Наверх
17 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2004 года: "Сила иного в Костином взоре"

 Надо отдать должное Константину Эрнсту. Многие удивляются, как такой творческий и в общем-то молодой человек может быть своим парнем одновременно для кинотусовки, для шоу-бизнеса, для ТВ (само собой), в администрации президента и прочих чиновничьих кругах да еще и в сообществе микробиологов (по первому образованию). Длинными осенними вечерами мне начинает казаться, что у него есть миссия на земле — скажем, экранизировать всего Лукьяненко, потому что так попросил Завулон. Может быть, это про него поется в песенке группы «Уматурман»: «Но сила иного в Костином взоре, а значит, он будет работать в Дозоре». Вот он теперь и работает, служит неким силам.

Работает в целом уверенно, будто получил индульгенцию, строит на Первом авторитаризм. По-другому там с ними нельзя. Вот, например, намедни он натурально разнес кабинет начальника информации Сергея Горячева. Из-за невыполнения приказа. На «орбиты» (то есть на Дальний Восток) прошел в программе «Время» сюжет про то, как «мочили» Никиту Михалкова на съезде кинематографистов. Михалков Эрнсту не простой человек, а коллега по кино, и гендиректор попросил этот сюжет снять с эфира на Москву. А Горячев не снял — и поплатился. И правильно, приказам надо подчиняться. Чай, не простое время: «и день, и ночь идет война добра со злом, дымит разлом». В результате Эрнст призвал бывшего ведущего новостей Кирилла Клейменова. Тот вернулся из «ЛУКОЙЛа» с условием — уберите Горячева. Теперь сам будет им, что непросто: новости на Первом курируются не столько Константином Эрнстом, сколько пресс-секретарем президента Алексеем Громовым.

Новости делаются быстро, скопом и почти одинаково теперь везде, так что каналы интереснее сравнивать по другим критериям. Глядя на то, как стали успешны конкуренты в жанре документалистики, НТВ во главе с директором дирекции документального вещания Савиком Шустером ищет, как нанести ответный удар. На прошедшей неделе Шустер выпустил актуальную документалистику о Ясире Арафате. Главными героями «фильма» стали Евгений Примаков и Игорь Иванов, два экс-министра иностранных дел, которые с великим Раисом «челночно» дружили. Иванов и Примаков (он был главным героем и предыдущего фильма Шустера) не подкачали. Если бы не они, «фильм» вообще бы не состоялся.

Когда «фильм» сделан из интервью с чинно восседающими в креслах экс-министрами и архива информслужбы, это называется не фильм, а, например, спецэрзацвыпуск программы «Свобода слова». В новом формате, но с тем же ведущим. Мучимый бюджетным дефицитом, Шустер вынужден опять делать авторскую программу. Она не имеет в сетке постоянного слота (Арафат вытеснил Юлию Бордовских и ее очередные «Короткие встречи»), и Шустер слоняется по эфиру под маской нерегулярного, но по мере готовности обязательного к выходу «документального вещания». Стоит надеяться, что делать такую программу г-на Шустера заставила суровая жизнь и у него нет убеждения, что таково и должно быть документальное кино.

Но вот есть ли нынешнему документалисту у кого учиться? Вот, казалось бы, на Первом показали оскароносное эссе Майкла Мура «Боулинг для Колумбины». Вроде — учись и учись. Ан нет. Фильм оказался насквозь тенденциозный и местами в этой тенденциозности просто убогий. Стало окончательно ясно, что этот Мур — просто профессиональный антибушевский юродивый, не сильно любящий свою страну, а приемы его документалистики, по высоким меркам (в самом хорошем смысле этого слова), скажем, советского политического кино, просто примитивны. Автор лично в кадре топчет ногами просторы США и Канады, пытливо ища ответ на вопрос: почему в США так много убитых из огнестрельного оружия (а в Канаде — мало)? Получается в лоб, грубо, а ответ — банален: потому как жестока наша жизнь (подразумевается — при Буше). Особенно «силен» такой художественный прием, как задирание майки с показом огнестрельных ран подростком в супермаркете, где продали пули, которые в этого подростка попали.

Не менее ценные уроки преподают на канале «Россия». Там показали фильм «Заговор-62» о конфликте Никиты Хрущева и людей литературы и искусства в 1962 году. Знаменитая «бульдозерная» выставка. Выволочки Вознесенскому и Аксенову. Судороги перед низвержением. Тут тоже есть и архив, и воспоминания, и документальное исследование. Автора в кадре нет, но режиссура чувствуется. Чего, например, стоит история, которую режиссер Наумов рассказал о своем друге режиссере Алове, который занял писуар в туалете, когда за его спиной томился в ожидании Хрущев…То есть он его, вождя, почти что «замочил в сортире».

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK