19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2004 года: "Смертельный подзатыльник"

Архивная публикация 2004 года: "Смертельный подзатыльник"

В автомобиле есть деталь, на которую водители и пассажиры практически никогда не обращают внимания. Но когда на дороге возникает экстремальная ситуация, именно эта деталь решает, жить человеку или нет. Имя ей — подголовник. Представьте себе следующую картину. Зима. Машине не хватило нескольких метров, чтобы остановиться, и она врезалась в стоящий впереди автомобиль. Как говорят водители, «поцеловалась». Однако вопреки ожиданиям из передней машины никто не выскочил. Люди продолжали сидеть на своих местах. Они были уже мертвы. Хотя человек непосвященный не заметил бы на них никаких видимых повреждений. Просто при резком ударе у пассажира и водителя сломались шейные позвонки.

©
В автомобиле есть деталь, на которую водители и пассажиры практически никогда не обращают внимания. Но когда на дороге возникает экстремальная ситуация, именно эта деталь решает, жить человеку или нет. Имя ей — подголовник.
©
Представьте себе следующую картину. Зима. Машине не хватило нескольких метров, чтобы остановиться, и она врезалась в стоящий впереди автомобиль. Как говорят водители, «поцеловалась». Однако вопреки ожиданиям из передней машины никто не выскочил. Люди продолжали сидеть на своих местах. Они были уже мертвы. Хотя человек непосвященный не заметил бы на них никаких видимых повреждений. Просто при резком ударе у пассажира и водителя сломались шейные позвонки.

Леонид Головкин, эксперт Всероссийского центра судебной экспертизы: «Зимой аварии, когда водители неправильно выбирают дистанцию, случаются часто. На скользкой дороге машины не успевают погасить всю скорость и врезаются в стоящие машины довольно ощутимо. В такой ситуации погибнуть можно даже на скорости в 20 км/ч».

Небольшой ликбез. Повреждения шеи, объясняют специалисты, возникают изза резкого смещения головы водителя или пассажира при ударе сзади и относятся к так называемым плетевым травмам. Тело человека действует подобно хлысту: сначала туловище от удара вместе с сиденьем движется вперед, а затем резко отбрасывается назад. Голова, получая огромное ускорение на противоходе, ломает позвонки или срывается со своего «крепления». Трагедии можно избежать, если отрегулировать подголовники в машине по всем правилам. Но кто это делает? Судя по всему, никто.

Немецкий журнал Auto Motor und Sport недавно опросил более 20 тыс. водителей и членов их семей. Почти 56% из них не меняли положение подголовников с тех пор, как купили машину.

Еще 40% не трогали эти устройства после того, как их отрегулировали под себя другие. При этом почти 20% опрошенных вообще не знали, что подголовники поддаются регулировке и их следует настраивать под конкретного человека.

Результат подобного небрежения налицо. Как отмечается в отчете Всемирной организации здравоохранения, посвященном безопасности движения на транспорте, «травмы шеи при ударе сзади остаются одними из самых распространенных, несмотря на то, что подавляющее большинство автомобилей оборудовано эффективными средствами защиты от них». Европейские и американские страховые компании в преддверии зимы исследовали статистику по попутным столкновениям. По их данным, опасные травмы шеи получает каждый пятый пострадавший в такой аварии и почти 10% от общего числа погибают. В машине, в которой они находились, не были должным образом отрегулированы подголовники. Аналогичные исследования проводил иМосковский автомобильно-дорожный институт (МАДИ). Российские ученые выяснили, что каждый пятый пострадавший при попутных столкновениях получает травмы шеи, которых можно было бы избежать, если правильно настроить подголовники. Исследования специалистов показали: большая часть подголовников в автомобилях установлена слишком низко, и это самая распространенная ошибка автомобилистов.

Установленные таким образом подголовники действуют как заправские «шееломатели», вдвое увеличивая вероятность смертельного исхода. Но в опасных травмах виноваты не только сами водители или их пассажиры. Британский Thatcham Motor Insurance Repair Centre исследовал сами автомобили, вернее, их сиденья. Оказалось, что 25% из них (то есть каждый четвертый подголовник) не обеспечивают человеку необходимую защиту в любом положении. Еще 26% дают находящимся в машине людям «плохую» или «недостаточную» защиту. Отсеяв худшие авто, эксперты подвергли оставшиеся динамическому тесту. В неподвижный автомобиль, в котором сидел манекен, сзади со скоростью 16 км/ч «въезжало» устройство, имитировавшее другую машину. Оценку «хорошо» получили лишь 22 модели.

Надежнее всех от удара сзади защищают свои машины Ford, Nissan, Renault, Saab и Volvo. Практически на всех новых моделях этих производителей подголовники устанавливаются в необходимое положение под любой рост и комплекцию человека, отметили эксперты. При этом многие модели имеют активные устройства уже в базовой комплектации (при резком ударе они автоматически пододвигаются к затылку водителя или пассажира). Такие подголовники, в частности, установлены на Saab 9-3, Nissan Primera, Ford Mondeo, Opel Corsa, Nissan Almera Tino, Seat Toledo.

Неудобные или плохо регулируемые подголовники эксперты отметили на BMW 3-й серии, Citroen C2 и C3, Jaguar X-type, Honda CR-V, Land Rover Freelander, Renault Clio, Toyota Corolla, Volkswagen Polo. Владельцам подобных машин эксперты советуют тщательно настраивать высоту этих устройств и проверять их установку хотя бы раз в неделю.

Проведя свои исследования, эксперты американского Института дорожной безопасности (Insurance Institute for Highway Safety) после геометрических измерений забраковали сиденья 26 автомобилей из 76 обследованных. В динамическом тесте с манекеном (американцы проводят его на скорости 32 км/ч) оценку «хорошо» заслужили лишь 12 автомобилей. Еще 16 оказались «на грани фола». Остальные 22 модели эксперты признали опасными. Наибольшую надежность, по их мнению, проявляют шведские машины — новые модели Volvo и Saab. Чуть хуже — Audi A6, BMW 5-й серии, Subaru Legacy, Nissan Altima. Примечательно, что сами автозаводы по-разному относятся к проблеме. Представители автопроизводителей, машины которых по результатам испытаний были признаны недостаточно безопасными, заявили, что водители и пассажиры получают травмы именно из-за того, что не регулируют подголовники, а не потому, что конструкция сидений несовершенна. Другие автокомпании, наоборот, демонстрируют все более продвинутые конструкции, когда не только подголовник, но и сиденье перемещается назад, снижая вероятность травм.

Эксперты отмечают, что подголовники необходимы и на задних сиденьях, поскольку спинки заднего дивана делаются всегда ниже спинок передних кресел из соображений обеспечения видимости через заднее стекло. Важно, по их мнению, чтобы на внедорожниках, хэтчбеках и универсалах задние подголовники к тому же складывались и вновь приобретали отрегулированное положение после того, как сиденья возвращаются в исходное положение, а этого практически нет ни на одной машине.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».