Наверх
20 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2002 года: "Смертельная процедура"

Банковская реформа, о необходимости которой так давно говорили в правительстве и ЦБ, начнется уже очень скоро. Кто и почему станет ее жертвой, власть на нормативном уровне для себя уже решила. Конкретные названия и имена появятся чуть позже.В начале ноября в Госдуме будут обсуждаться поправки в закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Принятие этих поправок — еще один серьезный шаг в наведении порядка в банковском сообществе.
Кризис 1998 года и последующие за ним повальные банкротства банков доказали несостоятельность действующей процедуры банкротства. Например, ликвидацией банков занимались судебные органы и назначаемые ими арбитражные управляющие. Контроля государства за управляющими как такового не было, единственной мерой воздействия являлось непродление аттестата управляющему.
Погрешности в законе приводили к искусственному затягиванию процедуры банкротства — за это время акционерами из банков выводились активы, более того, собственники просто подкупали арбитражных управляющих.
Понятно, что такие схемы, активно применявшиеся после кризиса, сделали из закона о банкротстве кредитных организаций притчу во языцех. Этот документ фактически разрешал воровать средства кредиторов, которые в результате получали копейку-другую с отданного банку рубля.
Иностранные кредиторы российских банков по нашему закону также оставались без денег. Это явно не способствовало и до сих пор не способствует росту инвестиционной привлекательности наших кредитных организаций. Кто будет вкладывать капитал в банковскую систему, где ничего, кроме убытков, получить невозможно?
А между тем банкротство, с одной стороны, — это другим словом названная обязанность платить по долгам плюс неотвратимость этой расплаты. А с другой — страхующий элемент, без которого привлечение в финансовую систему хотя бы «средних» — не говоря уж о «длинных» — денег невозможно.
Новый закон дает шанс вернуть процедуре банкротства ее подлинный смысл. Предлагаемые на рассмотрение Госдумы поправки предусматривают создание государственного ликвидатора — структуры, которая под контролем ЦБ будет проводить банкротство банков и реально отстаивать интересы кредиторов.
Модернизация закона о банкротстве банков имеет и еще одно положительное последствие. Тем самым государство, точнее ЦБ, дает понять, что при необходимости готово взять на себя ответственность за серьезную чистку банковской системы. И хотя вовсе не следует делать вывод, что эта чистка начнется сразу, как закон вступит в силу, сама возможность чистки — вещь очень дисциплинирующая.
В том числе и потому, что в новом тексте закона набор критериев и сам механизм проведения объявления банка несостоятельным прописаны самым тщательным образом. Иными словами, с чисто процедурной точки зрения возможность произвола здесь сведена к минимуму. А вот четкость критериев, которые позволят банку избежать банкротства, напротив, доведена до максимума.
Понятно, что уже одна эта ясность стала (а к моменту рассмотрения законопроекта в Думе станет еще больше) причиной противодействия принятию документа. И то, насколько настойчивой будет власть в принятии новых правил «жизни и смерти» для банков, четко покажет ее готовность провести не косметическую, а по-настоящему глубинную реформу банковской системы страны.

НАТАЛЬЯ РОМАНОВА

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK