Наверх
26 октября 2021
Без рубрики

Архивная публикация 2007 года: "Шекспир против Платонова"

На этой неделе за московских театралов будут бороться в Театре на Малой Бронной, где пройдет премьера спектакля «Много шума из ничего» Уильяма Шекспира в постановке Константина Богомолова (27—28 апреля), и в Театре-студии Олега Табакова, где с очередной премьерой — «Рассказ о счастливой Москве» по мотивам романа Андрея Платонова — выступит обладатель «Золотой маски» Миндаугас Карбаускис (29—30 апреля). Если повезет, то в выигрыше останется зритель.Комедия «Много шума из ничего», пожалуй, самая авантюрная у Шекспира, и уж точно одна из самых оптимистичных, хотя бы потому, что добро здесь побеждает на все сто. Режиссер Константин Богомолов решил добавить в пьесу еще больше происшествий, приключений и мистификаций, но не забыл сделать акцент на ее мелодраматической основе, благо сюжет позволяет. В спектакле умело сочетаются мелодрама, водевиль, черная комедия и гиньоль со сценками избиений, преступлений, злодейских шуток, словесными дуэлями, переодеваниями и узнаваниями, где женщины простодушны, но умны, а сильные мужчины, безоружны перед чувствами. В свою новую постановку режиссер пригласил звезд кино- и телеэкрана — дона Педро, принца Арагонского сыграет Сергей Перелыгин («Есенин», «Дальнобойщики»), синьора Бенедикта из Падуи — Михаил Полицеймако («Старые клячи», «ДМБ»), Клавдио — Григорий Сиятвинда (чернокожая звезда «Сатирикона», сыгравший в «Параграфе 78»).

Константин Богомолов — режиссер молодой: «Много шума из ничего» — его первая премьера в Театре на Малой Бронной. Хотя на счету уже числится серьезная работа — это «Театральный роман» Михаила Булгакова в Театре им. Гоголя, совсем не простой для сцены, ставший одним из лучших спектаклей сезона. Кстати, попал в театральные режиссеры Богомолов случайно, сбежал с филфака МГУ: «Это была психотерапевтическая акция, я слишком замкнутый и закрытый человек, поэтому решил, что мне нужно начать общаться (а филология усугубляет замкнутость) и найти применение довольно плохому, властному характеру».

Миндаугас Карбаускис, замахнувшийся на редкого гостя театральных афиш — Андрея Платонова, — всего шесть лет назад окончил РАТИ (курс Петра Фоменко), но уже отмечен всеми возможными театральными премиями («Триумф», имени Станиславского, «Золотая маска»). Карбаускис снискал репутацию интеллектуального режиссера, а его постановки на сегодняшний день называют главной приманкой «Табакерки». Выпускной спектакль в РАТИ позволил ему сразу же стать штатным режиссером «Табакерки» и приглашенным режиссером МХТ им. Чехова. Карбаускис — литовец, но на знаменитых литовских режиссеров Някрошюса и Туминаса он почти не ориентируется, а создает свои глубинные и искусные постановки.

Неудивительно, что театрального интеллектуала потянуло к интеллектуалу литературному. Свой роман «Счастливая Москва» Андрей Платонов закончил в 1936 году и считал его делом всей жизни. Но после прочтения вещи главным цензором СССР — Сталиным — роман был обречен: его напечатали лишь в 1991 году в журнале «Новый мир». Роман сложный, аллегорический, философский, финал открыт, к тому же в нем немало мест, приведенных в двух вариантах самим автором. Главная героиня романа — Москва Ивановна Честнова (Ирина Пегова, лауреат «Золотой маски» за роль Сони в спектакле «Дядя Ваня» того же Карбаускиса, а также сыгравшая в призере ММКФ — фильме «Космос как предчувствие») в представлении критиков — то подземный, ужасающий образ, то Премудрая София.

Словом, темного в романе много, да и спектакль ясности не обещает. Но, как известно, Карбаускис так же, как Богомолов, за простые постановки не берется, а все недомолвки и открытость финала — только большое поле для фантазии режиссера. Достаточно вспомнить его «Похождение» по гоголевским «Мертвым душам», где перед публикой представала живая птица-тройка, символизировавшая многострадальную Русь, — так что зрителя явно ждут сюрпризы.

Оперативные и важные новости в нашем telegram-канале Профиль-News
Больше интересного на канале Дзен-Профиль
Самое читаемое
26.10.2021
25.10.2021