Наверх
16 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2005 года: "Сочи против Турции"

Россияне наконец-то научились любить родину. Во всяком случае, путешествовать по ней им нравится все больше и больше. Внутренний сегмент тур-рынка вырос в летнем сезоне-2005 как минимум на четверть. После некоторого перерыва вернулся интерес и к европейским странам. Основная борьба за туриста еще впереди.Hынешнее лето для российского турбизнеса оказалось весьма удачным — ровным, без значительных срывов, с ростом практически по всем сегментам. Спрос на бюджетные туры оказался стабильным, на более дорогие — подрос, к радости турагентов, которым выгоднее продать 300 путевок, скажем, в Испанию, чем 600 — в Турцию. Распределение мест в рейтинге популярности направлений никого особенно не удивило — Турция и Египет, как и год назад, лидируют. Но вот рост у этих направлений уже очень незначительный — свой потенциал они практически исчерпали. Чего не скажешь о Европе, интерес к которой как раз вернулся. И тем более о России — она только сейчас вступает в стадию активного увеличения турпотоков.

Горячие точки

Число россиян, отдыхающих в Турции, перевалило за 1 млн. человек еще в прошлом году. Египет вплотную подобрался к этому показателю. Перманентный успех данных направлений объясняется их дешевизной. Даже дощатый домик на турбазе в средней полосе России порой стоит больше, чем нормальный номер четырехзвездного отеля в Хургаде. Отрыв по стоимости туров у лидеров также большой: за последний год авиабилеты в Анталью и Шарм-эль-Шейх подорожали на $50—60, гостиницы — в среднем на 10%, но местные курорты все равно не вышли за рамки платежеспособного спроса.

Правда, это касается только низкобюджетных туров — стоимостью $300—500 за неделю. Такие вполне можно найти по спецпредложениям или с размещением в не слишком комфортабельных отелях. А вот более состоятельным клиентам Турция порой оказывается не по карману. Вот почему на этом направлении текущим летом снова наблюдался избыток чартерных перевозок.

Мой приятель, привыкший каждый отпуск проводить в уютном турецком отеле, был до глубины души обижен, услышав, что за двухнедельный отдых семьи из трех человек ему придется выложить $5 тыс. В итоге он поехал отдыхать в Португалию — за те же деньги. А Турция в августе, по словам Татьяны Чувилкиной, заместителя генерального директора компании «Натали-Турс», испытывала недостаток спроса со стороны «дорогих» туристов. «Это направление очень быстро развивалось в последние годы и сейчас практически достигло предела увеличения показателей. Кроме того, оно потеряло былую престижность, а внутренние цены в этом сезоне здесь выросли примерно на 20%. И туристы предпочли Европу», — объясняет она.

Помимо всего прочего, на самых массовых направлениях российского выездного туризма этим летом оказалось по-настоящему «жарко». В Турции было сразу четыре взрыва — в Чешме, Кушадасах, Стамбуле и Анталье. Египту повезло еще меньше — теракт, произошедший 23 июля в Шарм-эль-Шейхе, нанес туристической индустрии страны ущерб в $1,2 млрд. Около трети отдыхающих тут же покинули курорт. Правда, египетское государство помогло отрасли: Министерство энергетики отсрочило платежи за электроэнергию, банки реструктурировали долги гостиниц в общей сложности на $900 млн. Дотации государства в туризм, по прогнозам Всемирного совета по туризму, должны возрасти как минимум на $40 млн. (объем вложений, планировавшийся на 2005 год до теракта, — $639 млн.).

Российских туристов взрывы, как обычно, не напугали. У каждой из крупных российских компаний, занимающихся Египтом, было не более 30—40 отказов в первые дни после теракта. Именно россияне, по словам Рауфа Саада, посла Египта в России, составили большую часть гостей, прибывших в Шарм-эль-Шейх после теракта. «В первые дни после трагедии был спад спроса даже на Хургаду, но потом все вернулось на исходные позиции», — говорит Михаил Иоффе, руководитель департамента по Египту компании «Турэнергосервис». И это при том, что местные отельеры не опускались до откровенного демпинга и не предлагали российским туристам существенных скидок. Правда, тарифы в высокий сезон оказались такими же, как в низкий и средний, поскольку европейские туристы ехать в Египет все же отказались.

Тунис, который мало чем отличается от Турции и Египта и тоже считается бюджетным туристическим направлением, этим летом показал такие же результаты, как и в прошлом году: его посетили, по предварительным оценкам, около 100 тыс. россиян. Туроператоры явно переоценили быстрее всего увеличивался интерес к дорогим турам (спрос, скажем, на Майорку оказался вдвое выше средних показателей по стране).

Возвращение Европы

Роста спроса на поездки в Старый Свет операторы ожидали уже довольно давно — интерес к направлениям у нас развивается циклически, и после нескольких лет спада обычно следует новый подъем. Их ожидания оправдались этим летом. Например, тур-поток в Испанию, по словам Чувилкиной, вырос в среднем на 15%. При этом быстрее всего увеличивался интерес к дорогим турам (спрос, скажем, на Майорку оказался вдвое выше средних показателей по стране)

Спрос на Грецию, на оценкам операторов, в этом сезоне вырос на 40—50%. Во многом это связано с эффектом отложенного спроса — многие туристы не поехали в страну в прошлом году, когда из-за Олимпиады найти места в гостиницах было очень сложно, а цены взлетели до небес. Особенный ажиотаж на этом направлении наблюдался в июле — в этом месяце в Греции отдохнуло на 80% россиян больше, чем за аналогичный период прошлого года. «Только из Москвы в Салоники летают 12 самолетов в неделю. А ведь есть еще и рейсы из Питера, Самары, Екатеринбурга. Кроме того, направлению явно помогла интенсивная реклама Министерства по туризму Греции в России», — считает Томас Айдинидис, президент компании «Голден Иглс Турс». Недельная поездка в Северную Грецию в этом сезоне обходится минимально в 400—500 евро.

В текущем году несколько вырос интерес к Кипру — всего на 5% в среднем по рынку, но и это уже немало, если учесть, что в прошлом сезоне турпоток на данном направлении неизменно падал. Это было связано с введением виз, которые теперь пугать россиян уже перестали. Кроме того, этим летом по Кипру было много спецпредложений, а часть местных отелей перешли на обслуживание гостей по системе «все включено», которая позволяет существенно снизить траты путешественника на дорогом курорте. Киприоты считают российский рынок одним из самых приоритетных для себя. По словам Фотиса Фотиу, председателя совета директоров кипрской организации по туризму, на рекламную кампанию острова Афродиты в нашей стране уже выделено более $2 млн.

Вырос интерес к Румынии, где можно отдохнуть две недели за 600—800 евро, — в целом прирост спроса на направлении операторы оценивают в 20%. На четверть по сравнению с прошлым годом увеличились продажи по Италии, причем туристы стали отдавать предпочтение не экскурсионным программам, а пляжным или комбинированным турам. Этому направлению не помешали даже традиционные визовые проблемы, которыми итальянское консульство «радует» нас почти каждый высокий сезон. Самым успешным за последние годы называет нынешний сезон во Франции Инна Бельтюкова, генеральный директор компании «Капитал тур»: количество россиян, отправившихся в Париж и на Лазурный берег, вдвое превысило показатели прошлого года. Спрос на этом направлении даже превысил предложение. Это оказалось для операторов полной неожиданностью.

Тяга к экзотике

Все больше направлений, раньше считавшихся исключительно зимними, теперь претендуют на статус круглогодичных. Например, этим летом неплохо продавались туры в Таиланд — эксперты видят в этом новую тенденцию, а не просто эффект отложенного из-за новогоднего цунами спроса. Россияне интересуются и Арабскими Эмиратами — летом здесь не намного жарче, чем в той же Турции, зато роскошные отели-дворцы стоят гораздо дешевле, чем зимой.

Не отказываются россияне и от экзотики — рост спроса на такие направления стал устойчивой тенденцией рынка. Например, сейчас в моду входит Австралия. По словам Евгении Дирдовской, генерального директора компании «Смарт тревел», за прошедший год спрос на это направление вырос почти на четверть. То же самое происходит и с Индонезией. «Наши соотечественники поняли, что в июле-августе здесь самая низкая влажность и идет активная курортная жизнь», — говорит Яна Бахтеузова, руководитель отдела экзотических маршрутов «Спектрума». Наиболее востребованными являются комбинированные туры (две ночи в Сингапуре и 12 — на Бали) стоимостью $1,5—1,8 тыс. на человека. Летний сезон на Бали закончится только в октябре, и к этому моменту, по прогнозам, спрос здесь по сравнению с прошлым годом может вырасти на 40%.

А дома лучше

Интерес туристов к родным просторам в этом году оказался на достаточно высоком уровне. Это касается не только традиционно любимых россиянами курортов Краснодарского края, но и скромной средней полосы России. Провести здесь отпуск, по данным Ирины Солянкиной, руководителя российского отдела компании «Ванд Интернейшнл», этим летом захотели на 20% туристов больше, чем в прошлом году. «Мы уходим все дальше от стремительно дорожающего Подмосковья», — комментирует она. Пансионаты и базы отдыха Нижнего Новгорода, Рязани, Орла, Белгорода сейчас предлагают недорогие, но весьма приемлемые условия для полноценного отдыха.

По данным Российского союза туриндустрии (РСТ), сейчас хорошо идут продажи Карелии и Селигера, хотя эти регионы никак нельзя отнести к дешевому сегменту тур-рынка. В гостиницах Петрозаводска был даже зафиксирован беспрецедентный дефицит мест в гостиницах, которому даже не помешал резкий, до 40%, рост цен.

Южные морские курорты в этом году переживают настоящий бум — спрос здесь, по экспертным оценкам, увеличился едва ли не вдвое. «Это связано и с развитием инфраструктуры развлечений, и с резким ростом цен в Крыму и на массовых зарубежных направлениях, и с невозможностью быстрого оформления загранпаспорта», — объясняет Всеволод Рудашевский, директор по маркетингу компании «Дельфин». При этом стоимость южных российских турпакетов увеличилась в среднем на 10— 15% по сравнению с прошлым летом.

Очень хорошим спросом этим летом пользовались не только традиционные курорты Сочи, Геленджика и Анапы, но и частные мини-отели, расположенные на побережье от Лазаревского до Адлера. По словам Ирины Савельевой, коммерческого директора компании «РВБ-Алеан», такие гостиницы предоставляют все необходимое для полноценного отдыха и стараются сделать максимум возможного для того, чтобы клиенты к ним возвращались.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK