18 апреля 2024
USD 94.07 +0.49 EUR 99.93 +0.14
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2011 года: "Сны о чем-то большем"

Архивная публикация 2011 года: "Сны о чем-то большем"

Алексей Герман-младший предлагает сделать из "Ленфильма" кинематографический аналог "Сколково". Проект слияния "Ленфильма" с "Всемирными русскими студиями" фактически отменен. Противники проекта празднуют победу. Но всем очевидно, что это не конец истории, - с одной из старейших российских киностудий надо что-то делать. Что именно? С этим вопросом "Профиль" обратился к Алексею ГЕРМАНУ-младшему.

Алексей Герман-младший предлагает сделать из "Ленфильма" кинематографический аналог "Сколково". Проект слияния "Ленфильма" с "Всемирными русскими студиями" фактически отменен. Противники проекта празднуют победу. Но всем очевидно, что это не конец истории, - с одной из старейших российских киностудий надо что-то делать. Что именно? С этим вопросом "Профиль" обратился к Алексею ГЕРМАНУ-младшему.

- Алексей, в каком состоянии сейчас находится "Ленфильм"?

Алексей Герман-младший предлагает сделать из "Ленфильма" кинематографический аналог "Сколково". Проект слияния "Ленфильма" с "Всемирными русскими студиями" фактически отменен. Противники проекта празднуют победу. Но всем очевидно, что это не конец истории, - с одной из старейших российских киностудий надо что-то делать. Что именно? С этим вопросом "Профиль" обратился к Алексею ГЕРМАНУ-младшему.

- Алексей, в каком состоянии сейчас находится "Ленфильм"?

- Там есть большие павильоны, которые пригодны для съемок. Звукоцех недавно был отремонтирован, и сейчас его техническое оснащение соответствует мировым стандартам. На студии также есть уникальный исторический транспорт - старинные автомобили, которые мы использовали во время съемок "Гарпастума". Они остались в собственности студии. Но после начала кризиса и длительного периода неопределенности в судьбе студии инфраструктура снова стала ветшать. Тем не менее ни в коем случае нельзя утверждать, что студия - это руины. Все разговоры, что на "Ленфильме" потолки "рушатся на голову", начались одновременно с попытками АФК "Система" поглотить студию.

- То есть вы не считаете, что передача "Ленфильма" в руки RWS привела бы к каким-то положительным результатам?

- У меня вопрос: зачем "успешной" компании с якобы эффективной бизнес-моделью понадобился "Ленфильм"? Казалось бы, стройте себе цеха, оказывайте свои прекрасные услуги и занимайтесь своей работой дальше. Для чего им вдруг понадобилось поглощать эти 14 га? Думаю, объяснение следующее. Во-первых,приобретение "Ленфильма" - это доступ к дешевым государственным кредитам. Во-вторых, возможность перепрофилировать студию или просто продать ее землю.

- Но сможет ли "Ленфильм" справиться со своими проблемами без посторонней помощи? АФК "Система" все же обещала инвестиции...

- Были заявления, что это $300-500 млн. Но это же безумие! Вложив такие деньги, наверное, действительно можно сделать из "Ленфильма" самый крупный в Европе съемочный кластер, который будет конкурировать со студией Barrandov в Праге. Но надо ли? В Санкт-Петербурге нет подходящего климата, нужного количества солнечных дней в году, погода слишком холодная. В области местность болотистая, и вместо прекрасных замков - панельные многоэтажки… Можно вложить некую сумму и оснастить "Ленфильм" новейшей техникой. Но создание еще одного сервиса не решит проблемы. Но тут можно вспомнить пример Украины. Студия "Фильм Юэй" технически более продвинутая, чем многие российские студии. При этом киноотрасль там находится едва ли не в худшем состоянии, чем у нас. На самом деле наше кино само по себе недееспособно. Оно живет мифами о какой-то простой вакцине, которая остановит болезнь. Но это не так. Тут нет простого решения. Не помогут истеричные попытки перенести американский опыт; кстати, я хорошо помню, как после перестройки весь некогда мощный советский кинематограф постарался перестроиться под американские стандарты: выходили книги, приезжали специалисты, но в итоге так ничего и не произошло. Не решит проблему и увеличение количества кинотеатров, в итоге удвоение экранов не приведет к существенному росту доли нашего кино. Поддержка государством избранных компаний уже не сработала. Все эти проблемы нельзя решать по отдельности. Плохое состояние "Ленфильма" является показателем того, насколько нездоров кинематограф в целом.

- Так есть ли тогда смысл вообще бороться за "Ленфильм"? Может, проще прикрыть?

- Вопрос так даже и не стоит. "Ленфильм" - это часть нашей истории, которую нельзя потерять. Кроме того, как я уже сказал, студия продолжает функционировать. К примеру, три моих последних фильма частично делались на "Ленфильме". Например, весь звук я записывал на студии. И с этим звуком фильмы выходили в прокат в разных странах мира. Я также планирую снимать там кино. Да, сегодня картин, произведенных на "Ленфильме", выходит немного. Студия нуждается в новом оборудовании, в инновациях. Но сейчас настал момент, когда нужно подумать о ее будущем.

- И каким же может быть это будущее? Пример "Мосфильма" вас не вдохновляет?

- Не стоит приводить в пример "Мосфильм", который был модернизирован за счет своей коллекции старых советских фильмов. По сути, эта студия уже не обладает ни креативным, ни кадровым ресурсом. И живет только сервисом. Разлагается, по сути, только лицо напомажено. Никто не хочет сказать правду: у нас уже некому снимать кино. У нас нет режиссеров, актеров и продюсеров. Это не враги мешают нам снять своих "Рядовых Райанов", "Аватаров" или "Крестных отцов", а мы не можем. Разучились.

- Так что делать-то?!

- Я считаю, что наращивание производственных мощностей в России неэквивалентно подъему русского кино. Для этого у нас должны быть кадры, образование, новые конкурентоспособные компании. Нам нужно кардинальное обновление отрасли. И вот как в этом контексте можно было бы рассматривать "Ленфильм". В данный момент нам необходим некий инкубатор для талантов, в том числе - привлеченных из СНГ и стран Восточной Европы. Нужна зона с льготами для начинающих продюсерских компаний. Поддержка инноваций. Существующие в России вузы, студии и компании этого дать не в состоянии. На мой взгляд, "Ленфильм" для этого подходит идеально. Это должна быть система, состоящая из собственно инкубатора для начинающих кинематографистов и молодых компаний, продюсерского центра и студии, на которой будет делаться кино. Мы должны создать определенную среду. Цель - кадровое обновление. То есть речь идет о создании своеобразного культурного технопарка на базе "Ленфильма". Где опорами служат: подготовка нового прорывного поколения, современный и интегрированный в мировую среду продюсерский центр, инновационная технологическая база. При этом, конечно, необходимы организация при студии экспертного и попечительского советов, создание программ партнерских проектов и совместных грантов с фондами, культурными центрами, ведущими ИТ-компаниями, специализирующимися на оборудовании для кинематографа, и т.д. Таким образом, выстраивается цепочка от обучения и совершенствования профессиональных навыков через продюсерский центр к производству. В этой системе каждая часть подпитывает другие. При этом студийный сервис может и должен быть рентабельным в обозримой перспективе и существовать, в том числе, за счет сторонних заказов.

- А как вы представляете себе реализацию этой схемы? Планируете ли разработать какой-то бизнес-план?

- Для этого нужен "зеленый свет" или хоть какие-то шансы быть услышанными. Когда несколько лет назад после очередной реформы отрасли мною и моими коллегами было сделано множество более чем разумных предложений по изменению системы нашего кинематографа и повышению прозрачности, то власти почти не обратили на это внимания.

ДОСЬЕ

Алексей ГЕРМАН-МЛАДШИЙ

Родился 4 сентября 1976 года в семье кинорежиссера Алексея Германа и сценариста Светланы Кармалиты. Окончил ВГИК, мастерскую Сергея Соловьева. Режиссер, сценарист, актер.

ИСТОРИЯ

"ЛЕНФИЛЬМ", одна из крупнейших российских киностудий. Создана в 1918-м в Петрограде. Среди значительных фильмов, созданных на студии, - "Чапаев" (1934), трилогия о Максиме ("Юность Максима", "Возвращение Максима", "Выборгская сторона") (1935-1939), "Семеро смелых" (1936), "Депутат Балтики" (1937), "Петр Первый" (1-2 сер., 1937-1939), "Человек с ружьем" (1938), "Учитель" (1939), "Большая семья" (1954), "Дама с собачкой" (1960), "Гамлет" (1964), "В огне брода нет" (1968), "Король Лир" (1971) и др.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».