18 апреля 2024
USD 94.32 +0.25 EUR 100.28 +0.34
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2009 года: "СЛУГА ДВУХ ГОСПОД"

Архивная публикация 2009 года: "СЛУГА ДВУХ ГОСПОД"

Курманбек Бакиев вновь победил на президентских выборах в Киргизии. При этом ему удалось получить деньги от России и не поссориться с Америкой.

Курманбек Бакиев вновь победил на президентских выборах в Киргизии. При этом ему удалось получить деньги от России и не поссориться с Америкой.

Для тех, кто знаком с раскладом сил в киргизской политике, переизбрание Бакиева не стало неожиданностью. Ведь фактически он обеспечил себе победу еще в феврале этого года, когда договорился с Россией о предоставлении $2 млрд экономической помощи. Напомним, тогда мы списали Киргизии внешний долг в $180 млн, выдали льготный кредит в $150 млн и инвестировали $1,7 млрд в строительство Камбаратинской ГЭС. До этого момента положение Бакиева было незавидным. Экономика страны, которая в последние годы и так переживала период стагнации, не смогла выстоять под ударами мирового финансового кризиса: начались перебои с хлебом, в городах отключали электричество, не было возможности отапливать школы и больницы. Эксперты предсказывали, что со дня на день властям придется столкнуться с массовыми волнениями и оппозиционеры рассчитывали их возглавить. Однако российские деньги позволили Бакиеву погасить недовольство и предстать в роли лидера, пекущегося о своем народе: он повысил пенсии на 50%, выплатил долги по зарплате, залатал основные дыры в бюджете и пообещал запустить ключевую для энергетики страны Камбаратинскую ГЭС к концу этого года. Фактически российская помощь похоронила надежды киргизской оппозиции. Предоставив Бишкеку средства, Москва спасла Бакиева и продемонстрировала его соперникам, что им не на что рассчитывать. В результате противники режима оказались деморализованы.
Найти более удачный момент для проведения выборов было бы сложно. Поэтому в середине марта Конституционный суд Киргизии принял решение перенести дату президентских выборов, которые должны были состояться в следующем году, на ближайшее лето. Таким образом, Бакиев повторил опыт грузинского президента Михаила Саакашвили, который тоже перенес выборы на год раньше, чтобы добиться переизбрания.
Конечно, многих политологов занимает вопрос, стоит ли ожидать повторения событий четырехлетней давности. Тогда оппозиция заранее готовила акции протеста, убеждая своих сторонников, что власть планирует сфальсифицировать выборы. Возможно, оппоненты Бакиева с помощью подобных акций попытаются сохранить лицо. Тем более что после «тюльпановой революции» стало очевидно, что достаточно $3—4 млн, чтобы взбаламутить всю страну, а проведение массового митинга в центре столицы или любого другого крупного города стоит не больше $100 тыс. Цена сравнительно небольшая, и оппозиционеры могут воспользоваться случаем ради собственного пиара. Но свергнуть Бакиева они вряд ли смогут, ведь как и все революционеры, пришедшие к власти благодаря тому, что их предшественники не решились применить насилие, президент вряд ли перед чем-нибудь остановится ради того, чтобы сохранить свое положение.

Султанат Бакиева
Итак, в ближайшие пять лет Киргизия останется под властью Бакиева. В отличие от своего предшественника, профессора-идеалиста Аскара Акаева, Бакиев — традиционный среднеазиатский лидер, прагматик до мозга костей. До распада СССР он был директором совхоза (с тех пор за ним закрепилась кличка Колхозник). В 1990-е начал двигаться по карьерной лестнице, и с 2000-го по 2002-й занимал пост премьер-министра. Затем он попал в немилость и даже не заикался о президентских амбициях, однако волна «тюльпановой революции» вынесла его на бишкекский олимп. Сам того не ожидая, он оказался на вершине власти и расставаться с ней, похоже, не собирается. Тогда после «ночи погромов» стране нужна была устраивающая всех компромиссная фигура. Бакиеву удалось заручиться поддержкой кланов на юге страны, северян же под его знамена привлек Феликс Кулов, в тандеме с которым он шел на первые президентские выборы. Тандем Бакиев—Кулов должен был продемонстрировать, что противоречия между севером и югом урегулированы и на смену северянину Акаеву не придет диктатура южан. Однако уже через два года Кулов был отправлен в отставку, полномочия парламента и премьера ограничены, и южные кланы стали оказывать решающее влияние на политику страны. Вполне естественно, что север страны превратился в главную опору киргизской фронды, и единый кандидат от оппозиции Атамбаев получил здесь максимальное количество голосов.
Критики обвиняют Бакиева, что он превратил Киргизию, которая считалась во времена его предшественника наиболее открытым и демократическим государством региона, в «типичный среднеазиатский султанат» с высоким уровнем коррупции и клановой системой, перевел весь крупный бизнес в стране на свою семью. Очень характерно, что казахские предприниматели, которые ринулись на киргизский рынок сразу после революции, сейчас распродают свои активы. А если даже ближайшие соседи сомневаются в надежности своих вложений, что уж говорить о других инвесторах. Конечно, благодаря российс кому траншу накануне выборов Бакиев развил бурную деятельность: он открыл несколько фабрик и заводов, обещал водителям «ударить по бездорожью». Его политтехнологи взяли на вооружение старый ельцинский лозунг «Голосуй или проиграешь», убеждая избирателей, что только действующий президент способен вывести страну из кризиса. По словам некоторых экспертов, реальный рейтинг Бакиева не превышает 20%, однако использование административного ресурса позволило ему набрать такое количество голосов, которое наблюдатели не сочли запредельным, а граждане восприняли как уверенную и однозначную победу.

Главный козырь президента
Разумеется, главным козырем Бакиева на выборах стали его внешнеполитические успехи. Киргизскому лидеру удалось получить поддержку в Москве и не испортить при этом отношений с Вашингтоном. По словам журналиста TheПепе Эскобара, «в результате войны с терроризмом Киргизия стала для России, США и Китая ключевой «проходной пешкой» в новой «большой игре». Это объясняет, почему на территории крохотной республики находятся крупные военные базы русских и американцев и не за горами появление китайской базы». Казалось, что после того как Бакиев объявил о закрытии авиабазы «Манас», он должен был утратить поддержку американских патронов, однако многие эксперты сразу заявили, что киргизский президент просто решил поторговаться, ведь, как известно, бизнес, связанный с базой, находится в руках бакиевского клана. «Похоже, нам придется раскошелиться, — отмечал представитель Пентагона еще в марте, — и предоставить киргизам большие кредиты. На данный момент база «Манас» обходится США крайне дешево, учитывая ее роль в тыловом обеспечении американской армии в Афганистане».
Американцы прекрасно понимали, что демарш Бакиева — это типичный для среднеазиатов способ ведения переговоров. Однако понимала ли это Россия? «Предоставив киргизам двухмиллиардный кредит, — рассказывает политолог Сергей Михеев, — мы поверили, что сможем теперь диктовать им свои условия. Но они обвели нас вокруг пальца. Вначале Бакиев потребовал закрытия американской базы в Манасе и продлил соглашение с Россией об аренде базы в Канте на 49 лет, однако через некоторое время, ссылаясь на наши договоренности с американцами о транзите грузов в Афганистан, он заключил с Вашингтоном новое соглашение, которое абсолютно не учитывает российские интересы и фактически сохраняет в регионе американскую военную базу под новой вывеской. Произошло это за месяц до президентских выборов, и Россия уже ничего не могла переиграть. В последний момент делать ставку на оппозицию было бы неразумно, тем более что оппозиция эта неэффективна, раздроблена и деморализована. Поэтому, чтобы сохранить лицо, мы вынуждены были по-прежнему оказывать поддержку Бакиеву, который не оправдал нашего доверия».
Американский Конгресс принял решение повысить арендную плату за использование базы, которая стала называться теперь «центром транзитных перевозок», выделить $36 млн на строительство стоянки для самолетов и складирования грузов и $30 млн на приобретение авианавигационного оборудования. И хотя США обещают не использовать «Манас» для перевозки военного оборудования и боеприпасов, эксперты утверждают, что наряду с официальным американо-киргизским соглашением, скорее всего, существует секретная договоренность о транзите «специальных грузов».
Таким образом, удалось Бакиеву пройти «по тоненькой» между Москвой и Вашингтоном, чтобы, с одной стороны, не утратить поддержку влиятельного северного соседа, а с другой — обезопасить себя от «цветных сценариев», разрабатываемых в Соединенных Штатах.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».