24 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2003 года: "Сказки дядюшки примуса"

Архивная публикация 2003 года: "Сказки дядюшки примуса"

Все течет, все меняется, но пропорции между высоким и низким искусством остаются прежними.

"Параллельно большому миру, в котором живут большие люди и большие вещи, существует маленький мир с маленькими людьми и маленькими вещами. В большом мире изобретен дизель-мотор, написаны "Мертвые души", построена Днепровская гидростанция и совершен перелет вокруг света. В маленьком мире изобретен кричащий пузырь "уйди-уйди", написана песенка "Кирпичики" и скроены брюки фасона "полпред". Этот жизненный расклад заметили много десятилетий назад Илья Ильф и Евгений Петров. С тех пор сменился государственный строй, но высокие и низкие формы остались в прежней пропорции.
Вот сейчас, например, в вагонах Московского метрополитена висят полезные плакаты, подготовленные службой противопожарной безопасности и фондом городского жилищного страхования. В непринужденной манере гражданам предлагается постичь основные принципы безопасности жилища. Все, кто когда-нибудь учился в школе или ездил в пионерский лагерь, обязательно приносили домой горы "черных" стишков и "страшилок". Историю про то, как "дети в подвале играли в гестапо -- зверски замучен сантехник Потапов" передавали из поколения в поколение. Очевидно, авторы-составители агитационных четверостиший, проповедующих правильное поведение в целях безопасности, до сих пор не могут забыть ритм детских стишков, почему и решили донести до населения агитпризывы в простой, доступной и незабываемой манере.
В частности, пассажирам подземки предлагается
оценить богатый ассоциативный ряд: "Под солнцем искрятся снежинки не ветке -- от сильных приборов искрятся розетки";
понять логическое следствие: "Жаркое готово, дымится в тарелке -- хозяйка, проверьте на кухне горелки";
сделать вывод о том, что "В руках у детей не игрушка петарда, квартира -- не место ракетного старта"
и, наконец, усвоить самое главное: "На счастье повесьте над дверью подковку; надежней, конечно, оформить страховку".
Или другое. В мире, безусловно, высоком Михаил Афанасьевич Булгаков написал свой роман "Мастер и Маргарита". В котором тоже, кстати, усмехался над мелочностью вещей, людей и поступков. В нашем мире Булгакову и его легендарному роману собираются ставить памятник, вокруг которого набирает обороты другая, полная нешуточных страстей история. Скульптор Александр Рукавишников, который пока ничего особенно плохого для внешнего облика столицы не сделал (Достоевского у Ленинки, Высоцкого на Ваганьковском и Никулина на Цветном), предлагает поставить на Патриарших прудах (что, в общем-то, логично) архитектурную композицию, в которой нашлось место самому Булгакову, идущему по воде Иешуа, Мастеру и Маргарите, Понтию Пилату, Левию Матвею, Бегемоту, Коровьеву и Азазелло. Страсти же разгорелись вокруг 12-метровой композиции, представляющей собой взорванный примус-фонтан, из которого вылетают шесть всадников. Жители окрестных районов и примкнувшие к ним любители всегда бороться "против" считают, что это массивное сооружение задавит сложившийся ансамбль прудов (что, в общем-то, тоже понятно). Скульптор доказывает обратное. Московская городская дума еще в конце прошлого года решила дополнительно профинансировать установку памятника и благоустройство прудов загадочной суммой в 91 млн. 50 тыс. рублей. Рукавишников пошел на уступки и решил отказаться от раздражающего общественность примуса. Московский мэр обещал найти компромисс. Государственная дума тем временем написала обращение непосредственно к президенту России с просьбой разобраться.
В общем, жаль, что не видят всей этой борьбы ни Булгаков, ни Ильф с Петровым. Они наверняка позаимствовали бы сюжеты, читать которые потом и самим свидетелям всего происходящего было бы очень смешно.

Все течет, все меняется, но пропорции между высоким и низким искусством остаются прежними.


"Параллельно большому миру, в котором живут большие люди и большие вещи, существует маленький мир с маленькими людьми и маленькими вещами. В большом мире изобретен дизель-мотор, написаны "Мертвые души", построена Днепровская гидростанция и совершен перелет вокруг света. В маленьком мире изобретен кричащий пузырь "уйди-уйди", написана песенка "Кирпичики" и скроены брюки фасона "полпред". Этот жизненный расклад заметили много десятилетий назад Илья Ильф и Евгений Петров. С тех пор сменился государственный строй, но высокие и низкие формы остались в прежней пропорции.

Вот сейчас, например, в вагонах Московского метрополитена висят полезные плакаты, подготовленные службой противопожарной безопасности и фондом городского жилищного страхования. В непринужденной манере гражданам предлагается постичь основные принципы безопасности жилища. Все, кто когда-нибудь учился в школе или ездил в пионерский лагерь, обязательно приносили домой горы "черных" стишков и "страшилок". Историю про то, как "дети в подвале играли в гестапо -- зверски замучен сантехник Потапов" передавали из поколения в поколение. Очевидно, авторы-составители агитационных четверостиший, проповедующих правильное поведение в целях безопасности, до сих пор не могут забыть ритм детских стишков, почему и решили донести до населения агитпризывы в простой, доступной и незабываемой манере.

В частности, пассажирам подземки предлагается

оценить богатый ассоциативный ряд: "Под солнцем искрятся снежинки не ветке -- от сильных приборов искрятся розетки";

понять логическое следствие: "Жаркое готово, дымится в тарелке -- хозяйка, проверьте на кухне горелки";

сделать вывод о том, что "В руках у детей не игрушка петарда, квартира -- не место ракетного старта"

и, наконец, усвоить самое главное: "На счастье повесьте над дверью подковку; надежней, конечно, оформить страховку".

Или другое. В мире, безусловно, высоком Михаил Афанасьевич Булгаков написал свой роман "Мастер и Маргарита". В котором тоже, кстати, усмехался над мелочностью вещей, людей и поступков. В нашем мире Булгакову и его легендарному роману собираются ставить памятник, вокруг которого набирает обороты другая, полная нешуточных страстей история. Скульптор Александр Рукавишников, который пока ничего особенно плохого для внешнего облика столицы не сделал (Достоевского у Ленинки, Высоцкого на Ваганьковском и Никулина на Цветном), предлагает поставить на Патриарших прудах (что, в общем-то, логично) архитектурную композицию, в которой нашлось место самому Булгакову, идущему по воде Иешуа, Мастеру и Маргарите, Понтию Пилату, Левию Матвею, Бегемоту, Коровьеву и Азазелло. Страсти же разгорелись вокруг 12-метровой композиции, представляющей собой взорванный примус-фонтан, из которого вылетают шесть всадников. Жители окрестных районов и примкнувшие к ним любители всегда бороться "против" считают, что это массивное сооружение задавит сложившийся ансамбль прудов (что, в общем-то, тоже понятно). Скульптор доказывает обратное. Московская городская дума еще в конце прошлого года решила дополнительно профинансировать установку памятника и благоустройство прудов загадочной суммой в 91 млн. 50 тыс. рублей. Рукавишников пошел на уступки и решил отказаться от раздражающего общественность примуса. Московский мэр обещал найти компромисс. Государственная дума тем временем написала обращение непосредственно к президенту России с просьбой разобраться.

В общем, жаль, что не видят всей этой борьбы ни Булгаков, ни Ильф с Петровым. Они наверняка позаимствовали бы сюжеты, читать которые потом и самим свидетелям всего происходящего было бы очень смешно.

НАТАЛЬЯ ЩЕРБАНЕНКО

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».