24 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2006 года: "Смена ориентации"

Архивная публикация 2006 года: "Смена ориентации"

Пока экологи празднуют победу над «Транснефтью», а компания по приказанию президента Путина экстренно ищет новый маршрут для байкальского участка нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан, труба постепенно меняет стратегическое направление. Решение о строительстве ответвления от трубопровода на китайский Дацин, а также растущая добыча нефти на Сахалине могут переориентировать нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО) с Японии на Китай. Перед «Транснефтью» скоро встанет вопрос: а нужна ли вообще вторая очередь ВСТО, которая соединит Сковородино с терминалом на побережье Тихого океана?Откуда нефть?Предполагается, что основой ресурсной базы для ВСТО станут четыре месторождения — Ванкорское в Красноярском крае (лицензия на него принадлежит «Роснефти»), Верхнечонское в Иркутской области (лицензия принадлежит «Верхнечонскнефтегазу», которым владеют ТНК-ВР и «Роснефть»), Талаканское в Якутии (разрабатывается «Сургутнефтегазом») и Юрубчено-Тохомское в Эвенкии (ЮКОС).Однако сегодня эти месторождения только готовятся к промышленной эксплуатации. А к 2009 году, когда «Транснефть» планирует начать прокачку нефти по трубе, три из них смогут дать в совокупности не более 10 млн. тонн нефти в год. В частности, в 2008 году «Роснефть» предполагает добыть на Ванкоре около 3 млн. тонн нефти, на Верхнечонском месторождении будет добыто почти 1 млн. тонн, а на Талаканском — 4—6 млн. тонн.Юрубчено-Тохомское месторождение сейчас находится в подвешенном состоянии по вполне понятным причинам: его скважины заморожены, а добыча полностью остановлена из-за отсутствия финансирования со стороны ЮКОСа. Ранее компания планировала к 2008 году добывать на нем уже 13 млн. тонн нефти. Если «Роснефти» удастся быстро получить ЮКОС со всеми его активами, у нее еще есть шанс успеть к началу эксплуатации трубопровода ВСТО: президент госкомпании Сергей Богданчиков уже оценивал возможности месторождения в 10—12 млн. тонн нефти в год. Но даже с Юрубчено-Тохомским месторождением Восточная Сибирь не сможет на первых порах заполнить нефтепровод мощностью 30 млн. тонн в год.Поэтому вначале «Транснефти», скорее всего, придется загружать нефтепровод преимущественно западносибирской нефтью. Похоже, проблем с этим возникнуть не должно: через Тайшет проходит нефтепровод Омск—Ангарск, по которому в ВСТО и будет поступать нефть из Западной Сибири. Объемы ее прокачки гарантировали «Роснефть» и «ЛУКОЙЛ». Если ко времени сдачи первой очереди ВСТО построят ответвление на китайский Дацин, «Роснефти» достаточно будет лишь перенаправить нефть, которую она экспортирует по железной дороге, в трубу. В 2006 году, например, компания планирует перевезти в Китай до 9 млн. тонн нефти. ЮКОС ежегодно поставляет в адрес китайской Sinopec около 2 млн. тонн черного золота — возможно, его контракты в скором времени достанутся «Роснефти», которая при первой возможности также направит эту нефть в трубу. Объемы поставок в Китай по железной дороге в ближайшие годы будут только увеличиваться — Поднебесная уже сейчас готова покупать до 15 млн. тонн нефти в год.Для «ЛУКОЙЛа» тоже не составит труда перенаправить часть своей нефти из Западной Сибири на Восток. В начале прошлого года «ЛУКОЙЛ» уже пробовал поставлять нефть в Китай по железной дороге, рассчитывая отправлять в КНР до 3 млн. тонн черного золота в год. Однако выросшие экспортные пошлины в совокупности с высокими железнодорожными тарифами сделали такие поставки нерентабельными, и компания Вагита Алекперова от них отказалась. Тариф на прокачку по трубопроводу Восточная Сибирь — Тихий океан в любом случае будет ниже железнодорожного, поэтому поставки можно возобновить. В совокупности с объемами добычи на вводимых в разработку месторождениях Восточной Сибири этой нефти, в принципе, должно хватить для заполнения нефтепровода.Зато уже через несколько лет, если верить обещаниям нефтекомпаний, мощности первого этапа трубы (30 млн. тонн) не хватит даже для нефти с месторождений одной Восточной Сибири. «Роснефть» планирует к 2012 году вывести Ванкорское месторождение на уровень добычи 18—19 млн. тонн нефти в год, 15 млн. из которых обещает направить в ВСТО. Одновременно выйдет на проектную мощность (7,5—10 млн. тонн в год) Верхнечонское месторождение ТНК-ВР и «Роснефти». Примерно в это же время «Сургутнефтегаз» достроит нефтепровод до Усть-Кута, который соединит Талакан с ВСТО, и начнет добывать на месторождении до 23 млн. тонн нефти в год. Вместе с Юрубчено-Тохомским участком потребности в прокачке нефти на экспорт только с этих крупнейших месторождений могут составить до 60 млн. тонн нефти в год. Это означает, что через пять-шесть лет вопрос о расширении мощности нефтепровода станет острым.Не тудаОднако ориентация трубы на Японию может сыграть злую шутку с российскими нефтяными компаниями. Предполагается, что общая мощность ВСТО составит 80 млн. тонн нефти в год, из них в Китай пойдет только 30 млн., а в Японию и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) — 50 млн. тонн. Но при этом не стоит забывать, что утверждают эксперты рынка: рост потребления нефти в странах АТР происходит в основном за счет Китая.В настоящее время Китай потребляет около 350 млн. тонн нефти ежегодно, половина из которых импортируется. В свою очередь, половина импорта Китая приходится на страны Ближнего Востока, включая нестабильный Иран. По оценкам специалистов двухгодичной давности, к 2010 году общий объем потребления нефти в Поднебесной должен был составить лишь 300—320 млн. тонн нефти в год. А он уже сейчас 350 млн. Иными словами, спрос на нефть в Китае растет темпами, явно опережающими прогнозы. В последние годы КНР стала вторым в мире после США потребителем нефти, отодвинув на третье место Японию, прочно занимавшую эту позицию несколько десятилетий. Поэтому можно предположить, что и нынешние прогнозы Службы энергетической информации США о росте потребления нефти в Китае к 2025 году до 710 млн. тонн в год и импорта до 550 млн. тонн, скорее всего, будут превышены.Поставкам российской нефти в Китай не может помешать даже нефтепровод Атасу—Алашанькоу, призванный соединить месторождения Казахстана с китайскими потребителями. Прокачка нефти по этой трубе начнется уже на днях, однако ее мощность на первом этапе составит всего 10 млн. тонн, в ближайшие же годы она будет расширена лишь до 20 млн. тонн нефти в год. «Транснефть» готова предоставить российским компаниям квоту на прокачку 1,3 млн. тонн нефти по этому трубопроводу, задействовав трубопровод Омск—Павлодар, проходящий через Атасу. Скорее всего, этой квотой воспользуется «Роснефть» — компания уже подавала в транспортную монополию заявку на прокачку этих объемов в 2006 году. Остальные мощности будут активно использовать китайские компании, которые добывают нефть в Казахстане, и «ЛУКОЙЛ», поскольку является совладельцем лицензии на казахстанское месторождение Кумколь, выступающее ресурсной базой для казахстано-китайского нефтепровода.Что касается Японии, то в прошлом году потребности страны в нефти официально составили около 210 млн. тонн. Япония не обладает собственными природными запасами жидких углеводородов, поэтому свои потребности в сырье удовлетворяет за счет импорта, 90% которого приходится на Ближний Восток. Однако известно, что японские власти намерены сокращать зависимость своей экономики от нефти — прежде всего за счет снижения доли нефтепродуктов в автомобильном транспорте, которая в настоящее время составляет практически 100%. За счет увеличения потребления газохола (бензиновая смесь с добавками этанола и этилбутилового эфира. — «Профиль») Министерство экономики и торговли Японии к 2030 году планирует снизить зависимость автомобильного транспорта от нефти на 20%, а экономики — на 10%. Предполагается, что в ближайшие 20 лет ежегодные потребности Страны восходящего солнца в нефти стабилизируются на уровне, не превышающем 300 млн. тонн.Стабилизация потребности Японии в нефти означает, что официальному Токио от России понадобится не сама нефть, а диверсификация ее импортеров. А это значит, что гарантировать потребление всей нефти, поступающей по трубопроводу Восточная Сибирь — Тихий океан, она не сможет — будет выбирать между поставщиками, исходя из цены, качества нефти и удобства транспортных схем. В этом смысле ориентация ВСТО на Японию дает экономические преимущества, скорее, Стране восходящего солнца, чем России.Кроме того, не стоит забывать и о том, что в ближайшие годы выйдут на максимальный уровень добычи нефти проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2». В рамках проекта «Сахалин-1» уже этим летом предполагается достроить терминал в Де-Кастри (Хабаровский край), откуда оператор проекта Exxon Mobil сможет экспортировать танкерами до 12 млн. тонн нефти в год. Ближайший потребитель — Япония. То есть к 2015 году, когда предположительно может быть достроена вторая очередь ВСТО, Сахалин станет производить около 25 млн. тонн нефти в год. Этого вполне могло бы хватить Японии для диверсификации поставщиков, тем более что логистическая составляющая в сахалинской нефти будет минимальной.Труба меняет ориентациюПохоже, российские власти это понимают. Строительство первого этапа ВСТО уже началось, для согласования технико-экономического обоснования (ТЭО) его линейной части Государственная экологическая экспертиза сделала все, в том числе добавила в экспертную комиссию, поначалу не одобрившую документ, несколько дополнительных членов для обеспечения квалифицированного большинства. При этом ТЭО терминала в бухте Перевозной на побережье Тихого океана, который должен был согласовываться и строиться одновременно с линейным участком трубопровода, уже отклонили Минприроды и Ростехнадзор. Новая точка для строительства терминала пока не найдена. Отказ в согласовании ТЭО терминала прошел практически незамеченным. Между тем это означает, что ВСТО фактически поменял ориентацию.Во время визита президента РФ Владимира Путина в Китай в марте нынешнего года был наконец подписан долгожданный для Пекина протокол о сотрудничестве между китайской государственной CNPC и «Транснефтью», который зафиксировал договоренности о разработке обоснования инвестиций на строительство ответвления ВСТО на Китай. Для «Транснефти» строительство ответвления не составит труда (его протяженность будет всего 60—70 км) и не будет стоить ровным счетом ничего — Китай готов полностью профинансировать работы. Очевидно, именно из-за этого с согласованием ТЭО терминала в Перевозной или иной точке на побережье Тихого океана пока решили не торопиться.Вполне вероятно, что терминал для отправки нефти в Японию, исходя из политических соображений, все же будет построен. Однако он лишь даст выбор российским компаниям — экспортировать нефть по трубопроводу в Китай или пользоваться сквозным тарифом, обещанным «Транснефтью», для перевозки западно- и восточносибирской нефти в Японию и страны АТР. На втором этапе строительства ВСТО понадобится, скорее всего, не продолжение нефтепровода до побережья Тихого океана, а расширение мощности участка Тайшет—Сковородино—Дацин до объемов, способных удовлетворить растущий спрос Китая и одновременно вместить увеличивающиеся объемы добычи на месторождениях Восточной Сибири.Таким образом, нефтепровод сам возвращается к концепции, предложенной еще в начале нынешнего столетия ЮКОСом и его бывшим главой, Михаилом Ходорковским, который предлагал построить трубу мощностью 50 млн. тонн нефти в год между Ангарском (Иркутская область) и китайским Дацином. Из-за начавшегося в 2003 году дела ЮКОСа этот маршрут трубопровода был фактически похоронен, однако экономическая целесообразность, похоже, заставляет чиновников вернуться к первоначальному варианту.

На Восток

Нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий океан предназначен для экспорта российской нефти на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в первую очередь Китая и Японии.

Распоряжение о строительстве ВСТО было подписано премьер-министром Михаилом Фрадковым в декабре 2004 года.

По проекту «Транснефти» нефтепровод ВСТО мощностью 80 млн. тонн нефти в год должен пройти из Тайшета (Иркутская область) через Сковородино (Амурская область) до Тихого океана. Протяженность — 4188 км.

До недавнего времени стоимость строительства трубопровода оценивалась в $11,5 млрд., первый этап (предполагает строительство трубы от Тайшета до Сковородино) — в $6,6 млрд. На втором этапе предполагалось строительство участка нефтепровода Сковородино — бухта Перевозная. Планировалось, что в случае строительства ответвления на Китай в китайском направлении будет поставляться 30 млн. тонн в год, по маршруту Сковородино—Перевозная — 50 млн. тонн.

Однако в конце апреля 2006 года в ходе совещания по вопросам социально-экономического развития сибирского региона Владимир Путин потребовал от «Транснефти» провести участок ВСТО в районе северной окраины Байкала за пределами водозаборной зоны — более чем на 40 км от озера — для снижения экологических рисков. Это означает, что объем инвестиций в реализацию проекта будет пересмотрен. На прошлой неделе представители «Транснефти» сообщили, что сейчас рассматриваются три варианта обхода озера Байкал и пять — форсирования реки Лены.

Конечный пункт ВСТО на побережье Тихого океана «Транснефть» планирует выбрать осенью 2006 года.

Пока экологи празднуют победу над «Транснефтью», а компания по приказанию президента Путина экстренно ищет новый маршрут для байкальского участка нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан, труба постепенно меняет стратегическое направление. Решение о строительстве ответвления от трубопровода на китайский Дацин, а также растущая добыча нефти на Сахалине могут переориентировать нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО) с Японии на Китай. Перед «Транснефтью» скоро встанет вопрос: а нужна ли вообще вторая очередь ВСТО, которая соединит Сковородино с терминалом на побережье Тихого океана?Откуда нефть?Предполагается, что основой ресурсной базы для ВСТО станут четыре месторождения — Ванкорское в Красноярском крае (лицензия на него принадлежит «Роснефти»), Верхнечонское в Иркутской области (лицензия принадлежит «Верхнечонскнефтегазу», которым владеют ТНК-ВР и «Роснефть»), Талаканское в Якутии (разрабатывается «Сургутнефтегазом») и Юрубчено-Тохомское в Эвенкии (ЮКОС).Однако сегодня эти месторождения только готовятся к промышленной эксплуатации. А к 2009 году, когда «Транснефть» планирует начать прокачку нефти по трубе, три из них смогут дать в совокупности не более 10 млн. тонн нефти в год. В частности, в 2008 году «Роснефть» предполагает добыть на Ванкоре около 3 млн. тонн нефти, на Верхнечонском месторождении будет добыто почти 1 млн. тонн, а на Талаканском — 4—6 млн. тонн.Юрубчено-Тохомское месторождение сейчас находится в подвешенном состоянии по вполне понятным причинам: его скважины заморожены, а добыча полностью остановлена из-за отсутствия финансирования со стороны ЮКОСа. Ранее компания планировала к 2008 году добывать на нем уже 13 млн. тонн нефти. Если «Роснефти» удастся быстро получить ЮКОС со всеми его активами, у нее еще есть шанс успеть к началу эксплуатации трубопровода ВСТО: президент госкомпании Сергей Богданчиков уже оценивал возможности месторождения в 10—12 млн. тонн нефти в год. Но даже с Юрубчено-Тохомским месторождением Восточная Сибирь не сможет на первых порах заполнить нефтепровод мощностью 30 млн. тонн в год.Поэтому вначале «Транснефти», скорее всего, придется загружать нефтепровод преимущественно западносибирской нефтью. Похоже, проблем с этим возникнуть не должно: через Тайшет проходит нефтепровод Омск—Ангарск, по которому в ВСТО и будет поступать нефть из Западной Сибири. Объемы ее прокачки гарантировали «Роснефть» и «ЛУКОЙЛ». Если ко времени сдачи первой очереди ВСТО построят ответвление на китайский Дацин, «Роснефти» достаточно будет лишь перенаправить нефть, которую она экспортирует по железной дороге, в трубу. В 2006 году, например, компания планирует перевезти в Китай до 9 млн. тонн нефти. ЮКОС ежегодно поставляет в адрес китайской Sinopec около 2 млн. тонн черного золота — возможно, его контракты в скором времени достанутся «Роснефти», которая при первой возможности также направит эту нефть в трубу. Объемы поставок в Китай по железной дороге в ближайшие годы будут только увеличиваться — Поднебесная уже сейчас готова покупать до 15 млн. тонн нефти в год.Для «ЛУКОЙЛа» тоже не составит труда перенаправить часть своей нефти из Западной Сибири на Восток. В начале прошлого года «ЛУКОЙЛ» уже пробовал поставлять нефть в Китай по железной дороге, рассчитывая отправлять в КНР до 3 млн. тонн черного золота в год. Однако выросшие экспортные пошлины в совокупности с высокими железнодорожными тарифами сделали такие поставки нерентабельными, и компания Вагита Алекперова от них отказалась. Тариф на прокачку по трубопроводу Восточная Сибирь — Тихий океан в любом случае будет ниже железнодорожного, поэтому поставки можно возобновить. В совокупности с объемами добычи на вводимых в разработку месторождениях Восточной Сибири этой нефти, в принципе, должно хватить для заполнения нефтепровода.Зато уже через несколько лет, если верить обещаниям нефтекомпаний, мощности первого этапа трубы (30 млн. тонн) не хватит даже для нефти с месторождений одной Восточной Сибири. «Роснефть» планирует к 2012 году вывести Ванкорское месторождение на уровень добычи 18—19 млн. тонн нефти в год, 15 млн. из которых обещает направить в ВСТО. Одновременно выйдет на проектную мощность (7,5—10 млн. тонн в год) Верхнечонское месторождение ТНК-ВР и «Роснефти». Примерно в это же время «Сургутнефтегаз» достроит нефтепровод до Усть-Кута, который соединит Талакан с ВСТО, и начнет добывать на месторождении до 23 млн. тонн нефти в год. Вместе с Юрубчено-Тохомским участком потребности в прокачке нефти на экспорт только с этих крупнейших месторождений могут составить до 60 млн. тонн нефти в год. Это означает, что через пять-шесть лет вопрос о расширении мощности нефтепровода станет острым.Не тудаОднако ориентация трубы на Японию может сыграть злую шутку с российскими нефтяными компаниями. Предполагается, что общая мощность ВСТО составит 80 млн. тонн нефти в год, из них в Китай пойдет только 30 млн., а в Японию и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) — 50 млн. тонн. Но при этом не стоит забывать, что утверждают эксперты рынка: рост потребления нефти в странах АТР происходит в основном за счет Китая.В настоящее время Китай потребляет около 350 млн. тонн нефти ежегодно, половина из которых импортируется. В свою очередь, половина импорта Китая приходится на страны Ближнего Востока, включая нестабильный Иран. По оценкам специалистов двухгодичной давности, к 2010 году общий объем потребления нефти в Поднебесной должен был составить лишь 300—320 млн. тонн нефти в год. А он уже сейчас 350 млн. Иными словами, спрос на нефть в Китае растет темпами, явно опережающими прогнозы. В последние годы КНР стала вторым в мире после США потребителем нефти, отодвинув на третье место Японию, прочно занимавшую эту позицию несколько десятилетий. Поэтому можно предположить, что и нынешние прогнозы Службы энергетической информации США о росте потребления нефти в Китае к 2025 году до 710 млн. тонн в год и импорта до 550 млн. тонн, скорее всего, будут превышены.Поставкам российской нефти в Китай не может помешать даже нефтепровод Атасу—Алашанькоу, призванный соединить месторождения Казахстана с китайскими потребителями. Прокачка нефти по этой трубе начнется уже на днях, однако ее мощность на первом этапе составит всего 10 млн. тонн, в ближайшие же годы она будет расширена лишь до 20 млн. тонн нефти в год. «Транснефть» готова предоставить российским компаниям квоту на прокачку 1,3 млн. тонн нефти по этому трубопроводу, задействовав трубопровод Омск—Павлодар, проходящий через Атасу. Скорее всего, этой квотой воспользуется «Роснефть» — компания уже подавала в транспортную монополию заявку на прокачку этих объемов в 2006 году. Остальные мощности будут активно использовать китайские компании, которые добывают нефть в Казахстане, и «ЛУКОЙЛ», поскольку является совладельцем лицензии на казахстанское месторождение Кумколь, выступающее ресурсной базой для казахстано-китайского нефтепровода.Что касается Японии, то в прошлом году потребности страны в нефти официально составили около 210 млн. тонн. Япония не обладает собственными природными запасами жидких углеводородов, поэтому свои потребности в сырье удовлетворяет за счет импорта, 90% которого приходится на Ближний Восток. Однако известно, что японские власти намерены сокращать зависимость своей экономики от нефти — прежде всего за счет снижения доли нефтепродуктов в автомобильном транспорте, которая в настоящее время составляет практически 100%. За счет увеличения потребления газохола (бензиновая смесь с добавками этанола и этилбутилового эфира. — «Профиль») Министерство экономики и торговли Японии к 2030 году планирует снизить зависимость автомобильного транспорта от нефти на 20%, а экономики — на 10%. Предполагается, что в ближайшие 20 лет ежегодные потребности Страны восходящего солнца в нефти стабилизируются на уровне, не превышающем 300 млн. тонн.Стабилизация потребности Японии в нефти означает, что официальному Токио от России понадобится не сама нефть, а диверсификация ее импортеров. А это значит, что гарантировать потребление всей нефти, поступающей по трубопроводу Восточная Сибирь — Тихий океан, она не сможет — будет выбирать между поставщиками, исходя из цены, качества нефти и удобства транспортных схем. В этом смысле ориентация ВСТО на Японию дает экономические преимущества, скорее, Стране восходящего солнца, чем России.Кроме того, не стоит забывать и о том, что в ближайшие годы выйдут на максимальный уровень добычи нефти проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2». В рамках проекта «Сахалин-1» уже этим летом предполагается достроить терминал в Де-Кастри (Хабаровский край), откуда оператор проекта Exxon Mobil сможет экспортировать танкерами до 12 млн. тонн нефти в год. Ближайший потребитель — Япония. То есть к 2015 году, когда предположительно может быть достроена вторая очередь ВСТО, Сахалин станет производить около 25 млн. тонн нефти в год. Этого вполне могло бы хватить Японии для диверсификации поставщиков, тем более что логистическая составляющая в сахалинской нефти будет минимальной.Труба меняет ориентациюПохоже, российские власти это понимают. Строительство первого этапа ВСТО уже началось, для согласования технико-экономического обоснования (ТЭО) его линейной части Государственная экологическая экспертиза сделала все, в том числе добавила в экспертную комиссию, поначалу не одобрившую документ, несколько дополнительных членов для обеспечения квалифицированного большинства. При этом ТЭО терминала в бухте Перевозной на побережье Тихого океана, который должен был согласовываться и строиться одновременно с линейным участком трубопровода, уже отклонили Минприроды и Ростехнадзор. Новая точка для строительства терминала пока не найдена. Отказ в согласовании ТЭО терминала прошел практически незамеченным. Между тем это означает, что ВСТО фактически поменял ориентацию.Во время визита президента РФ Владимира Путина в Китай в марте нынешнего года был наконец подписан долгожданный для Пекина протокол о сотрудничестве между китайской государственной CNPC и «Транснефтью», который зафиксировал договоренности о разработке обоснования инвестиций на строительство ответвления ВСТО на Китай. Для «Транснефти» строительство ответвления не составит труда (его протяженность будет всего 60—70 км) и не будет стоить ровным счетом ничего — Китай готов полностью профинансировать работы. Очевидно, именно из-за этого с согласованием ТЭО терминала в Перевозной или иной точке на побережье Тихого океана пока решили не торопиться.Вполне вероятно, что терминал для отправки нефти в Японию, исходя из политических соображений, все же будет построен. Однако он лишь даст выбор российским компаниям — экспортировать нефть по трубопроводу в Китай или пользоваться сквозным тарифом, обещанным «Транснефтью», для перевозки западно- и восточносибирской нефти в Японию и страны АТР. На втором этапе строительства ВСТО понадобится, скорее всего, не продолжение нефтепровода до побережья Тихого океана, а расширение мощности участка Тайшет—Сковородино—Дацин до объемов, способных удовлетворить растущий спрос Китая и одновременно вместить увеличивающиеся объемы добычи на месторождениях Восточной Сибири.Таким образом, нефтепровод сам возвращается к концепции, предложенной еще в начале нынешнего столетия ЮКОСом и его бывшим главой, Михаилом Ходорковским, который предлагал построить трубу мощностью 50 млн. тонн нефти в год между Ангарском (Иркутская область) и китайским Дацином. Из-за начавшегося в 2003 году дела ЮКОСа этот маршрут трубопровода был фактически похоронен, однако экономическая целесообразность, похоже, заставляет чиновников вернуться к первоначальному варианту.

На Восток

Нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий океан предназначен для экспорта российской нефти на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в первую очередь Китая и Японии.

Распоряжение о строительстве ВСТО было подписано премьер-министром Михаилом Фрадковым в декабре 2004 года.

По проекту «Транснефти» нефтепровод ВСТО мощностью 80 млн. тонн нефти в год должен пройти из Тайшета (Иркутская область) через Сковородино (Амурская область) до Тихого океана. Протяженность — 4188 км.

До недавнего времени стоимость строительства трубопровода оценивалась в $11,5 млрд., первый этап (предполагает строительство трубы от Тайшета до Сковородино) — в $6,6 млрд. На втором этапе предполагалось строительство участка нефтепровода Сковородино — бухта Перевозная. Планировалось, что в случае строительства ответвления на Китай в китайском направлении будет поставляться 30 млн. тонн в год, по маршруту Сковородино—Перевозная — 50 млн. тонн.

Однако в конце апреля 2006 года в ходе совещания по вопросам социально-экономического развития сибирского региона Владимир Путин потребовал от «Транснефти» провести участок ВСТО в районе северной окраины Байкала за пределами водозаборной зоны — более чем на 40 км от озера — для снижения экологических рисков. Это означает, что объем инвестиций в реализацию проекта будет пересмотрен. На прошлой неделе представители «Транснефти» сообщили, что сейчас рассматриваются три варианта обхода озера Байкал и пять — форсирования реки Лены.

Конечный пункт ВСТО на побережье Тихого океана «Транснефть» планирует выбрать осенью 2006 года.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».