Наверх
16 октября 2021
Без рубрики

Архивная публикация 2007 года: "Шедевры и дутики"

Оскаровские шедевры приходят к нам в таком ореоле славы, что порой изумишься, посмотрев: отчего столько шума?Так, на мой взгляд, случилось с «дорожной» мелодрамой «Маленькая мисс Счастье». Один из главных хитов американских экранов у нас в кинотеатрах практически не шел. И, думаю, поделом. Единственным серьезным достоинством этой картины являются хорошие актеры, особенно десятилетняя Абигайль Бреслин, которая за роль рвущейся к победе на конкурсе красоты Олив была номинирована на «Оскара». Заслуженно получил премию 72-летний актер Алан Аркин, сыгравший жизнелюбивого деда героини, который был так охоч до порнографии, что скоропостижно умер прямо по дороге на конкурс. Актеры обеспечили картине ту импровизационную свободу, когда интересно следить за самыми простыми бытовыми событиями и диалогами. А вот присуждение «Оскара» сценаристу Майклу Арндту я бы назвал недоразумением. Потому что история с дружным, но нервным семейством, которое мотается по дорогам с трупом только что помершего отца и деда, не омрачившись ничем, кроме опасности опоздать на конкурс красоты, — по-моему, выше нормального человеческого понимания. Еще труднее представить себе ситуацию, когда малышка Олив готовится к важному выступлению на конкурсе, и никто из любящих родителей не поинтересуется, что она там такое готовит. А готовит она под руководством сластолюбивого деда не менее чем стриптиз, который и продемонстрирует со сцены со всей доступной ребенку вульгарностью, приведя всех в ужас. Так что главной интриге картины верится с трудом. Впрочем, теперь этот фильм-триумфатор, режиссерский дебют клипмейкеров Валери Фэрис и Джонатана Дэйтона, наконец появился на дисках, и каждый сможет его продегустировать и оценить лично.

Испытывая дефицит в сюжетах, кино плодит римейки, их уже едва ли не больше, чем оригинальных лент. Вот повторно экранизирован политический роман пулитцеровского лауреата Роберта Пенна Уоррена «Вся королевская рать» — о политтехнологиях, которые вывели к власти шустрого губернатора Луизианы Лонга (в романе и фильме он фигурирует под именем Вилли Старка). Первая киноверсия появилась в 1949 году, потом роман экранизировали у нас (Старка играл Георгий Жженов) и дважды — для американского ТВ. Новая картина неровна по драматургии и актерскому исполнению, но впечатляет операторская работа. В роли Старка теперь Шон Пенн, его «правую руку», бывшего журналиста Джека Бурдена, играет Джуд Лоу, его главного политического оппонента и врага — Энтони Хопкинс. Смотришь картину с нарастающим интересом: она актуальна для сегодняшней России, где искусство политического кукловождения оттачивается на глазах. Не фильм, а школа популизма — та самая, которая многие сомнительные фигуры ХХ века возвысила до уровня национальных лидеров. Шон Пенн, судя по всему, просмотрел километры хроники, изучая их ухватки, и теперь воспроизводит колоритнейшие ужимки и прыжки на уровне вполне узнаваемой политической карикатуры. Но режиссеру Стивену Зэйллиану (он же автор сценария) все-таки не удалось уложить огромный роман о политической кухне в двухчасовой фильм без чувствительных потерь.

Видео еще раз удачно дополнило репертуар кинотеатров, параллельно с оскароносным фильмом «Королева» с Хелен Миррен в роли Елизаветы II выпустив DVD с телесериалом «Елизавета I», где в главной роли все та же Хелен Миррен. Перед нами XVI век и история легендарной королевы-девственницы, дочери Анны Болейн и соперницы Марии Стюарт. В отличие от фильма 1998 года «Елизавета» с Кэйт Бланшетт в главной роли, сценарий Найджела Уильямса сосредоточился на проблеме наследника королевского рода, который не может родиться, пока Елизавета не выйдет замуж. Ее личная жизнь, таким образом, становится делом высокой политики: удачное замужество может разрешить многие конфликты между католической Испанией и протестантской Англией, предотвратив назревающую войну. «Я понимала, как сложна личная жизнь королевы-девственницы, вынужденной всегда быть на публике и подчинять эту жизнь государственным интересам, принося ее в жертву политике, — рассказывала Хелен Миррен. — При этом она остается женщиной — уязвимой, иногда простодушной, но одновременно — умной и очень эмоциональной, способной потерять самообладание. Она может страстно любить и так же страстно ненавидеть. Мне хотелось, чтобы зрители не просто наблюдали эту жизнь, а вообразили себя на месте этой женщины, которая может любить верховую езду, мужчин, музыку, чтение, танцы, но все это меркнет перед любовью одной, главной, — любовью к власти... Но даже тело ее принадлежало не ей, а политике, его можно было использовать только в государственных интересах».

210-минутный фильм получился обстоятельным, подробным и очень живописным в показе нравов эпохи с ее рыцарскими турнирами и окровавленным топором палача.

Оперативные и важные новости в нашем telegram-канале Профиль-News
Больше интересного на канале Дзен-Профиль
Самое читаемое
16.10.2021