25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2006 года: "Слишком яркий след"

Архивная публикация 2006 года: "Слишком яркий след"

В разгар скандала вокруг отравления бывшего офицера ФСБ Александра Литвиненко английская «Дейли телеграф» обвинила в причастности к этому преступлению одну из ветеранских организаций КГБ. «Профиль» решил разобраться, могли ли ветераны российских спецслужб своими силами устранить перебежчика.Собственно, обвинения были предъявлены некоммерческому благотворительному фонду ветеранов разведки и дипломатической службы «Честь и достоинство». И излагал их не кто иной, как Евгений Лимарев, проходящий по делу Литвиненко в качестве свидетеля. Этого человека некоторые российские и зарубежные СМИ называют бывшим офицером ФСБ.

Самое интересное в этих обвинениях то, что если Лимарев действительно служил в структуре государственной безопасности, то он, который должен быть заведомо компетентным человеком, высказывает крайне дилетантские умозаключения.

Любой прослуживший в системе российских спецслужб не может не знать, что фонд «Честь и достоинство» объединяет в своих рядах бывших сотрудников внешней разведки. А эти люди никогда не готовились к силовым операциям за рубежом. Их удел — аналитика, агентурная работа, в общем, «шпионские игры».

Если уж кого и должен был бы обвинить «экс-офицер ФСБ», так это людей, работавших в группе специального назначения «Вымпел». Эти люди хотя бы проходили подготовку для проведения силовых операций за рубежом. Правда, их деятельность не предполагала «ликвидацию» неугодных советскому режиму деятелей. Группа «Вымпел» была диверсионным подразделением, предназначенным либо для точечных операций, что она с успехом и проводила во время войны в Афганистане, либо для военного инструктажа просоветских сил, ведущих гражданскую войну на своей родине.

Офицеры группы «Вымпел», как правило, специалисты диверсионной войны очень узкого профиля, к примеру водолазы-взрывотехники. Тем не менее их всех готовили к нелегальной работе за границей, идеальное знание двух-трех иностранных языков было для них нормой.

То есть только «Вымпел» кое-как, с огромнейшей натяжкой, теоретически можно обвинить в том, что у них подходящая «компетенция», в то время как приплетать к такому делу эсвээровцев сведущий человек никогда бы не стал.

Да и у «Вымпела» крайне безупречная репутация. Его офицеры показали пример высокой гражданской морали, отказавшись идти на штурм Белого дома осенью 1993 года. Свой отказ они высказали в глаза тогдашнему президенту России, Борису Ельцину, когда тот отказался выдать им на руки письменный приказ приступить к штурму.

Операция ликвидации

По сути, господину Лимареву надо было кого-то обвинить. И либо он не знал кого и потому обвинил самую известную на Западе ветеранскую структуру, связанную с КГБ, либо побоялся обвинять тех, для кого офицерская честь далеко не пустой звук.

Самое же главное, что, говоря о некой «спецоперации ветеранов советских спецслужб», Лимарев уже сморозил несусветную чушь. Ликвидационные операции — это, наверное, высший пилотаж работы нелегалов. Группа из десяти мужчин, которым глубоко за сорок, собственными силами «нейтрализовать» человека не то что в Англии, в самой глухой банановой республике не сможет.

— Вообще, «ликвидация» — штука хлопотная, хотя нас к этому никогда не готовили, — объяснил «Профилю» бывший сотрудник спецподразделения «Вымпел» КГБ СССР, назвавшийся Петром. — Тем не менее я знаю, что нужно для силовой операции за рубежом, и потому представляю, что нужно для того, чтобы «нейтрализовать» человека за границей. Так вот, прежде всего необходима хорошо развитая система внешней разведки, работающая в этой стране. Во-вторых, нужна хорошая агентура во враждебной среде, в данном случае в окружении ликвидируемого объекта. Эти люди любят, когда им хорошо платят. Очень хорошо платят. В-третьих, должно быть море бескорыстных, идейных соратников из числа местного населения. И, наконец, нужен исполнитель, а этого человека необходимо готовить несколько лет для одной только конкретной операции.

После всех катаклизмов, происшедших с Россией в конце прошлого века, довольно глупо предполагать, что нами в ударные сроки за рубежом восстановлена система агентов и информаторов, которая некогда создавалась десятилетиями. Кроме того, из-за конфликта в Чечне последние десять лет наши спецслужбы все чаще смотрели на Восток, а не на Запад. Да и потом, довольно трудно предположить, что система, годами гонявшаяся на своей территории за такими людьми, как Басаев, Масхадов и Хаттаб, может столь загадочно умертвить человека в цивилизованной Англии.

— Разве Литвиненко — та величина, на ликвидацию которой стоит тратить десятки миллионов долларов? — удивляется Петр. — Кому и чем он помешал до такой степени, что его пришлось ликвидировать, то есть прибегать к методам, которые уже сорок лет как не практикуются? Да, он подлец и предатель, в этом со мной согласятся все, кто служил Родине. Но не более того. Слишком уж мелкая букашка, чтобы государство на него вообще обращало внимание. При этом я не могу сказать, что ветераны спецподразделений КГБ по собственной инициативе решили уничтожить его. Мы слишком хорошо знаем, что такое спецоперация, и пытаться провести ее собственными силами любой из нас посчитает безумием. По-видимому, англичане слишком серьезно относятся к фильмам о Джеймсе Бонде. Хорошо бы им понять, что это не художественное кино...

Явный фарс

Кроме того, в глазах бывших сотрудников «Вымпела» смерть Литвиненко представляется не хорошо отработанной операцией спецслужб, а спектаклем, рассчитанным на широкую и крайне впечатлительную публику. По этому поводу другой ветеран «Вымпела» так рассуждает:

— Литвиненко безопасности нашего государства не угрожал. Он не был ученым, выдающим сложные научные секреты, для правильного изложения которых нужно время, не был человеком, способным сдать комплекс тайн национальной безопасности или раскрыть секретнейшую агентурную сеть. По логике вещей так страшно, так показательно и долго можно убивать лишь тех, кто намеревается предать Родину и уже начал делать это, но для того, чтобы договорить до конца, ему нужно было время. В любом случае так ликвидировать человека, прожившего перебежчиком несколько лет, просто глупо. Это что? Устрашение? Затыкание ему рта? Чтобы говорить в России все, что угодно, достаточно завести себе сайт. Да и то этого слишком много. Не сажает ведь никто Новодворскую, которая называет всех офицеров спецслужб, в том числе и президента, мясниками. Такого маленького человека, как Литвиненко, если бы государство практиковало подобные методы, надо было уничтожать в первые месяцы его пребывания за границей. Сразу, как уляжется о нем шумиха в прессе. Желательно это делать так, чтобы его смерть бесспорно трактовалась как несчастный случай. Если бы наши спецслужбы не прекратили опыт подобной деятельности еще в 60-х годах, то сегодня это было бы несложно. А так получается какая-то несуразица. Жил он себе жил, квакал там что-то, и тут, на тебе, две недели адских мук под прицелом телекамер со всего мира. Какие-то записки предсмертные, полоний-210. Куча зараженного народа вокруг. Зачем, скажите мне, в операции спецслужб использовать такую грязную штуку? Она же оставляет следы, где только можно! Вы видели когда-нибудь киллера, разгуливающего в измазанной кровью куртке по городу? Значит, киллер заметает следы, потому что он не дурак, а мы все, записные идиоты, оставляем за собой жирную кровавую дорожку!

«Замочили свои»

Литвиненко прославился тем, что 17 ноября 1998 года дал пресс-конференцию, на которой утверждал, что его непосредственное руководство отдало ему и нескольким его коллегам приказ о физическом устранении Березовского. Для убедительности он привел с собой на это мероприятие несколько офицеров Управления ФСБ по разработке и пресечению деятельности преступных формирований. Трое из них начинали свою чекистскую карьеру именно в диверсионном спецподразделении КГБ СССР. Вымпеловцы до сих пор не могут простить им этого шага, считая его предательством. Кстати, они говорят, что каждый участник той пресс-конференции получил от Бориса Абрамовича по $120 тыс.

На мысль о том, что все надо было свалить на «Вымпел», недалекому Лимареву определенно намекает один из участников той пресс-конференции, находящийся сейчас в местах не столь отдаленных. Это бывший подполковник Михаил Трепашкин. Он передал через посредника письмо в The Sunday Telegraph, в котором указал на то, что ключевой фигурой в данном расследовании для Скотленд-Ярда может стать один из соратников Литвиненко по 17 ноября 1998 года. Напомним, трое из них начинали карьеру именно в «Вымпеле».

Возможно, когда в прессе поутихнут страсти по делу об убийстве Литвиненко, кто-нибудь и выступит с этой версией: Литвиненко был устранен по каким-то пока неизвестным причинам кем-то из участников знаменитой пресс-конференции. Наверное, об этом скажет человек, близкий к Березовскому. Это станет следующим актом красочного спектакля по втягиванию российских спецслужб в далекий от них скандал.

Официальную же позицию по поводу причастности к убийству Литвиненко сотрудников или ветеранов спецслужб России, по сведениям «Профиля», ФСБ выскажет после 20 декабря — профессионального праздника чекистов.

В разгар скандала вокруг отравления бывшего офицера ФСБ Александра Литвиненко английская «Дейли телеграф» обвинила в причастности к этому преступлению одну из ветеранских организаций КГБ. «Профиль» решил разобраться, могли ли ветераны российских спецслужб своими силами устранить перебежчика.Собственно, обвинения были предъявлены некоммерческому благотворительному фонду ветеранов разведки и дипломатической службы «Честь и достоинство». И излагал их не кто иной, как Евгений Лимарев, проходящий по делу Литвиненко в качестве свидетеля. Этого человека некоторые российские и зарубежные СМИ называют бывшим офицером ФСБ.

Самое интересное в этих обвинениях то, что если Лимарев действительно служил в структуре государственной безопасности, то он, который должен быть заведомо компетентным человеком, высказывает крайне дилетантские умозаключения.

Любой прослуживший в системе российских спецслужб не может не знать, что фонд «Честь и достоинство» объединяет в своих рядах бывших сотрудников внешней разведки. А эти люди никогда не готовились к силовым операциям за рубежом. Их удел — аналитика, агентурная работа, в общем, «шпионские игры».

Если уж кого и должен был бы обвинить «экс-офицер ФСБ», так это людей, работавших в группе специального назначения «Вымпел». Эти люди хотя бы проходили подготовку для проведения силовых операций за рубежом. Правда, их деятельность не предполагала «ликвидацию» неугодных советскому режиму деятелей. Группа «Вымпел» была диверсионным подразделением, предназначенным либо для точечных операций, что она с успехом и проводила во время войны в Афганистане, либо для военного инструктажа просоветских сил, ведущих гражданскую войну на своей родине.

Офицеры группы «Вымпел», как правило, специалисты диверсионной войны очень узкого профиля, к примеру водолазы-взрывотехники. Тем не менее их всех готовили к нелегальной работе за границей, идеальное знание двух-трех иностранных языков было для них нормой.

То есть только «Вымпел» кое-как, с огромнейшей натяжкой, теоретически можно обвинить в том, что у них подходящая «компетенция», в то время как приплетать к такому делу эсвээровцев сведущий человек никогда бы не стал.

Да и у «Вымпела» крайне безупречная репутация. Его офицеры показали пример высокой гражданской морали, отказавшись идти на штурм Белого дома осенью 1993 года. Свой отказ они высказали в глаза тогдашнему президенту России, Борису Ельцину, когда тот отказался выдать им на руки письменный приказ приступить к штурму.

Операция ликвидации

По сути, господину Лимареву надо было кого-то обвинить. И либо он не знал кого и потому обвинил самую известную на Западе ветеранскую структуру, связанную с КГБ, либо побоялся обвинять тех, для кого офицерская честь далеко не пустой звук.

Самое же главное, что, говоря о некой «спецоперации ветеранов советских спецслужб», Лимарев уже сморозил несусветную чушь. Ликвидационные операции — это, наверное, высший пилотаж работы нелегалов. Группа из десяти мужчин, которым глубоко за сорок, собственными силами «нейтрализовать» человека не то что в Англии, в самой глухой банановой республике не сможет.

— Вообще, «ликвидация» — штука хлопотная, хотя нас к этому никогда не готовили, — объяснил «Профилю» бывший сотрудник спецподразделения «Вымпел» КГБ СССР, назвавшийся Петром. — Тем не менее я знаю, что нужно для силовой операции за рубежом, и потому представляю, что нужно для того, чтобы «нейтрализовать» человека за границей. Так вот, прежде всего необходима хорошо развитая система внешней разведки, работающая в этой стране. Во-вторых, нужна хорошая агентура во враждебной среде, в данном случае в окружении ликвидируемого объекта. Эти люди любят, когда им хорошо платят. Очень хорошо платят. В-третьих, должно быть море бескорыстных, идейных соратников из числа местного населения. И, наконец, нужен исполнитель, а этого человека необходимо готовить несколько лет для одной только конкретной операции.

После всех катаклизмов, происшедших с Россией в конце прошлого века, довольно глупо предполагать, что нами в ударные сроки за рубежом восстановлена система агентов и информаторов, которая некогда создавалась десятилетиями. Кроме того, из-за конфликта в Чечне последние десять лет наши спецслужбы все чаще смотрели на Восток, а не на Запад. Да и потом, довольно трудно предположить, что система, годами гонявшаяся на своей территории за такими людьми, как Басаев, Масхадов и Хаттаб, может столь загадочно умертвить человека в цивилизованной Англии.

— Разве Литвиненко — та величина, на ликвидацию которой стоит тратить десятки миллионов долларов? — удивляется Петр. — Кому и чем он помешал до такой степени, что его пришлось ликвидировать, то есть прибегать к методам, которые уже сорок лет как не практикуются? Да, он подлец и предатель, в этом со мной согласятся все, кто служил Родине. Но не более того. Слишком уж мелкая букашка, чтобы государство на него вообще обращало внимание. При этом я не могу сказать, что ветераны спецподразделений КГБ по собственной инициативе решили уничтожить его. Мы слишком хорошо знаем, что такое спецоперация, и пытаться провести ее собственными силами любой из нас посчитает безумием. По-видимому, англичане слишком серьезно относятся к фильмам о Джеймсе Бонде. Хорошо бы им понять, что это не художественное кино...

Явный фарс

Кроме того, в глазах бывших сотрудников «Вымпела» смерть Литвиненко представляется не хорошо отработанной операцией спецслужб, а спектаклем, рассчитанным на широкую и крайне впечатлительную публику. По этому поводу другой ветеран «Вымпела» так рассуждает:

— Литвиненко безопасности нашего государства не угрожал. Он не был ученым, выдающим сложные научные секреты, для правильного изложения которых нужно время, не был человеком, способным сдать комплекс тайн национальной безопасности или раскрыть секретнейшую агентурную сеть. По логике вещей так страшно, так показательно и долго можно убивать лишь тех, кто намеревается предать Родину и уже начал делать это, но для того, чтобы договорить до конца, ему нужно было время. В любом случае так ликвидировать человека, прожившего перебежчиком несколько лет, просто глупо. Это что? Устрашение? Затыкание ему рта? Чтобы говорить в России все, что угодно, достаточно завести себе сайт. Да и то этого слишком много. Не сажает ведь никто Новодворскую, которая называет всех офицеров спецслужб, в том числе и президента, мясниками. Такого маленького человека, как Литвиненко, если бы государство практиковало подобные методы, надо было уничтожать в первые месяцы его пребывания за границей. Сразу, как уляжется о нем шумиха в прессе. Желательно это делать так, чтобы его смерть бесспорно трактовалась как несчастный случай. Если бы наши спецслужбы не прекратили опыт подобной деятельности еще в 60-х годах, то сегодня это было бы несложно. А так получается какая-то несуразица. Жил он себе жил, квакал там что-то, и тут, на тебе, две недели адских мук под прицелом телекамер со всего мира. Какие-то записки предсмертные, полоний-210. Куча зараженного народа вокруг. Зачем, скажите мне, в операции спецслужб использовать такую грязную штуку? Она же оставляет следы, где только можно! Вы видели когда-нибудь киллера, разгуливающего в измазанной кровью куртке по городу? Значит, киллер заметает следы, потому что он не дурак, а мы все, записные идиоты, оставляем за собой жирную кровавую дорожку!

«Замочили свои»

Литвиненко прославился тем, что 17 ноября 1998 года дал пресс-конференцию, на которой утверждал, что его непосредственное руководство отдало ему и нескольким его коллегам приказ о физическом устранении Березовского. Для убедительности он привел с собой на это мероприятие несколько офицеров Управления ФСБ по разработке и пресечению деятельности преступных формирований. Трое из них начинали свою чекистскую карьеру именно в диверсионном спецподразделении КГБ СССР. Вымпеловцы до сих пор не могут простить им этого шага, считая его предательством. Кстати, они говорят, что каждый участник той пресс-конференции получил от Бориса Абрамовича по $120 тыс.

На мысль о том, что все надо было свалить на «Вымпел», недалекому Лимареву определенно намекает один из участников той пресс-конференции, находящийся сейчас в местах не столь отдаленных. Это бывший подполковник Михаил Трепашкин. Он передал через посредника письмо в The Sunday Telegraph, в котором указал на то, что ключевой фигурой в данном расследовании для Скотленд-Ярда может стать один из соратников Литвиненко по 17 ноября 1998 года. Напомним, трое из них начинали карьеру именно в «Вымпеле».

Возможно, когда в прессе поутихнут страсти по делу об убийстве Литвиненко, кто-нибудь и выступит с этой версией: Литвиненко был устранен по каким-то пока неизвестным причинам кем-то из участников знаменитой пресс-конференции. Наверное, об этом скажет человек, близкий к Березовскому. Это станет следующим актом красочного спектакля по втягиванию российских спецслужб в далекий от них скандал.

Официальную же позицию по поводу причастности к убийству Литвиненко сотрудников или ветеранов спецслужб России, по сведениям «Профиля», ФСБ выскажет после 20 декабря — профессионального праздника чекистов.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».