18 апреля 2024
USD 94.32 +0.25 EUR 100.28 +0.34
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2007 года: "Шиза на марше"

Архивная публикация 2007 года: "Шиза на марше"

Совершенно здоров только мертвец — у него уже ничего не болит. Поэтому искусство исследует болезни живых. Любовь, ревность, садистские наклонности, варианты шизы…Фильм Мишеля Гондри «Наука сна» тянет нить от его же эссе «Вечное сияние чистого разума», где он тоже играл с подвижной границей между фантазией и реальностью. Гаэль Гарсиа Берналь («Дурное воспитание») здесь в роли инфантильного 24-летнего Стефана, который проводит скучную часть жизни в офисе, рисуя буквы для календарей, а другую часть, увлекательную, — в мире снов, где вещает из картонной телестудии, гарцует на бумажном Росинанте и создает макабрические календари, которые вынесут его к славе. Кроме того, он влюблен в одну соседку, не зная, что его любит другая. Режиссер Гондри — мастер, но мастер короткого дыхания, мастак по части клипа (преимущественно с певицей Бьорк). В «Вечном сиянии…» ему удалось создать цельный и полный очарования мир, уютно расположенный в голове героя. В новой картине очарование куда-то ушло, и на поверхности осталось лишь желание режиссера быть оригинальным. Каждый из многочисленных трюков фильма по-своему прелестен, каждый умиляет в отдельности, но вместе они не складываются ни в какой мир — ни поэтический, ни шизоидный. Очнувшись от фильма, не вспомнишь ничего, кроме бумажных безделушек, не ставших сюром, и разноцветной пустоты, не ставшей человеческим образом.

Дальше — больше. Фильм Райана Мерфи «На острой грани» смотреть бывает неприятно. Не потому, что предмет его — оттенки душевных болезней. Слишком одномерны персонажи, слишком штампованна их игра, балансирующая на острой грани самопародии. В этом фильме вообще нет «нормальных» героев. Отец-алкоголик, мать, одержимая навязчивой идеей стать великой поэтессой, ее психотерапевт, срочно нуждающийся в лечении психики, его семейство, где едят собачий корм, варят суп из усопшего кота и пробивают потолок, чтобы подышать свежим воздухом. Самый разумный персонаж — 14-летний Огастен, от имени которого идет рассказ, но и он осознает себя геем. Огастен навек травмирован разводом родителей и тем, что полубезумная мать сплавила его в семью своего психотерапевта, в его захламленное и неприспособленное для жизни обиталище, где старший сын Нил, подтверждая теорию Фрейда, постоянно пытается убить своего отца, а между попытками охотно спит с Огастеном. В принципе, мы встречались в американском кино с такими катастрофическими семействами — но в эксцентричных комедиях класса «Семейки Тененбаум» или «Семьи Аддамс». А здесь все всерьез и даже с надрывом, с душевным надломом, с таким абсолютным включением авторов фильма в это безумство, что невольно приходит мысль и об их душевном здоровье. Так что, несмотря на участие сильных актеров Аннетт Бенинг («Красота по-американски»), Алека Болдуина («Ложное искушение»), Гвинет Пэлтроу («Талантливый мистер Рипли») и Джозефа Файнса («Влюбленный Шекспир»), в их распоряжении столь скудный драматургический материал, что играть им нечего, хотя фильм и поставлен по книге мемуаров реально существующего Огастена Берроуза и по идее является его исповедью. 14-летнего Огастена играет 20-летний актер Джозеф Кросс («Флаги наших отцов»), который, несмотря на явную интеллигентность, тоже не может спасти тонущую на глазах картину.

Стомиллионнодолларовый «Добрый пастырь», который у нас вышел под названием «Ложное искушение», стал второй, после 13-летней паузы, режиссерской работой Роберта Де Ниро. Это почти трехчасовой психологический триллер и антитеза шпионской серии о Джеймсе Бонде. Впрочем, герой Мэтта Дэймона («Идентификация Борна»), один из создателей ЦРУ Эдвард Уилсон, тоже одет безупречно. Но миссия этого образцового яппи прозаичней и лишена романтики. Он — убежденный патриот и потому хочет стать чутким ухом и зорким глазом любимой отчизны. Перед нами проходит история спецслужб США, данная в перебросках во времени: от попытки ЦРУ инициировать бунт против Кастро в 1961-м — назад, в 30-е годы, к юности будущего шефа разведки, когда он увлекся тайным обществом «Черепа и кости». Ход сюжета биографичен: здесь мимолетное увлечение Уилсона глухой девушкой Лорой, и его безлюбая женитьба на красотке Кловер (Анджелина Джоли), и его отношения с сыном-невротиком. Это первая, открытая взорам жизнь героя. Вторая его жизнь законспирирована: в ней Уилсон выстраивает сложную цепь операций по вербовке двойной, тройной и перекрестной, где важное место занимает супершпион КГБ по кличке Улисс. Но режиссера более всего интересует прогрессирующая паранойя, рожденная вечной профессиональной подозрительностью любых «органов». Она неизбежно приводит к разрушению личности: к финалу герой уже видит в убийстве не более чем рутинную работу. Де Ниро, таким образом, дает нам клиническую картину: деятели спецслужб, независимо от политической окраски, предстают людьми, психически глубоко больными. Поэтому именно они, призванные спасать мир, представляют для мира главную опасность.


Совершенно здоров только мертвец — у него уже ничего не болит. Поэтому искусство исследует болезни живых. Любовь, ревность, садистские наклонности, варианты шизы…Фильм Мишеля Гондри «Наука сна» тянет нить от его же эссе «Вечное сияние чистого разума», где он тоже играл с подвижной границей между фантазией и реальностью. Гаэль Гарсиа Берналь («Дурное воспитание») здесь в роли инфантильного 24-летнего Стефана, который проводит скучную часть жизни в офисе, рисуя буквы для календарей, а другую часть, увлекательную, — в мире снов, где вещает из картонной телестудии, гарцует на бумажном Росинанте и создает макабрические календари, которые вынесут его к славе. Кроме того, он влюблен в одну соседку, не зная, что его любит другая. Режиссер Гондри — мастер, но мастер короткого дыхания, мастак по части клипа (преимущественно с певицей Бьорк). В «Вечном сиянии…» ему удалось создать цельный и полный очарования мир, уютно расположенный в голове героя. В новой картине очарование куда-то ушло, и на поверхности осталось лишь желание режиссера быть оригинальным. Каждый из многочисленных трюков фильма по-своему прелестен, каждый умиляет в отдельности, но вместе они не складываются ни в какой мир — ни поэтический, ни шизоидный. Очнувшись от фильма, не вспомнишь ничего, кроме бумажных безделушек, не ставших сюром, и разноцветной пустоты, не ставшей человеческим образом.

Дальше — больше. Фильм Райана Мерфи «На острой грани» смотреть бывает неприятно. Не потому, что предмет его — оттенки душевных болезней. Слишком одномерны персонажи, слишком штампованна их игра, балансирующая на острой грани самопародии. В этом фильме вообще нет «нормальных» героев. Отец-алкоголик, мать, одержимая навязчивой идеей стать великой поэтессой, ее психотерапевт, срочно нуждающийся в лечении психики, его семейство, где едят собачий корм, варят суп из усопшего кота и пробивают потолок, чтобы подышать свежим воздухом. Самый разумный персонаж — 14-летний Огастен, от имени которого идет рассказ, но и он осознает себя геем. Огастен навек травмирован разводом родителей и тем, что полубезумная мать сплавила его в семью своего психотерапевта, в его захламленное и неприспособленное для жизни обиталище, где старший сын Нил, подтверждая теорию Фрейда, постоянно пытается убить своего отца, а между попытками охотно спит с Огастеном. В принципе, мы встречались в американском кино с такими катастрофическими семействами — но в эксцентричных комедиях класса «Семейки Тененбаум» или «Семьи Аддамс». А здесь все всерьез и даже с надрывом, с душевным надломом, с таким абсолютным включением авторов фильма в это безумство, что невольно приходит мысль и об их душевном здоровье. Так что, несмотря на участие сильных актеров Аннетт Бенинг («Красота по-американски»), Алека Болдуина («Ложное искушение»), Гвинет Пэлтроу («Талантливый мистер Рипли») и Джозефа Файнса («Влюбленный Шекспир»), в их распоряжении столь скудный драматургический материал, что играть им нечего, хотя фильм и поставлен по книге мемуаров реально существующего Огастена Берроуза и по идее является его исповедью. 14-летнего Огастена играет 20-летний актер Джозеф Кросс («Флаги наших отцов»), который, несмотря на явную интеллигентность, тоже не может спасти тонущую на глазах картину.

Стомиллионнодолларовый «Добрый пастырь», который у нас вышел под названием «Ложное искушение», стал второй, после 13-летней паузы, режиссерской работой Роберта Де Ниро. Это почти трехчасовой психологический триллер и антитеза шпионской серии о Джеймсе Бонде. Впрочем, герой Мэтта Дэймона («Идентификация Борна»), один из создателей ЦРУ Эдвард Уилсон, тоже одет безупречно. Но миссия этого образцового яппи прозаичней и лишена романтики. Он — убежденный патриот и потому хочет стать чутким ухом и зорким глазом любимой отчизны. Перед нами проходит история спецслужб США, данная в перебросках во времени: от попытки ЦРУ инициировать бунт против Кастро в 1961-м — назад, в 30-е годы, к юности будущего шефа разведки, когда он увлекся тайным обществом «Черепа и кости». Ход сюжета биографичен: здесь мимолетное увлечение Уилсона глухой девушкой Лорой, и его безлюбая женитьба на красотке Кловер (Анджелина Джоли), и его отношения с сыном-невротиком. Это первая, открытая взорам жизнь героя. Вторая его жизнь законспирирована: в ней Уилсон выстраивает сложную цепь операций по вербовке двойной, тройной и перекрестной, где важное место занимает супершпион КГБ по кличке Улисс. Но режиссера более всего интересует прогрессирующая паранойя, рожденная вечной профессиональной подозрительностью любых «органов». Она неизбежно приводит к разрушению личности: к финалу герой уже видит в убийстве не более чем рутинную работу. Де Ниро, таким образом, дает нам клиническую картину: деятели спецслужб, независимо от политической окраски, предстают людьми, психически глубоко больными. Поэтому именно они, призванные спасать мир, представляют для мира главную опасность.



ТОП-10 продаж DVD по данным сети
«Пурпурный легион»:
1. «Типа крутые легавые»
2. «Мистер Бин на отдыхе»
3. «Кровавый алмаз»
4. «Престиж»
5. «В ожидании чуда»
6. «Параграф 78». Часть 2-я
7. «Вавилон»
8. «Артур и минипуты»
9. «Ложное искушение»
10 «Очень эпическое кино»

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».