24 апреля 2024
USD 93.25 -0.19 EUR 99.36 -0.21
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2010 года: "СКИДКУ ДАВАЙ!"

Архивная публикация 2010 года: "СКИДКУ ДАВАЙ!"

Европейцы хотят, чтобы "Газпром" продавал им газ дешевле. Есть ли у газовиков весомые контраргументы в этом споре? Европейские компании все настойчивее требуют от "Газпрома" понизить цены на газ, поскольку российское голубое топливо, поставляемое по долгосрочным контрактам, оказалось дороже норвежского и катарского. Эти страны продают большие объемы газа по кратко-срочным договорам, которые ориентированы на биржевые котировки.
В последние двадцать лет потребление газа в мире росло быстрее, чем потребление нефтепродуктов. Цены на газ были достаточно высокими, и производство стало стремительно увеличиваться. В частности, Катар и Норвегия запустили несколько заводов по сжижению природного газа. Одновременно в США стремительно выросла добыча га-за из сланцев. Поэтому когда в 2008 году разразился мировой экономический кризис и потребление газа резко сократилось, на рынке образовался его избыток. Европейские компании считают, что это долгосрочная тенденция, и предлагают внести изменения в договоры с "Газпромом" и начать продавать больше газа по краткосрочным контрактам. Но ведь еще два года назад ситуация была прямо противоположной: биржевые котировки газа были высоки как никогда, а по долгосрочным контрактам он стоил существенно меньше.
Попробуем разобраться, оп-равдан ли нынешний оптимизм европейцев. Во-первых, собственная добыча газа в Ев-ропе (в том числе и в Норвегии) будет неуклонно снижаться, так как старые месторождения истощаются, а новых обнаружить не удается. По прогнозам большинства специалистов, повторить аме-риканскую "сланцевую революцию" Европе не удастся. Во-вторых, Катар объявил мораторий на реализацию новых газовых проектов до 2014 года. Более того, в нынешних условиях катарские мощности по производству сжиженного природного газа работают с низкой рентабельностью, потому-то и появляются регулярные сооб-щения о том, что они приостанав-ливают свою работу, чтобы за счет снижения предложения по-высить цену. В-третьих, добы-ча "традицион-ного" газа в США сокращается потем же причинам, что и в Европе. При этом роста добычи сланце-вого газа в ближайшее время ожидать не стоит. Дело в том, что на протяжении последних месяцев он продается в США по $150 за тысячу куб. м. А резкое увеличение инвестиций в производство сланцевого газа произошло, когда голубое топливо стоило $300-400 за тысячу куб. м. Тогда эти проекты были рентабельными, ведь себестоимость добычи тысячи куб. м газа из сланцев составляет в среднем как раз около $150. Наконец, потребление газа в Европе и США будет неуклонно расти, так как экологически это самый чистый вид топлива.
Европейский союз уделяет весьма пристальное внимание вопросам экологии. В частности, снижению выбросов углекислого газа. К 2020 году ЕС планирует сократить их на 385 млн тонн. Но ведь са-мый эффективный способ снижения выбросов СО2 - это перевод угольных электростанций на газ, а автомо-билей на газомоторное топливо. Заменив около половины угольных генерирующих мощностей газогенерацией комбинированного цикла (при-мерно 50 ГВт), можно сократить эмиссию СО2 на 185 млн тонн. Автомобили, работающие на так называемом компримированном природном газе (КПГ), по части загрязнения атмосферы выгодно отличаются от тех, что работают на бензине. Если взять бензин Евро-4 за эталон, то окажется, что по выбросам оксидов азота КПГ выигрывает почти в три раза, по CH - в 14 раз, по бензопирену - более чем в 16 раз, по оксиду углерода - в 12,5 раза, а по саже - в три раза. При этом КПГ на 30-40% дешевле бензина. Не случайно в последнее время в Европе стремительно растет количество газовых автозаправочных станций. Например, в Германии их число увеличилось с 310 в 2002 году до 861 в 2009-м.
Так что компромисс между европейскими компаниями и "Газпромом" возможен. Например, по такому сценарию: сбыт газа конечным потребителям будет увеличен через совместные предприятия, они будут получать его со скидкой, но "Газпром" сможет получить дополнительную прибыль от розничных продаж.

Европейцы хотят, чтобы "Газпром" продавал им газ дешевле. Есть ли у газовиков весомые контраргументы в этом споре? Европейские компании все настойчивее требуют от "Газпрома" понизить цены на газ, поскольку российское голубое топливо, поставляемое по долгосрочным контрактам, оказалось дороже норвежского и катарского. Эти страны продают большие объемы газа по кратко-срочным договорам, которые ориентированы на биржевые котировки.
В последние двадцать лет потребление газа в мире росло быстрее, чем потребление нефтепродуктов. Цены на газ были достаточно высокими, и производство стало стремительно увеличиваться. В частности, Катар и Норвегия запустили несколько заводов по сжижению природного газа. Одновременно в США стремительно выросла добыча га-за из сланцев. Поэтому когда в 2008 году разразился мировой экономический кризис и потребление газа резко сократилось, на рынке образовался его избыток. Европейские компании считают, что это долгосрочная тенденция, и предлагают внести изменения в договоры с "Газпромом" и начать продавать больше газа по краткосрочным контрактам. Но ведь еще два года назад ситуация была прямо противоположной: биржевые котировки газа были высоки как никогда, а по долгосрочным контрактам он стоил существенно меньше.
Попробуем разобраться, оп-равдан ли нынешний оптимизм европейцев. Во-первых, собственная добыча газа в Ев-ропе (в том числе и в Норвегии) будет неуклонно снижаться, так как старые месторождения истощаются, а новых обнаружить не удается. По прогнозам большинства специалистов, повторить аме-риканскую "сланцевую революцию" Европе не удастся. Во-вторых, Катар объявил мораторий на реализацию новых газовых проектов до 2014 года. Более того, в нынешних условиях катарские мощности по производству сжиженного природного газа работают с низкой рентабельностью, потому-то и появляются регулярные сооб-щения о том, что они приостанав-ливают свою работу, чтобы за счет снижения предложения по-высить цену. В-третьих, добы-ча "традицион-ного" газа в США сокращается потем же причинам, что и в Европе. При этом роста добычи сланце-вого газа в ближайшее время ожидать не стоит. Дело в том, что на протяжении последних месяцев он продается в США по $150 за тысячу куб. м. А резкое увеличение инвестиций в производство сланцевого газа произошло, когда голубое топливо стоило $300-400 за тысячу куб. м. Тогда эти проекты были рентабельными, ведь себестоимость добычи тысячи куб. м газа из сланцев составляет в среднем как раз около $150. Наконец, потребление газа в Европе и США будет неуклонно расти, так как экологически это самый чистый вид топлива.
Европейский союз уделяет весьма пристальное внимание вопросам экологии. В частности, снижению выбросов углекислого газа. К 2020 году ЕС планирует сократить их на 385 млн тонн. Но ведь са-мый эффективный способ снижения выбросов СО2 - это перевод угольных электростанций на газ, а автомо-билей на газомоторное топливо. Заменив около половины угольных генерирующих мощностей газогенерацией комбинированного цикла (при-мерно 50 ГВт), можно сократить эмиссию СО2 на 185 млн тонн. Автомобили, работающие на так называемом компримированном природном газе (КПГ), по части загрязнения атмосферы выгодно отличаются от тех, что работают на бензине. Если взять бензин Евро-4 за эталон, то окажется, что по выбросам оксидов азота КПГ выигрывает почти в три раза, по CH - в 14 раз, по бензопирену - более чем в 16 раз, по оксиду углерода - в 12,5 раза, а по саже - в три раза. При этом КПГ на 30-40% дешевле бензина. Не случайно в последнее время в Европе стремительно растет количество газовых автозаправочных станций. Например, в Германии их число увеличилось с 310 в 2002 году до 861 в 2009-м.
Так что компромисс между европейскими компаниями и "Газпромом" возможен. Например, по такому сценарию: сбыт газа конечным потребителям будет увеличен через совместные предприятия, они будут получать его со скидкой, но "Газпром" сможет получить дополнительную прибыль от розничных продаж.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».