23 апреля 2024
USD 89,69 EUR 99,19
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2003 года: "Смерть карманника"

Архивная публикация 2003 года: "Смерть карманника"

История карманных компьютеров может закончиться, так, в сущности, и не начавшись: на смену "карманникам" приходят смартфоны -- гибриды карманного ПК и мобильного телефона.Предвыборная платформа

В отличие от настольных компьютеров и ноутбуков, где между некоторыми моделями, как говорится, найди семь отличий, товарный ряд КПК пестрит разнообразием не только в дизайне, но и в ключевых подходах к их созданию.
Сегодня покупателю предоставляется право выбора, например, между клавиатурным и бесклавиатурным карманными компьютерами, а также между КПК на базе различных программных платформ (Palm OS, Windows CE, Symbian OS и др.).
Надо сказать, что покупатели этим правом активно пользуются. В структуре продаж карманных компьютеров на отечественном рынке ярко выраженного лидера нет. В 2002 году в России было продано примерно 80 тыс. подобных устройств (в то время как в США объем продаж составил 3--4 млн, а в Европе -- около 3 млн.). Причем на долю КПК с различными операционными системами пришлись соизмеримые объемы продаж (см. график 1).
Ассортимент КПК в России мог бы быть еще более широким, если бы не относительно маленькая емкость рынка. Раскрученная модель становится доступна у нас в стране сразу после мировой премьеры или же с некоторым опозданием. В случае же, если КПК нацелен на узкую группу покупателей и, по оценке дистрибьюторов, не станет хитом продаж, это устройство, скорее всего, вообще не попадет в нашу страну (затраты на сертификацию делают невыгодным его ввоз). Преодолеть эти ограничения позволил бы только заметный рост рынка. А этого не наблюдается.
По итогам 2002 года почти 100% карманных компьютеров, проданных в России, приходилось на иностранные торговые марки. Российский компьютерный бизнес на рынке КПК представлен сегодня только одним игроком -- Rover Computers. В прошлом году, только появившись в сегменте, компании удалось занять 2% рынка устройств, использующих программную платформу Windows CE (см. график 2).
При этом, как учит история продаж других видов компьютеров (прежде всего настольных систем и ноутбуков), доминирование иностранных компаний в России продолжается?? недолго. Очевидно, что уже по итогам 2003 года доля Rover в сегменте КПК заметно возрастет.
Для полномасштабного развития направления "наладонников" компания приняла решение вообще отказаться от производства настольных компьютеров, а сосредоточиться на продвижении собственных разработок для КПК и создании дизайна моделей. Что же касается комплектующих, то их, по техническим заданиям специалистов Rover, изготавливают иностранные партнеры компании, что давно является традиционной схемой в современном компьютерном бизнесе.
В погоне за полноценностью

Чтобы закрепиться на богатом различными изобретениями компьютерном рынке, "карманники" вынуждены были совершенствоваться в срочном порядке. За последние несколько лет производительность "наладонников" увеличилась в десятки раз. Этот технологический рывок сделал возможным использование на КПК программных приложений, которые ранее были доступны пользователю только на больших компьютерах.
Среди них -- мультимедийные приложения (аудио и видео). Возможность прослушивания на карманном компьютере аудиофайлов в формате MP3 избавляет от необходимости таскать с собой плеер. Отдельный диктофон в данном случае также теряет всякий смысл.
Следующим важным фактором стало увеличение емкости батареи, хотя этим преимуществом пока удалось воспользоваться не владельцам КПК, а разработчикам программного обеспечения для этих устройств: приложения стали более сложными и, следовательно, более ресурсоемкими.
Для российского потребителя заметным событием стала полная русификация программной платформы КПК. Здесь, правда, имеется один побочный эффект -- эта самая русификация сокращает продолжительность работы "наладонника". В результате сегодня карманный компьютер при средней нагрузке способен работать без подзарядки всего около суток.
Не менее важным технологическим прорывом стала возможность КПК выходить в Интернет. Это открыло неограниченное поле для фантазий прежде всего перед маркетологами. В рекламных проспектах "карманник" вмиг стал неотъемлемым элементом самых разнообразных систем как в бизнесе, так и в быту. Торговые представители и риэлтеры, страховые агенты и журналисты, кладовщики и экспедиторы -- для всех, по словам специалистов по продажам, КПК отныне становится основным средством производства.
В каком же направлении движется техническая мысль? Какие разработки станут технологиями завтрашнего дня? Постоянное появление все новых и новых усовершенствований не позволяет дать точный ответ на этот вопрос. К числу наиболее жизнеспособных можно отнести проект по созданию так называемых органических дисплеев для КПК, которые будут потреблять меньше энергии, а также отличаться более яркой и реалистичной картинкой по сравнению с жидкокристаллическими экранами. Прототипы подобных устройств уже созданы.
Скорее всего, будут совершенствоваться и программные решения, предназначенные для распознавания речи и рукописного текста.
Однако не стоит забывать, что некоторые идеи, в блестящем будущем которых были уверены почти все, так и не успели дожить до стадии практической реализации, потому что были сметены новыми, более эффективными предложениями. Определенно можно говорить, пожалуй, только о неизбежной интеграции КПК с устройствами мобильной связи.

Структура продажи КПК по программным платформам в 2002 году (%)

История карманных компьютеров может закончиться, так, в сущности, и не начавшись: на смену "карманникам" приходят смартфоны -- гибриды карманного ПК и мобильного телефона.Предвыборная платформа


В отличие от настольных компьютеров и ноутбуков, где между некоторыми моделями, как говорится, найди семь отличий, товарный ряд КПК пестрит разнообразием не только в дизайне, но и в ключевых подходах к их созданию.

Сегодня покупателю предоставляется право выбора, например, между клавиатурным и бесклавиатурным карманными компьютерами, а также между КПК на базе различных программных платформ (Palm OS, Windows CE, Symbian OS и др.).

Надо сказать, что покупатели этим правом активно пользуются. В структуре продаж карманных компьютеров на отечественном рынке ярко выраженного лидера нет. В 2002 году в России было продано примерно 80 тыс. подобных устройств (в то время как в США объем продаж составил 3--4 млн, а в Европе -- около 3 млн.). Причем на долю КПК с различными операционными системами пришлись соизмеримые объемы продаж (см. график 1).

Ассортимент КПК в России мог бы быть еще более широким, если бы не относительно маленькая емкость рынка. Раскрученная модель становится доступна у нас в стране сразу после мировой премьеры или же с некоторым опозданием. В случае же, если КПК нацелен на узкую группу покупателей и, по оценке дистрибьюторов, не станет хитом продаж, это устройство, скорее всего, вообще не попадет в нашу страну (затраты на сертификацию делают невыгодным его ввоз). Преодолеть эти ограничения позволил бы только заметный рост рынка. А этого не наблюдается.

По итогам 2002 года почти 100% карманных компьютеров, проданных в России, приходилось на иностранные торговые марки. Российский компьютерный бизнес на рынке КПК представлен сегодня только одним игроком -- Rover Computers. В прошлом году, только появившись в сегменте, компании удалось занять 2% рынка устройств, использующих программную платформу Windows CE (см. график 2).

При этом, как учит история продаж других видов компьютеров (прежде всего настольных систем и ноутбуков), доминирование иностранных компаний в России продолжается?? недолго. Очевидно, что уже по итогам 2003 года доля Rover в сегменте КПК заметно возрастет.

Для полномасштабного развития направления "наладонников" компания приняла решение вообще отказаться от производства настольных компьютеров, а сосредоточиться на продвижении собственных разработок для КПК и создании дизайна моделей. Что же касается комплектующих, то их, по техническим заданиям специалистов Rover, изготавливают иностранные партнеры компании, что давно является традиционной схемой в современном компьютерном бизнесе.

В погоне за полноценностью


Чтобы закрепиться на богатом различными изобретениями компьютерном рынке, "карманники" вынуждены были совершенствоваться в срочном порядке. За последние несколько лет производительность "наладонников" увеличилась в десятки раз. Этот технологический рывок сделал возможным использование на КПК программных приложений, которые ранее были доступны пользователю только на больших компьютерах.

Среди них -- мультимедийные приложения (аудио и видео). Возможность прослушивания на карманном компьютере аудиофайлов в формате MP3 избавляет от необходимости таскать с собой плеер. Отдельный диктофон в данном случае также теряет всякий смысл.

Следующим важным фактором стало увеличение емкости батареи, хотя этим преимуществом пока удалось воспользоваться не владельцам КПК, а разработчикам программного обеспечения для этих устройств: приложения стали более сложными и, следовательно, более ресурсоемкими.

Для российского потребителя заметным событием стала полная русификация программной платформы КПК. Здесь, правда, имеется один побочный эффект -- эта самая русификация сокращает продолжительность работы "наладонника". В результате сегодня карманный компьютер при средней нагрузке способен работать без подзарядки всего около суток.

Не менее важным технологическим прорывом стала возможность КПК выходить в Интернет. Это открыло неограниченное поле для фантазий прежде всего перед маркетологами. В рекламных проспектах "карманник" вмиг стал неотъемлемым элементом самых разнообразных систем как в бизнесе, так и в быту. Торговые представители и риэлтеры, страховые агенты и журналисты, кладовщики и экспедиторы -- для всех, по словам специалистов по продажам, КПК отныне становится основным средством производства.

В каком же направлении движется техническая мысль? Какие разработки станут технологиями завтрашнего дня? Постоянное появление все новых и новых усовершенствований не позволяет дать точный ответ на этот вопрос. К числу наиболее жизнеспособных можно отнести проект по созданию так называемых органических дисплеев для КПК, которые будут потреблять меньше энергии, а также отличаться более яркой и реалистичной картинкой по сравнению с жидкокристаллическими экранами. Прототипы подобных устройств уже созданы.

Скорее всего, будут совершенствоваться и программные решения, предназначенные для распознавания речи и рукописного текста.

Однако не стоит забывать, что некоторые идеи, в блестящем будущем которых были уверены почти все, так и не успели дожить до стадии практической реализации, потому что были сметены новыми, более эффективными предложениями. Определенно можно говорить, пожалуй, только о неизбежной интеграции КПК с устройствами мобильной связи.


Структура продажи КПК по программным платформам в 2002 году (%)

Windows CE18

Palm OS21

Symbian OS32

Прочие29

Структура сегмента платформы Windows CE в 2002 год (%)

Casio11

HP/Compaq56

Toshiba16

NEC2

FSC9

MiTAC1

Rover2

Прочие3

КПК на умном фоне


Основная угроза карманным компьютерам как самостоятельному классу устройств идет со стороны мобильных телефонов. "Умнея" на глазах и превращаясь в так называемые смартфоны (smartphone -- от англ. "умный телефон"), мобильники, похоже, выйдут победителями в этой схватке. Помимо привычных функций некоторые смартфоны снабжены встроенными цифровыми камерами, поддерживают GPRS (протокол пакетной передачи данных). Некоторые модели позволяют получать электронную почту с прикрепленными файлами.

Зарубежные исследователи, например британская компании Canalys, не сомневаются в том, что смартфоны полностью вытеснят КПК. По данным Canalys, смартфоны быстрыми темпами обгоняют по популярности "наладонники": в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка) в 2002 году было продано 3,3 млн. смартфонов и всего лишь 2,8 млн. карманных компьютеров. В России продажи смартфонов только-только начались, но вряд ли российский рынок в данном случае пойдет другим путем.

Дополнительные очки смартфонам удается получать не только благодаря технологическому преимуществу, многое зависит также от канала продаж. Если КПК традиционно продаются через сети компьютерных магазинов, то смартфоны, являясь прямыми родственниками мобильных телефонов, заслужили право доступа к массовому каналу сбыта и предлагаются покупателям в салонах сотовой связи, количество которых на порядок больше.

Между тем массовый спрос на полноценные смартфоны начнется только после снижения тарифов на услуги беспроводной передачи данных в сотовых сетях, что и произойдет в обозримом будущем (в течение одного-двух лет).

В итоге КПК рискует не успеть стать предметом повседневного обихода, повторить счастливую судьбу настольного компьютера или сотового телефона. Возможно, этот счастливый билет достанется смартфонам.


Рейтинг популярности КПК в России (по результатам продаж в апреле-мае 2003)*

Место в рейтингеМодельПрограммная платформаСредняя цена ($)

1.Palm Zire 71Palm OS330

2.HP iPAQ 3970PocketPC2002550

3.Casio Cassiopeia BE-300WindowsCE 3.0180

4.Palm Tungsten TPalm OS350

5.HP iPaq 1915PocketPC2002330

6.DELL AximPocketPC2002300

7.Rover P3PocketPC2002300

8.ETEN P600/603PocketPC2002700

9.Sony Clie SJ22Palm OS230

*Источник: компания «МакЦентр»

МАКСИМ КЕРСОВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».