Наверх
23 января 2020
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2001 года: "Создание Каспийского нефтепровода"

Проект нефтепровода, долгое время приковывавший к себе заинтересованные взгляды США, наконец-то получил одобрение в Москве.Это стало одним из самых серьезных геополитических сдвигов последнего времени. После развала Советского Союза Каспийское море практически превратилось в зону ведения «холодной войны» между победоносной Америкой и униженной, но все еще могущественной Россией. Дуэль, в свою очередь, разожгла региональное соперничество между богатым нефтью Азербайджаном (который стал позиционировать себя как союзник США) и Турцией, с одной стороны, и Ираном — основным покупателем российского оружия — с другой.
Сейчас, однако, впервые наметились признаки ослабления напряжения в этой зоне конфронтации. Это важно, поскольку Каспийское море, граничащее с Россией, Ираном и бывшими советскими республиками: Азербайджаном, Казахстаном и Туркменистаном, — по оценкам, содержит около 110 млрд. баррелей нефти. Запасы Каспия могут соперничать с нефтяными ресурсами Ирака, составляющими 113 млрд. баррелей и занимающими второе место в мире после лидера ОПЕК — Саудовской Аравии с ее 262 млрд. баррелей.
Противостояние

Наиболее значимые изменения произошли в политике Москвы. После нескольких лет противостояния российское правительство, кажется, готово дать зеленый свет ключевому нефтепроводу, за который долгое время боролись США. По окончании его сооружения в 2005 году трубопровод длиной в 1750 км ежедневно будет перекачивать предположительно до 1 млн. баррелей нефти из порта Баку в средиземноморский турецкий порт Джейхан. Россия до сих пор противостояла строительству нефтепровода, первыми застройщиками которого являются нефтяной гигант BP и правительства Азербайджана и Турции. Причина противостояния — расположение нефтепровода за границами России, лишающее Москву транзитных сборов и других источников дохода. Кремль также обвинял США в попытках сделать Каспий фактически «западной резервацией».
Но неожиданно в конце ноября Кремль пригласил исполнителей из ВР для обсуждения доводов в пользу предложенного маршрута нефтепровода Баку—Джейхан. Очевидно, этот жест стоит рассматривать в контексте попыток к сближению с США, предпринимаемых президентом России Владимиром Путиным, который стремится найти точки соприкосновения с администрацией Буша после террористической атаки 11 сентября 2001 года. Хотя Москва все еще взвешивает свое решение, и ВР, и PLC, и российские нефтяники в отношении одобрения Кремлем проекта Баку—Джейхан настроены оптимистично.
Если Москва даст согласие, то такие компании, как «ЛУКойл» — самый большой национальный нефтедобытчик, — смогут смело делать инвестиции в проект, получая доступ и привилегированные тарифы на доставку их собственной нефти. И «ЛУКойл» и ЮКОС, нефтедобывающая компания N 2 в России, выразили интерес к приобретению небольших долей в этом проекте. «Мы надеемся, что российские компании сделают шаг вперед», — говорит генеральный директор BP Джон Браун. Поддержка России «станет окончательной ратификацией проекта строительства нефтепровода», заметил Стивен Дашевский, нефтяной аналитик компании Aton Capital Group в Москве.
Создание каспийского нефтепровода является ключевой сделкой для Запада, и администрация Буша проталкивает это проект весьма интенсивно. Министр по энергетике Спенсер Абрахам недавно нанес визит в Москву с целью обсуждения вопросов по проекту создания нефтепровода и других проблем, связанных с энергетикой. Главное преимущество нефтепровода Баку—Джейхан, по мнению его сторонников, в том, что он обходит небезопасный Босфорский пролив, соединяющий Черное и Средиземное моря. Открывшийся в ноябре в этом регионе другой нефтепровод тянется из Казахстана в российский город-порт Новороссийск на Черном море, и в этом случае компании вынуждены доставлять нефть на танкерах в Средиземное море через Босфор.
Разбитые надежды

Таким образом, протянувшийся от Баку до Джейхана нефтепровод даст добывающим компаниям вторую запасную возможность и поможет снизить зависимость Запада от стран ОПЕК. К 2010 году Каспий сможет давать 3% от всемирного объема добычи нефти и 5% от добычи нефти странами — не членами ОПЕК, говорит московская инвестиционная группа Renaissance Capital. Хотя стоимость сооружения нефтепровода составляет 2,8 млрд. долларов США, ВР утверждает, что эффективность проекта оправдывает такие затраты. Компания в настоящий момент обсуждает цену контракта по сооружению нефтепровода.
Поддержка проекта Баку—Джейхан Москвой станет весомым политическим вызовом Ирану и странам Центральной Азии, поскольку явится свидетельством того, что Россия разделяет интересы Америки в этом регионе. Такая ситуация, похоже, способна разрушить надежду Тегерана на создание еще одного нефтепровода — из Казахстана через Иран к Персидскому заливу. Во время своего визита в Казахстан в декабре госсекретарь США Колин Пауэлл дал понять, что Штаты не согласны со строительством этого нефтепровода. Москва же, как основной поставщик оружия Ирану, находится в удачной позиции, позволяющей нажимать на Тегеран и склонять его к снятию напряжения в отношениях с Азербайджаном в Каспийском регионе, где эти две страны неустанно борются за границы и права на нефть. Так что этот геополитический разлом, похоже, должен скоро срастись.

Пол Старобин (Paul Starobin) из Москвы. — Business Week.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK