Наверх
20 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2011 года: "Смеяться модно"

Проект «Гражданин поэт» стал главной сенсацией поэтического сезона — и одним из основных событий сезона политического.   Стартовавший меньше года назад проект «Гражданин поэт» за несколько месяцев превратился в едва ли не самую популярную тему светских бесед. Каждый новый выпуск стихотворного «ньюзикла» смотрят в Интернете сотни тысяч человек, а одна из последних серий, стилизованная под стихотворение Твардовского «Ленин и печник», собрала на YouTube полуторамиллионную аудиторию.
   Конечно, популярности проекта, называвшегося поначалу «Поэт и гражданин», немало способствовал мартовский скандал со снятием из эфира телеканала «Дождь» очередного выпуска — про разногласия в тандеме. Последовало временное закрытие «ньюзикла», покупка его медиагруппой Михаила Прохорова «Живи!», триумфальное возвращение под чуть измененным названием на «Эхо Москвы» и в Сеть, поэзоконцерты в Москве, гастроли по провинции… Однако рискну предположить, что, и не будь того скандала, проект, возможно, чуть позже, все равно занял бы подобающее место в общественном пейзаже.
   Дело в том, что «Гражданин поэт» возник удивительно вовремя. Это ровно тот случай, когда вчера казалось рано, а завтра было бы поздно. Дмитрий Быков давно печатал стихи на злобу дня в «Огоньке», «Собеседнике», «Новой газете», и среди них случались не менее острые, ничуть не хуже сложенные и не проигрывающие в остроумии текстам «ньюзикла». Их читали, иногда обсуждали и даже выпускали отдельными сборничками, но событием ни одно из них так и не стало. Конечно, отчасти дело в том, что в «Гражданине поэте» к версификаторскому дару Дмитрия Быкова добавился актерский талант Михаила Ефремова и продюсерский — Андрея Васильева. Но главное все же в другом. За последние год-полтора произошла очевидная гламуризация протеста. Антивластные настроения из удела разрозненных и немногочисленных группок сетевых маргиналов превратились во вполне влиятельный интеллектуальный тренд. Не любить «тех, кто в Кремле», стало модно. На смену старым диссидентам Валерии Новодворской и Людмиле Алексеевой пришли Тина Канделаки и Ксения Собчак. Бонмо Алексея Навального про «партию жуликов и воров» мгновенно разошлось краской на асфальте, граффити на стенах, стикерами на машинах. Избиение Олега Кашина взорвало общество куда сильнее, чем убийство Анны Политковской. Клип екатеринбургской группы «Рабфак» «Наш дурдом голосует за Путина» неожиданно для авторов стал интернет-хитом. Но «Рабфак» все же продукт отчетливо нишевой. Веселой фронде Васильева-Быкова-Ефремова удалось объединить практически все группы латентных и явных «протестантов». Проект оказался одинаково мил избирателям «Яблока» — офисным работникам, читателям Esquire и «Большого города» — и провинциальной служилой интеллигенции.
   Как результат, роскошно изданный том «Гражданина поэта» с приложенным к нему DVD стал главным бестселлером недавно закончившейся в Москве книжной ярмарки Non/fiction, опередив даже книгу Константина Воронкова «Алексей Навальный. Гроза жуликов и воров». Наверное, впервые в практике мирового книгоиздания дацзыбао выходят в альбомном формате, а не пачкой листовок на серой газетной бумаге. Мелованный глянец «под старину», цветные фотографии на каждом развороте, стартовый 25-тысячный тираж — очевидно, что издание задумывалось как подарочное. В создании книги также принимал участие руководитель фотослужбы журнала «Профиль» Александр Шпаковский. И задумка сработала: продвинутые дети покупают его для неинтернетизированных родителей, университетские гуманитарии — на юбилей коллегам по кафедре. Том имеет все шансы стать в ближайшее время неотъемлемой принадлежностью «правильных» книжных полок, знаком, по которому опознают своих.
   Будет ли продолжение? Авторы с уверенностью заявляют, что проект находится только в начале пути. Поверить в то, что Быков способен еще долго продуцировать подобные тексты, можно. Однако есть два «но». Во-первых, личные особенности наших вождей таковы, что карикатуры на себя они воспринимают исключительно болезненно — вспомним о судьбе «Кукол» и выпускавшего их телеканала. Но еще важнее другое препятствие, внутреннее, так сказать. Хрестоматия — вещь, по определению, исчерпаемая, количество общеизвестных поэтических текстов в культурной памяти народа, даже интеллигенции, относительно невелико. Что будут делать авторы «Гражданина поэта», когда список узнаваемых стихотворений подойдет к концу? Это нам, вероятно, станет известно на следующей книжной ярмарке.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK