Наверх
22 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2011 года: "Спасти рядового туриста"

Десятки российских туристов погибли в этом году на зарубежных курортах. Как предупреждать россиян о потенциальных угрозах?   Это — не война. И не стихийное бедствие. Это — самое мирное и приятное дело на свете. Отпуск, отдых, поездка на курорт… Но и здесь происходят трагедии и случаются невосполнимые потери. Туристический сезон 2011 года стал последним для десятков российских туристов. В одной только Турции, по данным Федерального агентства по туризму (Ростуризм), погибли 43 гражданина России. Сотни россиян стали заложниками стихийных бедствий, политических конфликтов и экономических споров, преступных действий местных жителей. Депутаты, чиновники и туроператоры наконец всерьез задумались о том, как предупредить людей о возможности подобных ситуаций.
   
ДЕПУТАТСКИЙ «СВЕТОФОР» 
 Еще в августе, после серии отравлений российских туристов, в комитете Госдумы по информационной политике родилась идея — поставить так называемый светофор. Принцип действия новой системы следующий: разделить туристические направления на опасные и безопасные, первые обозначать красным цветом, последние — зеленым, а страны с потенциальным риском пометить желтым.
   Как пояснил «Профилю» председатель комитета Госдумы по информационной политике, информтехнологиям и связи Сергей Железняк, «зачастую наши туристы, покупающие путевки в ту или иную страну, не осведомлены, какие проблемы и сложности могут возникнуть во время их путешествия и куда они могут обратиться в экстренных случаях за помощью». По его словам, во многом поэтому с ними случаются неприятные, иногда трагические, истории.
   «Сейчас в нашем комитете обсуждается возможность создания общедоступной онлайн-системы туристических рисков, которая будет содержать в себе всю необходимую для туриста информацию о посещаемой стране: начиная с природно-климатических особенностей, национальных и культурных традиций и заканчивая краткой оценкой политической и экономической ситуации и уровнем развития гражданских институтов», — говорит депутат. Система, по его словам, должна обязательно содержать контактную информацию о консульских учреждениях, куда гражданин сможет обратиться за неотложной помощью. Доступ к системе должен быть обеспечен на порталах профильных ведомств, на сайтах всех туристических агентств и операторов мобильной связи.
   Однако идея регулировки турпотоков встретила сопротивление практически всех участников рынка. Даже в Ростуризме идеи депутатов воспринимают скептически. «При составлении рейтинга наподобие «светофора» будет сложно избежать разного рода субъективных оценок и условностей», — сказал «Профилю» пресс-секретарь агентства Олег Мосеев. По его словам, подобная практика существует в некоторых зарубежных странах, например в Канаде, однако у нас есть риск перегнуть палку. «Боюсь, цветовая гамма будет не как в светофоре, а черно-белой», — заявил представитель Ростуризма. Именно это и показывает наглядно недавняя идея Владимира Жириновского запретить россиянам ездить в Турцию. Если и составлять цветовой рейтинг, то, как говорит представитель Ростуризма, предпочтительнее было бы взять четыре-пять цветов, чтобы система работала, как на зарубежных пляжах, где в зависимости от погодных условий поднимаются разные флаги. В то же время, подчеркивает Олег Мосеев, «механизм составления рейтинга пока нам не представлен, и мы не имеем четкого понимания, как он будет составляться и функционировать».
   Не по нраву пришлась депутатская инициатива и туристической общественности. «Федеральным структурам выгодно спекулировать на этой теме, извлекая из нее политические — и не только политические — дивиденды, — поделилась своим мнением с «Профилем» исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе. — Я полагаю, что «светофор» совершенно не нужен, достаточно рекомендаций МИДа, который отслеживает обстановку за рубежом». Установка «светофора» на туристических маршрутах кажется излишней даже защитникам прав потребителей. По их мнению, подобный рейтинг способен оказать туристам медвежью услугу, ввести их в намеренное заблуждение. «Это исключительно маркетинговый ход, — заявил «Профилю» председатель общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Михаил Аншаков. — Абсолютно объективных рейтингов и критериев, по которым они бы составлялись, я не видел. Нет и методики».
   
ТУРИСТИЧЕСКИЙ МЧС


 В Ростуризме есть свой план помощи российским путешественникам. Ведомство планирует с начала следующего года запустить собственный ситуационный центр. Эта идея возникла после того, как в последние месяцы с российскими туристами стали происходить всякие неприятные истории. «Причины были самыми разными — стихийные бедствия, политические или экономические волнения эти ситуации показали нам, что наши обычные возможности не позволяют в полной мере справляться с такими эксцессами, — объясняет Олег Мосеев. — Специалисты вынуждены разрываться между текущими делами и форс-мажорными обстоятельствами». В результате, по его словам, было решено набрать штат новых сотрудников, которые бы профессионально работали в call-центре именно по непредвиденным случаям. Уже с начала следующего года этот проект должен заработать.
   В Ассоциации туроператоров идею ситуационного центра поддерживают. По словам Майи Ломидзе, в последнее время количество звонков и обращений граждан зашкаливает. При этом, как правило, люди не знают, куда обращаться. «Первонаперво звонки идут в консульства, которые переправляют туристов к нам или в Ростуризм, — говорит Ломидзе. — В результате происходит подмена функций: если во всем мире министерства по туризму выполняют задачу регулятора, то у нас ведомство превращается в справочную или службу спасения». Механизм работы со звонками, по словам исполнительного директора АТОР, не отлажен, работа ведется в авральном режиме. Специализированный центр должен помочь создать отдельный инструмент для решения таких проблем, надеется эксперт. В Ростуризме считают, что это гораздо эффективнее депутатского «светофора». В агентстве предлагают составлять черные списки не стран, а отелей и туристических компаний.
   
С ФОНДОМ ПО ЖИЗНИ  
О том, как помочь туристам и туристическим компаниям в форс-мажорных ситуациях, думают и в АТОР. «Наша идея заключается в том, чтобы по аналогии с другими странами отладить механизм помощи туристам без содействия государства, — рассказывает Майя Ломидзе. — Для этого предлагается создать саморегулируемые организации, в которые будет входить несколько туристических компаний». По ее словам, этот путь хорош тем, что не требует законотворческих усилий: закон о саморегулируемых организациях уже существует. Всего предполагается создать минимум 25 таких организаций, при которых будут образованы специальные фонды. Компании-участники станут вносить в эти фонды взносы (минимум 3 тыс. рублей, но этот порог может быть индивидуально повышен). Эти средства фонд будет размещать в банке и частично в государственных ценных бумагах. В случае возникновения эксцесса фирма-участник организации сможет воспользоваться фондом, например для вывоза своих туристов из горячей точки. По мере расходования средств фонда компании будут довносить в него средства.
   Впрочем, защитники прав потребителей уверены, что, даже если все идеи разом воплотятся в жизнь, самым верным средством уберечь себя в поездке на отдых останется здравый смысл самих туристов и сарафанное радио, то есть рекомендации друзей и близких. По мнению Михаила Аншакова, всегда лучше рассчитывать на себя, а не на помощь государства и общественных организаций, которая не гарантирована. Новой тенденцией уходящего высокого сезона, по его словам, стал, в частности, тот факт, что юридические способы защиты туристов продемонстрировали свое бессилие. «Юристы нашей организации отметили в этом году примерно на 50% больше обращений от пострадавших туристов, чем в прошлом году, — сказал он. — При этом мы отметили такой факт: добиться правды проще, используя имиджевое давление, а не юридические методы». Объяснение сложившейся ситуации простое: законодательство, по мнению Михаила Аншакова, писалось «под диктовку» туристических и авиационных лобби, а, значит, штрафы, которые можно получить с провинившихся участников рынка простому потребителю, минимальны.
{PAGE}

   ТУРЕЦКИЙ ГАМБИТ
   Особенно горячие дискуссии в текущем году разгорелись вокруг поездок россиян в Турцию. За восемь месяцев 2011 года эту страну посетили 2,1 млн российских граждан. 43 россиянина погибли, 167 пострадали в ДТП, 34 осуждены турецким судом, 41 гражданин России депортирован.
   В сентябре группа депутатов под руководством лидера ЛДПР Владимира Жириновского подготовила законопроект «О необходимости обеспечения безопасности российских туристов (экскурсантов)», которым, в частности, запрещались поездки россиян в Турцию, поскольку там, по словам авторов документа, отсутствует эффективный механизм обеспечения безопасности отдыхающих. Однако этот проект не получил одобрения большинства депутатов и был отклонен. Не встретило поддержки и предложение председателя комиссии Совфеда по делам молодежи и туризму Владимира Жидких, который предлагал перенаправить потоки из Турции на другие курорты и в качестве примера страны, в которую должны потянуться российские туристы, приводил Грецию. По мнению Михаила Аншакова, негативная информация вокруг Турции нагнетается с вполне конкретной целью. После начала беспорядков в Египте число российских туристов, отправляющихся в эту страну, сократилось более чем в два раза. Часть отдыхающих направилась в Турцию, однако определенные бизнес-круги попытались перенаправить потоки туристов на другие направления, в частности в Испанию. «Соотношение цены и качества на курортах в Турции весьма приемлемое, в связи с этим желание некоторых закрыть это направление вызывает вопросы», — говорит Аншаков. Ему возражают в Ростуризме: инцидентов в Турции не только стало больше — изменился их характер. «В отличие от прошлых лет, когда россияне гибли в Турции в основном в ДТП, в этом году смерти стали непредсказуемыми: возникли алкогольные и пищевые отравления, беспокоит также ситуация с конфликтами в отелях и на туристических маршрутах, — отмечает Олег Мосеев. — Эти случаи нельзя списывать на погрешность, здесь просматривается новая негативная тенденция». Впрочем, по его словам, турецкие случаи чаще оказываются на слуху, потому что это — одно из самых массовых направлений.
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK