Наверх
14 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2002 года: "Спокойствие в нагрузку"

Стенаниями и заламыванием рук здесь не поможешь. А вот получением страхового полиса — очень даже.Брешь большого диаметра

Случаев незаконного отъема грузов у перевозчиков год от года меньше не становится. Те, кто занимаются перевозками, знают, что на железной дороге нередко срывают пломбы с контейнеров, пропиливают в бункерах с сахаром и мукой отверстия, чтобы ссыпать продукт, просовывают трубки под опломбированные крышки цистерн с топливом, чтобы откачать бензин. На автомобильных дорогах автопоезда угоняют настоящие преступные синдикаты, которые оснащены современными средствами связи, оружием, собственным транспортом и сбытовой сетью. Причем воруют все: от коньяка и сигарет до отделочных материалов, топлива и труб большого диаметра.
Грузы при транспортировке поджидают не только воры. Они страдают и от других напастей: аварий, крушений, штормов и прочих природных катаклизмов. При перегрузках и перевалках, случается, груз роняют. Невнимательные перевозчики зачастую нарушают температурные режимы транспортировки замороженных товаров, в месте перегрузки в цистерны, например, из-под солярки могут по ошибке залить растительное масло и прочее, и прочее.
Поэтому ни один западный предприниматель, будучи в здравом уме и твердой памяти, не отправит в дорогу груз без страховки. В России же (если, конечно, речь не идет о поставках в рамках экспортно-импортных контрактов, где страхование является обязательным условием), по разным оценкам, страхуется не более 10—15% грузов. Принятое в остальном мире благоразумие проявляется у нас чаще всего при перевозке ювелирных изделий и наличных денег и гораздо реже — товаров народного потребления.
В результате сборы по страхованию грузов в последние годы дают не более 3—4% объема всех страховых взносов в России. Столь скромные результаты объясняются тем, что одни отправители грузов полагаются на обычный русский «авось», другие же надеются в случае беды взыскать ущерб с экспедиторской компании, которая взялась за организацию транспортировки их груза, а если ее нет — напрямую с фирмы-перевозчика.
Однако по правилам, установленным международными конвенциями, транспортники отвечают за гибель или повреждение груза только в том случае, если их вина доказана судом. Но даже при таком благоприятном для владельца груза стечении обстоятельств много с нерадивых перевозчиков он не получит: максимум, что по международным нормам можно стрясти, к примеру, с автотранспортных предприятий — всего $12 за кг погибшего товара, с авиаперевозчиков — до $25 за кг.
Самолетом — хорошо

Экспедиторы и перевозчики отлично понимают, что гнев грузовладельца, лишившегося партии товара, первым делом падет на их голову, и потому сами страхуются. Когда ответственность перевозчика или экспедитора застрахована, причиненный по его вине ущерб вместо него оплачивает страховая компания. Если, конечно, причина порчи или гибели груза значится в договоре в списке страховых случаев.
Обычно договор страхования ответственности заключается на год. В нем оговаривается сумма, в пределах которой страховая компания будет отвечать за ошибки клиента. И если этот лимит невелик, владелец груза может получить компенсацию лишь части своих потерь. Поэтому, доверяя имущество экспедиторской фирме или транспортной компании, стоит поинтересоваться, на какую сумму застрахована их профессиональная ответственность.
Стандартный полис страхования ответственности защищает финансовое благополучие перевозчика в случае поломки транспортных средств, аварий, кражи груза по недосмотру его сотрудников. Базовая стоимость такого полиса составляет 0,1—0,5% суммы, в пределах которой страховщик согласен отвечать за халатность или невезение клиента-перевозчика. Причем максимальные ставки устанавливаются для автотранспортных предприятий, а минимальные — для авиаперевозчиков, потому как, с точки зрения страховщика, наиболее безопасным видом транспорта считается самолет. А самым неблагонадежным способом транспортировки страховщики считают автоперевозки — здесь чаще всего случаются грабежи в пути и дорожно-транспортные происшествия.
За отдельную плату перевозчик или экспедитор может застраховаться на случаи доставки груза с опозданием и его выдачи не тому получателю. Цена полиса в этом случае увеличивается до 5—10%.
Особая статья страхового договора — таможенные риски. К ним относятся кража или порча грузов во время досмотра, неправильное оформление таможенными службами документов, в результате чего перевозчики грузов становятся должниками по уплате пошлин и др. Если таможенные риски включены в полис, страховая компания помогает клиентам-транспортникам снять претензии таможни, а если не удается — оплачивает убытки. Таможенный риск повышает стоимость полиса ответственности примерно на четверть.
Страхование ответственности по полной программе гарантирует экспедиторов и перевозчиков практически от всех претензий потерпевших грузовладельцев.
А вот для владельца испорченного груза даже застрахованный на круглую сумму посредник — не всегда панацея. Дело в том, что транспортники и экспедиторы никогда не отвечают за последствия стихийных бедствий и природных катаклизмов, в результате которых страдают вверенные им грузы. Так что для полного спокойствия предприятиям и фирмам приходится самим страховать свои грузы.
Апельсины — бочками

На словах российские страховщики берут под защиту на период транспортировки практически любые грузы: минеральные удобрения, нефть, стройматериалы, продукты питания, зерно, продукцию машиностроителей, бытовую технику, компьютеры и офисное оборудование.
Можно найти компании, которые страхуют перевозку шедевров искусства, денежной наличности, оружия и даже радиоактивных отходов. Не принципиально, кому принадлежит груз — челноку или крупной торговой фирме, поставляющей товары по импортно-экспортным контрактам. Главное, чтобы происхождение груза не вызывало у страховщиков вопросов, а его стоимость подтверждалась документально.
На практике же каждая компания выделяет нежелательные для нее с точки зрения страхования грузы (к примеру, ювелирные изделия) и всегда может найти повод не страховать такое имущество. Скажем, под предлогом недостаточной охраны груза страхователю могут объявить такую цену полиса, с которой клиент ни за что не согласится.
В отличие от страхования ответственности договор страхования самого груза обычно заключается на рейс, а не на срок. Но страховать каждую отдельную поездку не обязательно. Постоянными партнерами обычно заключаются генеральные договоры об одновременном страховании всех запланированных, скажем, на квартал или год перевозок.
Чаще всего по такому договору страховая фирма отвечает за груз с момента приема на складе до момента доставки груза на конечный склад. В договор также можно включить оговорку об ответственности страховщика за возможный ущерб в период хранения груза в пункте перегрузки с транспорта на транспорт и после выгрузки в месте назначения. При этом срок хранения ограничивается 1—2 месяцами.
Основная часть российских страховых компаний работает на условиях, напоминающих классические международные договоры страхования грузов «с ответственностью за все риски», «без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения» и «с ответственностью за частную аварию». В первом случае владельцам груза возмещают убытки от повреждения или полной гибели всего груза или его части, возникающие практически по любым причинам, кроме оговоренных.
По полису «без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения» убытки от повреждения груза не оплачиваются, а возмещение выплачивают только в случае полной гибели груза или его части. К примеру, если во время морского путешествия танкер получит пробоину и нефть выльется, страховка будет выплачена, а если в емкости с топливом попало изрядное количество морской воды — нет.
При страховании «с ответственностью за частную аварию» страховщик возмещает убытки от повреждения или полной гибели груза либо его части только в случае различных аварийных ситуаций, вызванных грозами, штормами, стихийными бедствиями, крушениями или столкновениями транспортных средств, несчастными случаями, пропажей судов и самолетов без вести.
Во всех трех случаях помимо компенсации ущерба от гибели или порчи груза все страховщики возмещают владельцам застрахованных грузов расходы по спасанию уцелевшего груза.
Нужно признать, что полисов на все случаи жизни не бывает. Даже если груз застрахован с ответственностью за все риски, страховки можно лишиться на вполне законных основаниях. В частности, если груз страдает в результате военных действий, народных волнений, забастовок, атомного взрыва, воздействия радиации, грубого умысла и небрежности страхователя. Сюда же относится конфискация имущества.
Авария, дочь комиссара

Сколько же нужно заплатить страховой компании, чтобы не волноваться о возмещении возможного убытка от порчи, утраты или гибели груза? Ответить на этот вопрос непросто.
Стоимость грузового полиса может составлять и 0,1%, и 0,8% от страховой суммы, то есть максимальной суммы, которую страховщик должен выплатить по договору при полной гибели перевозимого имущества. Как правило, страховая сумма принимается равной реальной цене груза, и потому страховщики обычно требуют документально подтвердить стоимость товара, к примеру, счетом-фактурой. Помимо стоимости груза по счету-фактуре в страховую сумму можно включить расходы на перевозку (фрахт) и хранение груза. Это плюс 10% к стоимости груза. Так что чем ценнее груз, тем больше придется платить за его защиту.
В каждом случае базовый страховой тариф определяется индивидуально, исходя из свойств груза, дальности и маршрута транспортировки, вида транспорта, количества перегрузок и перевалок, при которых груз подвергается повышенному риску.
Большое значение при определении цены полиса имеет включенный в него набор рисков. Так, полис с ответственностью «за все риски» может стоить на 20—40% дороже страховки без ответственности за повреждения.
При страховании перевозки на основе Генерального договора стоимость полиса обычно на 20—30% меньше, чем в случае единичного рейса. Кроме того, постоянные клиенты страховых компаний получают скидки к базовым тарифам до 50%.
Клиент заплатит за страховку на 10—15% меньше, если сам примет участие в возмещении возможного убытка, который не превышает, скажем, $500 или $900. Если грузу будет причинен больший ущерб, его оплатит страховая компания — полностью или за вычетом указанной суммы. Такие условия чаще всего применяются при страховании перевозки стекла и хрупких изделий. Если в пути груз сопровождается вооруженной охраной, оплачиваемой владельцем груза, стоимость страховки может быть снижена на 15—30%. Однако страховщики могут не только уменьшить, но и поднять базовую стоимость полиса страхования груза на 5—20%. К примеру, в случае доставки груза в зоны стихийного бедствия и в «горячие точки», а также при перевозке грузов без сопровождения и охраны.
Нужно заметить, что в стоимость грузового полиса большинства компаний фактически входит не только оплата собственно страховых услуг, но и комплекса дополнительных и сервисных приложений, которые объявляются бесплатными. Речь идет о составлении страховщиком оптимального маршрута транспортировки, юридической поддержке в судебных разбирательствах с транспортниками. Многие страховые компании сегодня располагают собственной сетью аварийных комиссаров, которые расследуют страховые события, оценивают причиненный грузу ущерб, ведут розыск пропавшего груза не только на территории России и стран СНГ, но и по всему миру.
Среди услуг, которые страховщики традиционно предлагают клиентам-грузовладельцам — подбор перевозчика и экспедитора, а также хорошо зарекомендовавшего себя охранного агентства. Покупая комплексную услугу, клиенты получают скидку на услуги перевозчика, охранного предприятия.
Развитие страховыми компаниями сервисных услуг и введение с января 2002 года налоговых послаблений для юридических лиц, страхующих свое имущество (теперь они могут все затраты на страхование грузов без ограничений списывать на себестоимость продукции, а не приобретать полисы за счет прибыли, то есть средств, с которых уплачены все налоги), стимулируют предприятия чаще страховать грузы. По крайней мере, некоторые страховые компании уже сообщили об увеличении за 9 месяцев 2002 года своих сборов по страхованию грузов на 30—50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Характеристика услуг и показатели деятельности компаний по страхованию грузов

Страховая компанияСтраховые взносы, собранные за 9 мес. 2002 года (тыс. руб.)Изменение сборов по сравнению с тем же периодом 2001 года (%)Выплаты за 9 мес. 2002 года (тыс. руб.)Изменение по сравнению с тем же периодом 2001 года (%)Число выписанных в 2002 году полисовСредняя страховая сумма на один полис (тыс. долл.)Территория страхованияПреобладающие группы грузов, страхуемых компаниейНа страхование не принимается
НАСТА157 41173836914,5Весь мирПромышленные грузыОграничений нет
«Нефтеполис»75 60060200020350506Весь мир, исключая зоны военных действийНефть, нефтепродукты, промышленные грузыЛегковоспламеняющиеся грузы, грузы в несоответствующей упаковке
ПАРИ204 44366,95688—10,811 104190 000Весь мирБытовая и компьютерная техника, мебель, оборудованиеГорючие и взрывчатые вещества
«Природа»103 27656,7229112,7679Товары народного потребления, бытовая техника, нефтепродукты, стройматериалы, инкассаторские перевозки
«Прогресс-Гарант»283 147341000300Весь мирАвтомобили, бытовая техника, электроника, нефть и нефтепродукты, промышленное оборудованиеЖивотные
ФИДЕЛИТИ28 62551190102РФТелекоммуникационное оборудование, нефть
«Энергогарант»13 88067,1470—310904073Весь мирОборудованиеОграничений нет

Прочерк — нет данных.

Средние тарифы по страхованию отдельных категорий грузов, перевозимых автомобильным и железнодорожным транспортом (Москва — Европейская часть России)

~0103~Страховая компания~0103~Условия страхования~1301~Средний тариф (% страховой суммы)
~0501~Автотранспорт~0501~Железнодорожный транспорт~0301~Воздушный транспорт
Продтовары, напиткиБытовая техника, электроникаАвтомобилиНасыпные грузыНефть и нефтепродуктыПродтовары, напиткиБытовая техника, электроникаАвтомобилиНасыпные грузыНефть и нефтепродуктыПродтовары, напиткиБытовая техника, электроникаАвтомобили
НАСТАС ответственностью за все риски0,30,350,250,20,20,30,350,250,20,20,150,150,15
~Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения0,180,170,150,120,120,180,170,150,120,120,120,120,12
«Нефтеполис»С ответственностью за все риски0,250,30,40,250,20,20,250,350,150,20,250,20,3
~С ответственностью за частную аварию0,190,250,30,070,150,160,220,30,070,150,10,10,1
~Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения0,160,190,20,050,10,130,160,20,050,10,120,120,12
ПАРИС ответственностью за все риски0,2—0,40,25—0,450,26—0,60,24—0,410,15—0,40,2—0,40,27—0,50,230,20,20,3
~С ответственностью за частную аварию0,18—0,360,22—0,40,25—0,530,1—0,160,23—0,370,135—0,380,18—0,360,24—0,450,10,20,180,180,27
~Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения0,12—0,240,15—0,270,16—0,360,06—0,110,15—0,250,09—0,230,12—0,240,16—0,30,0660,140,120,120,18
«Природа»С ответственностью за все риски0,35—0,540,32—0,510,37—0,60,12**0,18**0,24—0,420,21—0,390,26—0,480,13—0,270,15—0,250,15—0,190,15—0,190,17—0,21
~С ответственностью за частную аварию0,31—0,490,27—0,450,33—0,540,1**0,14**0,2—0,360,17—0,340,21—0,430,11—0,220,1—0,20,13—0,170,13—0,170,15—0,2
~Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения0,15—0,170,14—0,160,16—0,180,07**0,11**0,1—0,140,09—0,140,11—0,160,05—0,080,05—0,080,07—0,10,07—0,10,08—0,1
«Прогресс-Гарант»С ответственностью за все риски0,250,220,250,200,250,2750,240,2250,200,280,200,2250,35
~С ответственностью за частную аварию0,1750,150,160,170,200,150,150,1550,1750,230,150,150,12
~Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения0,120,100,150,100,150,110,100,1350,090,180,120,120,12
РОСНОС ответственностью за все риски0,25—0,60,25—0,650,28—0,75*0,22—0,450,2—0,50,23—0,550,25—0,580,15—0,40,18—0,350,12—0,30,15—0,4
~С ответственностью за частную аварию0,23—0,380,24—0,450,25—0,6*0,2—0,40,18—0,450,2—0,40,23—0,480,1—0,350,15—0,300,1—0,250,25—0,35
~Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения0,2—0,380,21—0,400,2—0,5*0,15—0,350,15—0,350,18—0,380,18—0,450,06—0,20,1—0,280,09—0,30,2—0,30
ФИДЕЛИТИС ответственностью за все риски0,5—0,720,5—0,61—1,20,42—0,50,35—0,40,5—0,60,45—0,61—1,10,4—0,50,3—0,40,160,160,16
~С ответственностью за частную аварию0,25—0,50,25—0,40,5—10,5—0,50,3—0,350,25—0,50,25—0,40,5—10,3—0,50,25—0,30,1—0,150,1—0,150,1—0,15
~Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения0,2—0,30,2—0,30,3—0,50,2—0,30,2—0,250,2—0,30,2—0,30,3—0,50,2—0,30,15—0,250,1—0,150,1—0,150,1—0,15
«Энергогарант»С ответственностью за все риски0,21—0,240,220,25—0,350,190,2—0,250,2—0,220,22—0,250,40,20,2—0,30,20,15—0,20,3
~С ответственностью за частную аварию0,20,210,220,150,20,20,220,250,150,2—0,150,150,12—0,150,2
~Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения0,190,20,20,10,150,190,20,20,10,10,10,10,15

Прочерк — нет данных.

Прочерк — нет данных.

* Тарифы действуют при перевозке новых автомобилей.

** Тарифы действуют при перевозке на расстояние до 200 км.

Средние тарифы по страхованию ответственности грузоперевозчиков (% от лимита ответственности страховщика)

~0102~Страховая компания~0102~Вид договора~0401~Средние тарифы по видам транспорта~0102~Территория страхования
АвтоЖелезнодорожныйВодныйВоздушный
«Ингосстрах»«На рейс»$50—120 за а/м0,1—0,5НетНетВесь мир
~«На срок»$150—700 за а/м0,2—5НетНетВесь мир
НАСТА«На рейс»1—1,51—1,51—1,51—1,5Весь мир, исключая зоны военных действий
~«На срок»0,6—0,80,6—0,80,6—0,80,6—0,8Весь мир, исключая зоны военных действий
«Нефтеполис»«На рейс»0,350,20,30,12Весь мир, исключая зоны военных действий
~«На срок»0,250,150,270,09Весь мир, исключая зоны военных действий
«Прогресс-Гарант»«На рейс»1—5По согласованиюПо согласованию0,2—0,6Весь мир
~«На срок»1—53% от фрахта$3—10 за БРТ судна0,35—1,5Весь мир
РОСНО«На рейс»0,3—10,1—0,70,2—0,80,01—0,05Весь мир, исключая зоны военных действий
~«На срок»1,5—50,5—1,51—1,20,05—0,25Весь мир, исключая зоны военных действий
«Энергогарант»«На рейс»0,1—0,360,1—0,280,05—0,21Весь мир

Прочерк — нет данных.

Прочерк — нет данных.

* Тарифы действуют при перевозке новых автомобилей.

** Тарифы действуют при перевозке на расстояние до 200 км.

Прочерк — нет данных.

ВСЕВОЛОД ИВАНОВ

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK