Архивная публикация 2009 года: "Софт эпохи кризиса"
Еженедельный журнал «Профиль»
Отечественная софтверная индустрия развивалась так успешно и предсказуемо, что говорили о ней, приводя лишь сухие цифры отчетов: в 2006-м году оборот рынка составил $2,4 млрд, в 2007-м — $3,7 млрд, в 2008-м — $5 млрд... Пока не грянул гром в виде мирового финансового кризиса. В целом влияние общеэкономической конъюнктуры очевидно — налицо определенный спад, но системным кризисом отрасли специалисты это пока не называют. «Возможно, некоторые нишевые и мелкие вендорные компании, ориентированные на ограниченное количество клиентов, и прекратят свое существование», — прогнозирует Александр Киселевский, директор по продажам компании Amdocs в Восточной Европе и странах СНГ. Зато крупные софтверные игроки в полную силу приспосабливаются к работе в новых условиях, оптимизируют расходы и готовят новые стратегии развития. Так в Microsoft, например, отмечают небольшое уменьшение спроса в сегменте предустановленных операционных систем (ОС), связанное в первую очередь с более ощутимым снижением объемов продаж компьютеров. Чтобы поддержать партнеров, корпорация стала применять гибкую схему кредитования — увеличив срок с 60 дней до 90 дней, а также активно наращивая свое присутствие в регионах: в планах Microsoft открытие 12 региональных офисов (сейчас таковых 34). Что рынок программного обеспечения (ПО) хоть и затронут кризисом, но в не такой степени, как рынок оборудования, подтверждает и Дмитрий Ведев, директор по маркетингу компании «АйТи»: «В первом квартале этого года — по сравнению с данными за аналогичный период 2008-го — в нашей компании выручка от продаж ПО практически не изменилась. Правда, стоит отметить, что мы получили целый ряд платежей, «сползших» с четвертого квартала прошлого года. А вот многие закупки ПО, которые планировались на первую половину этого года, заказчики переносят на второе полугодие. В целом мы рассчитываем в 2009 году сохранить объем продаж ПО на уровне прошлого года в рублевом выражении. В долларах сумма, конечно, будет меньше». О потерях в долларовом эквиваленте рассказывает и Алексей Харитонов, руководитель отдела продвижения экономических программ фирмы «1С»: «В январе—апреле 2009 года наши продажи упали примерно до уровня соответствующих месяцев 2006—2007 годов. В значительной мере это обусловлено ростом курса доллара при сохранении российскими поставщиками рублевых цен». Динамика спроса В любом случае на фоне общего состояния экономики это неплохие результаты. Важно, что софтверная индустрия продолжает функционировать, российские разработчики не останавливают проекты и не отменяют выпуск новых продуктов и версий. Программное обеспечение — это ядро любой информационной системы, и, покуда заказчик использует IT-технологии, спрос на ПО, по мнению Алексея Харитонова, будет сохраняться. Другое дело, что с кризисом несколько изменилась структура самого спроса. «Кризис заставил покупателей считать деньги, — говорит Александр Киселевский, — поэтому сейчас, например, в телекоммуникационной отрасли большое внимание уделяется решениям для управления ресурсами сети (OSS), которые помогают сократить операционные расходы». Целый ряд новых тенденций отмечают и в компании «АйТи». Среди них — повышенный интерес к свободному ПО (СПО), внедрение систем управления IT-инфраструктурой и импортозамещение. Все чаще крупные покупатели ПО (банки, финансовые и страховые компании, обладающие разветвленной сетью офисов розничного обслуживания, органы федеральной и муниципальной государственной власти) осознают, что в случае установки на типовых рабочих местах собственнической (проприетарной) операционной системы они, по сути, переплачивают за избыточной функционал, связанный с включенными в ОС игровыми программами, средствами поддержки мультимедиа и пр. «Перевод таких рабочих мест на СПО обеспечит сохранение (и даже повышение) качества поддержки всего необходимого для работы функционала при сокращении затрат на приобретение и сопровождение ненужных приложений, повышение надежности и безопасности информационной системы», — уверен Дмитрий Ведев. В мае компанией «АйТи» была даже образована дочерняя структура «Пингвин Софтвер», которая будет заниматься только услугами, связанными с СПО, в частности, технической поддержкой и миграцией на СПО. Также заказчики сейчас стараются более эффективно использовать уже имеющиеся программные платформы и не очень спешат с апгрейдом своих систем при появлении новых версий ПО. А это, например, увеличивает спрос на услуги, связанные с внедрением систем управления IT-инфраструктурой. Что касается импортозамещения, то «АйТи», как производитель собственных решений в области управления персоналом, документооборота и т.д., отмечает и рост спроса на эту продукцию со стороны тех клиентов, которые раньше ориентировались на более дорогие зарубежные решения. Свои сценарии сокращения издержек во время кризиса есть и у Microsoft. Это и экономия на ПО за счет услуг хостинга, и предоставление ПО в аренду, дающее возможность сэкономить на аппаратном обеспечении и серверном оборудовании. А внедрение оптимальных IT-решений позволяет оптимизировать бизнес-процессы и повысить продуктивность труда работников. Так, например, один из клиентов корпорации — кредитный брокер «Фосборн Хоум» — после внедрения системы управления взаимоотношениями с клиентами на базе Microsoft Dynamics CRM смог автоматизировать операции, которые в среднем занимали до 50% работы сотрудников с клиентами. В кризис автоматизация предприятий не прекращается. Тем, кто не совсем остановил свою деятельность, нужны инструменты для быстрого решения критических задач: сначала анализа финансовой ситуации и сохранения клиентов, а далее — повышения эффективности и перестройки бизнес-процессов в соответствии с новыми условиями, так как меняется номенклатура поставляемых товаров и услуг, внутренняя организация работ. При этом спрос смещается в сторону более современных и экономичных продуктов, позволяющих быстро получить необходимый эффект. Так, например, продажи последней, восьмой версии программы «1С: Предприятие» в рублевом выражении за январь—апрель 2009-го выросли по сравнению с аналогичным периодом 2008-го на 30%. При этом клиенты продолжают платить и за поддержку используемых систем. У той же «1С» доходы от информационно-технологического сопровождения за январь—апрель 2009 года остались на прошлогоднем уровне. А продажи средств защиты информации (антивирусы, антиспамы, файерволлы) даже демонстрируют рост — на 23% в рублях. Необходимость быстрой и зачастую неоднократной корректировки бизнес-процессов у клиентов обеспечивает востребованность услуг по кастомизации информационных систем. По данным опроса партнеров-франчайзи «1С», в январе—феврале этого года их выручка по услугам кастомизации увеличилась на 2,6% по сравнению с аналогичным периодом 2008-го. А вот средняя стоимость услуг по внедрению систем подорожала: с сентября 2008-го по февраль 2009-го она выросла в Москве на 16% (до 1800 руб./час), а в регионах — на 11% (до 1100 руб./час). Наиболее устойчивый спрос на ПО наблюдается в секторе малого и среднего бизнеса, а наибольшее его снижение — в корпоративном секторе. Это связано с невыделением бюджетов и заморозкой ряда проектов. При этом наблюдается тенденция к сокращению количества лицензий при продлении ранее купленных пакетов ПО. Хуже обстоят дела с дистрибуцией ПО зарубежных производителей, в том числе операционных систем и офисных приложений. В январе—апреле 2009 года относительно января—апреля 2008 года наблюдалось снижение продаж — на 31% в рублевом исчислении. В этом сегменте кризисное снижение продаж происходит на фоне общей коррекции легализационного роста. Пик легализации 2007-го — начала 2008 года прошел, считает Алексей Харитонов. Похожее снижение продаж эксперты отмечают и в сегменте игровых и мультимедийных продуктов. Играть конечные потребители меньше не стали, возникла проблема с каналами сбыта — розничным сетям стало сложно привлекать банковские кредиты, и расплачиваться с поставщиками им попросту нечем. {PAGE} Программный аутсорсинг В один голос эксперты «Профиля» утверждают, что экспорту ПО кризис даже пошел на пользу. Девальвация рубля и нормализация ситуации с кадровой политикой позволили российским компаниям стать более конкурентоспособными по цене на мировом рынке аутсорсинга разработки ПО. «В последние годы рост издержек, связанных с увеличением зарплат, вкупе с укреплением рубля сделал расценки российских разработчиков более высокими, чем у индийских и восточноевропейских коллег. Сегодня же мы опять можем конкурировать с ними, — заявляет Дмитрий Ведев. — Наша дочерняя компания «Аплана», занимающаяся разработкой ПО, в этом году уже смогла заключить несколько интересных контрактов с зарубежными заказчиками». «В последние годы значительно вырос уровень соответствия российского софта западным стандартам, — вторит ему Александр Киселевский. — Системы некоторых российских производителей уже работают на так называемых развивающихся рынках Азии и Африки, принадлежавших ранее только западным производителям. Я думаю, основная конкуренция будет происходить именно на этих рынках. Западных дистрибьюторов сегодня привлекает ценовая политика российских производителей, а также более дешевые возможности внедрения их продукции. На мой взгляд, российские производители пока что проигрывают западным вендорам в вопросах, касающихся управления проектами, и подходах к внедрению тех или иных продуктов». Кадровая политика По наблюдениям экспертов, опрошенных «Профилем», кризис навел порядок и на отраслевом рынке труда. Так, Дмитрий Ведев считает, что именно сейчас сократился пресловутый кадровый дефицит, уровень зарплатных ожиданий работников пришел в соответствие с рыночными реалиями, а значит, снизились и издержки на разработку ПО. «В условиях кризиса производители ищут новые решения, которые должны быть привлекательными по цене и технологии, а также должны быть выведены на рынок в кратчайшие сроки. Именно поэтому потребность в высококлассных специалистах, способных внести инновационные идеи, возрастает именно в условиях кризиса», — предполагает Александр Киселевский. Алексей Харитонов рассказывает, что у партнеров «1С» набор персонала хоть и сократился, но не остановился, и уверяет, что спрос на квалифицированных специалистов и уровень их зарплат сохраняется, несмотря на кризис. О тех же IT-профессионалах, которые все же попали под волну сокращений, готовы позаботиться сотрудники российского офиса Microsoft, разработавшие целую систему онлайн-тренингов в рамках проекта «Учись. Работай. Заработай». После прохождения таких тренингов специалисту выдается сертификат Microsoft, который, как рассчитывают в корпорации, поможет им найти новую работу.
Отечественная софтверная индустрия развивалась так успешно и предсказуемо, что говорили о ней, приводя лишь сухие цифры отчетов: в 2006-м году оборот рынка составил $2,4 млрд, в 2007-м — $3,7 млрд, в 2008-м — $5 млрд... Пока не грянул гром в виде мирового финансового кризиса. В целом влияние общеэкономической конъюнктуры очевидно — налицо определенный спад, но системным кризисом отрасли специалисты это пока не называют. «Возможно, некоторые нишевые и мелкие вендорные компании, ориентированные на ограниченное количество клиентов, и прекратят свое существование», — прогнозирует Александр Киселевский, директор по продажам компании Amdocs в Восточной Европе и странах СНГ. Зато крупные софтверные игроки в полную силу приспосабливаются к работе в новых условиях, оптимизируют расходы и готовят новые стратегии развития. Так в Microsoft, например, отмечают небольшое уменьшение спроса в сегменте предустановленных операционных систем (ОС), связанное в первую очередь с более ощутимым снижением объемов продаж компьютеров. Чтобы поддержать партнеров, корпорация стала применять гибкую схему кредитования — увеличив срок с 60 дней до 90 дней, а также активно наращивая свое присутствие в регионах: в планах Microsoft открытие 12 региональных офисов (сейчас таковых 34). Что рынок программного обеспечения (ПО) хоть и затронут кризисом, но в не такой степени, как рынок оборудования, подтверждает и Дмитрий Ведев, директор по маркетингу компании «АйТи»: «В первом квартале этого года — по сравнению с данными за аналогичный период 2008-го — в нашей компании выручка от продаж ПО практически не изменилась. Правда, стоит отметить, что мы получили целый ряд платежей, «сползших» с четвертого квартала прошлого года. А вот многие закупки ПО, которые планировались на первую половину этого года, заказчики переносят на второе полугодие. В целом мы рассчитываем в 2009 году сохранить объем продаж ПО на уровне прошлого года в рублевом выражении. В долларах сумма, конечно, будет меньше». О потерях в долларовом эквиваленте рассказывает и Алексей Харитонов, руководитель отдела продвижения экономических программ фирмы «1С»: «В январе—апреле 2009 года наши продажи упали примерно до уровня соответствующих месяцев 2006—2007 годов. В значительной мере это обусловлено ростом курса доллара при сохранении российскими поставщиками рублевых цен». Динамика спроса В любом случае на фоне общего состояния экономики это неплохие результаты. Важно, что софтверная индустрия продолжает функционировать, российские разработчики не останавливают проекты и не отменяют выпуск новых продуктов и версий. Программное обеспечение — это ядро любой информационной системы, и, покуда заказчик использует IT-технологии, спрос на ПО, по мнению Алексея Харитонова, будет сохраняться. Другое дело, что с кризисом несколько изменилась структура самого спроса. «Кризис заставил покупателей считать деньги, — говорит Александр Киселевский, — поэтому сейчас, например, в телекоммуникационной отрасли большое внимание уделяется решениям для управления ресурсами сети (OSS), которые помогают сократить операционные расходы». Целый ряд новых тенденций отмечают и в компании «АйТи». Среди них — повышенный интерес к свободному ПО (СПО), внедрение систем управления IT-инфраструктурой и импортозамещение. Все чаще крупные покупатели ПО (банки, финансовые и страховые компании, обладающие разветвленной сетью офисов розничного обслуживания, органы федеральной и муниципальной государственной власти) осознают, что в случае установки на типовых рабочих местах собственнической (проприетарной) операционной системы они, по сути, переплачивают за избыточной функционал, связанный с включенными в ОС игровыми программами, средствами поддержки мультимедиа и пр. «Перевод таких рабочих мест на СПО обеспечит сохранение (и даже повышение) качества поддержки всего необходимого для работы функционала при сокращении затрат на приобретение и сопровождение ненужных приложений, повышение надежности и безопасности информационной системы», — уверен Дмитрий Ведев. В мае компанией «АйТи» была даже образована дочерняя структура «Пингвин Софтвер», которая будет заниматься только услугами, связанными с СПО, в частности, технической поддержкой и миграцией на СПО. Также заказчики сейчас стараются более эффективно использовать уже имеющиеся программные платформы и не очень спешат с апгрейдом своих систем при появлении новых версий ПО. А это, например, увеличивает спрос на услуги, связанные с внедрением систем управления IT-инфраструктурой. Что касается импортозамещения, то «АйТи», как производитель собственных решений в области управления персоналом, документооборота и т.д., отмечает и рост спроса на эту продукцию со стороны тех клиентов, которые раньше ориентировались на более дорогие зарубежные решения. Свои сценарии сокращения издержек во время кризиса есть и у Microsoft. Это и экономия на ПО за счет услуг хостинга, и предоставление ПО в аренду, дающее возможность сэкономить на аппаратном обеспечении и серверном оборудовании. А внедрение оптимальных IT-решений позволяет оптимизировать бизнес-процессы и повысить продуктивность труда работников. Так, например, один из клиентов корпорации — кредитный брокер «Фосборн Хоум» — после внедрения системы управления взаимоотношениями с клиентами на базе Microsoft Dynamics CRM смог автоматизировать операции, которые в среднем занимали до 50% работы сотрудников с клиентами. В кризис автоматизация предприятий не прекращается. Тем, кто не совсем остановил свою деятельность, нужны инструменты для быстрого решения критических задач: сначала анализа финансовой ситуации и сохранения клиентов, а далее — повышения эффективности и перестройки бизнес-процессов в соответствии с новыми условиями, так как меняется номенклатура поставляемых товаров и услуг, внутренняя организация работ. При этом спрос смещается в сторону более современных и экономичных продуктов, позволяющих быстро получить необходимый эффект. Так, например, продажи последней, восьмой версии программы «1С: Предприятие» в рублевом выражении за январь—апрель 2009-го выросли по сравнению с аналогичным периодом 2008-го на 30%. При этом клиенты продолжают платить и за поддержку используемых систем. У той же «1С» доходы от информационно-технологического сопровождения за январь—апрель 2009 года остались на прошлогоднем уровне. А продажи средств защиты информации (антивирусы, антиспамы, файерволлы) даже демонстрируют рост — на 23% в рублях. Необходимость быстрой и зачастую неоднократной корректировки бизнес-процессов у клиентов обеспечивает востребованность услуг по кастомизации информационных систем. По данным опроса партнеров-франчайзи «1С», в январе—феврале этого года их выручка по услугам кастомизации увеличилась на 2,6% по сравнению с аналогичным периодом 2008-го. А вот средняя стоимость услуг по внедрению систем подорожала: с сентября 2008-го по февраль 2009-го она выросла в Москве на 16% (до 1800 руб./час), а в регионах — на 11% (до 1100 руб./час). Наиболее устойчивый спрос на ПО наблюдается в секторе малого и среднего бизнеса, а наибольшее его снижение — в корпоративном секторе. Это связано с невыделением бюджетов и заморозкой ряда проектов. При этом наблюдается тенденция к сокращению количества лицензий при продлении ранее купленных пакетов ПО. Хуже обстоят дела с дистрибуцией ПО зарубежных производителей, в том числе операционных систем и офисных приложений. В январе—апреле 2009 года относительно января—апреля 2008 года наблюдалось снижение продаж — на 31% в рублевом исчислении. В этом сегменте кризисное снижение продаж происходит на фоне общей коррекции легализационного роста. Пик легализации 2007-го — начала 2008 года прошел, считает Алексей Харитонов. Похожее снижение продаж эксперты отмечают и в сегменте игровых и мультимедийных продуктов. Играть конечные потребители меньше не стали, возникла проблема с каналами сбыта — розничным сетям стало сложно привлекать банковские кредиты, и расплачиваться с поставщиками им попросту нечем. {PAGE} Программный аутсорсинг В один голос эксперты «Профиля» утверждают, что экспорту ПО кризис даже пошел на пользу. Девальвация рубля и нормализация ситуации с кадровой политикой позволили российским компаниям стать более конкурентоспособными по цене на мировом рынке аутсорсинга разработки ПО. «В последние годы рост издержек, связанных с увеличением зарплат, вкупе с укреплением рубля сделал расценки российских разработчиков более высокими, чем у индийских и восточноевропейских коллег. Сегодня же мы опять можем конкурировать с ними, — заявляет Дмитрий Ведев. — Наша дочерняя компания «Аплана», занимающаяся разработкой ПО, в этом году уже смогла заключить несколько интересных контрактов с зарубежными заказчиками». «В последние годы значительно вырос уровень соответствия российского софта западным стандартам, — вторит ему Александр Киселевский. — Системы некоторых российских производителей уже работают на так называемых развивающихся рынках Азии и Африки, принадлежавших ранее только западным производителям. Я думаю, основная конкуренция будет происходить именно на этих рынках. Западных дистрибьюторов сегодня привлекает ценовая политика российских производителей, а также более дешевые возможности внедрения их продукции. На мой взгляд, российские производители пока что проигрывают западным вендорам в вопросах, касающихся управления проектами, и подходах к внедрению тех или иных продуктов». Кадровая политика По наблюдениям экспертов, опрошенных «Профилем», кризис навел порядок и на отраслевом рынке труда. Так, Дмитрий Ведев считает, что именно сейчас сократился пресловутый кадровый дефицит, уровень зарплатных ожиданий работников пришел в соответствие с рыночными реалиями, а значит, снизились и издержки на разработку ПО. «В условиях кризиса производители ищут новые решения, которые должны быть привлекательными по цене и технологии, а также должны быть выведены на рынок в кратчайшие сроки. Именно поэтому потребность в высококлассных специалистах, способных внести инновационные идеи, возрастает именно в условиях кризиса», — предполагает Александр Киселевский. Алексей Харитонов рассказывает, что у партнеров «1С» набор персонала хоть и сократился, но не остановился, и уверяет, что спрос на квалифицированных специалистов и уровень их зарплат сохраняется, несмотря на кризис. О тех же IT-профессионалах, которые все же попали под волну сокращений, готовы позаботиться сотрудники российского офиса Microsoft, разработавшие целую систему онлайн-тренингов в рамках проекта «Учись. Работай. Заработай». После прохождения таких тренингов специалисту выдается сертификат Microsoft, который, как рассчитывают в корпорации, поможет им найти новую работу.