Наверх
19 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2004 года: "Сколько вешать в драйвах?"

В Россию вслед за Европой пришла мода на обучение в школах водительского мастерства. Однако в большинстве отечественных школ научиться путному по-прежнему невозможно, а школы, открытые иностранными автопроизводителями, пока доступны немногим.Господин гувернер и товарищ учитель

В Европе процесс повышении водительского мастерства три-четыре года назад стал выходить за рамки разумного. На днях британская пресса сообщила об одной англичанке, которая за четыре года прошла 116 курсов, потратив на них 140 тыс. фунтов стерлингов ($247 тыс.). По данным немецкого клуба ADAC, в Германии среднестатистический автолюбитель тратит на повышение своей квалификации около 1000 евро в год. В США (по информации Американской автомобильной ассоциации) — почти $2000. В России школы водительского мастерства (не путать с водительским ликбезом) стали появляться в конце 90-х. В этом году, как заявил журналу «Профиль» руководитель аналитической группы «АвтоПроект XXI век» Олег Самохвалов, их количество в Москве, Петербурге и других мегаполисах увеличилось вдвое только по сравнению с прошлым годом и в столице приближается к сотне.

Свои школы мастерства у нас держат Audi, BMW, Mercedes-Benz, Mitsubishi, Saab. Как признался «Профилю» директор одной из таких школ в России, их открытию способствовали не только рост парка импортных машин и появление в продаже новых, все более совершенных моделей, но и чисто российская особенность — плохая подготовка водителей в автошколах для сдачи на права. По неофициальным данным, до 80% водительских прав сегодня покупается (официальные данные МВД России — 30%). Эта причина стала основной и для появления на рынке отечественных школ мастерства.

«Спрос превышает предложение, — сказал «Профилю» Евгений Бурцев, директор центра повышения водительского мастерства Drive party.— Люди сначала покупают права и машину, а потом начинают учиться. Особенно часто так поступают женщины».

Нашим школам, дающим второе водительское образование, с заграничными тягаться трудно. Не те база и средства. В большинстве школ обучение проводится на старых отечественных автомобилях и теми же инструкторами, которые работают в «первичках». Могу со ссылкой на собственный опыт сказать, что ни в одной из наших школ я не сдал экзамен, потому что тормозил без выключения сцепления, входил в поворот с загрузкой передней оси, поворачивал руль «с крестным перехватом» и не смотрел через плечо при перестраивании. При этом ни один из инструкторов не мог внятно объяснить, как правильно тормозить с АБС, маневрировать с ESP, как работает автоматизированная коробка передач. Школы готовы учить вас на вашем автомобиле, но на практике выясняется, что вы знаете свою машину лучше.

Более сносное высшее автомобильное образование можно получить в автошколах, которые отвечают следующим критериям. В них преподают современную матчасть, учат приемам экстремального вождения, предлагают уникальные программы (например, как действовать при падении машины в воду или если автомобиль загорится, как ездить в сцепке с буксиром). Здесь же предлагают сезонные курсы и даже устраивают «покатушки», чтобы учащиеся могли почувствовать себя гонщиками.

После долгих обзвонов нам удалось отыскать несколько школ с подобным подходом к обучению. В Москве это агентства приключений «ВиаЛого», учебный центр «АктивБезопасность», школа экстремального вождения «Русич», клуб «Вездеход», в Питере — школы «Моисеев-Грахов» и «Артдрайв»

Однако даже такие школы пока не в состоянии составить конкуренцию иностранным.

Во-первых, и у них ставка делается в основном на владельцев отечественных автомобилей. А во-вторых, главный козырь отечественных автошкол — низкие цены — тут же исчезает, как только речь заходит о серьезном и качественном обучении.

Зарубежные центры берут клиента не только машинами (во всех используются самые последние модели), но и организацией процесса, уровнем сервиса. Они возят своих подопечных за границу или по экзотическим местам России — в горы, на озера, на гоночные трассы.

Иностранные школы в России встали на ноги и окрепли. И теперь между ними начинается острая конкурентная борьба. За расширение сфер влияния, за клиентов других автошкол, за преподавательский и менеджерский состав. Сегодня они активно переманивают к себе высококлассных российских автогонщиков.

Особая сфера их внимания — владельцы отечественных авто, созревшие для того, чтобы пересесть в иномарки, и корпоративные клиенты. Автопроизводители не скрывают: школы мастерства нужны им и для продвижения своих брендов.

Научи ученого

И все же важность обучения азам и водительскому мастерству переоценить невозможно. Дороги, где полно автомобилей, дилетантов не терпят. А универсальных, все умеющих водителей, как говорят инструкторы, не существует в природе. Даже Шумахер время от времени учится вождению.

Также не существует и единой модели поведения автомобилей.

«Машины с передним, задним или полным приводом чувствуют себя на дорогах поразному, тем более на скользкой проезжей части или в экстремальных условиях, — говорит известный автогонщик Олег Кесельман. — Даже полный привод у всех свой. Система Audi quattro отличается от Mercedes 4Matic или полного привода Subaru. Разные принципы действия и у внешне одинаковых автоматических коробок передач. Обязательно надо переучиваться тем, кто пересаживается с машины с «автоматом» в автомобиль с ручной коробкой передач или начинает ездить на внедорожнике».

Поэтому даже водителю со стажем требуется место и время, чтобы понять характер конкретной модели и выработать определенные навыки управления. К тому же, как следует из данных, полученных экспертами ADAC, большинство владельцев новых машин используют заложенные в автомобиле возможности в лучшем случае на 30%. Есть и еще одна веская причина. На нее обратили внимание чешский профессор Карл Файц и другие исследователи психофизиологических особенностей человека. Современный автомобиль нивелирует большинство ошибок водителя, создавая иллюзию умелости. Антиблокировочные устройства, системы курсовой устойчивости, динамической стабилизации, распределения крутящего момента, качественные шины… Безопасность кажется безграничной — в этом-то и таится главная угроза. Исследования показали: человек начинает испытывать судьбу, если опасность не проявляет себя в должной мере или он ее не чувствует. В какой-то момент возможности машины исчерпываются, и водитель остается один на один со всем валом проблем, которые он к тому моменту для себя создал. Причем чем круче нашпигована машина различными защитными системами, тем более резко и неожиданно для пилотирующего ее водителя наступает критический момент.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK