25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2005 года: "Шумахер: чемпион или «старый мастер»?"

Архивная публикация 2005 года: "Шумахер: чемпион или «старый мастер»?"

После своего самого позорного сезона в «Формуле-1» Михаэль Шумахер не спешит продлевать контракт с Ferrari. Новые технические требования чреваты рисками, проблемы с шинами так и не решены, да и кадровые вопросы пока остаются открытыми — уставший от своей должности шеф команды Жан Тодт готовится к отставке. «ФОРМУЛА-1»

ИШумахер, и Тодт давно смирились с тем, что этот год оказался для них неудачным. Ferrari решила собирать силы для будущего сезона. Приоритетной задачей для инженеров в Маранелло давно стало создание нового автомобиля. Но вопрос о том, сможет ли Ferrari снова выбиться в лидеры, тесно связан еще и с сохранением в команде ее нынешней верхушки. Между тем контракты Шумахера, Тодта и технического директора Росса Брауна заканчиваются в 2006 году. 59-летний Тодт и 50-летний Браун обещали сообщить о своем решении в течение зимнего межсезонья. 36-летний Шумахер намерен подождать первых гонок Гран-при будущего года, чтобы оценить новую модель F2006. «Нет смысла соглашаться на продление контракта прямо сейчас, — считает гонщик. — Нужно учесть множество важных факторов».

Для Шумахера, переживающего осеннюю пору своей карьеры, речь идет о том, чтобы подготовить условия для достойного ухода из спорта через два-три года. Если Тодт и Браун останутся, у него будут крепкие тылы, что позволит сконцентрироваться только на гонках. Если же они покинут команду, то и «империя рухнет», как пророчит журнал «Моторшпорт актуэль». Шумахер опасается возвращения в «конюшню» хаоса и халатности, которые когда-то сумел истребить Жан Тодт.

Офис Тодта располагается на верхнем «этаже» огромного красного трейлера, принадлежащего команде. На его письменном столе стоят два телефона, рядом лежат два мобильника, с которыми шеф не расстается даже в отпуске. Маленький француз знает обо всем, что происходит в команде, и как никто другой способен связать воедино все службы, обеспечивающие гонки. С тех пор как президент Ferrari в 1993 году взял его на работу, чтобы очистить «конюшню» от различных интриг и чрезмерного самомнения, Тодт сделал невозможное. Триумфальная эра Шумахера не состоялась бы без его эффективного руководства командой.

Тодт производит впечатление педанта, когда надевает очки с толстыми линзами, чтобы найти нужную бумажку в стопке документов на письменном столе, и зачитывает с листочка результаты заездов. Почему в этом сезоне все идет наперекосяк? «Мы не можем дать точного ответа на данный вопрос», — недовольно бормочет он. А вот это — самое худшее, что может произойти в столь сложной в техническом плане сфере деятельности, как гонки «Формулы-1». Если известны причины отставания, то можно попытаться их устранить. Но Ferrari уже несколько месяцев блуждает в потемках.

Самый большой фактор неопределенности — Жан Тодт. Останется ли он в команде? Это вызывает гораздо больше сомнений, чем в случае Брауна или Шумахера. Тодт работает дольше них, ему пришлось выдержать больше нападок — например, итальянская пресса много раз писала, что его нужно уволить. Он, по собственному признанию, даже никогда не мог от души наслаждаться победами, потому что жил в постоянном страхе перед возможным поражением на следующих гонках. Его ногти заклеены скотчем — иначе он, нервничая, непременно расцарапает их ручкой.

Тодт, сын польского эмигранта, помолвлен с 43-летней актрисой Мишель Ио, снявшейся в одном из фильмов о Джеймсе Бонде. Он разбогател, работая в Ferrari, и начал коллекционировать произведения современного искусства. «Есть и другие вещи, которыми я бы с удовольствием занялся, — говорит он. — Но пока у меня нет для этого времени».

Что же удерживает его в команде? Ответственность, говорит Тодт. Необходимо обеспечить, чтобы на команду Ferrari в будущем работали достойные люди. Проще говоря, он должен подобрать преемников для нынешних ключевых фигур. Не в последнюю очередь — для себя самого.

Словом, команда переживает период перемен. Сможет ли Ferrari уже в 2006 году снова добиться побед на трассе? Умолкнут ли наконец слухи о кризисе? Ответы на эти вопросы в значительной мере зависят от абсолютно посторонней фирмы, на деятельность которой Ferrari не имеет особого влияния. Речь идет о японской компании Bridgestone, поставляющей шины.

По новым правилам, действующим с этого года, разрешается использовать только один комплект шин, которые должны выдержать и квалификационные испытания, и сами гонки — то есть 350 км вместо прежних 100. Bridgestone так и не смогла приспособиться к изменившимся требованиям. То резина оказывается слишком жесткой и ей не хватает необходимого сцепления с асфальтом. То она слишком мягкая и после быстрого прохождения квалификационных кругов сильно изнашивается в ходе гонок. В попытках добиться необходимого качества японцы даже скопировали конструкцию Michelin со стальным кордом внутри шины вместо текстильного, но безуспешно. А после катастрофы на Гран-при в Монце Bridgestone и Ferrari утратили остатки взаимной лояльности и теперь сваливают вину друг на друга.

Однако правда и то, что модель F2005 не очень удалась конструкторскому бюро в Италии. И это после того, как Ferrari завоевала шесть чемпионских титулов подряд! Адриан Неве, технический директор McLaren-Mercedes, был удивлен, что модель Ferrari этого года, несмотря на кардинальное изменение правил проведения гонок, выглядит почти так же, как и ее предшественница. В итоге в Монце команда McLaren на модели, отличавшейся смелым решением, показала лучший результат по сравнению с 2004 годом. А Ferrari на каждом круге на две секунды отставала от себя самой прошлогоднего образца.

С другой стороны, может быть, это и к лучшему, что в будущем году силы снова перераспределятся. Из-за изменившихся правил проведения гонок производителям моторов придется конструировать совершенно новые двигатели: вместо прежних 10-цилиндровых с максимальным объемом 3 л будут допущены только 8-цилиндровые с объемом 2,4 л. Теоретически это простая операция — надо только отделить два цилиндра. На практике все оказывается гораздо сложнее. В то время как 10-цилиндровые моторы сильно вибрируют в среднем диапазоне вращения (практически не используемом), а далее движутся мягко и беззвучно, 8-цилиндровые, наоборот, создают сильную тряску как раз при необходимой максимальной нагрузке — 16 тыс. оборотов в минуту. Кроме того, «летят» и вспомогательные механизмы: водяные помпы, масляные и топливные шланги, — если их не приспособили к новым условиям. И работа в кабине гонщика становится весьма неприятной. Так, после первых выездов тест-пилот Ferrari Марк Жене жаловался на расстройство зрения и головные боли.

Словом, 2006 год таит в себе большие возможности и большие риски одновременно. Ясно одно: тот период, на который Шумахер планирует остаться в системе Гран-при, он рассчитывает провести как чемпион, а не как «старый мастер», живущий воспоминаниями о прошлых победах. Поэтому он решил воспользоваться великодушием президента Ferrari, который не торопит его с принятием решения. К тому же гонщик уверен: компания не урежет ему годовое содержание, составляющее сегодня 35 млн. евро, — все-таки он пятикратный чемпион мира. В других «конюшнях» ему пришлось бы довольствоваться куда более скромными гонорарами, к тому же в конце 2006 года на рынок выйдут молодые звезды Фернандо Алонсо (24 года) и Кими Райкконен (25 лет), у которых кончаются контракты соответственно с Renault и McLaren-Mercedes.

Если смотреть на вещи реально, выбор у Шумахера небольшой: либо оставаться в команде Ferrari, либо уходить из автоспорта. У Михаэля, выросшего в небольшом городке Керпене, нет никаких планов на дальнейшую жизнь. В принципе, он так и остался маленьким картодромщиком, который до карьеры в «Формуле-1» также занимался только гонками и никогда не помышлял о возможной альтернативе этому занятию: сначала его ничего, кроме гонок, не интересовало, а потом ни на что другое не оставалось времени.

О том, насколько тяжело для бывшего чемпиона мира «Формулы-1» искать новый смысл жизни, красноречиво свидетельствует судьба предшественника Шумахера, 36-летнего Мики Хаккинена. После ухода из большого спорта в 2001 году финский гонщик некоторое время наслаждался свободной жизнью и даже наел себе животик. Потом пришла скука. «Жизнь не бросала мне новых вызовов», — говорит Хаккинен, который теперь участвует во внутригерманских гонках ДТМ. Он продержался без любимого дела всего три года. Детлеф Хаке

После своего самого позорного сезона в «Формуле-1» Михаэль Шумахер не спешит продлевать контракт с Ferrari. Новые технические требования чреваты рисками, проблемы с шинами так и не решены, да и кадровые вопросы пока остаются открытыми — уставший от своей должности шеф команды Жан Тодт готовится к отставке. «ФОРМУЛА-1»

ИШумахер, и Тодт давно смирились с тем, что этот год оказался для них неудачным. Ferrari решила собирать силы для будущего сезона. Приоритетной задачей для инженеров в Маранелло давно стало создание нового автомобиля. Но вопрос о том, сможет ли Ferrari снова выбиться в лидеры, тесно связан еще и с сохранением в команде ее нынешней верхушки. Между тем контракты Шумахера, Тодта и технического директора Росса Брауна заканчиваются в 2006 году. 59-летний Тодт и 50-летний Браун обещали сообщить о своем решении в течение зимнего межсезонья. 36-летний Шумахер намерен подождать первых гонок Гран-при будущего года, чтобы оценить новую модель F2006. «Нет смысла соглашаться на продление контракта прямо сейчас, — считает гонщик. — Нужно учесть множество важных факторов».

Для Шумахера, переживающего осеннюю пору своей карьеры, речь идет о том, чтобы подготовить условия для достойного ухода из спорта через два-три года. Если Тодт и Браун останутся, у него будут крепкие тылы, что позволит сконцентрироваться только на гонках. Если же они покинут команду, то и «империя рухнет», как пророчит журнал «Моторшпорт актуэль». Шумахер опасается возвращения в «конюшню» хаоса и халатности, которые когда-то сумел истребить Жан Тодт.

Офис Тодта располагается на верхнем «этаже» огромного красного трейлера, принадлежащего команде. На его письменном столе стоят два телефона, рядом лежат два мобильника, с которыми шеф не расстается даже в отпуске. Маленький француз знает обо всем, что происходит в команде, и как никто другой способен связать воедино все службы, обеспечивающие гонки. С тех пор как президент Ferrari в 1993 году взял его на работу, чтобы очистить «конюшню» от различных интриг и чрезмерного самомнения, Тодт сделал невозможное. Триумфальная эра Шумахера не состоялась бы без его эффективного руководства командой.

Тодт производит впечатление педанта, когда надевает очки с толстыми линзами, чтобы найти нужную бумажку в стопке документов на письменном столе, и зачитывает с листочка результаты заездов. Почему в этом сезоне все идет наперекосяк? «Мы не можем дать точного ответа на данный вопрос», — недовольно бормочет он. А вот это — самое худшее, что может произойти в столь сложной в техническом плане сфере деятельности, как гонки «Формулы-1». Если известны причины отставания, то можно попытаться их устранить. Но Ferrari уже несколько месяцев блуждает в потемках.

Самый большой фактор неопределенности — Жан Тодт. Останется ли он в команде? Это вызывает гораздо больше сомнений, чем в случае Брауна или Шумахера. Тодт работает дольше них, ему пришлось выдержать больше нападок — например, итальянская пресса много раз писала, что его нужно уволить. Он, по собственному признанию, даже никогда не мог от души наслаждаться победами, потому что жил в постоянном страхе перед возможным поражением на следующих гонках. Его ногти заклеены скотчем — иначе он, нервничая, непременно расцарапает их ручкой.

Тодт, сын польского эмигранта, помолвлен с 43-летней актрисой Мишель Ио, снявшейся в одном из фильмов о Джеймсе Бонде. Он разбогател, работая в Ferrari, и начал коллекционировать произведения современного искусства. «Есть и другие вещи, которыми я бы с удовольствием занялся, — говорит он. — Но пока у меня нет для этого времени».

Что же удерживает его в команде? Ответственность, говорит Тодт. Необходимо обеспечить, чтобы на команду Ferrari в будущем работали достойные люди. Проще говоря, он должен подобрать преемников для нынешних ключевых фигур. Не в последнюю очередь — для себя самого.

Словом, команда переживает период перемен. Сможет ли Ferrari уже в 2006 году снова добиться побед на трассе? Умолкнут ли наконец слухи о кризисе? Ответы на эти вопросы в значительной мере зависят от абсолютно посторонней фирмы, на деятельность которой Ferrari не имеет особого влияния. Речь идет о японской компании Bridgestone, поставляющей шины.

По новым правилам, действующим с этого года, разрешается использовать только один комплект шин, которые должны выдержать и квалификационные испытания, и сами гонки — то есть 350 км вместо прежних 100. Bridgestone так и не смогла приспособиться к изменившимся требованиям. То резина оказывается слишком жесткой и ей не хватает необходимого сцепления с асфальтом. То она слишком мягкая и после быстрого прохождения квалификационных кругов сильно изнашивается в ходе гонок. В попытках добиться необходимого качества японцы даже скопировали конструкцию Michelin со стальным кордом внутри шины вместо текстильного, но безуспешно. А после катастрофы на Гран-при в Монце Bridgestone и Ferrari утратили остатки взаимной лояльности и теперь сваливают вину друг на друга.

Однако правда и то, что модель F2005 не очень удалась конструкторскому бюро в Италии. И это после того, как Ferrari завоевала шесть чемпионских титулов подряд! Адриан Неве, технический директор McLaren-Mercedes, был удивлен, что модель Ferrari этого года, несмотря на кардинальное изменение правил проведения гонок, выглядит почти так же, как и ее предшественница. В итоге в Монце команда McLaren на модели, отличавшейся смелым решением, показала лучший результат по сравнению с 2004 годом. А Ferrari на каждом круге на две секунды отставала от себя самой прошлогоднего образца.

С другой стороны, может быть, это и к лучшему, что в будущем году силы снова перераспределятся. Из-за изменившихся правил проведения гонок производителям моторов придется конструировать совершенно новые двигатели: вместо прежних 10-цилиндровых с максимальным объемом 3 л будут допущены только 8-цилиндровые с объемом 2,4 л. Теоретически это простая операция — надо только отделить два цилиндра. На практике все оказывается гораздо сложнее. В то время как 10-цилиндровые моторы сильно вибрируют в среднем диапазоне вращения (практически не используемом), а далее движутся мягко и беззвучно, 8-цилиндровые, наоборот, создают сильную тряску как раз при необходимой максимальной нагрузке — 16 тыс. оборотов в минуту. Кроме того, «летят» и вспомогательные механизмы: водяные помпы, масляные и топливные шланги, — если их не приспособили к новым условиям. И работа в кабине гонщика становится весьма неприятной. Так, после первых выездов тест-пилот Ferrari Марк Жене жаловался на расстройство зрения и головные боли.

Словом, 2006 год таит в себе большие возможности и большие риски одновременно. Ясно одно: тот период, на который Шумахер планирует остаться в системе Гран-при, он рассчитывает провести как чемпион, а не как «старый мастер», живущий воспоминаниями о прошлых победах. Поэтому он решил воспользоваться великодушием президента Ferrari, который не торопит его с принятием решения. К тому же гонщик уверен: компания не урежет ему годовое содержание, составляющее сегодня 35 млн. евро, — все-таки он пятикратный чемпион мира. В других «конюшнях» ему пришлось бы довольствоваться куда более скромными гонорарами, к тому же в конце 2006 года на рынок выйдут молодые звезды Фернандо Алонсо (24 года) и Кими Райкконен (25 лет), у которых кончаются контракты соответственно с Renault и McLaren-Mercedes.

Если смотреть на вещи реально, выбор у Шумахера небольшой: либо оставаться в команде Ferrari, либо уходить из автоспорта. У Михаэля, выросшего в небольшом городке Керпене, нет никаких планов на дальнейшую жизнь. В принципе, он так и остался маленьким картодромщиком, который до карьеры в «Формуле-1» также занимался только гонками и никогда не помышлял о возможной альтернативе этому занятию: сначала его ничего, кроме гонок, не интересовало, а потом ни на что другое не оставалось времени.

О том, насколько тяжело для бывшего чемпиона мира «Формулы-1» искать новый смысл жизни, красноречиво свидетельствует судьба предшественника Шумахера, 36-летнего Мики Хаккинена. После ухода из большого спорта в 2001 году финский гонщик некоторое время наслаждался свободной жизнью и даже наел себе животик. Потом пришла скука. «Жизнь не бросала мне новых вызовов», — говорит Хаккинен, который теперь участвует во внутригерманских гонках ДТМ. Он продержался без любимого дела всего три года. Детлеф Хаке

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».