественные материалы. Более того, крайне сложно назвать точную стоимость реставрации произведения до его предреставрационного исследования. Сколько раз в процессе работы всплывали скрытые повреждения, кратно увеличивавшие затраты. Часто случается, что тендер на предреставрационный научно-исследовательский этап выигрывает профессиональная организация, а в десятки раз более дорогостоящий этап реставрации забирает ООО или ИЧП. Это все равно что тщательно изучить больного и историю его болезни, а операцию доверить врачу, который первый раз этого несчастного в глаза видит.
Результат действия 94-го ФЗ в области реставрации - античные скульптуры с носами, долепленными глиной из магазина, иконы и картины со смытыми слоями авторской живописи, старинная мебель, укрепленная гвоздями из ближайшего хозмага, и т.п. Прокуратура может проверить качество мяса, поставляемого в детские сады, но кто и как проверит процесс и качество реставрации произведения искусства?
В большинстве случаев произведение портится безвозвратно. А реставрация того, что еще можно спасти, значительно усложняется. Поэтому, когда речь идет о наиболее значимых произведениях, многие хранители музеев по личной инициативе идут на фактически противозаконные ухищрения, только чтобы предмет попал в профессиональные руки. Например, накануне тендера обзванивают заявившиеся ИЧП и ООО и мольбами-угрозами уговаривают их взять самоотвод. Что же касается всего остального... Большинство экспонатов, "отреставрированных" ООО и ИЧП, убираются подальше с глаз, в запасники.
Естественно, все всё понимают, но сделать ничего не могут. Министерство культуры просто не имеет права не допускать ООО и ИЧП до конкурса - документы у них в порядке. Ведь открыть реставрационную фирму у нас так же просто, как ларек по ремонту обуви. И вот пока все это будет продолжаться, пока у нас не наступит наконец на законодательном уровне осознание того, что реставрационная и обувная мастерские все-таки разные вещи, мы так и будем из года в год терять произведения искусства. Их у нас, конечно, много, порядка 73 миллионов, но все когда-нибудь заканчивается.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама