Наверх
8 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2010 года: "СЛЕЖКА С ВОЗДУХА"

Усердным «собирательством» данных занимается не только Google, но и федеральное правительство. Накопленную информацию распродают или раздают фирмам, делающим на ней бизнес.    Пилоты Ральфа Бен-фера поднимают в воздух свои маши-ны только при ясном небе. Их цель — составить фотопортрет Германии. Бенфер, владелец фирмы Aerowest, установил в хвостовой части не отличающихся новизной двухмоторных летательных аппаратов Cessna 404 Titan хитроумную дальнобойную оптику. Теперь с высоты в несколько тысяч метров он делает снимки, на которых можно различить цвет плавок любителя прыжков в воду, сто-ящего на метровом трамплине открытого бассейна.
   Спрос на фотоработы Бенфера есть. И Google — далеко не единственный клиент дортмундского предпринимателя. Бенфер накладывает на аэрофотоснимки информацию, нужную маклерам и кровельщикам, рассчитывает площадь земельных участков и крыш. Один из главных его клиентов — германское государство. Фирма Бенфера едва ли могла бы сводить концы с концами, не будь ее продукция востребована различными ведомствами и муниципалитетами.
   Особым спросом пользуется последняя новинка — солнечные кадастры городов: крыши подвергаются трехмерному исследованию на предмет пригодности для целей солнечной энергетики. На цветную карту наносится даже тень от деревьев. Не так давно вниманию общественности свой онлайн-кадастр предложил Дармштадт; теперь любой желающий может полюбопытствовать, под каким углом установлены солнечные батареи на крыше соседа, и определить соответствующие характеристики своей крыши.
   А в Гамбурге новый городской поставщик электроэнер-гии Hamburg Energie уже пользуется подобным кадастром для выявления потенциальных клиентов — владельцев домов с большой площадью крыши.
   Совсем по-свойски обходится с данными о собственности граждан федеральная земля Рейнланд-Пфальц. Ес-ли «фотопроект» Street View компании Google правитель-ство земли сочло спорным в правовом отношении, то на лазерную топосъемку крыш, осуществляемую непосредст-венно с воздуха, в администрации округа Рейн-Хунс-рюк смотрят куда более широко. Пилотный проект «Тысяча крыш» должен послужить примером для остальных муниципалитетов. Правда, до публикации отчета в 2011 го-ду эксклюзивный доступ к полученным данным предлагается предоставлять только «партнерам проекта»: заинтересованным банкам группы Volks und Raiffeisenbanken и фирмам, жаждущим осчастливить потенциальных клиентов интересными предложениями еще до публикации кадастра. Банки согласились заплатить за право «досрочного» доступа к информации свыше 40 тыс. евро. Несмотря на нарекания со стороны уполномоченного по вопросам защиты персональных данных земли Рейнланд-Пфальц, банки до сих пор могут засыпать своих клиентов эксклюзивными предложениями.
   Похоже, когда бизнес на информации делает государство, то цель оправдывает любые средства. Чуть ли не в каждой конторе торговцы данными могут почерпнуть что-нибудь интересное.
   Так, Федеральное ведомство по регистрации транспортных средств предлагает по цене 10 тыс. евро и выше масси-вы данных с автомобильны-ми предпочтениями «статистических единиц», включающих по 150 домохозяйств каждая, в том числе объем двигателя и размер дисков. Если прикупить у торговцев адресами немного геоинформации, то можно совместить эти сведения с топографической подложкой. Получившаяся карта даст представление не только о том, на чем ездят жители того или иного гамбургского квартала, но и, к примеру, об их средней кредитоспособности.
   Всего несколько лет назад Федеральное ведомство по регистрации транспортных средств с еще большей щедростью предлагало статистику «микроблоками» — по 20 домохозяйств. Закончилась «раздача слонов» вмешательством федерального уполномоченного по защите персональных данных Пете-ра Шаара, по мнению которого «это позволяло слиш-ком детально соотносить сведения с конкретными индивидуумами».
   Шаар критически настроен к «комбинациям персональной информации и геоданных». Если для маркетинговых стратегов это мечта, то экспертов по защите персональных данных подобная перспектива пугает.
   «Сегодня любой желающий в два-три щелчка мыши может при помощи таких сервисов, как Klicktel, связать кадастровый адрес с конкретным собственником», — ужасается коллега Шаара Тило Вайхерт («Зеленые»), главный специалист по защите персональных данных земли Шлезвиг-Гольштейн. Недавно его усилиями было приостановлено составление солнечного кадастра города Киль, что навлекло на него нешуточный гнев товарищей по партии. Обнародовать персональные данные без согласия соответствующих лиц просто нельзя, и «ни государству, ни частным фирмам негоже казаться более наивными, чем они есть», убежден Вайхерт.
   К усиливающейся слежке с воздуха Вайхерт относится негативно. Каждый год по за-казу Земельного ведомства геодезии и картографии самолеты с фотокамерами на борту облетают треть территории федеральной земли. Это помогает выявлять факты мошенничества с сельскохозяйственными субсидиями, но главное, аэрофотоснимки и геоданные можно неплохо продать. За точные координаты домов на всей территории Германии нужно выложить 100 тыс. евро. А чтобы дополнить их, допустим, данными об автопарке жильцов и подготовить новые карты, придется расстаться с еще большей суммой.
   Но, как правило, государство достаточно щедро делится накопленными познаниями, многие сведения оно распространяет бесплатно. В частности, лакомую информацию для специалистов в области геомаркетинга выложило в Интернете Федеральное агентство по труду, рассказывает Эрнест Мак-катчеон, возглавляющий ком-панию-разработчика карт DDS Digital Data Services. На ведомственном портале выложили сведения о среднем заработке, а также о том, сколько времени жители добираются до работы — с детализацией до уровня муниципалитетов. «Такие данные позволяют определить, какие муниципальные образования лидируют по экономическому потенциалу, и, например, решить, где лучше открыть новое отделение банка».
   Не менее охотно торговцы адресами пользуются базами Федерального статистического ведомства и его земельных «собратьев». Немалую пользу можно извлечь и из микропереписи — регулярного статистического исследования, охватывающего 1% домохозяйств страны. Отвечать на вопросы о количестве детей и конфессиональной принадлежности обязывает закон, сведения об отношении к курению и гастрономических предпочтениях предоставляются по желанию.
   Если адресные брокеры наподобие Schober Group (слоган: «Будущее целевой рекламы») наложат эти данные на собственные цифровые карты и планы, потребительский ландшафт Германии можно будет изучать, «как это делают любители подглядывания, притаившись с подзорной трубой неподалеку от нудистского пляжа» (Die Zeit).
   Картами с мелкой сеткой пользуются и специализированные бюро, результаты чего подчас болезненно ощущают на себе граждане: те из них, которые живут в проблемных кварталах, теряют скоринго-вые очки, риск отказа в кредитовании возрастает. В США виртуальное определение пла-тежеспособности вылилось в так называемую практику красной черты: определенные микрорайоны получили клеймо своего рода экономических гетто.
   С недавних пор применение геоскоринга основательно ограничивается законом о защите персональных данных, а гражданам гарантировано право получать более подробную информацию о соответствующих оценках. Тем не менее многим кажется, что государство в своей жадности до информации заходит недозволительно далеко — даже если на кону развитие возобновляемой энергетики. «Я не желаю, чтобы мне с государственной подачи присылали фотографии моей же крыши с предложением установить на нее фотоэлементы», — говорит бывший министр внутренних дел Герхард Баум. И рекомендует государству в срочном порядке «учиться информационному аскетизму».

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK