24 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2007 года: "ЩЕ НЕ ВМЕРЛА УКРАЇНА…"

Архивная публикация 2007 года: "ЩЕ НЕ ВМЕРЛА УКРАЇНА…"

Острая форма выяснения политических взаимоотношений между президентом В. Ющенко и лидером парламентской правящей коалиции, премьер-министром Украины В. Януковичем длится уже почти два месяца. Можно попробовать подвести промежуточные итоги и оценить перспективы этой борьбы.

Запануєм і ми, браття, у своїй сторонці?

Метод Ющенко–Тимошенко

Нужно признать, что Ющенко, Тимошенко и их заокеанские партнеры достаточно хорошо понимают, благодаря какому приему состоялся захват ими власти в 2004 году. Это может показаться странным, но прием заключался совсем не в массовом протесте населения и не в стоянии на Майдане. Ключом к успеху был шантаж. Ющенко и Тимошенко нужно было поставить страну на грань гражданской войны и раскола, для того чтобы заставить Кучму и Януковича выполнять их требования. Напомним, после подведения результатов второго тура выборов президента в 2004 году Украина имела с одной стороны западные области, провозгласившие своим президентом Ющенко, а с другой стороны – съезд в Северодонецке и провозглашение Януковича президентом, признаваемым восточными и южными областями. В Киеве все было готово к силовому противостоянию. Ответственность в этой ситуации на себя принял президент Л. Кучма. Он использовал все свое влияние на В. Януковича и его партнеров для того, чтобы убедить их пойти на уступки, не допустить гражданской войны и раскола страны, обменяв президентство Ющенко на парламентско-президентскую форму правления в государстве, при которой полномочия президента будут урезаны. Янукович согласился. Все это происходило вне каких-либо правовых рамок и вне требований легальности и легитимности. Нужно понимать, что президентство Ющенко основывается на результатах политического сговора, достигнутого перед лицом угрозы гражданской войны.

Политика В.Януковича

В 2005–2006 годах, когда политический процесс на Украине находился в рамках закона и Конституции, Ющенко и Тимошенко постепенно проигрывали Януковичу одну позицию за другой. К апрелю 2007 года Тимошенко оказалась в глухой и безнадежной оппозиции, ряды ее сторонников среди избирателей редеют. Депутаты ее фракции переходят во фракции Януковича–Мороза. Полномочия президента, урезанные изменениями в Конституции от 2004 года, явно не устраивают Ющенко. Парламент отправляет в отставку проамериканского и антироссийского министра иностранных дел Тарасюка. На очереди отставка такого же проамериканского и антироссийского министра обороны Гриценко. Обещанное США ускоренное вступление в НАТО провалено, обещанное избирателям ускоренное вступление в Евросоюз состоится лет через 20, если вообще состоится. Правительство Януковича и парламентская коалиция удержали хозяйственно-экономическую ситуацию, и в стране возобновился экономический рост, а значит, не произошло никакого снижения рейтинга Януковича (на что рассчитывали его противники) и даже наметился некоторый рост его популярности. Политика Януковича все это время в целом находилась в рамках лозунгов из его избирательной программы, то есть он показал себя последовательным и честным политиком. Сложившаяся к весне 2007 года политическая ситуация никак не может устроить ни Ющенко, ни Тимошенко, их популярность падает, электорат сужается. Цели «оранжевой революции» 2004 года не достигнуты. Решения для Ющенко–Тимошенко в правовом поле нет.

«Революция-2»: лимоны на апельсиновом дереве

Далее любопытная хронология:

– 28 февраля Ю. Тимошенко встретилась с руководителем Национального демократического института М. Олбрайт;

– 1 марта в Белом доме состоялась встреча Ю. Тимошенко с вице-президентом США Д. Чейни и советником президента США по национальной безопасности С. Хедли;

– 2 марта Ю. Тимошенко встретилась с госсекретарем США К. Райс, сенаторами от обеих партий, представителями Вашингтонской деловой группы и выступила в Национальном пресс-клубе;

– по возвращении на Украину Тимошенко сообщает главный меседж: «Госсекретарь США Кондолиза Райс поддерживает идею досрочных выборов в Украине». Таким образом, 2 марта 2007 года (ровно за месяц до публикации указа о роспуске парламента) Тимошенко прошла окончательное утверждение в Госдепартаменте США. Начался этап непосредственной подготовки к роспуску Верховной рады и разворачивания кризиса;

– в «оранжевом» блоке «Наша Украина» проводится замена менеджера. Фракцию возглавляет Вячеслав Кириленко – «ястреб», сторонник объединения с Тимошенко и роспуска парламента;

– запускается проект «Народная Самооборона» (точная копия польской Самообороны) во главе с Юрием Луценко, цель которого – мобилизация населения, перехват уличной инициативы;

– 28 марта глава ЦИК Украины Я. Давыдович во время визита в США встречается с Д. Чейни;

– 30 марта проходят закрытые переговоры между Ющенко, оппозицией (Тимошенко–Луценко–Кириленко) и послом США У. Тейлором;

– 2 апреля В. Ющенко публикует указ о роспуске Верховной рады и проведении досрочных парламентских выборов.

Сценарий «Революция-2» запущен. Теперь необходимо сформировать ситуацию шантажа и привычную угрозу распада страны и гражданского конфликта. Ю. Тимошенко публично объявляет себя антироссийским политиком. В США выходит ее статья «Сдержать Россию». Впервые в новейшей истории Украины электорально значимый политик (ее поддерживает около 25% украинских избирателей) ставит своей политической целью противодействие и борьбу с Россией. Если революцию-2004 называли «оранжевой» («апельсиновой») и плоды ее были «сладки», то новая революция, 2007, должна получить название «лимонной», поскольку плоды ее будут, несомненно, «кисло-горькими», а цвет – как у знамен боевой украинской организации «Пора».

Острая форма выяснения политических взаимоотношений между президентом В. Ющенко и лидером парламентской правящей коалиции, премьер-министром Украины В. Януковичем длится уже почти два месяца. Можно попробовать подвести промежуточные итоги и оценить перспективы этой борьбы.

Запануєм і ми, браття, у своїй сторонці?

Метод Ющенко–Тимошенко

Нужно признать, что Ющенко, Тимошенко и их заокеанские партнеры достаточно хорошо понимают, благодаря какому приему состоялся захват ими власти в 2004 году. Это может показаться странным, но прием заключался совсем не в массовом протесте населения и не в стоянии на Майдане. Ключом к успеху был шантаж. Ющенко и Тимошенко нужно было поставить страну на грань гражданской войны и раскола, для того чтобы заставить Кучму и Януковича выполнять их требования. Напомним, после подведения результатов второго тура выборов президента в 2004 году Украина имела с одной стороны западные области, провозгласившие своим президентом Ющенко, а с другой стороны – съезд в Северодонецке и провозглашение Януковича президентом, признаваемым восточными и южными областями. В Киеве все было готово к силовому противостоянию. Ответственность в этой ситуации на себя принял президент Л. Кучма. Он использовал все свое влияние на В. Януковича и его партнеров для того, чтобы убедить их пойти на уступки, не допустить гражданской войны и раскола страны, обменяв президентство Ющенко на парламентско-президентскую форму правления в государстве, при которой полномочия президента будут урезаны. Янукович согласился. Все это происходило вне каких-либо правовых рамок и вне требований легальности и легитимности. Нужно понимать, что президентство Ющенко основывается на результатах политического сговора, достигнутого перед лицом угрозы гражданской войны.

Политика В.Януковича

В 2005–2006 годах, когда политический процесс на Украине находился в рамках закона и Конституции, Ющенко и Тимошенко постепенно проигрывали Януковичу одну позицию за другой. К апрелю 2007 года Тимошенко оказалась в глухой и безнадежной оппозиции, ряды ее сторонников среди избирателей редеют. Депутаты ее фракции переходят во фракции Януковича–Мороза. Полномочия президента, урезанные изменениями в Конституции от 2004 года, явно не устраивают Ющенко. Парламент отправляет в отставку проамериканского и антироссийского министра иностранных дел Тарасюка. На очереди отставка такого же проамериканского и антироссийского министра обороны Гриценко. Обещанное США ускоренное вступление в НАТО провалено, обещанное избирателям ускоренное вступление в Евросоюз состоится лет через 20, если вообще состоится. Правительство Януковича и парламентская коалиция удержали хозяйственно-экономическую ситуацию, и в стране возобновился экономический рост, а значит, не произошло никакого снижения рейтинга Януковича (на что рассчитывали его противники) и даже наметился некоторый рост его популярности. Политика Януковича все это время в целом находилась в рамках лозунгов из его избирательной программы, то есть он показал себя последовательным и честным политиком. Сложившаяся к весне 2007 года политическая ситуация никак не может устроить ни Ющенко, ни Тимошенко, их популярность падает, электорат сужается. Цели «оранжевой революции» 2004 года не достигнуты. Решения для Ющенко–Тимошенко в правовом поле нет.

«Революция-2»: лимоны на апельсиновом дереве

Далее любопытная хронология:

– 28 февраля Ю. Тимошенко встретилась с руководителем Национального демократического института М. Олбрайт;

– 1 марта в Белом доме состоялась встреча Ю. Тимошенко с вице-президентом США Д. Чейни и советником президента США по национальной безопасности С. Хедли;

– 2 марта Ю. Тимошенко встретилась с госсекретарем США К. Райс, сенаторами от обеих партий, представителями Вашингтонской деловой группы и выступила в Национальном пресс-клубе;

– по возвращении на Украину Тимошенко сообщает главный меседж: «Госсекретарь США Кондолиза Райс поддерживает идею досрочных выборов в Украине». Таким образом, 2 марта 2007 года (ровно за месяц до публикации указа о роспуске парламента) Тимошенко прошла окончательное утверждение в Госдепартаменте США. Начался этап непосредственной подготовки к роспуску Верховной рады и разворачивания кризиса;

– в «оранжевом» блоке «Наша Украина» проводится замена менеджера. Фракцию возглавляет Вячеслав Кириленко – «ястреб», сторонник объединения с Тимошенко и роспуска парламента;

– запускается проект «Народная Самооборона» (точная копия польской Самообороны) во главе с Юрием Луценко, цель которого – мобилизация населения, перехват уличной инициативы;

– 28 марта глава ЦИК Украины Я. Давыдович во время визита в США встречается с Д. Чейни;

– 30 марта проходят закрытые переговоры между Ющенко, оппозицией (Тимошенко–Луценко–Кириленко) и послом США У. Тейлором;

– 2 апреля В. Ющенко публикует указ о роспуске Верховной рады и проведении досрочных парламентских выборов.

Сценарий «Революция-2» запущен. Теперь необходимо сформировать ситуацию шантажа и привычную угрозу распада страны и гражданского конфликта. Ю. Тимошенко публично объявляет себя антироссийским политиком. В США выходит ее статья «Сдержать Россию». Впервые в новейшей истории Украины электорально значимый политик (ее поддерживает около 25% украинских избирателей) ставит своей политической целью противодействие и борьбу с Россией. Если революцию-2004 называли «оранжевой» («апельсиновой») и плоды ее были «сладки», то новая революция, 2007, должна получить название «лимонной», поскольку плоды ее будут, несомненно, «кисло-горькими», а цвет – как у знамен боевой украинской организации «Пора».

Редакционный комментарий
«В высшей степени замечательное своеобразие нашей революции состоит в том, что она создала двоевластие. Этот факт надо уяснить себе прежде всего. Не поняв его, нельзя идти вперед». Это товарищ Ленин, «О двоевластии».
На Украине все-таки революция, это видно по тому правовому бардаку, который не описал только ленивый. Никакого легального правового поля на Украине нет, оно может возникнуть только тогда, когда революция закончится. Во что выливается революция в условиях двоевластия, мы знаем.
Разговоры о том, что «украинцы никогда в жизни не поднимут руки друг на друга», никакого отношения к реальности и тем более к истории Украины не имеют. Дай-то Бог, конечно. Никаких иных способов разрешения двоевластия, кроме физической силовой победы одной стороны над другой, история не знает. При этом о цене такой победы в стране, разделенной практически пополам, лучше не думать.
Относительно мирное, я бы сказал, вегетарианское течение процесса до сих пор объясняется двумя факторами: во-первых, Украина все еще не является состоявшимся государством (пока не начался развал экономики, так называемая украинская государственность нужна только политической тусовке), во-вторых, от Февраля до Октября тоже была некоторая дистанция. Не надо обольщаться первичной безобидностью процесса.
Однако Украина разделена не политически, а территориально и цивилизационно. В отличие от предыдущих исторических примеров разрешения двоевластия у современной Украины есть шанс разойтись более или менее мирно. Но существуют препятствия.
Есть масса обстоятельств внутриполитического и внешнеполитического характера. Имеются в виду различные тактические схемы оранжевых и Януковича. Янукович проявляет феноменальную способность к компромиссу (если не сказать к соглашательству), в то время как оранжевые демонстрируют неограниченное стремление к экспансии и неспособность остановиться ни на каком компромиссе, кроме полной и окончательной победы. Им нужно все или ничего (точнее, их непосредственным кураторам из Вашингтона нужно все или ничего).
Проблема в том, что Украина разделена не на две части, а как минимум на три. Это запад – Галичина. Это юго-восток, который включает в себя Слободскую Украину и Новороссию (точнее, ее западную часть, восточная – это Кубань). Обе эти части собственно Украиной никогда не являлись. Новороссия – это продукт нашего с украинцами совместного освоения новых территорий после екатерининских побед. А Слободская Украина была прирезана к Украине по классовым соображениям господ большевиков.
Третья часть – собственно Малороссия с Киевом. В ней как раз и заключается основная проблема. Эта колеблющаяся Малороссия и является в украинском политическом процессе таким переходящим призом, борьба за который может превратить развод в кровавую драку.
Страна без государства

Обсуждать правовой статус указов Ющенко, изданных в апреле-мае 2007 года, представляется бессмысленным. Эти указы сознательно позиционированы вне рамок права и закона, то есть являются революционными. Все действия украинского президента в этот период были направлены на последовательную дезорганизацию деятельности государственно-правовых и властных институтов. Целенаправленными усилиями дискредитирован и лишен возможности работать Конституционный суд Украины. Ющенко отстраняет от исполнения обязанностей председателей судов общей юрисдикции и назначает своими указами временно исполняющих обязанности. Судебная система недееспособна. Сегодня в стране три человека одновременно доказывают, что каждый из них настоящий генеральный прокурор. Прокуратура парализована. Ющенко напрямую подчиняет себе Внутренние войска. Все это не предусмотрено никакими законами. Таким образом, создана ситуация, в которой регулировать конфликты просто некому, и переход этих конфликтов в силовую фазу становится вполне естественным. Новая угроза гражданской войны сформирована, и под этой угрозой В. Янукович и А. Мороз идут на политический сговор с Ющенко–Тимошенко. Стороны принимают решение о самороспуске парламента и назначении новых парламентских выборов на 30 сентября 2007 года. Ющенко с Тимошенко добились своего: выборы назначены, а все институты государственной власти, кроме института президента (который в правовом смысле сомнителен с 2004 года), нелегитимны и неработоспособны. Таким образом, объявленные выборы – никакие не выборы, а механизм развития гражданского конфликта.

Беспроигрышный ход

В данной ситуации Ющенко–Тимошенко устраивают оба возможных варианта развития событий:

1. Жесткое политическое противостояние в ходе «выборов» запада и востока Украины. Эскалация кризиса в ходе объявленного «избирательного процесса» вплоть до начала гражданской войны. Чрезвычайное положение. Ввод «миротворческих» сил НАТО. Далее власть Ющенко–Тимошенко держится на Украине на натовских штыках в рамках «чрезвычайных полномочий» сколь угодно долго и новые выборы происходят в условиях «военного положения». В этой ситуации противники Ющенко–Тимошенко могут существовать только в условиях партизанской войны. Эталон «демократизации по-американски» в Ираке и Югославии, но на этот раз у границ России.

2. Последовательная сдача Януковичем политических позиций вплоть до полной капитуляции и сдачи «на милость победителей». Раскол его электората. Усиление роли и значения Компартии Украины, появление в избирательном процессе чисто пророссийской партии. Во вновь избранном парламенте Януковичу не удается сформировать большинство.

Оба сценария устраивают и Ющенко, и Тимошенко, и их союзников (заказчиков) в США. По всей вероятности, на этот раз это не просто шантаж, а реальный план дестабилизации ситуации в стране. С одной стороны, горячий конфликт позволяет создать угрозу снабжению Европы газом и необходимость присутствия «натовских миротворцев» для защиты трубопровода, который проходит по территории Украины, с другой стороны, есть возможность втянуть в этот конфликт Россию, и желательно, чтобы Россия в этом конфликте увязла и «подставилась» под ожесточенную критику и возможные санкции «цивилизованного человечества». Украинские СМИ увещевают свою аудиторию, что ЕС и США категорически против силового варианта. На словах это так. Однако простое повторение шантажа по историческим законам стало бы просто фарсом.

Дугин депортирован с Украины с индексом «Д»
Первый день работы I Международного фестиваля «Великое русское слово», начавшегося 6 июня в Крыму, был омрачен неприятным инцидентом. В аэропорту Симферополя был задержан и депортирован в Россию один из главных участников фестиваля, лидер международного «Евразийского движения», доктор политических наук Александр Дугин. Он был задержан сразу по выходе из самолета и препровожден в пограничную службу аэропорта, где ему была вручена «Постанова про вiдмову пропуску через державний кордон». В документе указано, что Александру Дугину присваивается индекс «Д» с итоговой формулировкой «Заборона в’iзду в Украину». В пограничной службе Александру Дугину сообщили, что въезд на территорию Украины ему запрещен еще с 2006 года, однако во всех сопровождающих документах, оформленных при депортации, дата «забороны» указана «с 5 червня 2007 по 5 червня 2011».
Как сообщили встречавшие Александра Дугина в аэропорту первый заместитель председателя Верховного совета Крыма Сергей Цеков и лидер партии «Русский блок» Александр Свистунов, «о неизбежной депортации Александра Дугина с территории Украины было сообщено за минуту до приземления самолета в Симферополе».
Сам Александр Дугин сообщает, что «собирался принять самое активное участие в работе фестиваля и презентовать там свой новый учебник «Обществоведение. Для граждан новой России», в котором подробно описана подоплека неизбежного единства славянских народов. Он также собирался передать партию новых учебников русским школам Крыма.
По просьбе «Профиля» Александр Дугин прокомментировал инцидент: «Я выступал в крупнейших научных центрах Европы, Азии и Америки, читал лекции в Вашингтоне, столице государства, действия которого я постоянно подвергаю жесточайшей критике, но с таким неуважением к интеллектуалам, носителям идей и знаний, я столкнулся только на Украине, что является признаком становления самого настоящего оранжевого нацизма».
Дилемма Януковича

Виктора Януковича одинаково не устраивают оба сценария. Его партия «Регионы Украины» представляет интересы не только ориентированных на Россию восточных и южных областей, но и крупного украинского бизнеса. Для крупного бизнеса сценарий №1 смертелен. А сценарий №2 смертелен для политика Януковича и его партии.

В этой ситуации избирательной программы и проекта избирательной кампании в формате 2004–2006 годов уже недостаточно. Януковичу и его партии нужен проект и реализация проекта не избирательной, а политической кампании. Нужен поиск политических решений, которые позволят избежать развития любого из предложенных противником сценариев. Нужна своя игра. Эта политическая игра должна создать условия для глубокой и полной реорганизации украинского государства, но мирным путем, без радикальной дестабилизации. Мир и его гарантии – главное, что может предъявить Янукович в качестве сильной позиции. За счет правильных политических действий Януковичу необходимо как выйти из «системы» шантажа, так и взять в свои руки реальный, пусть и тревожный ход событий по самоопределению регионов Украины. Здесь можно «договориться» и с США, по крайней мере, поймать их на слове – ведь формально они за мирный сценарий. Этим сценарием может стать реальная Украинская федерация, Украинская конфедерация, возникновение двух или более стран мирным путем (ср. Чехия и Словакия) и т.д. Сложно, но политически возможно.

Линии «разлома»

Политика «десоветизации» современной Украины, которую пытается проводить президент Ющенко, имеет свои значимые последствия. Трактовка голода 1933 года как целенаправленного советского геноцида украинцев, требование уравнять в правах и статусе ветеранов Советской армии и бойцов ОУН-УПА, присоединение вслед за Эстонией и Польшей к деятельности по уничтожению советских памятников и советской символики – путь к признанию всего советского периода периодом правления преступной власти. Однако украинские политики, проводящие «десоветизацию», игнорируют значимый исторический факт: сегодняшняя Украина исключительно продукт деятельности советской власти. Сегодняшняя Украина была собрана по частям советской властью и объявлена ею государством. Эта же советская власть сделала Украину членом ООН еще в то время, когда Украина была УССР. Делегитимизация советского периода автоматически ведет к дефрагментации государства Украина в нынешнем виде. До советской власти и победы СССР во Второй мировой войне была австро-венгерская (польская) Украина и была Малороссия. Граница между ними все время двигалась с запада на восток и обратно. Во времена Ивана Грозного Киев формально был польским городом, а в XX веке Львов стал советским.

Если Украине грозит распад, то вопрос о том, где пройдет граница, становится одним из основных источников возможного конфликта.

США и НАТО устроит, если граница пройдет по Днепру, а не как отделение трех западных католических областей. Поскольку тогда натовские базы будут под Киевом, а не под Харьковом (как в случае целостной Украины, вступившей в НАТО) – и принципиального значения для давления на Россию это не имеет. Но граница по Днепру делит «по-живому» такие города, как Киев, Днепропетровск, Запорожье... Возникнет и проблема с Одессой.

Гаагский трибунал: по ком звонит колокол?

Существует расхожее политологическое клише – «двойные стандарты». Само по себе оно бессмысленно. Нет никаких двойных стандартов, потому что стандартов в геополитике вообще нет. Есть цели и интересы, их достигают всеми средствами. В течение двух последних месяцев Ющенко многократно нарушил Конституцию Украины, заблокировал работу законодательной и судебной власти в стране. Это не встретило никакого осуждения со стороны «цивилизованного» Запада. Янукович и Мороз «прогнулись» под Ющенко, вступили с ним в политический неправовой сговор и тут же заслужили одобрение со стороны Запада. Это, оказывается, не попрание права и закона, а проявленная политическая мудрость с целью не допустить кровопролития и гражданского противостояния. Прояви Янукович твердость и жесткую принципиальность, он тут же был бы объявлен врагом «цивилизованного демократического» человечества, который привел страну к войне и крови. Qvot licet IOVI non licet bovi – что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку, как говорили древние латиняне.

«Оранжевая революция» (2004) не достигла своего результата – Украина не стала полностью управляемым США марионеточным государством по образцу Грузии. Значит, эта цель должна быть достигнута за счет «лимонной революции» (2007), и Ющенко и Тимошенко получили на это санкцию. Они могут вести себя сколь угодно неправовым образом и сколь угодно агрессивно, «цивилизованный» Запад будет осуждать только действия их противников, если те не подчинятся давлению. Если и как только Янукович упрется и перестанет шаг за шагом идти навстречу шантажу и вымогательству со стороны Ющенко, соответствующие обвинения со стороны Запада в антинародном (антидемократическом) и преступном характере его деятельности поступят незамедлительно. И нет нужды называть это двойными стандартами. Идет нормальная геополитическая борьба.

Очень интересно читать воспоминания (дневниковые записи) бывшего президента Украины Л. Кучмы. Эти материалы публикует украинская «Газета 2000», а выход в свет книги «После Майдана» запланирован на конец июня 2007 года. Леонид Данилович достаточно жестко и бескомпромиссно анализирует революцию-2004; в частности, он пишет о том, что существует широко распространенное мнение, будто роль США в событиях 2004 года сильно переоценена. Кучма считает, что эта роль была кардинально недооценена тогда (2004) и недооценивается сейчас. После своей отставки Кучма не раз говорил, что он не верил в возможность революционного сценария и не видел для него оснований, и тем не менее революция произошла. Сегодня Януковичу и его штабу просто необходимо прочесть мемуары Кучмы. Украина имеет дело с повторением отработанного технологичного сценария. В 2004 году Кучма был «преступной властью», а Ющенко – вождем «демократических повстанцев». В 2007 году Ющенко – «законная демократическая власть», а Януковичу готовится роль «преступного разжигателя гражданской войны». Нужно понимать, что если бы в 2004 году Кучма и Янукович не отдали Ющенко власть и пошли на гражданский конфликт, то им была бы уготована судьба Милошевича, которого долго и сознательно провоцировали на применение силы и гражданскую войну на территории бывшей Югославии.
Ситуация на Украине сегодня во многом зависит от степени и глубины ее понимания и оценки Януковичем и его штабом. В октябре 2004 года они имели точный прогноз революции, однако не смогли им воспользоваться в полной мере. Правда, тогда Янукович делал только свои первые шаги в большой политике, а сегодня он уже качественно другая величина.

Украина между реалити- и маски-шоу
События на Украине приобрели черты нескончаемого реалити-шоу. Только такое к ним отношение изнутри общества спасает страну от ожесточения.
По закону жанра его участники периодически собираются вместе и по очереди говорят одно и то же. Потом действо перемещается во властные кабинеты и на простор столичных площадей. В кабинетах говорят одновременно и разное. На улице – тоже разное, но поодиночке и для своих. И так 60 дней. Далее – синопсис предыдущей серии.
В воскресное утро 27 мая в привычное для этой процедуры время – около 6 часов утра – президент Ющенко, премьер Янукович и спикер Верховной рады Мороз, как всегда, договорились о сроках досрочных парламентских выборов. Выборы наметили на 30 сентября вместо 24 июня, как того хотели пропрезидентские «оранжисты». Пактом о политическом воздержании предусматривалось временное открытие Рады. Ради оформления договоренностей в соответствии с законом. Правда, еще 24 мая президент уволил пропремьерского генпрокурора Пискуна. Так вот – 30 мая Рада собралась лишь затем, чтобы эту отставку не принять.
Впрочем, предыдущая серия оказалась богатой и другими приключениями новейшей истории новой Украины. Еще 25 мая целые сутки исполнявший обязанности генпрокурора «компромиссный» Шемчук возбудил уголовное дело против «бескомпромиссного» министра внутренних дел Цушко. Его преступление состояло в том, что накануне милицейский спецназ «Беркут» под предводительством министра (кому ж еще?) взломал двери Генпрокуратуры и очистил здание от тамошних президентских эфэсошников, еще раньше чуть ли не спустивших с лестницы «бывшего» Пискуна. Так реалити- переросло в маски-шоу. Президента это сильно расстроило. Поэтому 26 мая он, преисполненный конституционной романтикой, самочинно переподчинил себе внутренние войска и двинул их авангард на Киев. Но до «мiста» те не доехали. С машин их поссаживали милиционеры пропремьерского Цушко, вынудив к изнуряющему пешему маршу без шансов сохранить боевой дух. За что президент, будучи еще большим гарантом «незалежной» законности, чем сам генпрокурор, обозвал Цушко злодеем. На это главный милиционер сделал не менее конституционно-трезубую козью морду. Но тут «внутреннего» министра к стенке прижал «военный»: «Ты пошто, муж козы, хотел с армии 11 тыс. стволов получить? Или смуту какую затеял?» Так наступило 31 мая, когда «бескомпромиссный» Цушко слег с конституционно-обширным инфарктом. Вроде как его отравили. Или смуту затеяли другие, а он встрял.
Ну, как сюжетец? Это вам не «Дом-2». И даже не Константинов с Кивиновым с законами и понятиями их политически не доросших персонажей. Всем понятно, что законы надоели на Украине всем. Жить по понятиям веселее. Поэтому когда президент говорит о духе Конституции, его оппоненты призывают ее не нюхать, а исполнять. С этого момента оценим реалити без «воплей вiдоплясова» и «сердючек-на-Россию».
Украина с неизбежностью осенней битвы за урожай приближается к пожинанию последствий трехлетней вакханалии в необновляемом составе «сатиров» и «вакханки». Ясное дело – голодомор мог случиться только при москалях, но закрома родины все это время пополняются в основном непуганым «кадетством» – в двух смыслах слова. Его французский корень тождествен «детству», русский – «конституционной демократии».
Детство – не порок: мы и сами еще не вышли из возраста «Вовочки». Но вот с Конституцией и демократией на Украине – безбрежное гуляй-поле. Хорошо, когда одна вровень с другой. Но это – не наш, так сказать, апельсиновый сок. Переход братьев-славян от «Даешь стабильность!» к «Даешь демократию!» по непринужденности замены лозунгов чем-то сродни движению руки от горилки к салу и обратно с очевидным итогом. Это тревожит и восточных «тоталитаристов» и западных «либералов». На Украине становится не с кем вести разговор – кто не на «выборах», тот – у телевизора. Молчат об этом лишь черноморские бычки.
Конечно же, каждый народ имеет такое правительство, которое его… скажем, устраивает. В этом смысле оранжево-бело-сине-красная палитра Украины пусть навевает что-то им, а не нам. Со своими национальными гей-парадами каждый разбирается сам. Но международная практика зиждется на предсказуемости, а не на восторженном созерцании реалити с масками по телевидению. Тем более что в украинских арсеналах – не только 11 тыс. «недопереданных» стволов: страна уже завоевала «зенитно-ракетный» статус, уронив в Черное море новосибирский самолет. Причем это случилось тогда, когда управляемость Украины вопросов не вызывала.
В украинском же случае предсказуемо – да и то относительно – лишь одно: плановое завершение запорожских съемок «Тараса Бульбы» Владимиром Владимировичем Бортко, в целеустремленности (понеже – властности) которого кто бы сомневался.
Борис Подпригора

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».