Наверх
7 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2005 года: "Спорное место"

   Рыболовство

   На прошлой неделе власти Норвегии задержали недалеко от архипелага Шпицберген два российских траулера: «Капитан Горбачев» (ЗАО «Мурманрыбпром») и «Дмитрий Покрамович» (ОАО «Архангельский траловый флот»).Капитанов кораблей обвинили в нарушении правил промысла и в том, что они не сообщили о заходе своих судов в 12-мильную зону острова Медвежий. Им было предложено идти в порт города Тромсе, но россияне встали на якорь около Шпицбергена, отвергая обвинения. Норвежцы требуют от владельцев траулеров штрафы в размере почти $200 тыс. (хозяин «Дмитрия Покрамовича» уже предоставил гарантии выплаты). Простой каждого траулера обходится в $4—5 тыс. в день.

   «Норвегия ввела в 2005 году новые правила: промысловые суда должны уведомлять норвежские власти о входе в 12-мильную зону, — пояснил «Профилю» доктор юридических наук, судья Международного трибунала ООН по морскому праву Анатолий Колодкин. — Наши корабли этого не сделали». Кстати, норвежцы арестовали траулеры в день начала работы российско-норвежской комиссии, которая должна определить квоты вылова на 2006 год.

   «Пора рассмотреть все проблемы Шпицбергена на уровне правительств двух стран и их компетентных органов, — считает гендиректор Союза рыбопромышленников Севера Геннадий Степахно. — Пассивность российской стороны, в частности МИДа и Минсельхоза, в отношении проблем Шпицбергена, в том числе в области рыболовства, может привести к полной утрате наших позиций».

   В 1920 году США, Великобритания, Франция, Италия, Япония, Норвегия, Нидерланды и Швеция подписали в Париже Договор о Шпицбергене, установивший суверенитет Норвегии над архипелагом, но странам-подписантам было предоставлено равное с норвежцами право вести там хозяйственную деятельность. Прежде всего думали об угле. СССР присоединился к договору в 1937 году.

   Позже на первое место вышел рыбный промысел вокруг Шпицбергена (тут водятся самые крупные треска и сельдь). «Участники договора имеют равные права на экономическую деятельность в этом районе, включая рыболовство, — считает руководитель департамента продовольствия, рыбного и сельского хозяйства Мурманской области Вячеслав Зиланов. — Но в 1977 году Норвегия создала там 200-мильную рыбоохранную зону. По Конвенции ООН по морскому праву можно ввести 200-мильную экономическую зону. Но не вокруг Шпицбергена, так как Договор 1920 года это исключает. «Норвежскую» рыбоохранную зону признают только Канада и Финляндия. Не признал ее и СССР. 15 июня 1977 года он заявил ноту протеста. Тогда две страны договорились в рамках двусторонней комиссии по рыболовству, что по всему Баренцеву морю для общих запасов правила рыболовства будут идентичными. Мы согласились оставить контроль за Норвегией, но меры наказания за нарушения должна осуществлять каждая сторона в отношении своих судов. Однако после распада СССР норвежцы стали ужесточать меры контроля. По норвежским законам меру наказания устанавливает не инспектор, проверяющий траулер, а суд. Поэтому норвежцы всякий раз конвоируют заподозренное в нарушении судно в свой порт. Они забыли о договоренности, что разбираться с нарушителями должны российские власти. Реальных нарушителей покрывать в России никто не будет. Теперь нужно добиться одинаковых мер контроля, одинаковых мер наказания за нарушения. Например, в рамках российско-норвежского центра мониторинга за рыболовством».

   Норвегия задерживает за нарушения не только российские суда. В прошлом году было оштрафовано около 100 владельцев траулеров из других европейских стран.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK