Наверх
17 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "Сказки дядюшки примуса"

 Все течет, все меняется, но пропорции между высоким и низким искусством остаются прежними.

«Параллельно большому миру, в котором живут большие люди и большие вещи, существует маленький мир с маленькими людьми и маленькими вещами. В большом мире изобретен дизель-мотор, написаны «Мертвые души», построена Днепровская гидростанция и совершен перелет вокруг света. В маленьком мире изобретен кричащий пузырь «уйди-уйди», написана песенка «Кирпичики» и скроены брюки фасона «полпред». Этот жизненный расклад заметили много десятилетий назад Илья Ильф и Евгений Петров. С тех пор сменился государственный строй, но высокие и низкие формы остались в прежней пропорции.
Вот сейчас, например, в вагонах Московского метрополитена висят полезные плакаты, подготовленные службой противопожарной безопасности и фондом городского жилищного страхования. В непринужденной манере гражданам предлагается постичь основные принципы безопасности жилища. Все, кто когда-нибудь учился в школе или ездил в пионерский лагерь, обязательно приносили домой горы «черных» стишков и «страшилок». Историю про то, как «дети в подвале играли в гестапо — зверски замучен сантехник Потапов» передавали из поколения в поколение. Очевидно, авторы-составители агитационных четверостиший, проповедующих правильное поведение в целях безопасности, до сих пор не могут забыть ритм детских стишков, почему и решили донести до населения агитпризывы в простой, доступной и незабываемой манере.
В частности, пассажирам подземки предлагается
оценить богатый ассоциативный ряд: «Под солнцем искрятся снежинки не ветке — от сильных приборов искрятся розетки»;
понять логическое следствие: «Жаркое готово, дымится в тарелке — хозяйка, проверьте на кухне горелки»;
сделать вывод о том, что «В руках у детей не игрушка петарда, квартира — не место ракетного старта»
и, наконец, усвоить самое главное: «На счастье повесьте над дверью подковку; надежней, конечно, оформить страховку».
Или другое. В мире, безусловно, высоком Михаил Афанасьевич Булгаков написал свой роман «Мастер и Маргарита». В котором тоже, кстати, усмехался над мелочностью вещей, людей и поступков. В нашем мире Булгакову и его легендарному роману собираются ставить памятник, вокруг которого набирает обороты другая, полная нешуточных страстей история. Скульптор Александр Рукавишников, который пока ничего особенно плохого для внешнего облика столицы не сделал (Достоевского у Ленинки, Высоцкого на Ваганьковском и Никулина на Цветном), предлагает поставить на Патриарших прудах (что, в общем-то, логично) архитектурную композицию, в которой нашлось место самому Булгакову, идущему по воде Иешуа, Мастеру и Маргарите, Понтию Пилату, Левию Матвею, Бегемоту, Коровьеву и Азазелло. Страсти же разгорелись вокруг 12-метровой композиции, представляющей собой взорванный примус-фонтан, из которого вылетают шесть всадников. Жители окрестных районов и примкнувшие к ним любители всегда бороться «против» считают, что это массивное сооружение задавит сложившийся ансамбль прудов (что, в общем-то, тоже понятно). Скульптор доказывает обратное. Московская городская дума еще в конце прошлого года решила дополнительно профинансировать установку памятника и благоустройство прудов загадочной суммой в 91 млн. 50 тыс. рублей. Рукавишников пошел на уступки и решил отказаться от раздражающего общественность примуса. Московский мэр обещал найти компромисс. Государственная дума тем временем написала обращение непосредственно к президенту России с просьбой разобраться.
В общем, жаль, что не видят всей этой борьбы ни Булгаков, ни Ильф с Петровым. Они наверняка позаимствовали бы сюжеты, читать которые потом и самим свидетелям всего происходящего было бы очень смешно.

НАТАЛЬЯ ЩЕРБАНЕНКО

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK