Наверх
23 октября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2012 года: "Шоу продолжается"

Свежеиспеченный закон «О такси» пока ничего не изменил на столичном рынке пассажирских перевозок. И вряд ли изменит — в этом сходятся все: и бомбилы, и «менты», и легальные таксисты.   Вадим — из тех мужиков, кто лишнего не сболтнет. Таких еще называют «тертыми». За те десять лет, что бомбит, он изъездил всю Москву вдоль и поперек.
   «Я и без всякого «Яндекса» знаю, по каким маршрутам и в какое время суток можно нормально проехать, — говорит он, но не хвастаясь, как стоило ожидать, а констатируя факт — сухо бурча себе под нос, что и не слышно почти. Он ездит за рулем новенькой серебристой «Приоры». Хоть и курит, но внутри салона не пыхтит. Фоном слушает радио «Джаз». Посмотреть со стороны — так образцовый шофер. Такого прямо хоть сейчас в легальное такси. Вот только он сам не пойдет.
   «Ну их..», — цедит он сквозь зубы, когда я спрашиваю про новый закон о такси, шашечки, счетчик и прочие атрибуты легального такси. У него явный зуб на наших чиновников. Сразу видно — не любит он «их». И их закон «О такси» тоже не любит.
   Напомним, что с 1 января этого года вступил в силу федеральный закон №69, призванный сделать рынок таксомоторных перевозок более безопасным и цивилизованным. Среди главных условий работы по новым правилам — наличие специального разрешения (лицензии) на пассажирские перевозки. Их выдача началась в сентябре 2011 года, и вплоть до 2013-го эта процедура будет бесплатной. Закон содержит ряд требований к возрасту и комплектации машин (обязательное наличие кассового аппарата, таксометра, детского кресла). У автомобилей должны быть оранжевый фонарь с надписью «такси» на крыше, и цветографическая раскраска в виде «шашечек» на кузове.
   За нарушение закона и таксисту, и его начальству грозят штрафы: от 1 до 5 тысяч рублей — для водителей (например, отсутствие лицензии обойдется в 5 тысяч рублей), от 10 до 50 тысяч — для должностных лиц и от 30 до 200 тысяч — для юридических лиц. Кроме того, за маскировку под такси Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) предусматривает изъятие госномеров.
   В рождественскую ночь Вадим везет меня из Измайлово в Сокольники за 250 рублей. Торговаться начали с трех сотен. По свободным дорогам поездка заняла около 15 минут, но за это время Вадим успел изложить свои взгляды на последние изменения в законодательстве.
   «Я за эти праздники, не напрягаясь, тысяч сорок, наверное, сделаю. И вот зачем мне при всем при этом какой-то план сдавать, таксометр покупать? Сейчас праздники закончатся, начнутся пробки — фиг проедешь, а план давай. При таком раскладе заработать только в хлебных местах можно, но туда еще попади. Или жить в машине придется… Гаишники меня пока для каких-то проверок не останавливали, да и мужики знакомые, кто бомбит, тоже ничего такого не рассказывали. На фига им этот геморрой? Это же надо доказать, что я посадил пассажира, а не просто знакомого подвожу, и к тому же зафиксировать, что я с него деньги взял. Думаю, если и нуж-ны будут палки для отчетности, то отловят десяток гастарбайтеров без прав или техосмотров, а в протоколах напишут, что те незаконным извозом занимались. И быстро, и просто».
   Отсчитывая сдачу, Вадим подвел итог нашей недолгой беседы: «У кого правда, брат, тот и сильней. А правда сейчас у нас, потому что ты из дома вышел, руку поднял, и вот мы приехали за 250 рублей на новой, чистой машине. А таксомотор с тебя минимум 350 рэ взял бы, а то и накрутил бы еще за празднички. Может, для кого-то 100 рублей и мелочь, но для нас с тобой это деньги, и мы их считаем. Так что закон этот, может, и хороший, но несвоевременный. Немногие пока могут себе такое такси позволить».
   Открывая дверь, поздравляю Вадима с Рождеством. Он благодарит, убирая в карман бумажник, и откидывается в кресле: «Да, домой поеду. Свой план я сегодня сделал, а больше никому не должен».
   Двумя днями позже водитель синего «фольксвагена» с желтым фонарем на крыше повез меня вечером из Сокольников в Новогиреево. За 300 рублей, что для легального такси — слишком низкая ставка. Но легальное ли? Желтый фонарь и даже «шашечки» на дверях оказались камуфляжем. Ни таксометра, ни кассового аппарата в машине не было. К официальному такси Дмитрий (бейджик с его фотографией и именем был закреплен на передней панели) отношения не имел и получать лицензию пока не собирается. Внешнюю атрибутику он объяснил тем, что работает на точке у трех вокзалов и после принятия нового закона «кураторы» попросили создать хотя бы видимость его соблюдения в таком приметном месте. По всей видимости, это единственные изменения, которые принес новый закон на площадь у трех вокзалов.
   «На мне новые правила пока никак не сказались, не считая, конечно, этой вот атрибутики. Если начнут давить, буду думать, что делать, но лицензию пойду получать в последнюю очередь. Во-первых, автомобиль кредитный и зарегистрирован на жену, так как я официально не работаю. Стало быть, лицензию как ИП мне не дадут, и надо идти работать на дядю, давать план и т.д. Спасибо, не надо. Во-вторых, если и получится каким-то образом машину перерегистрировать, то ИП открыть стоит 23 тысячи, а еще таксометр, кассовый аппарат и прочее. А я за детский сад плачу 22 тысячи в месяц и еще за машину. Да и тарифы у официального такси не самые конкурентные. Вот мы с тобой договорились сейчас за 300 рублей на Свободный проспект, и ты можешь быть уверен, что это будет именно 300, даже если мы где-то в пробку встанем. А на официальном тебе по любому выставят минимум 400 рублей за 30 минут, а по будням и поболе. Все, что сверх 30 минут, по 10-15 рублей за минуту. Тут на шоссе Энтузиастов можно в пробке насмерть встать, и только успевай прибавлять 500, 600, 700… А я днем за 500 повезу — за 500 привезу. Поэтому те, кто эту арифметику понимает, на официальном не поедут».
   Автомобиль у Дмитрия почти новый — еще двух лет не отъездил. «В такой машине и в пробке постоять не противно, кондиционер, музыка хорошая… — Дмитрий включает аудиосистему, и салон наполняется мягким звуком. — Это же нормально, что я прошу больше, чем таджики на своих ведрах с болтами».
   После небольшой паузы Дмитрий, правда, признался, что согласился на предложенную мной сумму лишь потому, что ему почти по пути.
   «Новые «ставки» нам «погоны» пока не объявляли, но все говорят, что, скорее всего, увеличат сборы. Им же придется теперь предупреждать нас о проверках, отлавливать «шахидов» для отчетности. Ну и мы наши тарифы повысим, а что делать…», — признается Дмитрий.
   Хотя когда это случится — никто не знает. Таксомоторный рынок замер в ожидании. Нелегальных перевозчиков так и не начали штрафовать за незаконный извоз, а лицензированные таксисты по-прежнему могут безнаказанно выходить на маршрут без кассового аппарата и других атрибутов таксомотора. Причина проста и банальна: подзаконные акты и должностные инструкции, как всегда, не поспели за принятием федерального закона.
   В столичном департаменте транспорта корреспонденту «Профиля» подтвердили — контролировать работу таксистов после вступления в силу закона должны сотрудники ГИБДД. Однако автоинспекторы пока не спешат с санкциями — во всяком случае, до тех пор, пока в Правила дорожного движения (ПДД) не будут внесены соответствующие поправки.
   В частности, в ПДД следует закрепить обязанность водителя такси иметь лицензию, а также запрет на эксплуатацию транспортных средств, имеющих цветографическую схему и фонарь легкового такси при отсутствии у водителя такой лицензии. Список поправок в ПДД уже разработан и ждет утверждения в правительстве. Пока же сотрудники ГИБДД просто не вправе применять административные меры к водителям, которые перевозят пассажиров без разрешений. Инспекторы могут спросить необходимые документы, но штраф выписывать за их отсутствие не имеют права.
   Еще сложнее обстоят дела с обычными бомбилами. Если водителя авто с «шашечками» можно остановить на основании этих самых «шашечек» и потребовать лицензию и таксометр, то на каком основании инспектор ГИБДД может остановить автомобиль без каких-либо опознавательных знаков, да еще и потребовать у водителя разрешение на перевозку его пассажира?
   «Пойми ты, это же не «контрольная закупка», когда у проверяющих остается купленный товар в виде вещдока. — Передо мной сидит сотрудник столичного управления МВД. Свое имя он называть не хочет. Но говорит все как есть: — Нельзя же просто поймать приезжего таксиста и тормошить его на дороге. Не по-людски как-то. Надо доказать, а значит, задокументировать и факт оказания услуги, и факт передачи денег. Для этого необходимы меченые купюры, желательна видеофиксация всего процесса оказания услуги или хотя бы момента передачи денег. Скрытую видеокамеру следует закрепить на оперативнике и обеспечить нормальные условия для видеосъемки — достаточное освещение в салоне, выгодный ракурс. В непосредственной близости от места передачи денег должны быть сотрудники ГИБДД для задержания транспортного средства и понятые для составления протоколов». По словам нашего собеседника, такие мероприятия обычно предшествуют задержанию коррупционеров. По его мнению, затраченные на такую операцию средства не оправдаются присуждением бомбиле пятитысячного штрафа, и, скорее всего, дело закончится несколькими показательными задержаниями.
   Именно это обстоятельство больше всего огорчает водителей официальных таксопарков и индивидуальных предпринимателей. По словам Алексея, он уже не первый год работает в крупной таксомоторной фирме и еще осенью получил все необходимые документы. Но пока никаких позитивных изменений не заметил.
   «Я больше года работаю у трех вокзалов и могу с уверенностью сказать, что бомбил тут меньше не стало. Я вам гарантирую, что 90% из тех, кто сидит в автомобилях, — бомбилы. Они и «шашечки» рисуют, и фонари на крыши ставят, но их никто не проверяет. Почему? Что уж говорить о тех, кто на обычных машинах бомбит. Кто их там будет отлавливать? О чем вы… Вон, смотрите, с чемоданами мимо стоянки на проезжую часть — и голосуют. А там, кстати, даже остановка запрещена, а неподалеку машина ГИБДД стоит с аварийкой. Хотите эксперимент: я сейчас до десяти досчитаю — и к ним бомбила подъедет. О! Даже считать не начал, а он уже тут как тут. Багажник открыл, вещи загружает, а инспекторы как бы и не видят ничего. Зато нас, я уверен, проверять будут регулярно: лицензия, фонарь, таксометр, кассовый аппарат, медосмотр. Столько всего проверить можно! Вот я, честно, не понимаю, кому такой закон нужен. Мы с него, по-моему, ничего не поимели. Бомбилы, похоже, ничего не потеряли. Пострадали только те, кто через диспетчеров работал, но у кого автомобиль не в собственности был. Им теперь надо в крупную фирму на план идти или в бомбилы. Лицензию они не получат.
   Председатель профсоюза «Таксист» Ярослав Щербинин подтвердил, что многие таксисты по объективным причинам так и не успели получить лицензию. По закону разрешение водителю выдается, только если машина у него в собственности или на условиях лизинга. Но почти половина таксистов, по словам Щербинина, брали авто в аренду у родственников, на которых были оформлены кредиты и права собственности. Глава профсоюза понимает, что принятие поправок в ПДД — это вопрос времени, и проверки могут начаться в любой момент. Он опасается, что в погоне за показателями проверяющие займутся не бомбилами, которых еще надо отловить, а таксомоторными компаниями, которые всегда на виду. «Легального перевозчика поймать легче, — уверен Щербинин. — Он заметен, в отличие от нелегала. Но мы намерены просить руководство правоохранительных органов начинать проверки именно с нелегальных таксистов, которые работают на старых, разбитых автомобилях, подвергая своих пассажиров реальной опасности». Впрочем, по словам самого Щербинина, он не уверен в том, что мнение перевозчиков будет услышано в высоких кабинетах.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK