Наверх
22 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "Шоколад — это по-нашему"

В России создается крупнейший отечественный холдинг по производству шоколада и кондитерских изделий.Спецпроект — Бабаевский
Рабочее название новой компании — «Объединенные кондитеры».
В нее войдут московские гиганты «Бабаевский», «Красный Октябрь», «Рот Фронт» плюс 14 кондитерских фабрик, расположенных от Нижнего Новгорода до Биробиджана и Благовещенска. Холдингу будут принадлежать пакеты акций фабрики мороженого «Айс-Фили», молочных комбинатов Смоленской области, нескольких московских предприятий, выпускающих печенье и крекер. Планируется, что объем производства составит порядка 250 тыс. тонн, товарооборот — $500 млн. Объединение реально претендует на 20—25% рынка кондитерских изделий. Это будет первое российское предприятие, на равных соперничающее с западными гигантами Nestle (торговая марка «Россия — щедрая душа»), Kraft Foods (торговая марка «Покров»), Cadbury, Mars.
Созданию «Объединенных кондитеров» предшествовали драматические события конца 2002 года. Собственники не могли полюбовно договориться о совместном владении концерном «Бабаевский» (самое передовое российское кондитерское производство, 8% рынка). Ни взаимные судебные иски, ни черный пиар не в состоянии были сдвинуть проблему с мертвой точки. В конце концов в достаточно жесткую борьбу вмешалось правительство Москвы. Юрий Лужков уже не первый раз помогает решать споры вокруг очень прибыльных шоколадных предприятий: в середине 1990-х он помог сохранить независимость «Красному Октябрю». Бывшие соперники — группа компаний «Гута» и руководство концерна «Бабаевский» — сели за стол переговоров. Блокирующий пакет акций «Бабаевского» (25% плюс одна акция) отошел Москве. После этого три собственника решили объединить все свои кондитерские ресурсы и создать холдинг. Его генеральным директором стал Сергей Носенко — президент концерна «Бабаевский».
Сегодня Сергей Носенко — один из самых влиятельных людей в шоколадной промышленности. Он начал успешно делать карьеру еще при социализме. Сын менеджера (отец в свое время руководил на Кубани крупным заводом), Носенко отслужил в армии, окончил с красным дипломом московский Пищевой институт, защитил диссертацию. 10 лет проработал главным механиком на различных предприятиях, после чего его на три года отправили перенимать передовой производственный опыт в Швецию. Вернувшись в 1991 году в Россию, Носенко открыл собственное предприятие по налаживанию и ремонту оборудования в пищевой промышленности. Все заработанные деньги вкладывал в акции Бабаевской фабрики — она в те времена считалась худшим кондитерским производством в Москве. В 1995 году, когда Носенко стал ее директором, дела шли из рук вон плохо: большие долги, отсутствие дисциплины, устаревшее оборудование. Все этапы большого пути — приватизацию, поиск стратегического инвестора (им стал Инкомбанк), тотальную реконструкцию, налаживание системы сбыта, даже новое название — концерн (слово мужского рода, как и шоколад) «Бабаевский» — и логотип — все было придумано и осуществлено при Носенко. 30 млн. долларов, которые обещал дать «Бабаевскому» Инкомбанк, так и остались цифрами на бумаге: модернизацию проводили за счет реинвестирования. Понятно поэтому, что Носенко не собирался без боя уступать права собственности на свое детище правопреемникам Инкомбанка. Но надо отдать ему должное: он не вел войну до полного уничтожения противника, с кредиторами он сумел договориться.
Даже в самые сложные моменты руководство концерна не подключало к спорам коллектив. Люди как работали, так и работают, регулярно получают зарплату, их не таскают на митинги, они не пишут писем президенту. И это не единственный наглядный пример реальной заботы о коллективе. Средняя зарплата на «Бабаевском» — около 11 тыс. рублей в месяц. В 2002 году из рук вице-президента Валентины Матвиенко концерн получил специальный диплом правительства РФ за свои социальные программы.
Помимо опытных, рыночно ориентированных топ-менеджеров новый объединенный холдинг получит немало других преимуществ. Здесь будут выпускаться самые известные и любимые в России шоколадные марки: «Мишка косолапый», «Мишка на Севере», «Аленушка», «Вдохновение». У холдинга налажена система распространения. Она включает не только продажу через розничные сети и оптовые организации, но и собственные фирменные магазины — опыт, который сейчас перенимают западные шоколадные производители. У отечественного шоколада собственная рецептура, в нем больше какао, он, может, и калорийней, чем шоколад молочный, но для здоровья более полезен. По нормам ЕС шоколадом называется продукт, в котором содержится не больше 5% заменителей какао-продуктов. Эту норму многие западные компании, работающие в России, нарушают. Они должны писать (но пишут редко) на своих изделиях «сладкие плитки», а не «шоколад». Фирменный 300-граммовый шоколад «Бабаевский» содержит 75% какао-масла. Его называют постным, он продается даже для монастырей. Наконец, российские изделия относительно дешевы: коробка шоколадных конфет, которая у нас стоит 100—150 рублей, за границей обойдется в 100 долларов.
Объединенный кондитерский холдинг делает первые шаги. И это тот случай, когда каждый из нас совершенно искренне пожелает новому предприятию успехов и пообещает и впредь поддерживать отечественного шоколадного производителя .

ИВАН ТИШИНСКИЙ

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK